Размышления в день учителя…

Всем моим коллегам посвящается!

Размышления в день учителя…

den-uchitelya

Люди, прожившие более 50 лет в России (имеется в виду все прежние названия Российская империя, СССР, РФ), часто соизмеряют прожитый период жизни с числом правителей в независимости от названий должности, варьирующихся от государей до президентов, ведь суть власти в нашей стране от этого формального признака никак не зависит. Лично за мою жизнь сменилось 8 руководителей государства, начиная с темпераментно-харизматичного Хрущева до строго выверенного и решительного Путина.

Бытовая жизнь была разной, так же как и профессиональная продолжительностью в 33 года. Ну а если считать весь период моих взаимоотношений с образованием, то в него вписалось уже 11 профильных министров (образования, просвещения, высшей школы и пр.)

! В этот праздничный день, а ведь День учителя празднуется именно сегодня – 5 октября, хочется вспомнить о каждом из них, описав их деятельность смелыми крупными мазками. Правда коллаж получится не совсем равномерный, т.к. некоторые представители этой плеяды себя почти ничем не проявили, но за то за них постарались другие.

И так начнем:

​ Первым представителем профессиональной палитры является Афанасенко Евгений Иванович, руководящий образованием с 1956 по 1967г. Лично я об этом периоде сказать ничего не могу, так как в 1967 г. училась в первом классе, но старожилы профессии говорят, что именно он начал разрушительные реформы, ломая наработанные десятилетиями педагогические технологии под предлогом мифической связи «школы с жизнью». В результате этого вливания «свежих струй» в меха образования из школьной программы исчезли многие гуманитарные дисциплины, а гуманитарное знание стало «второсортным», зарплата педагогов упала и гендерный состав педколлективов сильно изменился. Именно тогда возникло пренебрежительное выражение «училка», потому что 80% учителей были женщины. Как нельзя лучше этот период показан в культовом фильме «Доживем до понедельника», снятый Станиславом Ростоцким в 1966г.
​ Вторым представителем стал Данилов Александр Иванович (1967-1980г.г.). Этого министра смело можно назвать долгожителем в министерском кресле – 13 лет до самой кончины. А.И.Данилов слыл крупным методологом, активным сторонником всеобщего среднего образования и ратовал за всестороннее развитие личности и в.т.ч. трудовую и политехническую подготовку учащихся. Этот период запомнился отчаянной борьбой с второгодниками, которых «тянули за уши» из класса в класс, еженедельными субботниками, заменой у девочек уроков буржуазного домоводства на слесарное дело, мощной политизацией школьной жизни и прочим новациями. Лично я помню, что, вступая в Комсомол, я выучила имена всех генеральных секретарей коммунистических партий социалистических и капиталистических стран! Вот так.
​ Третьим представителем этой министерской галереи является Веселов Георгий Петрович, пробывший в кресле министра образования десять дореформенных лет (1980-1990). В послужном списке министра отмечается его активная работа по раскрепощению школы, повышению престижа педагогического образования и созданию системы повышения квалификации педагогов. Лично я помню это время как относительно стабильное, правда к концу 1980-х на фоне кризиса власти и обострившейся экономической обстановки вспоминаются судорожные попытки сохранить политизацию образования через обязательное и насильственное обучение педагогов в Университете научного коммунизма, бесконечное «промывание мозгов» на открытых партсобраниях и беседах с представителями райкома КПСС. А еще от нас требовали обязательно включать в занятия материалы съездов, партконференций и пр. Для меня, всю жизнь читающей экономические дисциплины это не составляло труда, но математикам и физикам приходилось туго.

​ Четвертым персонажем нашей галереи является Днепров Эдуард Дмитриевич, руководивший образованием с 1990 по 1992г. Трудная доля выпала этому министру, но, будучи историком, он таки нашел себе занятие и описал все реформы образования, когда либо предпринятые в России (1804г., 1864г., 1918г. и нынешнюю). Я помню этот период как какой-то провал или прыжок в пустоту, бесконечные обсуждения названия педагогических учреждений. Все захотели быть лицеями, коллежами, колледжами, академиями и пр. По факту зарплата стала неприлично маленькой и ту задерживали, студенты стали жалостливо-неуважительно отзываться о педагогах, преподавать социально-экономические дисциплины стало трудно, а главное в большинстве горячих голов засела мысль: А ну ее эту учебу, вот таксисты паленой водкой торгуют и ничего себе, живут хорошо!

​ Пятый, шестой и седьмой министры в последовательности:

Ткаченко Евгений Викторович, Кинелев Владимир Георгиевич и Тихонов Александр Николаевич руководили образованием совокупно 6 лет с 1992г. по 1998г. Ратовали за информатизацию, интеграцию образования и науки, интеграцию в мировую науку и пр. что требовало от них текущее время. По личным ощущениям ситуация оставалась сложной, вузы и их филиалы открывались ежедневно и повсеместно, дипломами торговали как семечками на базаре. Для массового педагогического движения не хватало людей с учеными степенями, пошли в ход липовые дипломы и аттестаты, а вузы открывались в разных приспособленных и неприспособленных помещениях. Лично я в это период прирабатывала в разных вузах и колледжах, один из них располагался в бане, другой в шахматном клубе, третий в столовой. Правда были приятные исключения, например «Общество знание», я туда ходила с удовольствием.
​ Хорошо запомнился мне и не только мне восьмой министр — Филиппов Владимир Михайлович, пробывший в министерском кресле полноценные 6 лет. ЕГЭ, Национальная доктрина образования, Федеральная программа развития образования, компьютеризация и пр. – вот основные вехи его деятельности. Однозначно оценить ее трудно, потому что дальше пошло еще круче! Но в это время материально стало полегче, зарплату повышали, демографическая ситуация была спокойной, хотя призрак перемен уже маячил на горизонте.

​ Андрей Александрович Фурсенко – девятый министр в этом ряду. Он возглавлял российское образование долгих 8 лет. Запомнился педагогическому сообществу как идеолог развития ЕГЭ и сторонник прагматичного подхода к образованию. По его мнению, школа и вузы должны готовить грамотного потребителя и именно в этот период образование превращается в услугу! Что вообще по началу и звучало как-то диковато, но потом все пообвыклись и пришли к тому, что студенты стали «качать права», требовать необоснованно высоких оценок, вникать в тонкости учебных планов, подсчитывать соразмерны ли их затраты на образование и в целом вести себя как обычные потребители. Что для образования вообще не приемлемо! Не соотносится здесь цена и качество, да и все тут! По моим личным ощущениям работать стало не просто трудно, а порой даже не очень приятно. Появилась слежка, доносы и пр. Но как оказалось это были еще «цветочки»…

​ Десятый министр этой импровизированной галереи – Ливанов Дмитрий Викторович, руководивший нашим ведомством с 2012 по 2016г. стал, пожалуй, самым противоречивым и даже скандальным персонажем на общероссийском педагогическом ландшафте. Стремительно пришедший в правительство младореформаторов он также стремительно покинул этот пост в конце августа текущего 2016 года! Такая рокировка вызвала как чувство удивления, так и понимание в обществе. Министр чисто внешне не вызывал симпатий своей надменностью, отстраненностью и каким-то механически-холодным поведением. С лица этого в сущности молодого человека почти никогда не сходила маска полубрезгливой снисходительности к своему убогому ведомству. Конечно образование это – не Газпром или Роснефть, а какая-то бюджетная и проблемная структура, короче не развернешься. Лично для меня эти годы были самыми тяжелыми! Глупо, безжалостно и с каким-то маниакальным упорством разваливались, вузы, разрушались многолетние научные школы, учитель превратился в «лишнего человека», какую-то обузу или нахлебника, которому надо платить зарплату. Студенты вообще выпали из поля министерского зрения как какие-то «мертвые души» из «ревизских сказок». Все разумное пространство заполнилось совсем неразумным действием – составлением и пересоставлением какой-то отчетности, форм, таблиц и пр. Настоящим испытанием стали аттестации с их неудержным бумаготворчеством. Всем стало очевидно, что все это постановочные мероприятия по сценарию минобра! Никогда еще о нашем ведомстве не говорили так неуважительно и резко, критика неслась со всех сторон, а главное преподаватели стали терять живой интерес к работе. Именно в этот период я перестала любить преподавание как деятельность, как процесс и как дело своей жизни! Цинизм середины 2010-х. стал сильнее и невыносимее голодных 1990-х.

​ Одиннадцатым министром в этом импровизированном списке стала Ольга Юрьевна Васильева. О новом министре пока можно сказать не много – спокойная, рассудительная, на вид доброжелательная. Она публично отказалась от идеологии потребительства в образовании, вот пока и все.

44461ba0cb6b1fc579061cf0c83a1d4b

Время покажет!

Джанджугазова Елена

Поделиться в соц. сетях: