Научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее»
Scientific and practical journal «Russian Regions: A Look into the Future»
Выпуск № 2 (том 9), июль, 2022
Тема номера: «Передовой опыт и успешные практики»
Содержание / Contens
От редакции / From editor
Актуальная тема
Национальная элита – хождение во власть: к 100 — летию образования СССР
Аманжолова Д.А.
На примере представителей этнополитической элиты Казахской АССР автор рассматривает раннесоветский опыт вовлечения национальных кадров в систему власти и управления. Выделяются особенности взаимодействия националов с представителями разных уровней власти, смены поколений этнополитических лидеров и формирования политического и социально-культурного ландшафта советской федеративной государственности. Отмечается, что интеллектуальный обмен в системе управления многонационального государства между представителями титульных народов субъектов федерации и центром представлял собой сложный и противоречивый процесс. Этнополитическая элита постепенно становилась неотъемлемой частью советского управленческого класса.
Ключевые слова: Советская власть, национальная элита, федерализм, система власти и управления, центр и автономии
The national elite — going to power: to the 100th anniversary of the formation of the USSR
D. Amanzholova
Using the example of representatives of the ethnopolitical elite of the Kazakh SSR, the author examines the early Soviet experience of involving national cadres in the system of power and management. The peculiarities of the interaction of the nationalists with representatives of different levels of government, the change of generations of ethnopolitical leaders and the formation of the political and socio-cultural landscape of the Soviet federative statehood are highlighted.It is noted that intellectual exchange in the management system of a multinational state between representatives of the titular peoples of the subjects of the federation and the center was a complex and contradictory process. The ethno-political elite gradually became an integral part of the Soviet managerial class.
Key words: Soviet power, national elite, federalism, system of power and management, center and autonomy
Передовой опыт и успешные практики
Обзор зарубежного опыта гражданского участия в стратегическом планировании
Паксиваткина В.А.
В работе проведен обзор форматов участия граждан в процессе стратегического планирования в зарубежных странах. Изучен опыт стран по вовлечению граждан в составление и разработку национальных стратегий развития, а также примеры вовлечения населения в разработку стратегий на региональном и муниципальном уровнях. Проанализированы стратегии ряда стран на предмет отражения в них процедур и механизмов гражданского участия в публичном управлении.
Ключевые слова: гражданское участие, стратегическое планирование, партисипаторное бюджетирование, стратегия устойчивого развития
Review of foreign experience of civil participation in strategic planning
V. Paksivatkina
The paper provides an overview of the formats of citizens’ participation in the process of strategic planning in foreign countries. The experience of involving citizens in the preparation and development of national development strategies, as well as examples of involving the population in the development of strategies at the regional and municipal levels, were studied. The strategies of a number of countries have been analyzed on the subject of reflecting the procedures and mechanisms of civil participation in public administration.
Key words: civic participation, strategic planning, participatory budgeting, sustainable development strategy
Туристский рынок в новой реальности: формирование модели развития
Джанджугазова Е.А.
Российский туристский рынок, сформировавшийся в 1990-е годы на фоне многолетнего дефицита выездного туризма, даже в кризисных условиях продолжает развиваться и в том числе за счет повышения качества бизнес-среды. В данном исследовании проводится сравнительный анализ динамики развития туризма как ключевой сферы экономики, во многом формирующей деловой климат в регионах. Автор акцентирует внимание на том, что российский туризм, несмотря на продолжающийся кризис, может развиваться на основе сбалансированного сочетания рыночных механизмов и мер государственной поддержки. Такой подход позволяет сформировать гармоничную модель развития российского рынка туристских услуг, основой, которой выступит внутренний туризм, способный активизировать развитие туристской инфраструктуры и повысить инвестиционную привлекательность регионов.
Ключевые слова: туризм, туристский рынок, деловая активность, бизнес-среда
Tourism market in the new reality: formation of a development model
E.Dzhandzhugazova
The Russian tourist market, which was formed in the 1990s against the backdrop of a long-term shortage of outbound tourism, continues to develop even in crisis conditions, including by improving the quality of the business environment. This study provides a comparative analysis of the dynamics of tourism development as a key sector of the economy, largely shaping the business climate in the regions. The author focuses on the fact that Russian tourism, despite the ongoing crisis, can develop on the basis of a balanced combination of market mechanisms and government support measures. This approach makes it possible to form a harmonious model for the development of the Russian market of tourist services, the basis of which will be domestic tourism, which can activate the development of tourism infrastructure and increase the investment attractiveness of the regions.
Keywords: tourism, tourist market, crisis, business activity, business environment
Приостановка деятельности в России крупнейшего мирового гостиничного бренда Marriott International: проблемы и возможности
Крошнева Ю. А.
Статья посвящена приостановке деятельности функционирования крупнейшего мирового гостиничного оператора Marriott International в России. Автором статьи предложены ключевые варианты развития для гостиничных предприятий в сложившихся кризисных условиях. Проведен статистический анализ гостей, на примере гостиницы Moscow Marriott Grand Hotel в период с 2019-2022 гг. Рассмотрены основные тезисы создания и внедрения нового российского сетевого бренда. В результате выявлены ключевые направления, для дальнейшего функционирования гостиничных предприятий, которые столкнулись с уходом международного бренда Marriott International с Российского рынка гостиничных услуг.
Ключевые слова: Марриотт, международные сетевые гостиницы, туризм, гостеприимство, гостиничные бренды, франчайзинг, сетевой бизнес
The suspension of the operations of the world’s largest hotel brand Marriott International in Russia: challenges and opportunities
Y. Kroshneva
The article is devoted to the suspension of the functioning of the world’s largest hotel operator Marriott International in Russia. The author of the article suggests key development options for hotel enterprises under current crisis conditions. The statistical analysis of guests is carried out, using the example of Moscow Marriott Grand Hotel during 2019 – 2022. The main theses of the creation and implementation of a new Russian chain brand are considered. As a result, the key directions for the further functioning of hotel enterprises that have faced the termination of Marriott International’s activities in the Russian market of hotel services have been identified.
Key words: Marriott, international hotel chains, tourism, hospitality, hotel brands, franchising, chain business
Будущее курортного сбора в Российской Федерации
Тищук М.О.
В 2022 году в РФ заканчивается эксперимент по взиманию курортного сбора, будущее которого на данный момент не определено. В статье рассматривается три возможных варианта для курортного сбора в РФ: продолжение эксперимента в текущем формате, введения сбора на постоянной основе с разъяснением его статуса, полная концептуальная трансформация курортного сбора.
Ключевые слова: курортный сбор, туристская отрасль, добровольный сбор, туристская инфраструктура
The future of the resort fee in the Russian Federation
M. Tishchuk
An experiment on the collection of a resort fee ends in the Russian Federation ends in 2022, the future of which is currently not defined. The article discusses three possible options for the resort fee in the Russian Federation: the continuation of the experiment in the current format, the introduction of the fee on an ongoing basis with an explanation of its status, and a complete conceptual transformation of the resort fee.
Key words: resort fee, tourism industry, voluntary fee, tourist infrastructure
Экологический аспект в деятельности гостиничных предприятий
Романова М.М.
В современном мире туристы все чаще обращают внимание на проблемы окружающей среды и экологической ответственности туристического и гостиничного бизнеса. В гостиничной сфере внедряются энергосберегающие технологии, безотходное производство и переработка мусора. Авторами в статье рассмотрены ресурсосберегающие технологии, приведены примеры их реализации в средствах размещения России.
Ключевые слова: экологический туризм, экологический бизнес, ресурсосберегающие технологии, эко-отели
Environmental aspect in the activities of hotel enterprises
M.Romanova
In the modern world, tourists are increasingly paying attention to environmental problems. Energy-saving technologies, waste-free production and waste recycling are being introduced in the hotel business. The authors consider resource-saving technologies in the hospitality sector of Russia, give examples of their implementation in accommodation facilities.
Key words: ecological tourism, ecological business, resource-saving technologies, eco-hotels
Труды молодых исследователей
Новые инструменты продвижения гостиничных и курортных продуктов: эффект замещения
Четвертных Е.В.
Статья посвящена современным инструментам для продвижения гостиниц в современных условиях на территории Российской Федерации. Автор статьи раскрывает проблемы и акцентирует внимание на новых возможностях, открывающихся в условиях действующих санкционных ограничений.
Ключевые слова: туризм, гостеприимство, продвижение, таргетированная реклама, социальные сети, ВКонтакте, Телеграмм
New tools for the promotion of hotel and resort products: the effect of substitution
E. Chetvertnykh
The article is devoted to modern tools for promoting hotels in modern conditions on the territory of the Russian Federation. The author of the article reveals the problems and focuses on new opportunities that open up under the current sanctions restrictions.
Key words: tourism, hospitality, promotion, targeted advertising, social networks, VKontakte, Telegram
Проблемы экологии в России и их влияние на туризм и гостеприимство
Лазукина С.В., Зейналова А.Р.
В статье рассмотрены основные аспекты природоохранной деятельности в России. Авторы проанализировали причины ухудшения экологии в стране, выделили проблемы и возможные пути их решения. Внимание в статье уделяется туристическим и гостиничным предприятиям, и их роли в загрязнении окружающей среды, а также направлениям рационального природопользования в туризме.
Ключевые слова: природоохранная деятельность, экология, отходы, переработка отходов, гостиничные предприятия, туризм, рациональное природопользование
Environmental problems in Russia and their impact on tourism and hospitality
S. Lazukina , A. Zeinalova
The article considers the main aspects of environmental protection in Russia. The authors analyzed the causes of environmental degradation in the country, identified problems and possible solutions. Attention in the article is paid to tourism and hotel enterprises, and their role in environmental pollution, as well as areas of environmental management in tourism.
Key words: environmental protection, ecology, waste, waste processing, hotel enterprises, tourism, environmental management