Путешествие в удивительный «Мир кино»

Джанджугазова Е.А.

Настоящее время можно назвать временем бурного роста креативных индустрий, развивающих идеи экономики впечатлений. Впечатление как след, оставляемый в сознании людей, стало особым «продуктом», составляющим суть коммерческого предложения. В чем же заключается отличие этого особого предложения от обычного? Прежде всего, креативным подходом, в отличие от ремесленного, на котором основано производство традиционных товаров и услуг.

Этот тезис подтверждается утверждением авторов очень известного и неординарного исследования, посвященного экономике впечатлений Б.Джозеф Пайна и Джеймса Х. Гилмора: «Сырье равноценно, товары материальны, услуги нематериальны, а впечатления незабываемы. Покупатели впечатлений ценят свое участие в действе, которое организуется той или иной компанией. Как люди экономят на товарах, чтобы купить больше услуг, так они экономят время и средства на услугах, чтобы приобрести более ценные для них впечатления». [1]

Кроме того, креативность позволяет посмотреть на проблему с неожиданной точки зрения и принять оригинальное решение. В свою очередь, впечатление стало своеобразным ядром креативных индустрий и, прежде всего, индустрии досуга и развлечений, включающей широкий спектр предложений от театральных пьес, концертов, разнообразных телешоу до масштабных произведений киноискусства. Вообще кино как одно из самых демократичных и массовых видов творчества является великолепным полем для проявления возможностей современных креативных технологий, а сочетание двух массовых и необыкновенно привлекательных индустрий: туризма и кино — дает нам очень интересный продукт из новой линейки коммерческого предложения, основанный на стыке двух индустрий и названный кинотуризмом.

Кинотуризм – это сравнительно новая область туристской деятельности, предлагающая продукт, основой которого являются новые впечатления в сочетании с романтическим настроением, теплыми ностальгическими воспоминаниями, хранящими отзвуки бурных страстей, приятных ощущений и еще многих десятков малейших нюансов и полутонов человеческих чувств, вызываемых удачно спланированным кинотуром.

Кинотур как комплексный продукт достаточно гармоничен, так как в основе индустрий туризма и кино лежит сбалансированный проектный подход, позволяющий на основе испытанных технологий туристского проектирования приготовить качественное «блюдо», слегка «приправив» его, как редкой ароматной пряностью, необыкновенной атмосферой кино.

Сегодня вообще отмечается всплеск интереса к оригинальным продуктам, и в этой связи кинотуризм востребован развивающимся туристским бизнесом как идеологическая основа для нового туристского предложения. Активизирует этот интерес и насыщенное событийное поле. В частности, 2016г. отмечается как год Российского кино, который нацелен на развитие отечественной киноиндустрии и популяризации лучших советских, российских и зарубежных кинолент.

«Кинотур» – это особый вид туристского продукта, нитка маршрута которого выстраивается по трем основным позициям:

  • ​ по наиболее интересным местам и достопримечательностям, где проходили съемки;
  • ​ по наиболее известным объектам индустрии кино и, прежде всего, киностудиям;
  • ​ по местам наиболее значимых кинособытий (фестивалям, слетам и пр.).

Из перечисленных вариантов формирования маршрута кинотура наиболее популярным является первый – кинотур по местам съемки, так как он проектируется на топографической основе с соблюдением всех классических приемов и методов туристского проектирования. [2].

Вместе с тем специфические жанровые особенности этого продукта нельзя не учитывать, и вытекают они из ключевых характеристик кинокартины: сюжетной линии, сценарной идеи, киножанра, географии и бюджета картины и пр. В этой связи можно выделить основные типы кинотуров, исходя из главной ценностной компоненты киноленты, на которой строится замысел тура. В случае с классическим турпродуктом мы называем такую компоненту «искомыми выгодами», именно они и формируют потребительские свойства самого продукта. [2].

В случае с кинотуром мы выделяем «ценности», которые формируют и акцентируют впечатления потребителей. Для проектирования кинотура, где в качестве ценностной компоненты выступает «атмосфера», мы выбираем тонкую и очень романтичную мелодраму, в которой окружающие пейзажи прописаны в нежных и нечетких полутонах, за кадром звучит мягкая фоновая музыка, где мало текста и действий, но много смысла и чувств. Эту особую атмосферу фильма передает и закрепляет кинотур.

Если кинотур формируется на основе известных географических и товарных брендах, то обычно выбирается очень яркая и насыщенная кинолента с живыми и образными кадрами, очень известными актерами и легко узнаваемыми достопримечательностями. Это «фильм – бренд», выступающий неким путеводителем по памятным местам фильма и его прекрасным рекламным материалом.

В случае проектирования кинотура, раскрывающего большие временные периоды, сопровождаемые активными действиями, очень важно показать перемены, происходящие с людьми, городами или странами во временном контексте. Перемены, происходящие в моде и стиле, бытовом и социальном поведении, видовых характеристиках ландшафта, очень интересны и в то же время познавательны. Подобный киноматериал можно условно назвать как «фильм – время\действие». Он является отличной энциклопедией повседневности и богатым материалом для формирования целой линейки кинотуров. В качестве примера, иллюстрирующего эту неформальную типологию кинотуров, можно привести самые известные киноленты, которые уже успешно состоялись как смысловая и топографическая основа новых туристских кинопродуктов (табл. 1).

Таблица 1.

Типология кинофильмов как основа для формирования кинотуров

Снимок экрана 2016-08-20 в 22.13.55

Для формирования успешных кинопродуктов необходимо использовать самые известные киноленты, ставшие настоящими национальными и мировыми брендами. Проиллюстрируем основные подходы к формированию кинотура на примере одного из самых романтичных мировых кинофильмов «Мужчина и женщина», которому в мае 2016 г. исполняется 50 лет.

Романтическая кинематографическая основа фильма «Мужчина и женщина»

50 лет назад в прокат вышел фильм «Мужчина и женщина», снятый в курортном городке Довиль в Нормандии на берегу Ла-Манша. Этот курорт особенный: в нем обычные прогулки по песчаному пляжу вдоль кромки воды всегда были утонченным светским развлечением. Именно этот фильм совершенно неожиданно стал главной рекламой Довиля — чудесного курорта на берегу Атлантики. Кажется невероятным то, что самая красивая киноистория о любви началась с безмерного отчаянья!

Поначалу молодой французский режиссер Клод Лелуш не задумывал никакого любовного сюжета, его очередной фильм с треском провалился, и он был уже на грани нервного срыва, а главное — у него не было никаких мыслей и перспектив. Спасаясь от депрессии, он, не раздумывая, прыгнул в свой «Мерседес» и, нажав до отказа педаль газа, с рёвом вонзился в унылую мартовскую ночь. Лелуш помчался из Парижа на Запад в свою родную Нормандию.

Панорама Довиля

Панорама Довиля

Не замечая времени, он долго колесил по дорогам, пока не оказался на пустынном пляже Довиля. Понимая, что дальше дороги нет, он в изнеможении заснул под монотонный шум океана. Утром его разбудил рассвет. Сквозь запотевшее лобовое стекло Лелуш увидел пустой пляж. Солнце едва выглянуло из серой дымки, кричали чайки, а вдоль песчаной пляжной полосы прибоя медленно шла красивая молодая женщина, держа за руку маленькую девочку. По радио играла тихая и очень знакомая мелодия, и в этот момент в сознании режиссера произошла какая-то перемена: он увидел необыкновенную гармонию этой утренней картины, ставшей предтечей фильма о любви вопреки его прежним планам снять фильм об автогонках.

«Мужчина и женщина» (кадры из фильма)

«Мужчина и женщина» (кадры из фильма)

Сначала в голове Лелуша возникли вопросы: Кто эта женщина? Как она оказалась с девочкой на пустынном утреннем пляже? Возможно, она одна, хотя красива и, наверно, умна. От этих мыслей Лелуш почувствовал себя одиноким отчаявшимся мужчиной, ему в этот момент была очень нужна любовь и забота женщины, и он с надеждой наблюдал за этой романтичной сценой из своего автомобиля. Всего несколько десятков шагов разделяло их — мужчину и женщину, и, если бы Клод Лелуш не был великим кинорежиссером, он, наверное, вышел бы из машины, но он поступил иначе – открыл блокнот и написал романтический сюжет, пожалуй, самой знаменитой киноистории о любви.

Главные герои истории любви (актеры Анук Эмме и Жан-Луи Трентиньян)

Главные герои истории любви (актеры Анук Эмме и Жан-Луи Трентиньян)

По местам событий кинофильма в Довиле

Довиль – это фешенебельный аристократический курорт и настоящая кинематографическая столица Нормандии. Коко Шанель открыла здесь один из своих первых бутиков. А известные актеры, побывавшие на курорте: Грегори Пек, Грейс Келли, Джек Николсон, Омар Шариф, Лана Тернер, Барбара Стрейзанд и мн. др. — оставили память о себе названием кабинок на пляже.

Знаменитый пляж в Довиле

Знаменитый пляж в Довиле

Заслуженным вниманием в Довиле пользуется отель «Le Normandy», где снимался этот замечательный фильм.

Отель «Le Normandy»

Отель «Le Normandy»

На самом деле это фильм совсем не топографичен, в нем не так много мест для построения насыщенной нитки маршрута, но он наполнен мощной энергетикой любви и романтичной атмосферой, которая делает маршрут этого кинотура незабываемым и очень привлекательным. Эта картина построена на удивительных художественных ассоциациях и метафорах, фильм весь как бы пронизан тонкой эстетикой 1960-х.

Старик с собакой, гуляющий по знаменитому деревянному настилу пляжа в Довиле

Старик с собакой, гуляющий по знаменитому деревянному настилу пляжа в Довиле

Работа скульптора Альберта Джакометти

Работа скульптора Альберта Джакометти

Чего только стоит сцена наблюдения главных героев за гуляющим по пляжу стариком с собакой. Отмечая схожесть походки старика и его собаки, они рассуждают о гуманизме необыкновенно пластичной скульптуры швейцарского живописца и скульптора Альберта Джакометти. Размышляя о добре и зле, о роли искусства в жизни людей, они мысленно задают себе вопрос: Зачем и почему произошла их встреча и как жить дальше?

Конечно, по сравнению с современной высокотехнологичной кинопродукцией фильм Клода Лелуша кажется очень мягким и даже наивным, но его художественная канва безупречна, а атмосфера мелодрамы наполнена такой мощной энергетикой любви, которая по-прежнему продолжает привлекать внимание большого количества людей, готовых отправиться в романтическое путешествие в Довиль.

Следует отметить, что недавно состоявшийся юбилей фильма удачно использовала Радиостанция «На 7 холмах», объявившая конкурс на лучшую романтическую историю любви, главный приз в котором – поездка в Довиль в тот самый отель, где снимался фильм «Мужчина и женщина». Конкурс заинтересовал многих любителей кино и путешествий. Конечно, выиграть удастся только одной паре, но зато у остальных появится новая мечта – посетить Довиль. [7]

Литература

  1. Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор «Экономика впечатлений. Работа как театр, а каждый бизнес – сцена». Издательство «Вильямс». М.; 2005.
  2.  Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование. М.: Издательский центр «Академия» (издание 2-е дополненное), 2016, с. 267.
  3. Разлогов К. «Мировое кино. История искусства экрана». М.: Издательство «Эксмо», 2011.
  4. http://www.kinopoisk.ru/film/19334/vk/1/ (дата обращения: 11.05.2016)
  5. http://www.kinopoisk.ru/film/497/vk/1/(дата обращения: 11.05.2016)
  6. https://afisha.mail.ru/cinema/movies/517557_moskva_slezam_ne_verit/(дата обращения: 11.05.2016)
  7.  http://radio7.ru/
Поделиться в соц. сетях: