Цыганова Л.А.
Начало XVIII в. — яркий пример слома культурных пластов. Благодаря реформам Петра I во всех областях общественной жизни стало возможным привнесение европейского знания на отечественную почву и усвоение новшеств западноевропейск
Барочный стиль способствовал обмирщению не только искусства, но и всей жизни в целом. Истинным и актуальным становится то, что имело математическое выражение. С этим связано появление регулярных садов в Европе и привнесение этого новшества в Россию. Каналы, аллеи вычерчены «по линейке», деревья подстрижены в форме геометрических фигур. При Петре I большое развитие получило декоративное садоводство. Были заложены парки в Петербур
Остро понимая необходимость нововведений, Петр приглашал иностранных мастеров для воплощения задуманного. За строительством канала и фонтанов, а также за разбивкой Летнего сада и парка в Петергофе надзирал Кабинет Его императорского величества. Деревья для парков, в том числе каштаны, специальные агенты Кабинета приобретали в Голландии и Пруссии, скульптуры и картины для украшения парков и дворцов — в Италии и Голландии. Наряду с организацией обучения русских молодых людей за границей Кабинет ведал также наймом на русскую службу зарубежных специалистов. Усилиями Кабинета и его агентов на русскую службу были наняты специалисты военного и гражданского строительства, паркового и фонтанного дела, мастера горнорудной и легкой промышленности и многие другие.
Карло-Бартоломео Растрелли был привлечен для работы в России по договору от 19 октября 1715 г. в качестве архитектора и скульптора. Он был приглашен Петром Великим в Петербург для литья пушек и для художественных работ по украшению новой русской столицы, обязавшись вести архитектурные и скульптурные работы, а также устраивать сады, сооружать фонтаны, театральные механизмы и декорации, исполнять медали и обучать всему этому русских мастеров. [1, Д. 298, Л. 1. ]
Через четыре месяца после Растрелли в Россию приехал Ж.-Б. Леблон, назначенный Петром I «генерал-архитек
Фонтаны и каскады он декорировал стандартными скульптурами, подбираемыми им в Италии. С 1719 по 1722 г. Н. Микетти являлся главным архитектором Адмиралтейств-ко
Сады и парки декорировались статуями, фонтанами, искусственными озерами. Фонтаны-шутихи были популярным развлечением в XVIII в. Самые ранние из них, сооруженные по рисункам Петра I, находились в Монплезирском саду (Петергоф). В парках нередко организовывали птичники и зверинцы, в прудах разводили рыбу (Летний сад). На территории Второго Летнего сада М. Г. Земцовым был устроен Лабиринт — сложная система дорожек, окружённая стенами из кустов. Здесь были оборудованы фонтаны-шутихи, под струи которых часто попадали посетители Летнего сада [5, с. 96-97]. Сады и парки декорировались статуями, которые закупались за границей, в основном произведения искусства позднего барокко, мастеров круга Бернини, иногда античные статуи [6, с. 48]. Попадание античных памятников в Россию не было случайным, это — результат планомерных и постоянных забот Петра I и его окружения о пополнении коллекций. Статуи для Летнего сада закупать было поручено С. Рагузинскому в Венеции, ряд статуй были заказан у итальянских мастеров.
Парки и сады в XVIII в. стали местом проведения досуга, в первую очередь высшего сословия. В связи с нововведениями Петра I в культурно-досуговой деятельности помимо традиционно-наро
Одними из самых торжественных и пышных были маскарады, посвященные победе в Северной войне. Праздничные торжества по этому поводу были объявлены ежегодными. Это видно из описания камер-юнкером Ф. Берхгольцем восьмидневного маскарада в честь годовщины Ништадтского мира. Описание маскарада Ф.-В. Берхгольцем является довольно подробным и содержит много значимой информации, касающейся оповещения, организации, проведения торжества. Интересным для нас являются описания празднеств в садах и парках Петербурга [3]. Они дают представления и о проведении досуга, и о благоустройстве того или иного сада для проведения торжества. Так, в парках устанавливались палатки с «кушаньями и напитками» или накрывались столы в освещенных («иллюминированн
Литература:
-
Российский государственный архив древних (РГАДА). Ф. 17.
-
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 468.
-
Берхгольц Ф.В. Компания Машкарада в С.-Питербурхе 1723 году; началася августа 30-го дня, кончилася сентября 6-го дня [Электронный ресурс] http://www.vostl
it.info/Texts/ru s13/Berhgolz/pri l.phtml?id=166 -
Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера. [Электронный ресурс] // http://www.vostli
t.info/Texts/rus 13/Berhgolz/text 14.phtml?id=143 -
Зуев Г. И. Течёт река Мойка… От Фонтанки до Невского проспекта. — М.: Центрполиграф, 2012.
-
Неверов О.Я. Памятники античного искусства в России петровского времени // Культура и искусство петровского времени. Публикации и исследования. Л., 1977.
-
Чеботарев А.М. Культурно-досуго
вая и зрелищная реклама Петровского времени // Социально-культу рная реклама: состояние и тенденции развития. Вып.1. Ч. 1. Челябинск: ЧГАКИ , 2006. С. 43-61.