Научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее»
Тема номера: «Проблемы управления», «Туризм и гостеприимство».
Выпуск № 1 — 2 (том 12), май — июнь, 2025
Актуальная тема
Актуальность темы исследования обосновывается наличием большого количества проблем с привлечением, удержанием и повышением эффективности использования трудовых ресурсов гостиничных предприятий. Целью подготовки статьи является уточнение понятийного аппарата по теме исследования, обобщение системы показателей, характеризующих эффективность использования трудовых ресурсов гостиничных предприятий, а также описание современных проблем и перспектив повышения эффективности использования трудовых ресурсов гостиничных предприятий. В статье уточнена сущность понятий «ресурсы предприятия», «трудовые ресурсы предприятия», «экономический эффект», описано различие в показателях, характеризующих «эффективность использования ресурсов» и «результативность использования ресурсов». Приведены примеры показателей использования трудовых ресурсов гостиничных предприятий, а также примеры взаимосвязи целей оценки использования трудовых ресурсов гостиничного предприятия и перечня используемых показателей. Обобщены современные тренды и проблемы развития российского рынка труда, а также описаны перспективы применения искусственного интеллекта в работе служб персонала для оптимизации и повышения результативности основных бизнес-процессов службы. Материалы статьи могут быть полезны студентам и аспирантам, а также специалистам гостиничного бизнеса.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, эффективность, гостиничные предприятия, рынок труда, искусственный интеллект.
The relevance of the research topic is justified by the presence of a large number of problems with attracting, retaining and increasing the efficiency of using labor resources of hotel enterprises. The purpose of preparing the article is to clarify the conceptual apparatus on the topic of the study, generalize the system of indicators characterizing the efficiency of using labor resources of hotel enterprises, as well as describe modern problems and prospects for increasing the efficiency of using labor resources of hotel enterprises. The article clarifies the essence of the concepts of «enterprise resources», «labor resources of the enterprise», «economic effect», describes the difference in the indicators characterizing the «efficiency of using resources» and «effectiveness of using resources». Examples of indicators of using labor resources of hotel enterprises are given, as well as examples of the relationship between the objectives of assessing the use of labor resources of a hotel enterprise and the list of indicators used. Modern trends and problems of the development of the Russian labor market are summarized, and the prospects for using artificial intelligence in the work of HR services to optimize and improve the effectiveness of the main business processes of the service are described. The materials of the article may be useful for students and postgraduates, as well as specialists in the hotel business.
Key words: labor resources, efficiency, hotel enterprises, labor market, artificial intelligence
Обратная связь как инструмент изучения потребительского поведения: практические аспекты
Статья посвящена изучению способов и методов обратной связи с клиентами как эффективного инструмента изучения потребительского поведения и развития бизнеса. Автор рассматривает структуру источников обратной связи и особенности сбора информации используя кейсы из практики работы предприятий сферы услуг.
Ключевые слова: обратная связь, фидбек, поведение потребителей, кейсы.
Feedback as a tool for studying consumer behavior: practical aspects
The article is devoted to the study of methods and ways of feedback with clients as an effective tool for studying consumer behavior and business development. The author examines the structure of feedback sources and the features of collecting information using cases from the practice of service enterprises.
Key words: feedback, consumer behavior, cases.
Развитие туризма
и гостеприимства
Развитие туризма в Калининградской области
В статье раскрываются перспективы развития сферы туризма и гостеприимства в Калининградской области как одной из приоритетной отрасли региона. При помощи инструмента Google Forms, автор проводит опрос, включающий в себя вопросы о потребителе, частоте и продолжительности путешествий, осведомленности респондентов о Калининградской области. В заключение были сформулированы несколько стратегических целей в области туризма для Калининградской области, что впоследствии приведёт к росту числа туристских посещений
Ключевые слова: туризм, дестинация, стратегия развития, виды туризма
Tourism development in the Kaliningrad region
The article describes the prospects for the development of tourism and hospitality in the Kaliningrad region as one of the basic priorities of the region’s economy. Using the Google Forms tool, the author conducts a survey that includes questions about consumers, the frequency and duration of travel, and respondents’ awareness of the Kaliningrad Region. In conclusion, several strategic goals in the field of tourism for the Kaliningrad region were formulated, which will subsequently lead to an increase in the number of tourist visits.
Key words: tourism, destination, development strategy, types of tourism
Креативный туризм Тульской области: народные промыслы как фактор развития
Мальцева В.В., Пономарева И.Ю., Танкиева Т.А.
В работе раскрывается понятие креативных индустрий и приводится их классификация, прослеживается связь креативных индустрий с туризмом и дается определение этого вида путешествий. На основе анализа работ ряда авторов выявляются проблемы развития креативного туризма и даются рекомендации по их устранению применительно к Тульской области. Подробно рассматриваются народные промыслы региона в качестве одного из факторов развития этого сегмента туристического рынка.
Ключевые слова: креативные индустрии, классификация, креативный туризм, народные промыслы, Тульская область
Creative tourism in the Tula region: folk crafts as a factor of development
V. Maltseva, I. Ponomareva, T. Tankieva
The work reveals the concept of creative industries and provides their classification, traces the connection between creative industries and tourism and provides a definition of this type of travel. Based on the analysis of works by a number of authors, problems of creative tourism development are identified and recommendations are given for their elimination in relation to the Tula region. Folk crafts of the region are considered in detail as one of the factors in the development of this segment of the tourism market.
Keywords: creative industries, classification, creative tourism, folk crafts, Tula region.
Студенческий (молодежный) туризм: некоторые вопросы теории
Пономарева И.Ю., Сорокина К.О.
Работа посвящена некоторым теоретическим аспектам студенческого (молодежного) туризма. Приведены основные определения по рассматриваемой тематике; авторами предложена классификация этого вида путешествий по нескольким критериям; проведен анализ степени изученности проблемы студенческого туризма в работах российских и зарубежных авторов. Выявлены основные проблемы развития молодежного туризма.
Ключевые слова: студенческий туризм, молодёжный туризм, степень изученности проблемы, классификация студенческого туризма.
Student (youth) tourism: some theoretical issues
The work is devoted to some theoretical aspects of student (youth) tourism. The main definitions on the topic under consideration are given; the authors propose a classification of this type of travel according to several criteria; an analysis of the degree of study of the problem of student tourism in the works of Russian and foreign authors is conducted. The main problems of youth tourism development have been identified.
Key words: student tourism, youth tourism, degree of study of the problem, classification of student tourism.
Цифровизация как драйвер развития индустрии гостеприимства
В данной статье автором исследованы различные направления цифровизации гостиничной индустрии как для повышения ее конкурентоспособности и эффективности, так и для повышения качества обслуживания клиентов. Основной целью исследования является определение перспектив развития индустрии гостеприимства в условиях цифровизации гостиничного рынка. В статье проанализирован опыт зарубежных сетей в части внедрения цифровых технологий в деятельность гостиничных предприятий, а также отмечены основные принципы их внедрения.
Ключевые слова: цифровизация, гостеприимство, цифровые технологии, цифровая экономика, гостиничный бизнес.
Digitalization as a driver for the development of the hospitality industry
In this article, the author examines various directions of digitalization of the hotel industry both to increase its competitiveness and efficiency, and to improve the quality of customer service. The main purpose of the study is to determine the prospects for the development of the hospitality industry in the context of the digitalization of the hotel market. The article analyzes the experience of foreign networks in terms of the introduction of digital technologies into the activities of hotel enterprises, and also highlights the basic principles of their implementation.
Keywords: digitalization, hospitality, digital technologies, digital economy, hotel business.
Труды молодых авторов
Славянская культура как ключ к развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации
Статья посвящена развитию этнокультурного туризма в регионах России, основой которого являются местные традиции, фольклор и культурные особенности территорий. По мнению авторов, славянская культура занимающая особое место в мировом культурном развитии выступит в авангарде развития и популяризации поликультурного и многонационального туристского пространства России.
Ключевые слова: этнокультурный туризм, культура, традиции, туристский рынок.
Slavic culture as a key to the development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation
The article is devoted to the development of ethnocultural tourism in the regions of Russia, the basis of which are local traditions, folklore and cultural characteristics of the territories. According to the authors, Slavic culture, which occupies a special place in world cultural development, will be at the forefront of the development and popularization of the multicultural and multinational tourist space of Russia.
Key words: ethnocultural tourism, culture, traditions, tourist market.
Эффективные продажи: лучшие практики
Цель данной статьи — это выявление и обобщение лучших практик в сфере эффективных продаж на примере компании Aviaseles. В процессе нашего исследования были рассмотрены ключевые подходы компании к продажам, маркетинговым стратегиям и взаимодействию с клиентами на разных уровнях. Основными задачи являются анализ деятельности компании в отношении продвижения и продажи своих услуг, определение факторов, способствующих их успеху, а также выработка универсальных рекомендаций для других компаний, работающих в туриндустрии. Актуальность темы обусловлена растущей конкуренцией на туристическом рынке, что вынуждает компании постоянно искать инновационные решения и стратегии для повышения продаж. Результаты исследования могут быть полезны организациям, стремящимся оптимизировать результаты своих продаж.
Ключевые слова: эффективные продажи, маркетинговые стратегии, Авиасейлс, онлайн-продажи, технологии продаж, реклама, конкурентоспособность.
Effective sales: best practices
The purpose of this article is to identify and summarize the best practices in the field of effective sales using the example of Aviaseles. In the course of our research, we examined the company’s key approaches to sales, marketing strategies, and customer interaction at various levels. The main tasks are to analyze the company’s activities in relation to the promotion and sale of its services, identify factors contributing to their success, and develop universal recommendations for other companies operating in the travel industry. The relevance of the topic is due to the growing competition in the tourism market, which forces companies to constantly look for innovative solutions and strategies to increase sales. The research results can be useful to organizations seeking to optimize their sales results.
Key words: effective sales, marketing strategies, Aviaseles, online sales, sales technologies, advertising, competitiveness.
Реклама в формате UGC и EGC: новый тренд онлайн маркетинга
Цель данной статьи — это рассмотрение рекламы в формате UGC и EGC и их применение в туристской индустрии. В процессе исследования были рассмотрены определения двух форматов нативной рекламы через применение пользовательского контента и контента сотрудников, также были рассмотрены реальные примеры применения таких видов рекламы. Основными задачами являются анализ трендовых направлений в сфере маркетинга, а также рассмотрение перспектив и разработка рекомендаций по применению данных форматов нативной рекламы для предприятий туристской индустрии. Актуальность выбранной темы обусловлена нарастающим трендом одного из направлений, а именно EGC, а также большой конкуренцией на рынке туристических услуг, что вынуждает владельцев компаний искать новые каналы для привлечения клиентов и продажи своих услуг. Результаты исследования могут быть полезны туристским компаниям, стремящимся найти новые релевантные способы продвижения и увеличения своих продаж.
Ключевые слова: онлайн маркетинг, пользовательский контент, контент сотрудников компании, реклама, маркетинговый тренд, UGC, EGC.
UGC and EGC advertising: a new online marketing trend
The purpose of this article is to review UGC and EGC advertising and their application in the tourism industry. In the course of the research, the definitions of two formats of native advertising through the use of User-Generated Content and Employee-Generated Content were considered, and real-world examples of the use of such types of advertising were also considered. The main objectives are to analyze trends in the field of marketing, as well as to consider prospects and develop recommendations on the use of these formats of native advertising for tourism industry enterprises. The relevance of the chosen topic is due to the growing trend in one of the areas, namely EGC, as well as the great competition in the travel services market, which forces company owners to look for new channels to attract customers and sell their services. The research results may be useful to travel companies seeking to find new relevant ways to promote and increase their sales.
Key words: online marketing, User-Generated Content, Employee-Generated Content, advertising, marketing trend, UGC, EGC.
Основы современной системы управления персоналом турфирмы
Целью данной статьи является исследование основ современной системы управления персоналом в туристических компаниях, а также разработка методов оценки ее эффективности. В работе рассмотрены понятие и ключевые составляющие системы управления персоналом в туристических фирмах, методы оценки эффективности управления персоналом в контексте туризма в условиях настоящего времени, а также предложены направления совершенствования системы управления персоналом.
Ключевые слова: управление персоналом, туристическая компания, эффективность управления, кадровая политика, персонал, корпоративная культура, конкурентоспособность, бизнес-процессы.
Basics of a modern travel agency personnel management system
The purpose of the article is to study the fundamentals of the modern personnel management system in travel companies, as well as to develop methods for evaluating its effectiveness. The paper considers the concept and key components of the personnel management system in travel companies, methods for evaluating the effectiveness of personnel management in the context of tourism in the current environment and suggests ways to improve the personnel management system.
Key words: personnel management, travel company, management efficiency, personnel policy, personnel, corporate culture, competitiveness, business processes