Мосты нашей памяти Москва в 1812 году

По страницам романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир»

Джанджугазова Е.А.

В современном мире виртуальной реальности проблема разработки новых путей и методов представления культурно-исторической информации, передающей сюжетные линии и содержание литературной классики в Интернет – пространстве, приобретает чрезвычайно важное значение.

Эта проблема особенно актуальна при построении специализированного электронного контента, раскрывающего содержание художественных произведений, несущих огромную культурно-историческую ценность. Так вся русская классическая литература является замечательной сокровищницей для формирования огромного количества экскурсионных маршрутов, построенных в самых разных жанрах: исторической прогулки, ландшафтной истории, литературной экскурсии и пр.

Исключительно интересным и содержательным является жанр литературной экскурсии, который представляет собой особый вид туристского (экскурсионного) продукта, предполагающий создание последовательного рассказа о достопримечательностях и памятных местах территории, составленного в тесной связи с событиями, описанными в художественном произведении.

Если обратиться к русской классической литературе, можно отметить, что великим писателям была свойственна топографическая точность в описании сюжетов своих произведений. Многие с почти фотографической точностью описывали места, где разворачивались ключевые события романа, рассказа или повести. Тонко чувствуя малейшие нюансы, они как истинные творцы вплетали нити литературного сюжета в общее полотно российского культурно-исторического и природного пространства.

«Петербург Достоевского» в романе «Преступление и наказание», «Москва 1812г.» в романе Л.Толстого «Война и мир», «Тихий Дон» в одноименном романе М.Шолохова, в этих и многих других произведениях фактически был создан целый мир литературной географии, основой которого стала мистическая топография территории, позволяющая образно и многопланово воспринимать элементы пространства.

Создавая литературное полотно Отечественной войны 1812 г. Лев Николаевич Толстой с особой точностью и любовью описал культурно-историческое и природное пространство Москвы того времени. Дома, дороги, улицы, мосты – все эти элементы городского пространства тщательно вписаны в сюжетную канву романа и становятся безмолвными, но от этого не менее значимыми «участниками» всех величественных, радостных и горестных событий.

Опираясь на жанр литературной экскурсии, попытаемся рассказать о мостах Москвы, ставших свидетелями и хранителями Памяти победного поражения войны 1812г.

Вступление

Москва в самом начале Х1Х века. В модных московских салонах как всегда много и увлеченно говорят о европейской политике. Череда бесконечных праздников и балов. В дворянских усадьбах звучат полонезы, вальсы, мазурки и котильоны…

За ломберными столами как всегда идет игра, в курительных комнатах неторопливые мужские беседы, а на женской половине непрекращающееся обсуждение женихов и невест.

Москва живет и дышит легко и непринужденно.

Где-то там далеко остался блестящий Шенграбен и бездарный Аустерлиц. Героя Шенграбена князя Багратиона Москва чествует с удовольствием и беззаботным весельем хлебосольного семейства.

А тем временем Наполеон завоевывает все новые и новые страны и города. Но это кажется каким-то далеким и нереальным.

….К тому же с Наполеоном у России мир. А глядя на Москву, и страна спокойна.

Но наступает 1812 год и мирная жизнь сразу заканчивается. На русскую землю вступили полчища врагов. Горит оставленный Смоленск, разорена старая Смоленская дорога….

На Бородинском поле в смертельной схватке сошлись русские и французские полки. Жестокая и кровопролитная битва продолжалась целый день. Русские войска не дрогнули, сражались отчаянно и, обескровив противника, остались на своих позициях. Но потери были огромны.

Кутузов решил не рисковать и пожертвовать Москвой, чтобы спасти армию и Россию.

Французы вошли в Москву. Она встретила их сурово. Огромный пожар, нехватка продовольствия, повсеместное сопротивление оставшихся жителей. Вся страна, весь народ поднялся на борьбу с ненавистными захватчиками. Поднялась тяжелая «дубина народной войны». Взбешенный и испуганный Наполеон вместе со своей армией спешно покидает Москву, пытаясь вырваться из России как из западни. Наша израненная и измученная столица Москва победила, принеся себя в жертву, спасла всю страну. Русская армия победным маршем дошла до Парижа. Война была окончена, но память о ней вечно жива.

Приведем фрагмент экскурсии Москва 1812 года, посвященный московским мостам – безмолвным свидетелям славных побед и горестных поражений.

Бородинский мост

Неотъемлемой частью комплекса памятных мест связанных с Отечественной войной 1812 года является Бородинский мост через Москву-реку, расположенный в начале Дорогомиловской улицы, недалеко от Киевского вокзала, построенный к 100-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. На его постаментах – памятные доски с именами героев.

Объект экскурсионного показа — Бородинский мост через реку Москва

Адрес (местоположение)  - мост соединяет Смоленскую площадь с Большой Дорогомиловской улицей и Киевским вокзалом (находится в двух километрах к Западу от Кремля)

Общее описание объекта показа — в 1861 году Дорогомиловский мост на каменных опорах с тремя решетчатыми пролетными строениями по 43 м. был заменен в 1913 году на трехпролетный арочный Бородинский мост.

Бородинский мост – это первый архитектурно-мемориальный мост работы архитекторов Н. Осколкова и Р.Клейна. Построенный как память о победном поражении Отечественной войны 1812 года, он поражает колоннадой и обелисками. Кроме того, два конца моста различаются по стилю и символике форм. Архитекторы соединили Бородинским мостом два разных пейзажа берегов реки. Над ровным берегом были поставлены обелиски, а у высокого берега поднялась колоннада.

Стальной трёхпролётный мост балочной конструкции длина- 352 м., ширина – 42,6 м. Основной пролет моста: 40.9м. + 45.5м. + 40.9 м.

В основе современного моста положены опоры арочного Бородинского моста, построенного в 1911—1912 инженерами Н. И. Осколковым, М. И. Щёкотовым и архитектором Р. И. Клейном Мост был перестроен в 1952 и 1999—2001 с заменой несущих пролётов, расширением и надстройкой опор.

Со стороны Большой Дорогомиловской улицы по обеим сторонам въезда на мост высятся серые гранитные обелиски. Своей формой они напоминают те старые каменные столбы, которыми был когда-то обозначен въезд в Москву со стороны Дорогомиловской заставы. Со стороны Смоленской площади по бокам въезда помещены свободно стоящие полукругом колоннады дорического ордера. Общий карниз связывает каждую шестерку колонн, а на нем установлены отлитые из чугуна декоративные пирамиды древних воинских доспехов и знамен.

Береговые сооружения моста выполнены в форме бастионов. На чугунной решетке парапета укреплены медальоны с изображениями различных военных атрибутов. Архитектору удалось придать оформлению моста-памятника торжественно-триумфальный характер, подчеркивающий величие победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. К постаментам стройных четырехгранных обелисков прикреплены чугунные доски с именами героев. На четырех памятных досках левого обелиска перечислены выдающиеся полководцы и военачальники: «В память героического подвига русского народа и славной русской армии, отстоявших независимость нашей Родины в Отечественной войне 1812 г.

Дорогомиловский мост. Старые фото.

Дорогомиловский мост. Старые фото.

Дорогомиловский мост. Старые фото.

Дорогомиловский мост. Старые фото.

 

Бородинский мост. 1957 г.

Бородинский мост. 1957 г.

Бородинский мост 2012г.

Бородинский мост 2012г.

Памятные доски с именами героев.

Памятные доски с именами героев.

 

История объекта показа (Исторические события войны 1812 г. связанные с объектом)

С 1788 на месте нынешнего моста существовал «живой» Дорогомиловский мост, по нему в сентябре 1812 года, после Бородинской битвы проходили и русские, и французские войска.

Мост регулярно разрушался паводками. В 1865 город выделил 300 000 рублей на устройство капитального Дорогомиловского моста.

Первый конкурс прошел безрезультатно, второй выиграл инженер-промышленник Аманд Струве. Мост, проект которого утверждал лично император Александр II, был назван Бородинским. Строительство началось 2 мая 1867 года, и завершилось менее чем через год, 15 мая 1868 года.

С постройкой Брянского вокзала возникла необходимость замены старого, узкого моста 1868 года. В 1909 году проектировщики Осколков, Щёкотов и Клейн выиграли открытый конкурс проектов и приступили к постройке в 1911 году. Мост, общей длиной 250 метров, имел три стальных арочных пролёта (40.9, 45.5, 40.9 м длиной). Каждый пролет состоял из 12 клёпаных арок с шагом 2.1 м. Дорожное покрытие имело проезжую часть шириной 18.5 м и две пешеходные дорожки по 3.5 м каждая. В 1952 г., а также 1999-2000г.г. мост перестраивался.

Бородинский мост, заменивший старый Дорогомиловский стал особой вехой в памятных событиях Отечественной войны 1812 года.

Известие о решении М. И. Кутузова оставить Москву без боя быстро распространилось в войсках, но, как вспоминал С. Г. Волконский, «общий дух армии не пал; всякий постигал, что защищать Москву на Воробьевых горах — это было подвергнуть полному поражению армию, что великая жертва, приносимая благу отечества, необходима».

Войска, покидавшие Москву, были вынуждены медленно двигаться одной большой колонной через Дорогомиловскую заставу и Москву-реку. В ней находился и Кутузов. Первыми в 3 часа ночи 2 сентября по Дорогомиловскому мосту и далее по улицам Москвы потянулись обозы. Следом за ними прошло ополчение, потом пехота и артиллерия. Замыкали колонну казаки. «Армия в самом большом порядке и тишине проходила Москву,— сообщал «Журнал военных действий».— Глубокая печаль написана была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему причиненную».

Мерно стучали солдатские сапоги по деревянной мостовой на подъезде к Дорогомиловскому мосту. Тихо плескалась вода о плоты и паромы, служившие опорами бревенчатому настилу. Толстые доски прогибались и скрипели под тяжестью орудий и зарядных ящиков. И хотя Дорогомиловский мост в то время имел длину 186 метров и ширину только 8,5 метра, войска проходили без затора, давая дорогу командирам и скакавшим с распоряжениями адъютантам. Был момент, когда старый мост не выдержал. На некоторое время возле него скопились войска, но проезжавший Кутузов, как обычно спокойно, распорядился о немедленной починке моста. И вскоре войска продолжали неторопливое движение.

Тяжелое настроение хорошо передает в поэме «Бородино» М.Ю.Лермонтов:

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали…

В горестном молчании полк за полком, рота за ротой проходила по Дорогомиловскому мосту русская армия. «Ни на одном лице я не заметил следов отчаяния, считающего все потерянным,— писал артиллерист Н. Е. Митаревский,— но я наблюдал мрачное и сосредоточенное выражение чувства мести».

И отмщение пришло…

Троицкий мост

Пройдя вперед по аллее Александровского сада, мы открываем для себя чудесный вид на Троицкую башню и Троицкий мост, органично связанный с ажурной «подковой» Кутафьей башни, сыгравшей драматическую роль в цепи событий, развернувшихся у стен Кремля во время наполеоновского нашествия.

Объект экскурсионного показа — Троицкий мост и Кутафья башня

Адрес (местоположение) —  Московский Кремль. Троицкий мост через реку Неглинную, соединяет Троицкую и Кутафью башни.

Общее описание объекта показа — Троицкий мост – один из самых старых мостов Москвы, который сохранился до наших дней через реку Неглинную. Он построен с арочными пролетами из кирпича и соединяет Троицкие ворота Кремля с отводной Кутафьей стрельницей (предмостной башней оборонительного значения).

Известный знаток Москвы – историк И. Забелин, полагал, что Троицкий мост был построен 1367 году одновременно с первыми каменными стенами Кремля. Другие историки считали, что мост был построен при Василии III в 1516 году и связан с устройством прудов на Неглинной. В XVII веке мост имел деревянную подъемную часть, но при надстройке кремлевских башен был перестроен. Теперь кремлевских прудов уже давно нет и Троицкий мост давно служит своеобразным переходом в Кремль через ворота Троицкой башни. Мост перекинут через Александровский сад, и стоит не над рекой, а над пологим холмом.

Троицкий мост совсем не похож на средневековые каменные мосты Европы. Его фасад совершенно гладкий, нет выступающих опор с водорезами и кормой. В 1793 году были выложены своды над арочными проемами, а ниже их пролетные отверстия были отгорожены стенками от продольных проходов внутри опорных стен моста, которые превратились в своего рода закрытые ящики, которые в дальнейшем использовались для хозяйственных нужд. В 1876 году мост был реставрирован, а в 1901 году заново перестроен, после чего приобрел современный вид.

Кутафья башня — единственное, что сохранилось из предмостных укреплений Кремля, она защищала подходы к Троицкой башне и была сооружена в 1516 году, под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина.

Название «Кутафья» происходит от слова «кут» — укрытие, угол. Кутафья башня никогда не имела покрытия. В 1685 году ее увенчали ажурной короной с белокаменными деталями.

Невысокая, ее высота со стороны города – 13,5 метра, она была окружена рвом и рекой Неглинной, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались подъемной частью моста, башня была грозной преградой для войск, осаждавших крепость, о чем сохранились многочисленные свидетельства и в том числе на страницах Романа Л.Н.Толстого.

Визуальный ряд древних сооружений Москвы трудно было бы представить без живописных работ выдающегося русского художника-пейзажиста XIX –XX в.в. Апполинария Михайловича Васнецова. Более чем в 100 работах он воспроизвел интереснейшие архитектурные ансамбли старой столицы и в том числе Троицкий мост и Кутафью башню.

А.М. Васнецов. Троицкий мост и Кутафья башня. В осадное сидение. 1915.

А.М. Васнецов. Троицкий мост и Кутафья башня. В осадное сидение. 1915.

Троицкий мости Кутафья башня, 2012г.

Троицкий мости Кутафья башня, 2012г.

Исторические события войны 1812 г. связанные с объектом показа (из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Москва и Кремль не раз становились свидетелями торжеств и бед народных. Нашествие французов стало настоящим испытанием для древней столицы. После Бородинского сражения русские войска согласно приказу М.И.Кутузова покинули Москву.

Армия Наполеона вошла в город без боя. Однако Кремль сопротивлялся. Это описывает в своем романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой. Вместе с героями романа мы можем проследить за тем, как войска неприятеля входят в город. Движутся по Дорогомиловской дороге, Арбату, Воздвиженке по направлению к Кремлю.

Подходят к Кутафьей башне, находящейся у западной стены Кремля и соединенной с проездной Троицкой башней мостом, под которым некогда протекала речка Неглинка. Кутафья башня издавна предназначалась для обороны Троицкого моста. Французы узнали, что в опустевшей Москве «ворота в крепость» заделаны и, вероятно, их ожидает засада.

И действительно, в Кутафьей башне находилось девять безымянных героев, семеро из которых были убиты французами.

Яркий и драматический момент боя изображен в романе «Война и мир»:

«…Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из-за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье он целился в французов.

Feu! – произнес артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались два ружейных и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота». Так погибли защитники Кремля.

Литература:

  1. Анисимов Г.А., Крайнова, Полонская. Кутузовская изба: Путеводитель. – М.: Московский рабочий, 1982. с. 96
  2. Данилевский Г.П. Сожженная Москва. Исторический роман. Московский рабочий. 1979г.с. 255
  3. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. М.: Академия, 2008.
  4. Джанджугазова Е.А. Туризм и инновационное развитие: Проект ФГОУВПО «РГУТиС «Живая карта России». Научно-практический журнал «Современные проблемы сервиса и туризма. №3, 2010.
  5. Джанджугазова Е. А. Живая карта России. Инновационный проект РГУТиС. М.: КноРус, 2011.
  6. Долинина . Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир». По страницам «Войны и мира». Ленинград, «Детская литература», 1973. с. 254.
  7. Ефремова Л.В., И.Я.Крайнова, О.П.Андреева и др. Бородинская панорама: путеводитель. М.: Московский рабочий, 1985, с.157.
  8. Опульская Л.Д. Роман – эпопея «Война и мир». М.: Просвещение. 1987. с.174.
  9. Раковский Л. Кутузов. Роман. Лениздат. 1986, с. 654.
Поделиться в соц. сетях: