Продвижению туристских продуктов и территорий в глобальном информационном пространстве

Джанджугазова Е.А.

В настоящее время мы становимся свидетелями и одновременно участниками формирования нового типа мышления – виртуального. Такое мышление сформировано Интернетом, и, несмотря на то, что Всемирная сеть базируется на высоких IT-технологиях, подавляющее большинство людей воспринимают ее как социальный прорыв, нежели как следствие научно-технического прогресса. Свидетельством этому служит увеличивающаяся вовлеченность и активность людей в Интернет-пространстве. Особую роль в системе новой виртуальной реальности играет интерактивность – одно из важнейших понятий нового времени.

Интерактивность в определенной степени способствует имитации подлинных чувств и эмоций, которые могут переживать пользователи сети, включаясь в интерактивное действие (посещая виртуальный музей или совершая виртуальную экскурсию). Почему же интерактивность так востребована современным потребителем? Дело в том, что в перенасыщенном информацией медийном пространстве для потребителя снижается значимость самой информации, представленной сухо и прагматично. Он нуждается в новой форме подачи информации, которая была бы не только лаконичной и понятной, но и эмоционально насыщенной. Чего невозможно добиться традиционными способами представления информации.

В этой связи современная форма контента приобретает качественно новое значение. Качественный и хорошо воспринимаемый аудиторией контент – основа любого туристского информационного ресурса. В особенность если принимать во внимание тот факт, что туристский продукт неосязаем и воспринимается потребителями на этапе его продвижения как совокупность информации о туристском объекте (туре, экскурсии и пр.). В данном случае некачественный контент потребителями либо вообще игнорируется, или воспринимается как некачественный продукт. В этой связи следует подчеркнуть, что сложившееся негативное впечатление автоматически переносится на туристский продукт в реальном исполнении.

Отсюда вытекает актуальный вопрос: Каким должен быть современный туристский контент?

Контент (от англ. content – содержание) Под контентом обычно понимают наполнение электронного ресурса (сайта). Контент сайта соотносится с его дизайном как содержание с формой и обычно представляет собой текст, картинки и музыку.

Контент принято делить на уникальный, отсутствующий в поисковых системах и не уникальный.

Уникальность контента проверяется методом контент-анализа с помощью специальных сервисов (antiplagiat.ru, copyscape.com и др.).

Контент-анализ (contentanalysis) – это специальный формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели с последующей статистической обработкой.

Подобный контент-анализ эффективен, но решает узкий круг вопросов, связанных преимущественно с соблюдением авторских прав.

Контент также можно разделить по происхождению:

  1. Копирайт – написание оригинальных материалов;
  2. Рерайт (от англ. rewriting — переписывание) – написание статей на основе оригинальных материалов;
  3. Копипаст (от англ. Copy-paste — скопировать-вставить) – копирование чужих материалов, в т.ч. сканирование;
  4. Синонимизация (автоматический рерайт) – замена слов в оригинальных материалах синонимами в ручном или автоматическом режиме;
  5. Переводной контент — переводы с других языков;
  6. Пользовательский контент – комментарии и сообщения пользователей, взятые из интернет-форумов и блогов.

Структура и сущность контента оценивается как поисковыми системами (поисковиками), так и пользователями. Первые – поисковики, ценят уникальность (отсутствие дублей в других поисковых системах) и степень оптимизированности контента под поисковые запросы пользователей. Вторые – пользователи, ценят качество контента: легкость восприятия информации, соответствие своему запросу, актуальность информации и способность вовлечь пользователя в дискуссию.

Вместе с тем контент можно группировать по виду бизнеса или направлению профессиональной деятельности компании. Такой контент принято считать специализированным, так как он отражает профессиональную или отраслевую специфику, а, следовательно, требует особых подходов к формированию и продвижению.

Туристский контент – это обычно содержание туристских электронных ресурсов: сайтов туристских администраций, туристских компаний, туристских порталов, сайтов музеев, гостиниц, выставочных центров и других предприятий и организаций, составляющих различные сектора туризма и гостеприимства.

Все эти субъекты туристского бизнеса призваны информировать потребителей, а значит, нуждаются в качественном и оригинальном контенте. Однако здесь встает важная проблема, а где его взять? Если все они черпают информацию практически из одной и той же базы, существенную часть которой составляют сведения, взятые из сети (Интернет). Вместе с тем постоянно открываются новые туристские компании, кроме того, необходимо наполнять уже существующие и вновь появляющиеся туристские порталы и блоги.

В настоящее время практически не возможно довольствоваться контентом, составленным из информации, полученной под ключевые слова, сформированные как поисковые запросы, например: «Камчатка», «Торжок» или «Поленово». Таких текстов в сети уже сотни или даже тысячи и это, как правило, рерайт — многократно переписанная одна и та же информация, представляющая, в лучшем случае общие сведения об объекте туристского показа. Она не «задевает» потребителя. Искушенный пользователь сети равнодушно просмотрит 10-15 таких источников и уйдет с надоевших страниц скорее в форумы или любительские блоги, где нет стандартных описаний, искусственно навязываемых советов, а есть живой и красочный рассказ о путешествии, интересная картинка, передающая целую гамму эмоций и переживаний.

Приведем несколько правил формирования туристского контента:

  1. Создавая туристский контент, описывайте личный опыт или пишите о том, что вам по-настоящему интересно. Приветствуются острые переживания, яркие впечатления, смелые ассоциации, реальные случаи выхода автора из сложных положений. Не помешает юмор, легкий сарказм, образные метафоры и даже некоторая гиперболизация событий.
  2. Постарайтесь раскрыть детали и удержать внимание пользователей, описывая необычные и малоизвестные факты, особенности хорошо известных достопримечательностей, их связь с интересными людьми и событиями. Детализация позволяет сделать материал интересным, но и повышает степень его уникальности и в том числе за счет использования новых ключевых слов.
  3. Обновляя туристский контент, шире используйте новостной ряд, т.е. больше пишите о новых событиях и разных мероприятиях.
  4. Шире используйте тематические рубрики как постоянные, так и периодические. Тематические подборки привлекают внимание целевых групп пользователей, которые в последствии привязываются к ресурсу и постоянно ждут продолжения своеобразного Интернет-сериала.
  5. Сделайте контент более наглядным. В современном высокотехнологичном мире видеоконтент, предлагающий широкий визуальный ряд воспринимается пользователями быстрее и лучше. Видеоряд необходимо сопровождать текстом не только в целях пояснения, но и для упрощения поиска информации, так как ключевые слова будут легко считываться поисковыми системами.
  6. Как можно больше используйте пользовательский контент, как с целью получения дополнительной информации, так и с целью привлечения новых пользователей. Рассказы и комментарии реальных людей сделают ресурс интересным и живым с одной стороны, а с другой они дадут новую информацию о новых маршрутах, туристских объектах, событиях и прочих аттракциях, благодаря чему можно получить полезную, а порой и уникальную информацию.
  7. Сделайте контент содержательным и в том числе за счет применения научного подхода. История, география, литература, естествознание, культурология, экономика и другие области научного знания должны стать основой для развития туристского контента. Следует понимать, что статус пользователей постоянно растет, и современные путешественники хотят узнать больше об известных объектах, а в этом случае без исследований не обойтись.
  8. Необходимо создавать условия для интегрирования туристского контента в социальные сети. В этой связи созданный в Twitterпрофиль привлечет дополнительных посетителей. В Facebook легко продвигать интересный и нестандартный контент. На платформе GooglePlus можно эффективно комментировать созданный туристский контент.

В отношении выбора методов и подходов к формированию любого массива информации важно четко определить ключевые ориентиры. Обычно они выстраиваются с учетом потребностей основных групп пользователей информации.

На сегодня среди главных ориентиров можно выделить два: достоверность и доступность. И как ни странно лидирует свобода доступа!

В случае с туристским контентом этот выбор не случаен. Люди хотят быть причастными к его формированию на всех этапах.

Современного путешественника уже не устраивает роль пассивного потребителя информации он сам активный участник процесса формирования информационного ресурса. Его советы, комментарии, фото и видеосюжеты, схемы туристских маршрутов, рассказы и наблюдения становятся живой основой формирования интересного контента, формирующегося по принципу интерактивности, то есть включенности в событие. Туристский ресурс или его часть формируется снизу самими пользователями для собственных нужд с учетом особенностей восприятия информации целевыми группами. Таким образом, реализуется стремление к самореализации, и, прежде всего через сообщества «по интересам».

Следует также учесть, что современное поколение, часами проводящее время в сети весь свой виртуальный опыт активно переносит в «реальную» жизнь, а значит, созерцание содержательного и интересного контента в совокупности с современными технологическими возможностями будет способствовать созданию новых методов, подходов и приемов к формированию новых видов информационных ресурсов.

В свою очередь формирование нового инструментария позволит создавать информационные тематические ресурсы нового типа, построенные не только на зрелищной визуальной информации (привлекательной картинке), но и на возможности контента раскрывать новые интеллектуальные грани, подчеркивать глубинный смысл процессов и явлений, выстраивать ценностные ориентиры.

Новая туристская мотивация

Развивая идею о необходимости визуализации туристского контента нельзя не отметить тот факт, что сегодня мы имеем дело с новой туристской мотивацией. Если еще 10-15 лет назад люди путешествовали на континент, в страну, город или турцентр, то сегодня начинает преобладать более узкий, предметный подход к выбору тура. Потребители хотят увидеть что-то новое особенное, редкое и удивительное, что, несомненно, позволяет говорить о новой туристской мотивации. Проявления новой мотивации можно проиллюстрировать самыми разными примерами, взятыми из разных источников, чаще всего из блогов и форумов в Интернете. Очень часто интерес к объекту вызывает визуальный ряд (привлекательная картинка), который публикуется в.т.ч. В поисковых системах (Яндекс, Рамблер и пр.)

Так, например огромный интерес пользователей Рунета вызвала эта картинка, которая некоторое время висела в «Зале славы» проекта «Яндекс-фотки» и привлекла внимание многих путешественников.

Снимок экрана 2015-01-26 в 20.32.38

Цветные озера парка привлекли внимание многих сотен фотолюбителей из разных уголков России! Только увидев эту сказочную по красоте картинку они заинтересовались этим удивительным местом – природным парком «Ергаки», расположенном на юге Красноярского края в пределах Западного Саяна.

Вместе с тем следует отметить, что грамотно продуманные визуальные символы позволяют подчеркнуть исключительную привлекательность объектов туристского показа. В настоящее время визуализация стала ключевым подходом представления информации для широких слоев современных пользователей.

Визуализация – это метод представления информации в виде рисунков, графических символов, карт, фотографий и иных изображений предметов и объектов.

Визуализация, в свою очередь является элементом обработки сложной информации о пространственном строении объектов. Методы визуализации позволяют представить объект в одном. Двух или трех измерениях. Наиболее распространена двумерная визуализация — изображение на плоскости, на листе бумаги — или на экране. Однако, благодаря развитию компьютерной техники и программного обеспечения все большую роль начинают играть методы объемной (3D)-визуализации.

Особую роль для визуализации информации в системе формирования информационных ресурсов выполняют пиктограммы.

Пиктограммы (icons) – картинка, отображающая предмет, объект или явление, обычно служащие для обозначения кнопок и других объектов, являются неотъемлемым признаком современных интерфейсов.

Компания AppleComputer — лидер в области разработки интерфейсов, доказали, что пиктограммы могут существенным образом увеличить ясность и усилить привлекательность транслируемой информации. Apple рекомендует следующее: «Всякий раз, когда требуется добавить объяснение или надпись, попытайтесь вместо текста использовать пиктограмму».[4]

На рисунке 6.2. приведен пример применения пиктограммы.

Снимок экрана 2015-01-26 в 20.32.29

В рамках природного туристского пространства на портале «Живая карта России» размещена информация об удивительном ботаническом памятнике природы – «Тюльпановое дерево», которое ежегодно посещают тысячи туристов, отдыхающих в городе-куроте Сочи.

Вместе с тем образный и хорошо визуализированный туристский контент позволяет сформировать ментальную основу имиджа территории, представленную когнитивной картой региона.

Когнитивная карта региона — это внутреннее субъективное представление пространственного положения объектов (туристского показа) на карте территории.

Такой подход позволяет использовать ассоциативный ряд и формировать образы территорий. Ведь совершая путешествие, турист ориентируется с помощью уже имеющихся образов территорий, которые сложились или были сконструированы на основе прошлого опыта и разнообразной информации. Подобные образы являются пространственными представлениями и фактически являются своеобразными экономическими феноменами, выстроенными в цепочку: образ – имидж – бренд.

Сформированные визуальные образы обычно закрепляются при помощи материальных свидетельств – фотографий, слайдов, открыток, буклетов и киноматериалов и пр. Эти материальные свидетельства оживляют полученные в путешествии впечатления и заставляют заново пережить ощущения и эмоции связанные с объектом туристского показа.

В этой связи процесс восприятия территории можно представить следующим образом:

— выделение объекта как целого;

— выделение отдельных признаков в объекте;

— выделение когнитивного содержания объекта;

— выделение эмоционального содержания объекта;

— формирование чувственного образа объекта в памяти.

Подобная последовательность позволяет не только осмыслить, но и широко применять маркетинговые приемы при формировании специализированного туристского контента.

(см. приложение «Пиктограммы»).

Литература

Джанджугазова Е.А. «Туристско-рекреационное проектирование». Учебник. Издательский дом «Академия», 2014.

Поделиться в соц. сетях: