Экономика впечатлений: танец в парке

Агамирова Е.В.,

Лапочкина В.В.

Приходите в парк Сокольники гулять — здесь московские танцуют старички,

Посмотрите, как умеют зажигать, как они здесь не жалеют каблучки.

Тут танцуют даже, снег когда идёт,

Дождик Вам не страшен, Пусть он с неба льёт.

Здесь погода не важна, здесь улыбка так нужна,

И она от невзгод этот мир спасёт.

 

Шап И.Е. [4]

Жизнь — сумма впечатлений! Вместе с пищей, водой и воздухом, внешние впечатления дают человеку определённое количество энергии и обеспечивают активное функционирование его способностей.

По мнению геронтологов, новые впечатления так же необходимы для центральной нервной системы, для ее полноценной работы, как и удовлетворение потребности во сне, а однообразие жизни, скука и отсутствие новых впечатлений приводят к досрочному старению. Интерес ко всему новому и неизведанному – это самый сильный антивозрастной фактор. Потребность в получении новых эмоций и чувств возникает от необходимости ощущения жизни и социальных общений. Эмоциональные положительные всплески надолго сохраняются в памяти, в отличие от приобретенных новых покупок. Исследования, проведенные в государственном университете города Сан-Франциско, доцентом психологии Райеном Хауэлом, демонстрируют, что приобретение человеком свежих впечатлений, ведет к повышению уровня благополучия и делает человека счастливее. Самый старейший и самый известный и развитый вид впечатлений – развлечения. Если вы чувствуете, что давно не делали чего-то необычного, и не пополняли свою жизнь свежими впечатлениями, приходите… танцевать.

Танцплощадки, которые были широко распространены в советские годы, вновь набирают популярность среди москвичей – сейчас в Москве активно развивается культура уличных танцев. Сезон танцев на открытых площадках начинается в столице в мае, ведь с наступлением теплых дней так не хочется толпиться в душных и тесных клубах и барах. Этой весной в Москве уже прошло несколько уличных дискотек и танцевальных флешмобов, а парк Горького 7 мая готовится провести День танца. Где и каким видам танцев можно научиться в столице практически бесплатно.

Главные танцплощадки Москвы

1. Парк Горького – «танцевальный микс»

Здесь дают уроки классических и клубных танцев, а также брейк-данса хореографы региональной молодежной организации «Танцующий город». По словам директора организации Татьяны Скалозуб, уроки танцев на различных площадках парка Горького проходят в рамках подготовки к танцевальным флешмобам, первый из которых состоялся в парке 1 мая. В дальнейшем планируется устроить флешмоб на День танца, провести танцы с ветеранами в День Победы, организовать гавайский танцевальный флешмоб «Хула» в День защиты детей, а также с конца июля до середины августа устраивать спортивные танцевальные флешмобы в поддержку сборной России на Олимпиаде в Лондоне. Приобщиться к «Танцующему городу» можно уже 6 мая. Как рассказала Скалозуб, в этот день на танцплощадке за фонтаном с 18.00 до 19.00 пройдет очередная репетиция, принять участие в которой могут и новички. Массовое обучение танцам на других площадках «Танцующий город» планирует начать с июня по август, чтобы сделать танцевальный подарок Москве на День города, рассказала директор.

День танца в ЦПКиО

Организаторы Дня танцев в ЦПКиО им. Горького обещают «заставить танцевать весь город». Гостям будет предложено восемь танцплощадок на любой вкус: от мастер-класса по брейк-дансу до уроков фламенко, которые, кстати, будут давать педагоги из Испании. А вечером на центральной площади вокруг фонтана москвичи устроят танцевальный флешмоб. По данным пресс-службы ЦПКиО, в этот день возле центрального входа будут демонстрировать свое мастерство хип-хоперы, перед фонтаном стиляги в ярких костюмах станцуют буги-вуги, за фонтаном организуют танцевальный фитнес с элементами сальсы, который должен растормошить даже стеснительных гостей. Еще одна танцплощадка разместится перед музыкальной эстрадой, здесь будут учить джаз-фанку.

Для влюбленных в ажурной беседке целый день будет играть джаз-бэнд. Кроме того, в День танца на Пушкинской набережной будут учить кубинскому танцу Dancehall, а также танцевать клубную латину. Испанские педагоги будут учить искусству фламенко на танцплощадке под Андреевским мостом, а нам малой зеленой сцене покажут элементы чечетки.

Уже сейчас, практически каждые выходные на танцплощадке в парке Горького учатся танцевать бальные танцы, диско и брейк-данс около 300 москвичей от 10 до 30 лет. Также любители уличных танцев собираются на берегу Москвы-реки, где расположено несколько танцплощадок.

2. Андреевская набережная — сальса, бачата

Профессиональные хореографы и педагоги многочисленных частных школ столицы весной переносят свои занятия из танцклассов в московские парки и на набережные, чтобы привлечь к танцам новичков. Только под Андреевским мостом организовано пять танцплощадок. Как рассказывают их завсегдатаи, там танцуют сальсу, бачату, хастл, вальс и другие танцы. Латиноамериканские танцы на берегу Москвы-реки под Андреевским мостом стали устраивать еще апреле. Организаторы не проводят мастер-классов, но научить ритмичным движениям новичков могут завсегдатаи танцплощадки. Сальсу здесь танцуют каждую среду и субботу, как правило, с 18.00 до 23.00. Желающие сдают на технику ди-джеям по 100 рублей, но это необязательно, рассказывают посетители танцплощадки. По их словам, многие любители латиноамериканских танцев приходят на площадку просто посмотреть.

3. Пушкинская набережная — хастл

Недалеко от этой танцплощадки, на Пушкинской набережной, проходит хастл-дискотека, здесь же проводится обучение начинающих. Здесь танцуют ежедневно, кроме пятницы и субботы, с 19.30 до 23.30. По данным организаторов, посещаемость этой площадки составляет от 100 до 300 человек за вечер. Музыка выбирается в зависимости от погоды и времени суток: весной и в начале лета, когда прохладно – быстрая и заводная, в жару – медленная, ближе к полуночи – романтичная. Вход на дискотеку не бесплатный, любителям подвигаться придется заплатить 100 рублей за вечер, но в стоимость входит не только вход, но и минеральная вода, горячий чай и влажные салфетки.

Как рассказывают посетители таких «опен-эйров», помимо традиционных видов танцев на Пушкинской и Фрунзенской набережных летом танцуют капоэйру – смесь боевого искусства и танцев, а также ирландские танцы.

4. Парк «Сокольники» традиционно является танцующим парком. Здесь танцуют в своё удовольствие, как могут, в разном возрасте, в разной весовой категории, с разными хореографическими возможностями и даже без них. Однако преимущественно преобладают люди третьей возрастной категории.

Снимок экрана 2015-01-05 в 22.50.24

К паркам Горького и Сокольники, где уже традиционно летними вечерами танцуют пары, прибавились «Фили», парк «Музеон», «Красная Пресня» и «Измайлово», Екатерининский сад, Болотная площадь и «Коломенское».

Снимок экрана 2015-01-05 в 22.50.30

5. Администрация Измайловского парка построила новую танцевальную площадку в 2012 году. Занятия современными и классическими танцами начинаются в середине мая и проходят под живую музыку 3 раза в неделю, а по ночам даже устраивают дискотеки. Бесплатные мастер-классы могут посетить все желающие, ведут их профессиональные педагоги. На это администрация парка тратит 2миллиона рублей.

6. На открытой площадке парка «Фили» с 26 мая также стартуют еженедельные мастер-классы с профессиональными танцорами. Каждый такой урок обойдется парку в 50 тысяч рублей.

7. Наконец своя танцевальная площадка будет и в парке «Музеон» у ЦДХ, который этим летом ждет масштабная реконструкция. Танцевать здесь будут на набережной.

8. Екатерининский сад.

Это тоже очень популярное среди танцоров место. Пройдя через центральный вход вдоль пруда и свернув налево, вы увидите крытую танцевальную площадку. «Забивали» это место в свое время пенсионеры – здесь они танцевали под музыку, в основном танго. Сейчас здесь можно увидеть и молодежь, а кроме старых записей услышать зажигательные латиноамериканские ритмы. Проводят здесь свои вечеринки и любители аргентинского танго. Если вы не танцуете или пока еще боитесь это делать на публике, можно просто посидеть на скамейке рядом с площадкой в Екатерининском саду, послушать музыку и посмотреть, как танцуют другие: поверьте, впечатлений у вас останется множество, а усидеть будет невозможно.

9. Болотная площадь

Помимо общего благоустройства сквера на Болотной площади, произведенного в середине прошлого века, здесь установили светомузыкальный фонтан, что теперь привлекает молодежь. Известно, что рядом с Лужковым мостом здесь (чаще в выходные по вечерам) собираются фаерщики – исполнители танцев с огнем. Также здесь можно встретить любителей рок-н-ролла и буги-вуги.

10. Парк Коломенское

Неподалеку от недавно реконструированной церкви собираются любители шотландских танцев. Scottish Country Dancing отличается продуманной организацией: пройти мимо просто невозможно, вас обязательно позовут принять участие в танцах на траве под специфическую музыку, а потом предложат прийти на занятие в танцевальную школу.

Почему же так привлекательны массовые танцы в парках?

Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное значение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях – словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом. Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации.

Главное в досуге – свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях деятельности. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам, домашним нагрузкам. Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития.

Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом. Досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. На отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

Общественный потенциал досуга.

Человечество длительный период шло к осознанию общественной значимости свободного времени и культуры досуга. В прошлом общественный потенциал досуга нередко осмыслялся через религию. В культурах Древнего мира, в средневековой Европе даже искусство ценилось не само по себе, но как отражение религиозного взгляда на мир, а следовательно, как регулятор общественных отношений, включая и отношения в процессе досуга.

В эпоху Просвещения в западноевропейской цивилизации начинают вырабатываться критерии совершенствования не только общества, но и человека. Вопрос о досуге трактуется иначе: только тот досуг, который наполнен позитивным содержанием по отношению к личности и окружающим людям, может быть признан положительным для всего общества, т.е. по индивидуальному и семейному досугу можно судить об уровне развитости всей культуры того или иного народа. Представители эпохи Просвещения связывали индивидуальный досуг с представлением об интеллектуальном, эстетическом, творческом развитии личности, о степени освоения человеком достижений предшествующей культуры, нравственных норм. Ныне очевидно, что западноевропейская культура не смогла сохранить конструктивный характер этих критериев. Эпохи модерна и постмодерна показали, что развитое западноевропейское общество обратилось к иным ценностям – к повседневным заботам, потребительским запросам, удовольствиям и развлечениям.

Современный человек чаще рассматривает досуг как личное достояние, в рамках которого он реализует свободу действий. Конечно, досуговая деятельность актуальна для индивида, поскольку позволяет ему восстанавливать работоспособность, расширять самосознание, самореализовываться и снимать стрессы. Досуг предоставляет возможность осмыслить индивидуальные особенности: врожденные качества характера, творческий потенциал, уровень интеллектуального развития. В занятиях любимым делом, в уединении человек способен сосредоточиться на своих продуктивно-волевых возможностях.

Но на выбор тех или иных занятий в свободное время влияют социальные моменты: мода, реклама, социальный статус. Именно на эти подчас скрытые от самого человека аспекты выбора досуга рассчитывают организаторы развлекательных мероприятий. Поэтому вновь обратимся к общественной значимости досуговой деятельности.

Когда множество людей решают в досуге одни и те же задачи, связанные с сохранением здоровья, развитием личности, умножением и разнообразием социальных связей, индивидуальные потребности превращаются в массовые, приобретая тем самым общественный характер и резонанс. Кроме того, в ходе досуговых занятий каждый человек осознает свою идентичность с культурной средой, глубже интегрируется в жизненное пространство всего общества. Поэтому особенно важно обращение человека к этнонациональным видам досуговых занятий, к рекреационным традициям (большинство которых носит коллективный характер), к массовым и зрелищным видам досуга, участию в праздниках, гуляньях. Общественный потенциал досуга — это оборотная сторона его индивидуальной значимости. Обе стороны нельзя отрывать друг от друга, они выступают взаимодополнительными аспектами одного и того же процесса человеческой жизнедеятельности.

Современное общество рассматривает досуговую деятельность как самостоятельную сферу жизнедеятельности, которая тесно пересекается с такими важными сферами, как спорт и путешествия, религия и искусство, семейно-родственные отношения и быт, система социальных коммуникаций и практика массовых зрелищ, индивидуальные пристрастия и увлечения. По мере развития культуры свободное время и досуг также эволюционировали, интегрируя технические новинки, осваивая более эффективные организационные технологии.

Экономика культуры и ее социальное значение.

В современной экономике формируется обширная область производства, связанная с функционированием и обслуживанием указанных выше сфер и сегментов культуры — повседневных отношений людей, их досуговых занятий, системы образования, искусства, информации. Условно эту область так и обозначают — экономика культуры. Но следует помнить, что в этом случае речь идет не о всей масштабной культуре, выступающей историческим механизмом жизнедеятельности народа, а лишь о воспроизводстве некоторых ее областей и сегментов в системе экономического производства. Все эти области и сегменты приобретают огромное значение в национальной экономике и одновременно стимулируют воспроизводство национальной культуры по ряду направлений, поддерживая тем самым ее целостное развитие в оперативном режиме.

Таким образом, можно видеть, что назначение той части экономики, которая связана с культурой, досугом, информационными потоками, сводится к реализации функций, нацеленных на:

- инкультурацию и социализацию новых поколений;

- поддержание социальных связей и взаимодействий;

- потребности человека в рекреации и самореализации, преимущественно в свободное время;

- духовное развитие (эстетическое, нравственное, религиозное, интеллектуальное и др.) как всего общества, так и разных социальных групп, конкретных граждан.

В разных странах существуют многообразные и неодинаковые структурные звенья, из которых формируется культурно-досуговая сфера как часть экономики. Чаще всего в нее включены предприятия, выпускающие товары культурного назначения, учреждения культуры и организации, предоставляющие досуговые услуги, фирмы, создающие и транслирующие кино-, теле-, радиопродукцию, а также туристские организации, развлекательные центры и т.п.

Экономика и рыночные отношения способны выполнить немало конструктивных функций по отношению к развитию культуры и досуга. Так, в условиях рынка отрабатываются и удовлетворяются более многообразные и дифференцированные досуговые потребности, внедряется новая техника, развиваются более эффективные технологии социального и культурного обслуживания и др. Вместе с тем рыночные отношения в сфере культуры и досуга имеют свою специфику, так как они одновременно конфликтуют с сущностью культурного развития. Среди этих конфликтных аспектов есть те, которые связаны с воспитанием новых поколений, с духовным развитием личности, с творческой деятельностью в искусстве, с досугом, с долгосрочными целями и познавательными задачами всего общества. Например, основные издержки рынка по отношению к воспитанию молодежи, искусству, досугу заключаются в его нацеленности, прежде всего на прибыль, игнорировании сущности культурного развития человека, художественного творчества, национальной культуры как единого целого.

Рынок во многом остается антидемократичным, порождая социальную несправедливость, антидуховность, частично нейтрализуемые государством, общественными инициативами (благотворительностью, самодеятельным творчеством и др.). Поэтому сфера культуры и досуга весьма специфическая область экономической практики, требующая особого внимания, сглаживания противоречий, которые порождаются ее чрезмерной коммерциализацией. В течение ХХ в. экономизация и коммерциализация сферы культуры возрастала во многих странах, что потребовало от общества новых политико-хозяйственных стратегий по отношению к ее развитию. В мире существуют как сходные приемы культурной политики, позволяющие сфере культуры и досуга успешно развиваться в рыночных отношениях (наличие законодательства о культуре и досуге, бюджетное финансирование, налоговые льготы и др.), так и особые традиции, механизмы, снижающие издержки коммерциализации культуры.

Экономика «впечатлений». Танец как коммерческое предложение

Новые подходы, активно развивающиеся в экономической науке в последние десятилетия, поставили под вопрос истинность большинства предпосылок классической экономической теории. Человек не всегда поступает рационально; человек меняется, он не придерживается одних и тех же образцов поведения; человек живет в обществе и группах, которые влияют на него и его поведение, и так далее. Экономика культуры – прикладная наука, объясняющая необходимость, принципы и инструменты экономических отношений в сфере культурной деятельности.

Еще тридцать-сорок лет назад, словосочетание «экономика культуры и искусства» звучало бессмысленно. Центром модели современной экономики является так называемый человек экономический, — рациональный участник процессов производства, рыночного распределения и потребления, стремящийся максимизировать свою личную выгоду. Культура и механизмы творческой деятельности лежат вне сферы его рационального мышления.

В настоящее время зарождается новая экономика – экономика впечатлений, ориентированная на ощущения потребителя.

В то время как мир движется по направлению к экономике впечатлений, все то, что человек получал раньше вне экономической деятельности, становится объектом купли-продажи. Это значимая перемена, и она означает, что человек платит за то , что раньше получал даром.

Эта тенденция прослеживается во многих областях культуры . В поисках духовного развития люди выходят за границы традиционных мест, расположенных рядом с местом проживания.

Экономика впечатлений развивается, и люди будут все больше и больше искать возможность приобрести новые, необычные впечатления.

Впечатление [2]:

1. Образ, отражение, след, оставляемый в сознании человека окружающими предметами, лицами, событиями

2. Воздействие, влияние. Эффект, сильное действие (разг.).

3. Вызываемое кем-нибудь мнение, оценка, представление (разг.).

Впечатление может увлечь гостей в разных областях и сферах экономики и культуры.

Исследователи в сфере «экономики впечатлений» выделяют характеристики, по которым можно классифицировать впечатления, получаемые при покупке той или иной услуги, относящейся к сфере досуга и культуры. Так для выделения специфических черт такой услуги определяется, во-первых, соответствие степени участия гостя в процессе [4 ].

С одной стороны лежит пассивное участие, когда клиенты не оказывают непосредственного влияния на представление. Например, человек, который ходит в театр или в консерваторию, получает впечатление, как зритель или слушатель, а с другой стороны лежит активное участие, когда клиент непосредственно влияет на происходящее. В качестве примера можно привести лыжников, которые активно участвуют в создании собственного впечатления.

Вторая характеристика впечатлений отражает тип связи или отношений, которые существуют между клиентами и «представлением».

По одну сторону лежит поглощение, возникающее , когда впечатление переносится во внутренний мир человека и его внимание удерживается таким образом ; с другой стороны лежит погружение , т.е. клиент физически (или виртуально ) становится частью самого впечатления .

Танец – как коммерческое предложение имеет особенные специфические характеристики, отличающие его от других видов услуг и продуктов, предлагающихся предприятиями отрасли развлечений

Танец является предложением, вовлекающим в процесс создания впечатления, однако не требующим определённой спортивной или физической подготовки. Танец как впечатление может сочетать в себе все характеристики: «активного» и «пассивного» участия, «поглощения» или «погружения» в «представление» — и предполагает личный выбор участника впечатления в момент его получения, и вместе с тем возможность персонализировать предложение.

Людей всегда привлекали зрелищные события, сопровождающиеся танцами и музыкой.

Снимок экрана 2015-01-05 в 22.50.38 Снимок экрана 2015-01-05 в 22.50.45

Этим объясняются широкие возможности танцевальных услуг повысить капитализацию территории (туристского пространства). В то же время «экономика впечатлений» связана с развитием рынков, которые сопряжены с производством «впечатления» (производство сопутствующих товаров – маски, костюмы и пр.). Таким образом, танец является очень привлекательной основой для создания и предложения экономического впечатления. Это занятость, знания, разнообразие и красота, однако экономикой впечатлений движет не только стремление к таким прекрасным и запоминающимся свойствам.

Меняющаяся природа труда также способствует тому , что все более отчетливо прослеживается стремление к новым видам экономических впечатлений. Те впечатления, которые есть у человека, определяют, то кем он является, чего он может добиться, и все больше и больше повышается спрос на такие впечатления, которые могут его изменить. Экономическая активность все дальше удаляется от товаров и услуг, а те субъекты, которые ставят впечатления в чистом виде, не задумываясь о влиянии их на человека, в итоге столкнутся с их обесцениванием

Во второй раз одно и то же впечатление будет менее захватывающим, в третий раз – еще меньше , и так до тех пор , пока впечатление не обесценится (« Здесь был, это делал…!»)

Если производитель ставит ряд впечатлений, ему легче оказать продолжительное воздействие, чем с помощью единичного события. Человек проводится через цепочку разных, но объединенных общей темой впечатлений, которые не могут его не изменить. Можно выделить такое направление как «социальные танцы», также являющееся областью «впечатлений». Социальные танцы — созданные обществом для самого общества, универсальный способ общения с людьми, «язык», который доступен всем и каждому. Этим и определяется привлекательность этого предложения. Социальный танец является средством общения, формирующим сообщество.

За последние несколько лет число танцевальных школ и спрос на танцевальные занятия в фитнес-клубах в Москве существенно возросли.

В 2001 г. создана года Общероссийская Танцевальная Организация (ОРТО, Федерация современных танцев России), в 2008 г. — Национальная Ассоциация танцевальных клубов, школ и студий танца, миссией которой является «возрождение танцевальных традиций в России и создание привлекательного для всех участников рынка танцевальных услуг в нашей стране и за рубежом».

Рано или поздно постановка впечатлений станет такой же неотъемлемой частью ведения бизнеса, как разработка технологических процессов и продукции. И подтверждение этому можно найти уже сейчас.

«Люди уверены, что большие деньги могут сделать их счастливыми. Однако исследования, которые я провожу вот уже 35 лет, говорят об обратном. Вероятно, это ошибочное мнение есть результат того, что деньги дают некоторым людям ощущение счастья лишь на время, когда они тратят эти деньги на какие либо новые жизненные впечатления» - Райен Хауэл.

Литература 

  1. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование. Учебник. Москва. Издательский центр «Академия», 2014. С.272.
  2. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
  3. http://www.artscroll.ru - сайт, посвященный художникам и их картинам –«ArtScroll.RU — Свитки Искусства».
  4. http://cokolniki.com/tancy_v_parke_sokolniki — портал района «Сокольники».
  5. http://naukovedenie.ru/sbornik10/10_4.pdf - Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №1, 2012 // Мозжухин Д.А. «Инновационный менеджмент и экономика впечатлений: симбиоз или противоречие».
  6. http://www.rodina-portal.ru/articles/details/id/3 — Единое информационное пространство малых городов и сельских территорий России «Моя Малая Родина».
Поделиться в соц. сетях: