Карвинг и натюрморты Джузеппе Арчимбольдо: пространство воображения

Джанджугазова Е.А.

Пространство воображения представляется понятием сложным и, несомненно, имеет творческую основу. Оно берет свое начало от понятий «пространственное воображение» и «пространственное мышление». Сегодня проблемы творческого переосмысления эстетики окружающей среды и гармоничного развития культурного пространства особенно актуальны. Жить красиво и со вкусом – это отнюдь не означает бездумное погружение в роскошь гламура, а напротив предполагает особый способ преображения пространства, основанный на творческой импровизации в рамках естественной культурной и предметной среды.

Пространственное или образное воображение позволяет не только созерцать, но и познавать и даже преображать пространство окружающего мира. Способность человека мысленно строить новые образы и есть воображение, в процессе которого создается что-то принципиально новое – новые образы, новые идеи, новые действия и объекты. Вместе с тем феномен новизны состоит в том, что новое, всегда несет в себе элементы уже знакомого и известного, но в некоторой преображенной форме, обычно созвучной с реалиями современного мира.

Сегодня, рассуждая о современных методах формирования культурного пространства, мы прибегаем к правилам технической эстетики, как к мастерству искусства, создающему среду обитания людей дизайнерскими средствами. Дизайн как творческий метод преобразования окружающей среды сейчас находится на пике популярности. Дизайнерские технологии применяются во всех сферах человеческой деятельности и их потенциал практически не ограничен, так как основан на мощных культурно-исторических пластах, созданных многовековым человеческим творчеством. Эта творческая кладовая мировой культуры время от времени дает нам новые ассоциации и идеи, становящимися в последствии уникальными креативными решениями современности. Как рождаются интересные творческие импровизации, мы можем проследить, рассуждая о том, что общего у замечательных натюрмортов Джузеппе Арчимбольдо и карвинга – художественной резьбы по овощам и фруктам.

Джузеппе Арчимбольдо – мастер импровизации

Творчество Джузеппе Арчимбольдо вне времени, оно всегда интересно и современно. Живя в далеком средневековье – в XVI веке он снискал себе славу одного из самых загадочных и самобытных художников своего времени. Даже сегодня, в век глобальной информатизации его работы отличает неповторимый авторский замысел и авангардная дерзость воплощения. По правде говоря, ни специалистам, ни широкой публике по сей день, не довелось окончательно разгадать тайну его живописи.

Джузеппе Арчимбольдо – мастер импровизации

Джузеппе Арчимбольдо

Через все творчество Арчимбольдо проходит попытка разными художественными средствами передать визуальные образы главных стихий: Земли, Воды, Огня и Воздуха. И как в дополнение к ним удивительные по композиции натюрморты-образы четырех времен года.

Становление жанра арт-пейзажа предполагало слияние первостихий в единое целое, но с сохранением отдельных пластических частей в форме неких образов-символов. В работах Арчимбольдо соединяется, казалось бы, не соединимое и сочетается не сочетаемое — сияние света огня и воздуха с разнообразием земной растительности, с причудливостью их рельефов, форм и фактур. Все это создает незабываемый художественный образ, рожденный богатым творческим воображением и смелой кистью мастера.

Маньеризм – художественный стиль, в котором работал Арчимбольдо, отличающийся изломанностью линий, взвинченностью и деформированностью натуры был представлен живописцем в самой занимательной и увлекательной манере. Из языков пламени, коряг, плодов, цветов, даров моря и прочего разнообразия художник формирует на холсте остроумный, изящный и даже привлекательный образ вполне знакомых нам предметов и явлений. Его творческая манера выражала не только его творческую суть, но и кризис средневековой Европы, с его жесткой трансформацией старых художественных образов и рождением новых форм, передающих смутное беспокойство, исходящее из удивительных натюрмортов художника.

Символичны натюрморты времен года иллюстрирующие идеи натурософии, популярного в эпоху Возрождения учения о живом Космосе и единстве человека и природы. В натюрмортах Арчимбольдо, посвященных временам года, образ человека как-бы сливается с природой, перетекая в него. На картине «Весна» цветы и травы сплетают образ юности, чистоты и предчувствия радости. На картине «Лето», яркие и спелые плоды создают образ вершины человеческой жизни со всем его сладким вкусом и пряным ароматом.

«Весна»

«Весна»

 «Лето»

«Лето»

«Осень»

«Осень»

« Зима»

« Зима»

Картина «Осень» живо передает щедрые дары клонящегося к закату жизненного пути. Тяжелые виноградные гроздья и тугая тяжесть осенних плодов навевает мысль о щедром урожае, вознаграждающем за прожитые годы. Жесткий и суховатый образ создан на картине «Зима». Человеческая жизнь подобно веку старого дерева неумолимо клонится к концу, старые корни отмирают, ствол покрывается кривыми наростами, но слабенькие ручейки жизни еще бьются в старом теле-стволе через редкую и мягкую листву и чудом выросшие на тоненькой веточке поздние плоды. Эта серия картин-натюрмортов отражает главную мысль, которую передает нам художник: «Если ты удалился от природы, ты ничего не увидишь».

Карвинг – модная эстетика сервиса

Красота – важнейший элемент всей нашей жизни. И именно работы таких великих мастеров позволяют нам понять, как сохранить и передать красоту образов хорошо известных нам предметов в условиях повседневной жизни. Со вкусом собранный букет или красиво оформленное блюдо делает нашу жизнь эмоционально богаче и ярче. Люди всегда знали об этом и беспрестанно искали способы украшения самых обычных вещей.

Так и появился карвинг – особый способ оформления блюд и украшения стола. Искусство художественной нарезки овощей и фруктов, зародившись в странах Востока (Таиланд, Корея, Япония), затем широко распространилось в Европе, и было подхвачено рестораторами Америки. Сегодня карвинг стал необычайно популярным и в России.

Карвинг – овощная симфония

Карвинг – овощная симфония

Как искусство художественной резки по овощам и фруктам, карвинг дает возможность создавать из обычных предметов интересные и даже несколько сюрреалистичные образы, в этом прослеживается очень тонкая ассоциативная связь между натюрмортами Арчимбольдо и живыми картинами, выполненными в технике карвинга. Интерес к такому необычному гастрономическому дизайну объясняется тем, что в нынешнее время эффект визуального восприятия блюд давно превысил гастрономический интерес к ним, а сама декоративная резьба по овощам позволяет оформить банкетный или фуршетный стол невероятно стильно, ярко, празднично и необычно. Мастера карвинга обычно передают свои знания по наследству, но в последнее десятилетие это элитарное искусство стало доступно всем желающим достичь его вершин. Развитие коммуникаций и информационных технологий позволяет передавать не только знания, но и формировать навыки. В Интернете можно встретить множество объявлений о мастер-классах и практических семинарах по карвингу.

Наш мир открыт для красоты творчества и каждый при желании может овладеть этой достаточно простой формой овощной скульптуры и гравировки. Опытные кулинары говорят, что даже самый простой резной орнамент украсит любое ежедневное блюдо. А экзотический букет цветов астр, роз, георгинов, хризантем, лотосов и ромашек, выполненный из фигурно нарезанных овощей способен вызвать удивление и восторг.

Литература

  1. Лутова Т.Л. «Карвинг – новое направление развития сервиса в индустрии гостеприимства». Журнал «Современные проблемы сервиса и туризма», №1, 2009. с.81-83.
  2. http://www.arteveryday.org/arcimboldo-giuseppe/
Поделиться в соц. сетях: