Профессия в контексте времени

Джанджугазова Е.А.

Сегодня даже для самых последовательных скептиков становится очевидным, что существующая со времен индустриальной революции система профессионального разделения труда устарела и уже, как принято говорить, не отвечает вызовам времени. Конечно, набор профессий время от времени менялся, какие-то профессии отмирали, на смену им приходили другие, но сама система сомнению не подвергалась, так как прочно базировалась на принципах разделения труда. В свое время четкое разграничение деятельности работников на отдельные специализированные части в процессе их совместного труда стало основой для формирования целостной системы трудовых отношений, в которой были представлены формы разделения труда: технологическое, функциональное, профессиональное и квалификационное. Достаточно продолжительный период времени эта система принималась безоговорочно, но сегодня эксперты все чаще говорят о том, что она устарела и нуждается в существенной корректировке, вплоть до пересмотра содержания базовых терминов: «профессия» и «квалификация».

Естественными ускорителями этого процесса, безусловно, является смена технологических укладов и ускоренная информатизация общества, и, хотя эти понятия носят глобальный характер, они отражаются не только на сложившейся системе трудовых отношений. Конкретными проявлениями этого процесса можно считать разработку профессиональных стандартов и образовательных стандартов нового поколения. [3]

Вместе с тем, разработка этих конкретных документов, регулирующих систему трудовых отношений, формируется в рамках долговременных профессиональных трендов, представленных в виде своего рода футуристических прогнозов в широко известном уже документе, названном «Атласом новых профессий».[1]

Классификатор профессий

Принимая во внимание факт, что профессиональное разделение труда – это группировка всех работающих по профессиям и специальностям, мы понимаем, что существующий «классификатор профессий» — это в определенном смысле каталог, созданный путем распределения каких-либо информационных объектов, в данном случае профессий, по определенным признакам. [6]

Классификация как традиционный научный метод упорядочивает совокупность объектов исследования, упрощает поиск информации, описание и анализ объектов и явлений, но не является константой, а скорее решает задачи определенного временного периода. Настоящий классификатор профессий является источником информации о существующих профессиях и должностях, под которыми выстраиваются необходимые навыки и обязанности. Именно этот документ является основой для функционирования трудовых отношений и всего рынка труда, именно на него в первую очередь ориентируются работодатели и образовательные учреждения. Вместе с тем, как сама форма, так и существо профессии в течение времени может существенно изменяться. Так, например, набор профессиональных навыков может еще долгое время сохраняться, а профессия, под которую эти навыки складывались, уже перестает существовать. Например, профессия «нормировщик», предполагающая владение навыками организации, нормирования и учета трудовых операций, на сегодняшний день считается «старой» профессией, вместе с тем, навыки, которые под нее сгруппированы, востребованы современным производством, но они группируются уже под другие профессии, связанные с областью кадрового менеджмента.

По этой причине современные работодатели все меньше и меньше ориентируются на профессиональные классификаторы, так как сотрудников лучше приглашать не на какую-то определенную деятельность, а под существующий объем работ, причем эта тенденция усиливается для предприятий малого и среднего бизнеса. Соискатели вакансий все чаще обращают внимание на то, что работодатели хотят получить так называемых «универсальных солдат», а не профессионалов. В свою очередь образовательные учреждения по большей части не понимают, каких специалистов и как нужно готовить, что особенно заметно, когда анализируешь проекты новых образовательных стандартов.

Кто такой профессионал?

С общепринятой точки зрения профессионалом называют человека, имеющего определенную профессию и квалификацию. Вместе с тем мера освоения профессии, профессиональные достижения и профессиональный кругозор у разных людей могут быть разными. В действительности как отличить, например, фотографа – профессионала от продвинутого любителя и где четкая грань, позволяющая объективно закрепить за конкретным человеком какой-то профессиональный статус?

Всегда ли формальный статус обладателя профессии — основа профессионализма? Конечно, нет. И именно поэтому профессиональный статус, определяют не по формальному признаку (владение дипломом), а по профессиональной успешности, включая виртуозное владение навыками и признание в профессиональной среде. В этих условиях умения и навыки приобретают решающее значение, так как работодателю необходимо, чтобы соискатель владел необходимыми компетенциями для выполнения требуемых объемов работ. Однако для учебных заведений подход к подготовке специалистов несколько иной, так как в процессе обучения навыки формируются не в процессе выполнения работ, как в практической сфере, а на основе знаний и умений, которые закладываются на уровне формирования рабочих учебных планов и программ. Кроме того, эти структурированные документы разрабатываются в рамках определенной логики развития, предполагающей формирование компетенций на основе знаний в разных предметных областях. Да и в целом базовое образование закладывает определенный каркас знаний, на котором, как на прочном фундаменте, впоследствии надстраивают необходимые компетенции.

Однако разные взгляды на формирование компетенций приводят к частым разногласиям между профессиональным и образовательным сообществом. В этой связи необходимо разграничить зоны ответственности: образование должно отвечать за обучение разным предметным областям, позволяющим овладеть необходимыми компетенциями, которые в практической деятельности должны быть закреплены конкретными технологиями. Вместе с тем следует понимать, что высшее образование дает фундаментальную подготовку, которую нельзя подменить владением каким-либо набором технологий. Такое разделение задач требует формирования нового отношения к знаниям и навыкам, что в дальнейшем позволит переосмыслить сложившееся отношение к профессиям. [5]

Новые технологии и новые профессии

В настоящее время развитие новых технологий неизбежно потребует появления новых профессий, и эта задача в определенной мере была решена, разработкой в 2015г. «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Московской школой управления «Сколково» «Атласа новых профессий». Этот своеобразный документ не имеет привычных формализованных рамок и скорее представляет собой футуристический прогноз в виде эссе, что в определенной степени насторожило, в частности, вузовскую общественность и даже вызвало поток критических высказываний. На самом деле, чтобы глубже понять этот прогноз, необходимо отойти от привычных рамок формализации перспективных решений директивного характера и сосредоточиться на понимании складывающихся трендов и, в частности, избегать поверхностных оценок, касающихся предложенных названий профессий: «экопроповедник», «игромастер» или «дизайнер дополненной реальности» и др. Здесь главное не зацикливаться на непривычном звучании профессии, а увидеть, какие компетенции под нее выстраиваются. Ведь современная картина мира развивается столь стремительно, что настоящее практически сливается с будущим, и именно поэтому уже сейчас необходимо представить весь срез профессий будущего по отраслям и видам ключевых компетенций.

В этих условиях необходима глубокая кооперация между современными инновационными предприятиями и вузами в форме создания совместных лабораторий, базовых кафедр и центров компетенций. Однако это сложный этап, так как образование – довольно консервативная система, и гораздо проще создать новую технологию, нежели создать новый вуз. Кроме того, вузов у нас в стране достаточно, в том числе и сильных, и именно они должны стать основой для развития образования в рамках новых профессий, но для этого необходимо научиться эффективно взаимодействовать с передовыми инновационными компаниями, потому что новые профессии востребованы именно новыми прорывными технологиями. Рассмотрим на конкретном примере, как новая транспортная технология активизирует потребность в освоении новых компетенций и появлении новой профессии.

Что такое «Hyperloop» и причем здесь «Дизайнер дополненной реальности»

«Hyperloop» — это новое концептуальное транспортное средство, идею которого выдвинул основатель «Tesla Motors» Илон Маск, предложивший перемещать поезда особой формы в специальных трубах с низким давлением. Сами поезда должны двигаться в пространстве при помощи принципа магнитной подушки, благодаря чему вагоны не должны касаться поверхности рельса. В мае 2016 года в США прошли первые испытания тележки, которая явилась прообразом будущего поезда Hyperloop. Результаты оказались более чем впечатляющими. Так, тележка разогналась до 482 км/ч, причем первые 100 км. были пройдены всего за 1,1 секунды. Огромную по протяженности железных дорог Россию новый проект заинтересовал, о чем заявил министр транспорта РФ М.Ю. Соколов. Соинвестором этого проекта стал Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Hyperloop, по мнению РФПИ станет вдвое быстрее самолета и вчетверо быстрее скоростного поезда. Кроме того, рассчитывается, что энергию новый вид транспорта будет получать от солнечных батарей. На начальном этапе этот проект предполагают реализовать для грузовых перевозок между КНР и Приморским краем РФ, но в дальнейшем его планируют использовать и для пассажирского сообщения. [7]

Однако все скоростные транспортные проекты имеют свои недостатки, и в частности, как уже упоминалось, поезда Hyperloop будут двигаться со скоростью более 300 км. \ч. И здесь возникает справедливый вопрос: «Будет ли комфортно находиться пассажирам в замкнутом пространстве импровизированного вагона-капсулы?» Скорее всего, нет!
В свою очередь немецкая компания RE’FLEKT предложила свой способ устранения этого недостатка конструкции поезда. Оказалось, что нужно всего лишь оснастить капсулы Hyperloop электронными интерактивными окнами. По мнению разработчиков, окна в поезде будут представлять собой большие экраны, на которые будет выводиться изображение, снятое с внешней стороны туннеля, но для передачи реальной картинки необходимо будет расставить камеры по всей длине маршрута.
Однако эту идею можно разнообразить и предложить пассажирам дополнительные возможности по выбору картинки за шторкой своего электронного окна в поезде на основе технологий виртуальной или дополненной реальности. Так созданные при помощи VR и AR технологий виртуальные видовые маршруты можно будет предлагать пассажирам на выбор в форме «познавательного досуга» по примеру дальних авиационных перелетов.
Сюжетов для такого досуга может быть множество и в том числе на основе исторических реконструкций, способных создать видовые характеристики маршрутов в разных временных периодах. Так, например, путешествие из Санкт-Петербурга в Москву, которое благодаря новым технологиям продлиться всего 35, минут можно разнообразить виртуальными картинками разных эпох.
Возможно, пассажирам будет интересно увидеть этот старейший железнодорожный маршрут глазами писателя А. Радищева, написавшего в 1790г. сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву», наделавшее в свое время много шума, или предложить им версию, позволяющую увидеть этот маршрут глазами Анны Карениной — героини одноименного романа Л.Толстого, которая путешествует из чопорного сановного Петербурга в теплую и хлебосольную Москву конца XIX столетия. На самом деле, вариантов может быть множество, однако разработка таких продуктов требует качественно новых компетенций и в.т.ч. формирования новой профессии, которую уже предлагает нам Атлас.

Так, например, «дизайнер дополненной реальности» по версии, представленной в «Атласе новых профессий», — это одна из семи вариантов профессий, предложенных для индустрии туризма и гостеприимства. По мнению разработчиков, она призвана решать принципиально новые задачи, стоящие перед отраслью, и, в частности, обеспечивать ускоренную виртуализацию туризма, позволяющую развивать индустрию впечатлений на основе предложения турпродуктов с применением технологий дополненной реальности. Такой специалист будет разрабатывать различные пласты дополненной реальности вокруг определенной территории с учетом ее ландшафта, исторического и культурного контекста. Сложность создания этой профессии заключается в том, что специалисту потребуется овладеть так называемыми надпрофессиональными умениями и навыками, среди которых, наряду с вполне понятными мультикультурностью и клиентоориентированностью, потребуется освоить навыки художественного творчества и программирования. А это уже качественно иная подготовка, требующая полной реконструкции образовательного стандарта, а с ним и рабочих учебных планов и программ. [2]

Думаю, что на сегодняшний день ни профессиональное, ни образовательное сообщество к этому пока не готово, но мыслеформа посредством Атласа профессий уже построена и ждет своего воплощения.

А, как известно, мыслеформа – это некая совокупность мыслеобразов, наполненная энергией воплощения в реальность.

Идея электронных окон для нового высокоскоростного транспорта живо обсуждается в сети, и надо сказать, что скептиков здесь оказалось менее половины: большая часть находит идею интересной и вполне реальной, что только подтверждает наш первоначальный тезис: «Новым навыкам нужны новые профессии». Просто следует учесть, что компетенции появляются быстрее, готовя почву для новых профессий.

*** Для критиков идеи новых профессий могу сказать, что наука во все века и времена обладала предсказательной силой, так как «по-настоящему новое можно добыть только в том случае, если вы готовы в решающем месте покинуть основы, на которых покоилась прежняя наука, и прыгнуть, в известной мере, в пустоту…» (Вернер Гейзенберг).

Литература

  1. Атлас новых профессий. Вторая редакция. Москва, 2015.
  2. Джанджугазова Е.А. Атлас новых профессий как реакция на динамичные социально-экономические процессы в современном российском обществе. Современная экономика: проблемы и решения. 2016, №3 (75).С.48-57.
  3. Зайцева Н.А. Практические аспекты информирования профессионального сообщества о разработке и применении профессиональных стандартов в индустрии гостеприимства. Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. №2. С. 92-108.
  4. Песков. Д. АСИ: Компании не смогут вырастить вуз внутри себя. http://atlas100.ru/about/smi/dmitriy-peskov-asi-kompanii-ne-smogut-vyrastit-vuz-vnutri-sebya/ (дата обращения:10.08.2016)
  5. Фахрутдинов А. Закат профессий. http://erazvitie.org/article/zakat_professij (дата обращения:10.08.2016)
  6. Общероссийский классификатор ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367) Система ГАРАНТ:
  7. http://base.garant.ru/1548770/#ixzz4HglJuxBU.
  8. http://krizis-kopilka.ru/archives/32845#comments (дата обращения:10.08.2016)
Поделиться в соц. сетях: