Независимая оценка качества образования и консалтинг: вместе или параллельно?

Зайцева Н.А.

Введение

В рамках тематики этого номера журнала хотелось бы рассмотреть один из аспектов, связанных с тем, как развитие рынка консалтинговых услуг позволяет сократить затраты времени сотрудников организаций на выполнение различных видов работ. Объектом исследования стал рынок услуг по проведению независимой оценки качества образования.

В настоящее время законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ указаны три формы оценки качества образовательных программ и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, две из которых касаются образовательных программ: государственная аккредитация образовательной деятельности по основным образовательным программам и профессионально — общественная аккредитация образовательных программ, и одна – образовательных организаций — общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность [1].

Образовательными организациями все эти три формы оценки качества образовательных программ и организаций воспринимаются исключительно как формы внешнего контроля их деятельности [2, 4]. Не будем останавливаться в рамках данной статьи на наиболее важной для образовательных организаций государственной аккредитации образовательной деятельности по основным образовательным программам, отсутствие которой имеет очень серьезные последствия, вплоть до закрытия образовательной организации.

Профессионально — общественная аккредитация образовательных программ и общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность таких последствий не имеет. Но в некоторых случаях, со стороны органов, регулирующих образовательную деятельность, например, в регионе, или руководства образовательных организаций, могут быть определенные рекомендации пройти профессионально — общественную аккредитацию образовательных программ, подтвердив, таким образом признание этих программ у профессионального сообщества (регионального рынка труда).

В результате таких «настоятельных рекомендаций», невыполнение которых может в дальнейшем сопровождаться определенными оргвыводами, руководители основных образовательных программ начинают искать информацию о том, какие организации занимаются проведением профессионально — общественной аккредитации образовательных программ, изучая информацию в открытых источниках, в том числе на сайтах известных аккредитационных агентств, что именно они предлагают, и как подготовиться к проведению процедуры профессионально — общественной аккредитации образовательных программ [3].

Виды работ и затраты времени образовательных организаций на подготовку к проведению процедуры профессионально — общественной аккредитации образовательных программ.

Рассмотрим в рамках данной статьи три наиболее известных организации, оказывающий услуги проведения профессионально — общественной аккредитации образовательных программ:

  •  Агентство по контролю качества и развитию карьеры (АККОРК)
  • Национальный центр профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр)
  • Агентство по профессионально-общественной аккредитации и независимой оценке квалификаций» (Профаккредагентство)

При подготовке к проведению процедуры профессионально — общественной аккредитации образовательных программ (ПОА ОП) образовательной организации важно ознакомиться с тем, по какой методике она будет проводиться, и какие документы нужно подготовить до начала ее проведения.
Возьмем, к примеру, информацию на сайте Профаккредагентства, на котором вывешены различные методики проведения ПОА ОП и опросники, обязательные к заполнению образовательными организациями (рис. 1.)

Снимок экрана 2019-12-25 в 02.38.17
Сам опросник (выделено заливкой на рис. 1) представляет собой форму отчета о самообследовании основной профессиональной образовательной программы для прохождения профессионально-общественной аккредитации в Межотраслевом аккредитационном совете работодателей.

В этом отчете о самообследовании есть небольшая часть показателей, заполнение которой для образовательной организации не представляет никакого труда:

  • полное наименование образовательной организации в соответствии с Уставом;
  • перечень филиалов;
  • численность обучающихся (по формам обучения, по формам финансирования).

Чуть больше времени понадобиться на поиск следующей информации:

  • небольшая историческая справка с момента создания образовательной организации;
  • перечень основных стратегических партнеров ОО;
  • откуда осуществляется основной приток студентов;
  • перечень основных конкурентов (ОО, реализующих подобные программы в регионе);
  • перечень основных конкурентных преимуществ.

Далее образовательная организация должна заполнить Чек-лист, подтвердив каждый пункт соответствующими приложениями, на подготовку которых уходит, как правило много времени (рис. 2).

Снимок экрана 2019-12-25 в 02.38.25
Несмотря на то, что на с. 3 в данной формы отчета о самообследовании основной профессиональной образовательной программы указано: по всем возникающим вопросам просим вас обращаться к курирующему менеджеру проекта, совершенно очевидно, что по не по всем вопросам, связанным с конкретным видом профессиональной деятельности, на который ориентирована образовательная программа, курирующий менеджер проекта может дать квалифицированный совет. Помочь в этом вопросе мог бы эксперт по данному виду профессиональной деятельности, оказав образовательной организации консультационные слуги.

Консультационные и другие услуги, оказываемые аккредитационными агентствами.
При подготовке к проведению, как государственной (чаще), так и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (реже, но тоже бывает), образовательные организации начинают искать тех, кто мог бы им помочь подготовиться к проведению такой процедуры. И здесь возникает два основных вопросов:

Не приведет ли предоставление консалтинговых услуг до проведения аккредитации к нарушению принципа независимости проведения этой процедуры оценки качества образовательных программ?
Будет ли у образовательной организации в результате оказания ей консалтинговых услуг, гарантия того, что она успешно пройдет саму процедуру аккредитации?
Так как ранее было указано, что в рамках данной статьи не будет рассматриваться государственная аккредитация образовательной деятельности по основным образовательным программам, то прейдем к анализу ассортимента услуг и видов деятельности аккредитационных агентств, оказывающих услуги независимой оценки качества образовательных программ, на примере трех вышеуказанных организаций.

Прямой ссылки на оказание каких-либо услуг, кроме аккредитации, на сайте Нацаккредцентра нет (рис. 3)

Снимок экрана 2019-12-25 в 02.38.33Рис. 3. Скриншот сайта Нацаккредцентра3

Но есть указание на проектную деятельность, в рамках которой, вероятно, могут быть оказаны какие-либо консалтинговые услуги.
На сайте АККОРКА указано, что среди услуг, оказываемых этой организацией есть аудит систем менеджмента качества образования (рис. 4.). Любой аудит представляет собой проверку соответствия чего-либо определенным требованиям (законодательству, каким-било стандартам, требованиям ранка труда и т.д.). Во время этой проверки выявляются несоответствия и могут даваться рекомендации по их устранению.

Снимок экрана 2019-12-25 в 02.38.38
На сайте Профаккредагентства, указано, что эта организация оказывает услугу комплексного сопровождения материально-технического обеспечения образовательного процесса, в соответствии с требованиями к формированию компетенций специалистов, ориентированных на российский и международный рынки труда (рис. 5).

Снимок экрана 2019-12-25 в 02.38.44
Таким образом, можно сделать вывод, что организации, занимающиеся проведением ПОА ОП, в той или иной форме оказывают консалтинговые услуги.

Перейдем к ответу на первый вопрос: не приведет ли предоставление консалтинговых услуг до проведения аккредитации к нарушению принципа независимости проведения этой процедуры оценки качества образовательных программ? На наш взгляд не нарушить принцип независимости проведения ПОА ОП можно только в одном случае – если консалтинговые услуги по подготовке к процедуре ПОА ОП будет оказывать один эксперт – специалист по определённому виду профессиональной деятельности, а проводить саму процедуру ПОА ОП будет другой эксперт, специализирующейся на этих же видах деятельности или образовательных программах.

При этом важно понимать, что ответ на второй вопрос (будет ли у образовательной организации в результате оказания ей консалтинговых услуг, гарантия того, что она успешно пройдет саму процедуру аккредитации) отрицательный.

Проблема даже не в том, что первый эксперт (консультант) не качественно окажет свои услуги, а в том, что его услуги направлены на другое – помочь вузу подготовиться к проведению процедуры ПОА ОП, и прежде всего, сэкономить время на подготовку отчета о самообследовании, на основе реальных данных о реализации образовательной программы. Но если при реализации программы фактические результаты реализации программы с точки зрения рынка труда низкие (например, не высокая доля выпускников, трудоустроившихся по специальности в течение года после завершения обучения), или не были выполнены какие-то важные виды работ (например, студенты не принимали участие в профессиональных чемпионатах (олимпиадах, иных мероприятиях) регионального и/или федерального уровня), то никакой эксперт в такой ситуации не сможет гарантировать успешное прохождение процедуры ПОА ОП.

Кроме того, в процессе проведения ПОА ОП (во время очного визита экспертов в вуз) экспертами от рынка труда и от образовательных организаций проводиться оценка соответствия фактических компетенций выпускников программы планируемым результатам обучения. Например, в уже упоминавшемся отчете о самообследовании основной профессиональной образовательной программы Профаккредагентства по этому показателю в качестве нормы предусмотрено: 70% студентов выпускного курса справились с 80% заданий.

Эксперт, оказывающий консалтинговые услуги по подготовке к процедуре ПОА ОП, может объяснить, как может проходить эта оценка соответствия фактических компетенций выпускников программы планируемым результатам обучения исходя из собственного опыта и опыта своих коллег. Но, тем не менее саму форму проведения такой оценки соответствия выбирают только сами эксперты, участвующие в ПОА, причем, они могут это сделать уже во время своего очного визита в образовательную организацию.

Также результаты оценки соответствия фактических компетенций выпускников программы планируемым результатам обучения зависят от того, как в самой образовательной организации была организована образовательная деятельности в части получения обучающимися теоретических знаний и практических навыков. Если в течение нескольких лет эта деятельность велась плохо, что сложно рассчитывать на высокие результаты по данному показателю, каким-бы высоко квалифицированным не был бы эксперт, помогающий вузу подготовиться к процедуре ПОА ОП.
Практический пример сокращения затрат времени на подготовку образовательной организации к ПОА ОП, в результате использования консалтинговых услуг.

В настоящее время задача консультанта (эксперта от аккредитующей организации) при подготовке к проведению процедуры ПОА, в частности, при составлении отчета о самообследовании помочь вузу сделать это быстрее и качественнее – объяснив где и какую информацию они должны найти и как правильно оформить подтверждающие документы.

Рассмотрим практический пример сокращения затрат времени на подготовку образовательной организации к ПОА ОП по направлению подготовки Туризм (бакалавриат), в результате использования консалтинговых услуг.

Как видно на рис. 2, в отчете о самообследовании есть показатель «доля выпускников образовательной программы, успешно прошедших независимую оценку квалификации (НОК) в иных центрах (организациях), проводящих НОК (от общего числа выпускников образовательной программы за последние три выпуска)».

Эксперт от аккредитующей организации мог бы объяснить, где и каким образом можно найти эту информацию, например, на сайте Национального агентства развития квалификаций (НАРКа) (рис. 6), или на сайте Реестра сведений о проведении независимой оценки квалификаций (рис. 7).

Снимок экрана 2019-12-25 в 02.38.52
Далее следует перейти по гиперссылке (на рис. 6 выделено заливкой) на сайт этого Реестра и выбрать раздел «Сведения о квалификации» (рис. 7).

Снимок экрана 2019-12-25 в 02.38.57
После этого следует ввести квалификацию из профстандарта, указано в приложении в федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОСу). По направлению подготовки Туризм (бакалавриат) это профстандарт «Экскурсовод (гид)». Можно ввести полное название профстандарта, или часть слова из квалификации, например, «экскурс» (рис. 7).Снимок экрана 2019-12-25 в 02.39.06

В результате поиска по «экскурс» можно получить перечень квалификаций, соответствующий профстандарту «Экскурсовод (гид)» (рис. 8).

Снимок экрана 2019-12-25 в 02.39.12
Внимательно изучив требования к образованию по трем квалификациям, сформированных на основе данного профстандарта, можно сделать вывод о том, что для уровня бакалавриата подходит квалификация «Экскурсовод», так как для директора экскурсионной организации нужно высшее образование на уровне не ниже специалитета.
После этого в правом меню сайта следует выбрать раздел «Центры оценки квалификаций» и ввести квалификацию «Экскурсовод» (рис. 9).

Снимок экрана 2019-12-25 в 02.39.17
После этого должен появиться список центров оценки квалификаций. Однако в данном случае результат поиска – «Центры не найдены» (рис. 10).Снимок экрана 2019-12-25 в 02.39.22

Следовательно, при заполнении в отчете о самообследования пункта о том, какое количество обучающихся прошло независимую оценку в ЦОКах, следует указать, что в настоящее время таких ЦОКов просто нет, поэтому независимую оценку компетенций студентов проводили работодатели, которые сотрудничают с вузом и, как правило. принимают студентов на практику, во время которой и проводят такую оценку.
Для эксперта поиск этой информации занимает менее одной минуты, а сотрудники кафедры, занимающиеся подготовкой отчета о самообследовании, потратили много времени, пока искали эти Центры оценки квалификаций и готовили документы о том, как обосновать тот факт, что независимая оценка квалификаций студентов все же проводиться.

Кроме того, эксперт может показать примеры документы, подтверждающих такую независимую оценку со стороны работодателей, чтобы вуз, правильно их оформил и получил при проведении процедуры ПОА ОП соответствующую оценку по данному показателю.

Вывод.

В настоящее время образовательные организации достаточно насторожено относятся к проведению процедуры ПОА ОП, рассматривая ее чаще всего, как форму дополнительно и не нужного внешнего контроля. При этом консалтинговые услуги от аккредитующих организаций не пользуются большим спросом (идут «параллельно» услуге ПОА ОП).

Вместе с тем, зарубежный опыт и лучшие российские практики показывают, что как сама процедура ПОА ОП, так и качественная подготовка к ней с использованием консалтинговых услуг, позволяет образовательной организации понять, какие недостатки есть в самих образовательных программах, и как их можно исправить, что в итоге существенным образом повлияет на их качество и конкурентоспособность на региональном рынке. То есть, наибольшего эффекта образовательная организация может добиться именно в том случае, если рассматривать консалтинговые услуги по подготовке к ПОА и саму услугу ПАО ОП в комплексе («вместе», а не «параллельно»).

Но при этом образовательные организации должны понимать, что сами по себе консалтинговые услуги и даже всестороннее разработанные рекомендации, ничего не изменят, если руководители образовательных программ не будут их воплощать в жизнь, причем на постоянной основе.

Литература

  1. 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(ред. От 30.12.2015)
    Ефремова М.Ю. Методика профессионально — общественной аккредитации образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства. Сборник статей «Проблемы и перспективы индустрии гостеприимства, туризма и спорта». М. РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2018. С. 29-33.
  2. Зайцева Н.А. Развитие системы независимой оценки профессиональных квалификаций персонала индустрии гостеприимства: проблемы и перспективы. Российские регионы: взгляд в будущее. 2018. Т. 5. № 4. С. 134-142.
  3. Ларионова А.А., Зайцева Н.А. Профессионально-общественная аккредитация как элемент независимой оценки качества образовательных программ в индустрии гостеприимства. Материалы IV Международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы профессионального образования в Республике Беларусь и за рубежом». Витебск, 2017. С. 124-127.
Поделиться в соц. сетях: