Джанджугазова Е.А.
Мы люди – урбанизированные существа, живущие в городах и пользующиеся благами цивилизации, редко задумываемся об истории места своего обитания. А зря! Ведь, пожалуй, в каждом российском городе, от столицы до райцентра, есть свои городские легенды, завораживающие «мистические места». Существование таких мест доказывает существование проблемы пересечения обыденного пространства с другими мирами.
Вместе с тем наложение пространств носит не только абстрактный и общефилософский характер, но часто и географический. Следовательно, можно с уверенностью говорить о некоей мистической топографии любой территории.
Мистическая топография территории довольно часто прослеживается в творчестве писателей, художников, музыкантов. Творческие люди вообще очень остро чувствуют что-то неординарное, особенное и уникальное в определенном месте или явлении.
Так если обратиться к творчеству великих русских писателей, то для многих из них была свойственна топографическая точность в построении и описании сюжетов своих произведений. Многие выбирали места действия своих литературных героев как заботливые родители, место для проживания своих дорогих чад.
«Петербург Достоевского», «Грибоедовская Москва», русская провинция в произведениях Гоголя, Чехова, Салтыкова-Щедрина и многое другое. Сформировался целый мир поэтической географии, в котором большое значение приобретает сама биография автора в ее пространственном прочтении. На основании этой сложившейся литературной топографии мы по иному видим окружающее нас пространство и подчас глазами великих, которые отразили в своем творчестве многие большие и малые географические точки планеты.
Одним из самых больших мастеров поэтизации пространства, несомненно, стал Михаил Афанасьевич Булгаков, именно он очень ярко использовал важнейшую закономерность – пространственную определенность художественного вымысла. Причем этот вымысел был фантастически невероятным, хотя все действия проходили в реальном пространстве, на реальном топографическом поле Москвы конца двадцатых годов прошлого века.
Булгаков, рассказывая о героях и событиях, поселял персонажи своих произведений в местах, где жил и работал сам, где жили его родственники, друзья и бывало враги. Он отлично знал эти «места прописки», в его художественной прозе они были порой точно узнаваемы, порой слегка зашифрованы, а иногда слиты друг с другом в причудливых сочетаниях.
Сегодня можно говорить о «булгаковской стране», перечисляя разные географические точки: Киев, Владикавказ, Смоленщина. И, наконец, Москва, вдохновившая писателя на создание целого цикла очерков, рассказов, пьес.
Мы предлагаем читателю побывать в самом важном месте «булгаковской страны» — Булгаковской Москве – главном городе его литературной географии.
Именно в Москве разворачиваются фантастические события главного романа писателя «Мастер и Маргарита», его герои живут, чувствуют, любят и умирают не в безвоздушном вымышленном пространстве, а в реальной обстановке Москвы 1930-х годов, что подчеркивает мистическую сущность событий, происходящих на реально существующих улицах этого вечно прекрасного города.
Реальность событий или эффект присутствия обнаруживается почти на каждой странице романа: Патриаршие пруды, Большая Садовая, Козихинский переулок, Малая Бронная, все это хорошо знаковые адреса.
«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве на Патриарших прудах, появились два гражданина…»
Эта цитата из романа «Мастер и Маргарита» небезызвестна читателю, а еще ему хорошо известно, что будет дальше. На Патриарших состоится роковой разговор писателей с Воландом – профессором и специалистом по черной магии и именно он послужит завязкой фантастического сюжета, разворачивающегося на улицах Москвы.
В том числе и на уютных Патриарших, Тверском бульваре, Садово-Кудринской, Малой Бронной – улицами, которыми следовал пресловутый трамвай – «виновник» загадочной смерти Берлиоза. Писатель всегда был поразительно точен в описаниях даже самых мелких деталей и в частности транспорта, которыми пользовались герои романа.
Возьмем хотя бы сцену погони обезумевшего Иванушки (Бездомного) за таинственной шайкой с Патриарших, вслед за котом, уехавшим на «колбасе» трамвая «А» от Никитских ворот к Арбатской площади в идущий в ту же сторону автобус «на ходу ввинтился клетчатый». А ведь действительно, транспортные карты маршрутов того времени подтверждают правоту автора.
Поразительно топографически точно Булгаков обыгрывает каждую деталь романа, даже сегодня через восемь десятков лет практически узнаваемы все эти уголки Москвы. Казалось бы, мы видим в обрамлении липовой аллеи Патриарших знакомую скамейку и будочку «Пиво и воды», напоившую пенистой «абрикосовой» изнывающих от жажды собеседников (Ивана Бедомного и Берлиоза).
Как точно и узнаваемо, представлен в романе «Дом 302-бис» с «нехорошей квартирой 50» именно она стала эпицентром мистических событий романа. Дом на Большой Садовой, пожалуй, самое притягательное место из всех известных булгаковских адресов столицы, оно же самое посещаемое, знаменитое и символичное.
В этом доме писатель прожил несколько лет (1921-1924 г.г.) и даже оставил забавное наблюдение своего нового жилища:
На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат – пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение, атом…
Булгаков буквально прославил свое временное московское жилище, приправив в свой рассказ «как перцем» «чертовщинкой». Он прибавил латинское «bis», обернувшееся украинским гоголевским «бiсом».
В этом доме в 1980 – годы был стихийно создан своего рода, музей писателя и героев его романа «Мастер и Маргарита». Сегодня это уже своеобразный булгаковский мемориал, который представлен Домом-музеем Михаила Афанасьевича Булгакова, в котором размещена музейная коллекция, проводятся творческие встречи, экскурсии по Булгаковской Москве. В доме — музее есть библиотека, театр-студия «Бу» и Буфет — гостиная «302-бис». Соседствует с домом-музеем Булгакова и квартира-музей Михаила Булгакова в Москве с удивительной настенной живописью в подъезде, выполненной почитателями таланта мастера.
«Нехорошая квартира номер 50» сохранила свой реальный номер, ее описание до мелочей нашло отражение на страницах романа. Совпадения в восприятии этого места поразительны. Пожалуй, каждый, имея в руках роман, может уверенно подойти к дому на Большой Садовой, пройдя знаменитой подворотней, пересечь заасфальтированный двор с зеленым островком посредине, дойти до шестого парадного, подняться по «бесконечным» лестницам на пятый этаж и увидеть на верхней площадке слева знаменитую квартиру номер 50, подойти к двери и нажать кнопку звонка… И о ужас? А вдруг мистическая квартира «оживет»? И нам откроет клыкастый Азазелло с куриной костью в кармане, или кривляющийся «клетчатый» в битом пенсне, а у него из-за плеча вынырнет огромный кот.
И, судя по живописи на стенах подъезда можно оценить накал читательского воображения. Спускаясь вниз с верхней площадки можно заметить и другие детали: лестничное окно, в которое вылетели визитеры в «нехорошую квартиру», квартиру 48, где «жила» Аннушка-чума, подобравшая у своей двери золотую подковку Маргариты, подаренную Воландом. Вполне узнаваема и пожарная лестница, с которой обстреливали кота Бегемота.
Действительно дом и двор удивительны! Сегодня в нем на скамейке «наблюдает» за происходящим «бронзовый мастер». И, кажется, что вот только-только отъехала от шестого парадного «буланая» машина с шофером грачом. В этом месте испытываешь чувство полной достоверности, происходящих тут мистических событий. Дом и сегодня тревожно волнует и притягивает. Сворачивая с улицы во двор, нас окружают фантастические рисунки – сцены из романа, а если повезет и живой персонаж Дома-музея не пойдет по кошачьим делам, то мы увидим большого черного кота по прозвищу Бегемот, который, расположившись у входа, казалось бы, готов сказать: «Ходют тут всякие…»
Изучая пространства Булгаковской Москвы, мы воспроизводим целый «экскурсионный спектакль», причем он может быть разбит на десятки сцен, топографически повествующих события романа. Следуя за героями можно составить целый ряд интереснейших маршрутов по булгаковским уголкам столицы.
Чего стоит только сеанс черной магии в Варьете на Садовой, который со скандальным финалом провели иностранный профессор Воланд со своей свитой. «Чудеса в Варьете» – любимая сцена многих читателей, описанная так художественно и правдоподобно, что невольно возникает вопрос, а не происходило ли все это в Москве действительно?
Как известно Михаил Афанасьевич в своих произведениях почти всегда использовал реальный топографический фон и «поселял» своих героев по реальным адресам, в тех местах, где жил и работал сам. И Варьете, которое он описывал, тоже существовало в 1926-1936 годах как Московский мюзик-холл. Сегодня это знаменитый театр Сатиры в районе Триумфальной площади (в прошлом – Старых Триумфальных Ворот).
Если встать у памятника Маяковского, посмотреть в сторону Садовой и посильнее напрячь воображение, то можно представить, как дамочки одетые в нижнее белье бегут с пресловутого сеанса.
А где подвал, в котором жил мастер? В каких околоарбатских переулках его нужно искать? Скорее всего, автор причудливо компонует пространство и убежище мастера где-то в районе Пречистенки, улицу, которую Булгаков очень хорошо знал и любил. События романа автобиографичны, описывая встречу Мастера с Маргаритой, он наполняет ее собственными переживаниями встречи со своей будущей женой – Еленой Шиловской. И так же как герои романа познакомились они в конце февраля 1927 года, в пору, когда в Москву привозят с юга первые ветки мимозы, которые, скорее всего, были в руке Маргариты.
«…Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы.…они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась.…По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно.
И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой…. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!»[1]
Вот вам готовый коротенький маршрут, который и сегодня любители романа проходят с замиранием сердца. Конечно, Москва изменилась, но только внешне, я сама в этом не раз убеждалась, когда попадала в лабиринт узких переулков Замоскворечья, Остоженки, Арбата. Дух города, места по-прежнему не истребим, и вдохновляет нас на создание новых и новых экскурсионных маршрутов.
Попробуем найти дом, в котором жила Маргарита, сам автор романа любезно приглашает нас показать этот особняк. Вспомним: «…Маргарита Николаевна со своим мужем занимала весь верх прекрасного особняка в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! А главное у него есть особые приметы и ориентиры. По маршруту полета Маргариты можно установить, что переулок на котором стоял этот особняк, расположен третьим от Арбата…Более того, по театру на Арбате (несомненно, Театру имени Евгения Вахтангова) можно определить, что этот переулок находится с левой стороны противоположной театру и был третьим по счету.
Направление полета Маргариты почти точно доказывает, что она летела через переулок Сивцев Вражек, а дальше невидимая окружающим Маргарита попадает в третий переулок, ведущий прямо к Арбату. Название его – Калошин, а дальше»…Третий переулок вел прямо к Арбату… Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами…» Этот переулок вполне узнаваем: улица Вахтангова (бывший Большой Николопесковский переулок).
На Арбате развернулась еще одна знаменательная сцена из романа в магазине «Торгсин» на Смоленском рынке, в нем вполне определенно можно узнать гастроном «Смоленский». Вся сцена выписана автором с особым удовольствием, особенно «сиреневый иностранец», мигом выучивший русский» после купания в селедочном рассоле.
Путешествие булгаковских героев закончилось на Воробьевых горах, где они перед последним полетом в вечность прощаются с Москвой.
«…Грозу унесло без следа, и, аркой перекинувшись через всю Москву, стояла в небе разноцветная радуга, пила воду из Москвы-реки. На высоте, на холме, между двумя рощами виднелись три темных силуэта…. на черных конях в седлах, глядя на раскинувшийся за рекою город с ломаным солнцем, сверкающим в тысячах окон, обращенных на запад, на пряничные башни девичьего монастыря…»[1]
Еще немного и они покинут Москву навсегда.
И снова можно отметить символичность булгаковского сюжета. Именно у стен этой древней обители сам автор нашел свой последний приют 10 марта 1940 года.
Раз, за разом перечитывая роман великого мастера, невольно удивляешься, с какой изящной легкостью вписаны автором в живую ткань романа красивейшие уголки Москвы, они подобны ярким цветам в умело составленном букете. Почти не требуется серьезных усилий для составления городских экскурсионных маршрутов по Булгаковской Москве, Москве мистической, ночной, утренней, вечерней, разной.
Мистика городского экстрима
Смелее друзья! Мы отправляемся в экстремальное городское путешествие по ночной Москве «Ночь на Патриарших». Этот авторский маршрут разработала известный московский экскурсовод – Сергиевская Ирина, создавшая в этой городской экскурсии атмосферу таинственности передающей мистику знаменитого романа.
Впечатления от ночной Москвы усиливает энергетика мест, разворачивающихся событий Романа «Мастер и Маргарита». Участники этого увлекательного городского экстрима не просто пройдут по пути Булгаковских героев, но и втянутся в историческое расследование и ответят на вопросы: Кто скрывается под маской Мастера? Какой из московских особняков является именно тем самым особняком Маргариты? Кто из реальных личностей мог бы быть прототипом Воланда? Кем была в жизни несравненная Маргарита и другие герои романа?
Участники «расследования» рассмотрят все: гипотезы, версии и смелые догадки. Они побывают на легендарных Патриарших прудах. Посидят на «скамейке Воланда», раскроют тайны Козьего болота, увидят призрак «черного кота». А затем подойдут к дому № 10 по Большой Садовой (легендарный дом «302-бис»), который загадочно мерцает за ажурной решеткой ворот.
В этом доме поселил Булгаков героев своего романа – свиту Воланда. Сейчас они смотрят на посетителей с картин, размещенных на стенах дома и, кажется, вот-вот сойдут к нам. Ночью в музее зажигают свечи, в тусклом свете которых мерещатся неясные, едва осязаемые тени и силуэты. То ли неловкий посетитель задел свечу, то ли сам мессир заглянул на секунду?!
Романтика городского экстрима
«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что на свете нет настоящей, верной и вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» — этими словами Михаила Булгакова из романа «Мастер и Маргарита» всех неисправимых романтиков можно пригласить в путешествие по Булгаковской Москве, построенной на подлинной романтической истории самого писателя и его жены Елены, которая и стала прообразом главной героини.
Этот путь начнется от Большой Садовой, 10, — первого московского адреса писателя, и пройдет через Патриаршие пруды, где любили гулять Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна.
По пути мы увидим особняк, где предположительно жила возлюбленная Мастера, проследим путь погони Иванушки Бездомного за Воландом и его свитой, увидим ресторан, где полностью воссоздана атмосфера булгаковского «Грибоедова». Нас ждет удивительное и захватывающее путешествие по центру столицы вместе с любимыми литературными героями: Арбатские переулочки, подвальчик Мастера, а так же Дом Пашкова на Волхонке, с которого и совершали свой последний полет в Москве герои романа и вы совершенно иначе посмотрите на Москву.
Этот город, всегда спешащий и неутомимый, предстанет перед вами в совершено новом качестве — романтичном и таинственном.
Литература.
- Булгаков М.А. Роман «Мастер и Маргарита». М.: Олма-Пресс, 2006.
- Мягков Б. Булгаковская Москва. М.: Московский рабочий, 1993.
- Москва мистическая. Электронный журнал «Россия в красках»
- fantasyway.ru