Александровский сад — символ возрождения Москвы

Джанджугазова Е.А.

Александровский сад – одно из замечательных мест столицы. Расположенный в самом центре у стен Кремля, он протянулся от Красной площади до Кремлевской набережной. Сад был разбит по указу Александра II при восстановлении города после войны 1812 года. Назывался он в то время Кремлевским и строился с 1819 по 1822 гг. Раньше здесь протекала река Неглинная, а через нее от Троицкой башни до Кутафьей был раскинут мост, по которому можно было перейти из Верхнего сада в Средний. В 1856 году сады были названы Александровскими и состояли из трех частей. Верхние сады длиной 350 м идут от Угловой Арсенальной башни Кремля до Троицкого моста у Кутафьей башни. Средние, длиной 382 м, расположены от Троицкой до Боровицкой башни. Нижние имеют длину 132 м и выходят на Кремлевскую набережную. Очень многое в Александровском саду напоминает события 1812 года и если, совершая прогулку, направиться в Александровский сад со стороны Кремлевского проезда и Исторического музея, то мы пройдем через величественные чугунные ворота Главного входа и попадем в Верхний сад, открывшийся в 1823 году. Чертеж чугунной решетки ворот с изображением символов победы в Отечественной войне выполнил архитектор Е. Паскаль.

Чугунная решетка ворот Александровского сада

Чугунная решетка ворот Александровского сада

Сад имеет три аллеи, идущие вдоль Кремля. Среди его украшений – голубые ели и сирень, акация и жасмин, удивительной красоты цветники и сохранившийся двухсотлетний дуб.

Старые деревья Александровского сада

Старые деревья Александровского сада

Как символ возрождения Москвы из пепла у подножия Кремлевского холма под Средней Арсенальной башней Кремля по проекту архитектора О.И.Бове в 1841 г. был сооружен живописный грот «Руины», в котором играл оркестр, а вокруг проходили народные гуляния. Под плоской аркой грота стоят глубоко ушедшие в землю каменные колонны, которые делают всю эту замечательную конструкцию устойчивой и как бы монолитно сливающейся с кирпичной стеной кремля. Над гротом горделиво возвышаются две каменные львиные фигуры, придавая памятнику величественность и гармонию. Ни для кого не секрет, что яркие, запоминающиеся образы рождаются там, где возрождается романтическая обстановка.

Прогулка по осеннему саду

Прогулка по осеннему саду

Грот «Руины» в Александровском саду представляет собой мемориал погибшему городу, выложенный обломками зданий, сгоревших в пожаре 1812 года, он притягивает внимание множества людей, которые хотят прикоснуться к живой истории столицы, и именно в таких местах осуществляется неразрывная связь времен и человеческих судеб, объединяя прошлое настоящее и будущее народа.

Грот «Руины»

Грот «Руины»

Пройдя вперед по аллее сада, мы открываем для себя чудесный вид на ажурную «подкову» Кутафьей башни, сыгравшей драматическую роль в цепи событий, развернувшихся у стен Кремля во время наполеоновского нашествия.

Башня была сооружена в 1516 году под руководством миланского архитектораАлевиза Фрязина. Невысокая, окруженная рвом и рекой Неглинной, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались подъемной частью моста, башня была грозной преградой для войск, осаждавших крепость, о чем сохранились многочисленные свидетельства и в том числе на страницах Романа Л.Н.Толстого.

Кутафья башня Кремля

Кутафья башня Кремля

Москва и Кремль не раз становились свидетелями торжеств и бед народных. Нашествие французов стало настоящим испытанием для древней столицы. После Бородинского сражения русские войска согласно приказу М.И.Кутузова покинули Москву.

Армия Наполеона вошла в город без боя. Однако Кремль сопротивлялся. Это описывает в своем романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой. Вместе с героями романа мы можем проследить за тем, как войска неприятеля входят в город. Движутся по Дорогомиловской дороге, Арбату, Воздвиженке по направлению к Кремлю.

Подходят к Кутафьей башне, находящейся у западной стены Кремля и соединенной с проездной Троицкой башней мостом, под которым некогда протекала речка Неглинка. Кутафья башня издавна предназначалась для обороны Троицкого моста. Французы узнали, что в опустевшей Москве «ворота в крепость» заделаны и, вероятно, их ожидает засада.

И действительно, в Кутафьей башне находилось девять безымянных героев, семеро из которых были убиты французами.

Яркий и драматический момент боя изображен в романе «Война и мир»: «…Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из-за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье он целился в французов.

Feu! – произнес артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались два ружейных и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота». Так погибли защитники Кремля.

Реконструируя в памяти события, происходившие 200 лет назад, отчетливо понимаешь, какую высокую цену мы заплатили за свободу и независимость своей страны, и через какие тяжелые испытания прошла наша столица Москва, любовь и вера в которую есть характернейшая особенность народного исторического миросозерцания: «Москва – сердце России». «Москва – матушка». «Москва не город, а целый мир».

Литература:

  1. Осетров Е. Моя Москва // Куранты. Историко-краеведческий альманах. М.: Московский рабочий, 1983. С.10-20.
  2. Стародуб К., Емельянов В., Краусова И. «Я люблю этот город вязевый». М.: Московский рабочий, 1990.
  3. http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=22
Поделиться в соц. сетях: