Высшее образование в поиске новой модели развития

Джанджугазова Е.А.

Проблема образования для России всегда была ключевой и особенно чувствительной для миллионов людей. А проблема развития высшего образования носила не только профессиональный характер, но и в значительной степени жизненно важный. Так как вопрос: На кого учиться, фактически означал кем быть? Как состояться в этой жизни.

Кроме того, проблема получения высшего образования носит экономический характер, так как для того чтобы пройти конкурсный отбор и получить профессию нужны ресурсы и не только финансовые. Все это требует от общества и семьи не только серьезной концентрации усилий, но и формирования эффективной модели образования, способной при сохранении традиционных черт быть современной и эффективной.

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию объявил новый этап реформы высшего образования и отмене Болонской системы. Однако возникает вопрос о том, идет ли речь о возвращении к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием или будет создана новая комбинированная модель. Рассуждения о новой модели требуют осмысления настоящего состояния системы высшего образования РФ, так называемой «Точки входа». 

До середины 2022 года все вузы России входили в Болонскую систему обучения. Она предусматривала единые образовательные стандарты для всех европейских вузов. Система позволяла студентам свободно переводиться между образовательными учреждениями стран-участниц. Дипломы, полученные в России, должны были признаваться во всех государствах Европы.

Болонская система подразумевала:

  1. Трехуровневое образование (бакалавр — магистр — доктор) и дипломы единого образца. Претендент на степень бакалавра учится 3-4 года, степень магистра получает через 2 года.
  2. Общую система оценки уровня знаний во всех университетах.

Главная задача внедрения Болонской системы – это встраивание в глобальный рынок труда на условиях западных интересов и принципов, что предполагало внедрение практикоориентированного подхода к содержанию образования и переход к уровневой системе, а также внедрение компетентностной модели оценки результатов обучения. Все это, по мнению сторонников внедрения Болонской системы давало бы свободу выбора образовательной траектории и внедрение   длинного образовательного тренда – образование через всю жизнь.

Следует отметить, что любая модель, даже самая прогрессивная не свободна от недостатков, а если говорить о европейской образовательной модели, то она нам в полной мере не подходит, так как бакалавриат не заменит полноценного пятилетнего специалитета по многим направлениям подготовки, кроме того дробление основных образовательных программ на деле не повышает качество подготовки, а просто рассредоточивает ее во времени и не способствует формированию подготовленного к решению профессиональных задач специалиста.

В настоящее время еще нет полной картины изменения модели развития высшего образования в РФ, но некоторые ее черты уже продекларированы:

  1. Срок обучения бакалавриата может составить от четырех до шести лет вместо четырех;
  2. В рамках одной специальности могут быть предложены программы разные по сроку подготовки в зависимости от конкретной профессии;
  3. Если профессия требует дополнительной подготовки, то студент может продолжить обучение в магистратуре, которая будет длиться два года;
  4. Аспирантура будет готовить кадры для научной и преподавательской деятельности.

Анализ представленных положений предполагает значительное расширение специалитета, который объединяет базовое и специальное обучение и относится ко 2-й ступени высшего образования. На специалитете учатся 5–6 лет, а квалификация «специалист» не признается в зарубежных университетах, высоко ценится в России за узкую специализацию и глубину подготовки. Вместе с тем по некоторым не техническим направлениям подготовки бакалавриат может остаться, это уже прерогатива самого вуза, главное повысить долю специалитета по тем направлениям, где это жизненно необходимо.  В этой связи следует отметить, что магистратура, как самостоятельный уровень подготовки тоже остается актуальной, так как предполагает углубление и профессионализацию знаний на фоне усиленной научно-исследовательской подготовки.

Так, например, бакалавр по направлению подготовки «Туризм», может углубить и расширить свои знания в рамках магистерских программ: «Мировая экономика», «Финансовый менеджмент» и пр. Здесь следует подчеркнуть, что магистерские программы постепенно завоевывают авторитет как у самих обучающихся, так и у работодателей.  Работая более 10 лет на магистерских программах по направлению подготовки «Гостиничная деятельность», я отмечаю рост интереса к этой программе у бакалавров лингвистки, менеджмента, психологии и др. Это объясняется тем, что эти выпускники бакалавриата нашли себя в гостиничном и ресторанном деле, но им не хватает профильных знаний и они приходят на магистерские программы в рамках их новой сферы деятельности.

Кроме того, у магистерской подготовки есть целый ряд преимуществ:

  • Углубленный уровень знаний в узкой предметной области, что обычно ценят работодатели;
  • Возможность выработать навыки публичных выступлений и реализовать публикационную активность;
  • Расширение спектра профессиональных возможностей и в частности возможность претендовать на руководящие должности;
  • Возможность получить более высокую заработную плату.

Кроме того, магистратура открывает путь к аспирантуре – третьей самостоятельной ступени высшего профессионального образования. В аспирантуре за 3-4 года готовят научно-преподавательские кадры. Как правило в аспирантуре обучается не более 3-5% выпускников магистратуры, еще меньшее количество действительно реализуют себя в сфере науки и образования, что несомненно отрицательно влияет на воспроизводство научно-педагогических кадров. Следует отметить, что что масштабные изменения образования неизбежны.

В этой связи должны меняться и сами вузы, которые столкнутся с разрушением старых форм, давлением со стороны государства и

работодателей, широким развитием инновационных образовательных технологий и глобальной конкуренцией за студентов. Фактически за 15-20лет произойдет смена дискурса от традиционных индивидуальных форм к проектным (рис.1).

Рис.1. Современный вуз: смена парадигмы.

Одним из путей формирования национальной модели образования стала Государственная Программа «Приоритет 2030». Эта программа призвана сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития РФ на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.

Целью программы «Приоритет 2030» является формирование в России к 2030 году более 100 прогрессивных современных университетов, которые бы смогли стать полноценными научно-технологическими центрами социально-экономического развития страны. 

Литература

  1. Джанджугазова Е.А. Атлас новой профессии как реакция на динамичные социально-экономические процессы и технологические изменения в современном российском обществе. Современная экономика: проблема и решения. 2016. №3 (75). С.48-57.
  2. Джанджугазова Е.А. Ключевые тренды профессионального туристского образования. Российские регионы: взгляд в будущее. Т5, №3, стр. 128-135.
  3. Послание В.В.Путина Федеральному собранию – 2023. https://ura.news/story/1058
  4. Разработка методики анализа эффективности магистерских программ: коллективная монография / под ред. Е. А. Сухановой; Нац. исслед. Томский гос. ун-т. — Томск: 2019. — 109 с.
  5. Официальный сайт программы «Приоритет 2030» https://priority2030.ru/analytics/
Поделиться в соц. сетях: