Парк «Яуза» и его окрестности: пеший туризм в современном мегаполисе

Томан И.Б.

Турпоход в мегаполисе – возможно ли это? В Москве – вполне. Обширные парки, находящиеся довольно близко друг от друга, тихие улицы и переулки, бульвары, скверы и сквозные зеленые дворы – все это создает массу возможностей и для прогулок, и для многокилометровых культурно-оздоровительных пеших походов1.

Пандемия заставила миллионы людей отказаться не только от зарубежных путешествий, но и от поездок по собственной стране, ибо они тоже небезопасны. И даже когда она пойдет на спад, ухудшение экономической ситуации и снижение уровня жизни станет для многих непреодолимым препятствием для путешествий.

Однако невозможность уехать куда-то далеко не всегда означает необходимость смириться с отсутствием впечатлений, связанных с открытием новых мест. Изменившиеся реалии побудили оставшихся дома путешественников пристальнее посмотреть на то, что их окружает и что они прежде не замечали, живя от поездки до поездки. Между тем, стоит перенаправить свое внимание и любознательность с дальнего плана на ближний и, как окажется, удивительное – рядом.

У москвичей, вынужденных проводить отпуск дома, есть масса возможностей не только для культурного досуга, но и для общения с природой, причем для этого совсем необязательно уезжать из города.

В последние годы любители однодневных походов именно в Москве найдут больше положительных эмоций и впечатлений, нежели в ближайшем Подмосковье, где их встретят замусоренные леса вокруг бесчисленных дачных и коттеджных поселков, стройплощадки на месте полей, остовы мертвых деревьев и огороженные берега водоемов. Конечно, есть в Подмосковье островки первозданной природы, но это именно островки. Одновременно с деградацией природных ландшафтов Подмосковья в Москве появилось больше возможностей для того, чтобы провести свободное время на природе. Произошло это прежде всего за счет окультуривания уже имеющихся зеленых зон, многие из которых прежде были замусорены, запущены и мало использовались в качестве рекреационных объектов.

В данной статье описаны маршруты культурно-оздоровительных походов по долине реки Яузы и ее окрестностям на территории Северо-Восточного и Восточного административных округов. Почти на всем протяжении они проходят вдали от автодорог и шумных улиц, преимущественно по территории самого длинного московского парка «Яуза», а также по другим паркам и зеленым зонам, причем таким, где даже в выходные дни не очень многолюдно. При этом на маршрутах немало памятников культурного наследия, свидетельствующих о самых разных периодах истории нашей страны.

В статье нет исчерпывающей и тем более новой, основанной на неизвестных ранее источниках, краеведческой информации. Ее цель прежде всего практическая – описание наиболее оптимальных, неоднократно пройденных автором маршрутов городских походов, благодаря которым можно укрепить здоровье, получить множество положительных эмоций и ярких впечатлений, отдохнуть от суеты мегаполиса и лучше узнать его далекое и не очень далекое прошлое.

Статья рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей Москвы. В особенности она адресована работникам образования, дабы привлечь их внимание к возможностям культурно-оздоровительных походов, которые способны стать синтезом сразу нескольких учебных дисциплин – физкультуры, истории, биологии, истории мировой культуры и, конечно, москвоведения.

Безымянный5

1.Маршрут №1. От усадьбы Свиблово до Джамгаровского пруда

Отправная точка первого маршрута – выход на проезд Серебрякова из подземного перехода станции метро «Ботанический сад». Через жилищный комплекс «Life-Ботанический сад» направляемся в сторону Лазоревого проезда, сворачиваем налево и, перейдя 1-й Ботанический проезд, оказываемся в парке усадьбы Свиблово.

Усадьба впервые упоминается в начале XV века; в то время ее владельцем был сподвижник Дмитрия Донского боярин Федор Свибло, принимавший участие в строительстве Свибловой (называемой также Свирловой) башни Московского Кремля. (Башня не сохранилась. В XV веке ее заменили новой, а в XVII веке назвали Водовзводной, поскольку в ней была установлена машина, с помощью которой Кремль снабжался водой из Москвы-реки. В 1805 году на ее месте построили новую башню, которую взорвали французы в 1812 году. Через несколько лет ее восстановили). Боярин, чье прозвище дало название усадьбе и целому большому району, владел ею совсем недолго. При следующем князе он впал в немилость и был лишен всех своих владений.

В XVII-XVIII веках усадьбой владели Плещеевы, но на рубеже столетий хозяином Свиблово ненадолго стал их родственник Кирилл Алексеевич Нарышкин (1670? -1723) – первый комендант Санкт-Петербурга (1710-1716) и губернатор Москвы (1716-1719). Вероятно, он завладел усадьбой не совсем законно, став опекуном своей малолетней племянницы Марии Плещеевой, якобы завещавшей ему перед смертью свои владения, но именно при нем в Свиблово была построена церковь Живоначальной Троицы (1708), сохранившаяся до нашего времени.

В результате судебного процесса Плещеевы вернули усадьбу, но обосновались в ней не сразу. В 1722-1724 гг. здесь проводил лето будущий зять Петра I Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский, который любил охотиться в дремучих свибловских лесах. Брак дочери Анны с племянником покойного шведского короля Карла XII соответствовал внешнеполитическим интересам Петра, стремившегося наладить хорошие отношения с некогда враждебным государством, однако он не спешил. Некоторые историки считают, что Петр хотел завещать российский престол именно Анне, отличавшейся умом и образованностью, но не успел. В пользу данного предположения свидетельствует, в частности, то, с какой поспешностью Екатерина I сразу после смерти супруга выдала дочь замуж и отправила в Швецию, где она умерла вскоре после рождения сына Карла Петера Ульриха – будущего императора Петра III.

Однако вернемся в Свиблово. К семье его владельцев принадлежали друзья молодого Н.М. Карамзина – Алексей Александрович и Анастасия Ивановна (урожд. Протасова) Плещеевы. Именно они были адресатами «Писем русского путешественника». В апреле 1801 года Н.М. Карамзин женился на сестре Анастасии Ивановны Елизавете, и лето молодые провели в Свиблово [15, c.255], где снимали дом у его новых владельцев – Высоцких. Однако семейное счастье длилось недолго: через год Елизавета умерла.

Не исключено, что на даче в Свиблово Карамзин начал собирать материалы для своего будущего труда «История Государства Российского».

В 1821 году владельцем Свиблово и соседней усадьбы Леоново стал купец Иван Кожевников, основавший здесь ткацкую фабрику. Кожевников жил на широкую ногу: устраивал торжественные приемы, празднества и концерты, на которых выступали самые знаменитые московские певцы, построил театр и даже удостоился посещения вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Неудивительно, что он быстро разорился, и Свиблово перешло другим владельцам.

Уже в 1833 году А.С. Пушкин свидетельствовал об упадке Свиблово, как и других барских усадеб патриархальной Москвы: «Куда девалась эта шумная, праздная, беззаботная жизнь? Куда девались балы, пиры, чудаки и проказники – все исчезло (…). Ныне в присмиревшей Москве огромные боярские дома стоят печально между широким двором, заросшим травою, и садом, запущенным и одичалым. (…)На всех воротах прибито объявление, что дом продается или отдается внаймы, и никто его не покупает и не нанимает. (…) Подмосковные деревни также пусты и печальны. Роговая музыка не гремит в рощах Свирлова (Свиблово – И.Т.) и Останкина; плошки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травою, а бывало уставленных миртовыми и померанцевыми деревьями. Пыльные кулисы домашнего театра тлеют в зале (…). Во флигеле живет немец-управитель и хлопочет о проволочном заводе» [19, с.188].

Таким образом, уже в конце 1820-начале 1830-х годов закончился «золотой век» усадьбы Свиблово, а в ее окрестностях стали селиться дачники. Последними владельцами Свиблово были армянские предприниматели Халатовы, приехавшие в Москву из Тифлиса в середине XIX века.

В 1938 году храм Живоначальной Троицы был закрыт; в 1970-1980-е годы в церкви и в усадебном доме проводились реставрационные работы. В 1994 году территория, включающая храм и барский дом с двумя флигелями, получила статус патриаршего подворья, и здесь вновь началась реставрация. В настоящее время оно доступно для посещения, в том числе для прогулок. В храме с 1995 года проводятся богослужения, в восстановленных зданиях усадьбы находится православная школа и музей; проводятся концерты.

Безымянный6

Осмотрев усадьбу, спустимся к Свибловскому пруду, за которым протекает Яуза. Отсюда наш путь будет проходить по ее берегам.

Дойдя до родника (воду из него пить не рекомендуется), перейдем Яузу по горбатому мостику напротив беседки-ротонды (напоминающей о садово-парковой архитектуре барских усадеб) и продолжим путь по ее правому берегу. Сейчас мы идем против течения реки, от устья к истоку. Соответственно, берег, который нам кажется левым, будет правым.

Следующая достопримечательность – бывший железнодорожный, а ныне пешеходный мост через Яузу. Раньше он был частью существовавшей в 1900-1987 гг. Бескудниковской железнодорожной ветки, которая соединяла Савеловскую и Ярославскую железные дороги; конечными ее станциями были Бескудниково и Лосиноостровская. Недалеко от моста, на левом берегу реки, находилась одна из станций – Институт пути, получившая название по научно-исследовательскому институту, организованному в 1935 году (ныне это НИИ транспортного строительства). Вокруг Института пути среди новостроек сохранился небольшой заповедник советской довоенной и послевоенной архитектуры2. Осмотреть его можно сейчас, перейдя Яузу по мосту, или на обратном пути, если вы выберете второй вариант маршрута.

Далее мы увидим плотину и устье реки Чермянки (в ее долине тоже разбит парк), за которым тропа, идущая вдоль Яузы, отклоняется немного влево и выходит на дорогу к храму Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково.

Село Медведково впервые упоминается в XVII веке как вотчина князя Дмитрия Михайловича Пожарского. При нем в 1630-е годы была построена сохранившаяся до нашего времени церковь – один из прекраснейших памятников шатровой архитектуры. В 1685 году, после смерти внука князя Пожарского, их род пресекся, и владение перешло к фавориту царевны Софьи Василию Васильевичу Голицыну. Он владел селом всего три года, однако успел заказать для храма иконостас, сохранившийся до нашего времени. В XVIII-начале XIX века село принадлежало Нарышкиным, при которых церковь была заметно перестроена, что несколько исказило ее первоначальный облик. В советское время церковь не закрывалась.

Во дворе храма находится мраморный крест. Во второй половине ХХ века он был перенесен сюда с безымянной могилы на Медведковском кладбище, и тогда же, по указанию настоятеля храма, на нем была сделана надпись: «Крест – победа над смертью».

Безымянный7По преданию, этот крест стоял над могилой местного землевладельца Николая Федоровича Рихтера (1844-1911), усадьба которого находилась недалеко от церкви (здание не сохранилось). Н.Ф. Рихтер более 40 лет активно участвовал в работе Московского губернского земства и очень много сделал для развития народного просвещения. Будучи председателем Московской губернской земской управы, он за четыре года организовал около 70 сельских школ.

Отец Н.Ф. Рихтера – Федор Федорович Рихтер (1808-1868) – был одним из первых российских реставраторов. Он родился в Петербурге в семье художника, происходившего из прибалтийских немцев. После окончания Академии художеств шесть лет стажировался в Италии. Ф.Ф. Рихтер участвовал в строительстве Большого Кремлевского дворца (он является автором интерьеров Владимирского и Александровского залов) и Оружейной палаты; реставрировал палаты бояр Романовых на Варварке, Боровицкую башню и другие памятники древнерусского зодчества. В 1851–1855 гг. издал пять томов фундаментального труда «Памятники древнерусского зодчества», в которые входят рисунки, чертежи и подробные описания наиболее известных древнерусских храмов. Огромный массив материалов, подготовленный для других неизданных томов, использовался впоследствии многими поколениями искусствоведов и реставраторов.

Выйдя из церковных ворот, свернем направо и, обогнув справа детскую площадку, спустимся по лестнице на берег Яузы. Дорожка вдоль реки проходит под мостом на Кольской улице.

Следующий на нашем пути мост – пешеходный – своего рода развилка. В пяти минутах ходьбы от него, на улице Дежнёва, прямо у входа в парк, – остановка трамвая №17. Для продолжения прогулки надо перейти Яузу. Далее возможны два варианта маршрута. Рассмотрим вначале основной, целью которого является Джамгаровский пруд.

Итак, продолжим путь вверх по течению Яузы. Пройдя под мостом на улице Дежнёва, мы окажемся в парке Раево на территории бывшей деревни Раево, вошедшей в состав Москвы в 1960 году. В нем находится внушительных размеров храм преподобного Серафима Саровского начала XXI века.

Немного не дойдя до Широкой улицы, пересечем Яузу по пешеходному мосту и дворами выйдем на перекресток улиц Малыгина, Стартовой и Тайнинской. Можно продолжить путь до моста на Широкой улице и увидеть устье реки Ички, за которым Яуза пресекается Московской кольцевой автодорогой и течет по национальному парку «Лосиный остров», где находится ее исток. Однако в таком случае придется идти до перекрестка вдоль оживленной улицы Малыгина.

Далее следует короткий (5-7 мин.) неприятный участок пути по Стартовой улице: слева от нас будет промзона, справа – жилые дома. Однако вскоре мы окажемся в парке у обширного Джамгаровского пруда.

Безымянный8

Он находится на реке Ичке и состоит из трех водоемов, соединенных протоками. Самый большой – Нижний пруд, далее идут Средний и Верхний пруды. Его название напоминает об исчезнувшем дачном поселке, основанном в конце XIX века братьями Джамгаровыми. Официально он именовался Лосиноостровский, но более известен был как Джамгаровка.

Братья Джамгаровы (Исаак, Иван, Афанасий, Николай и Александр) были уроженцами Шуши и принадлежали к богатой армянской купеческой семье. В конце XIX века они приехали в Москву и основали банкирский дом. Братья Джамгаровы были успешными предпринимателями, активно занимались благотворительностью и немало сделали для благоустройства поселка Лосиноостровский. Незадолго до Октябрьской революции Джамгаровы эмигрировали.

Погуляв по Джамгаровскому парку, можно выйти на автобусную остановку на Стартовой улице и доехать до станции метро Медведково или Бабушкинская.

Безымянный9

Маршрут №1. Вариант 2

Этот вариант подойдет для тех, кто хочет лучше узнать район Свиблово. Перейдя пешеходный мост у Чукотского проезда между улицами Кольской и Дежнёва, повернем обратно, двигаясь уже не вверх, а вниз по течению Яузы. Этот участок маршрута особенно живописен: он проходит по деревянным мосткам, проложенным по заболоченной пойме Яузы.

Безымянный10

Пересечем Кольскую улицу по пешеходному переходу и продолжим путь по парку вдоль реки. Миновав Кольский пруд и стадион, мы снова увидим бывший железнодорожный мост упраздненной Бескудниковской ветки, рядом с которым находится уже упомянутый Институт пути.

Осмотрев Институт пути и его окрестности, вернемся на берег Яузы и дойдем до источника. От него поднимемся по лестнице наверх и продолжим путь по бульвару на улице Седова до Снежной улицы. Пересечем Снежную улицу по ближайшему пешеходному переходу и выйдем дворами к старинному Капустинскому пруду, где цветут розовые лотосы. Название пруда напоминает о владельцах соседней усадьбы Леоново, с которой мы познакомимся в следующем походе. Вокруг пруда разбит сквер (по своим размерам это скорее небольшой парк), переходящий в соседние зеленые благоустроенные дворы. Через них можно выйти к началу Снежной улицы, находящемуся рядом со станцией метро Ботанический сад.

2.Маршрут №2. От Леоново до Алексеевского через Сокольники

Отправная точка этого маршрута – южный вход станции метро Ботанический сад на краю парка Леоново (второе название парка – Сад Будущего – появилось в начале XXI века), где прежде находилась одноименная усадьба.

Деревня Леоново, вошедшая в состав Москвы в 1917 году, впервые упоминается в документах в конце XVI века. С XVII по середину XVIII века ею владело семейство Хованских. В 1722 году, при Василии Петровиче Хованском (1694-1747), была построена церковь Ризоположения, сохранившаяся до нашего времени.

Безымянный11

В.П. Хованский был послан Петром I учиться заграницу и затем находился на военной службе, где сделал неплохую карьеру. В молодости он отличался необузданным нравом и любовью к кутежам, в результате чего его восемнадцатилетняя жена ушла в монастырь без согласия мужа. Богатый и успешный Василий Петрович был завидным женихом и на следующий год снова женился – на дочери могущественного канцлера Шафирова. Этот брак оказался удачным: у супругов было восемнадцать детей. Женившись вторично, Василий Петрович не изменил свои привычки, что едва не стоило ему жизни. Однажды князь в пьяной компании напоил до беспамятства одного из своих собутыльников и устроил в пустой церкви шутовское отпевание. Развлекаясь подобным образом, «птенцы гнезда Петрова» были уверены в своей безнаказанности: сам царь в молодости позволял себе кощунственные выходки по отношению к церкви. Однако времена изменились. Узнав об инциденте, Петр пришел в ярость и приговорил участников шутовского обряда к смертной казни, замененной в последний момент телесным наказанием. В память об избавлении от смерти Василий Петрович и построил в своем имении каменную церковь.

В 1767-1821 годах усадьбой Леоново владел ученый и меценат Павел Григорьевич Демидов (1739-1821).

П.Г. Демидов был правнуком тульского кузнеца Никиты Демидова, знакомство которого с Петром I положило начало процветанию его многочисленных потомков. Дед Павла Григорьевича Акинфий Никитич стал основателем горнозаводской промышленности на Урале и в Сибири; отец – Григорий Акинфиевич – был не только успешным предпринимателем, но и всерьез занимался ботаникой. П.Г. Демидов, в отличие от своих деятельных предков, выбрал жизнь сугубо созерцательную, благо средства на это были. Продав свою долю наследства братьям, он посвятил жизнь занятиям наукой, путешествиям и благотворительности, жертвуя значительные средства на развитие образования. Главное дело его жизни – основание Демидовского училища (впоследствии лицея) высших наук в Ярославле; нынешний Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова считается его преемником.

В Леоново П.Г. Демидов разбил парк, вырыл пруд и построил оранжереи. Церковь, однако, Павел Григорьевич велел закрыть под предлогом того, что колокольный звон ему мешает. Храм был открыт только при новом владельце в середине XIX века и в советское время не закрывался.

Наследники бездетного П.Г. Демидова продали имение. Среди его владельцев были уже известный нам хозяин Свиблово И.П. Кожевников и Капустины (о которых напоминает Капустинский пруд).

Один из хозяев Леоново Владимир Арсеньевич Капустин был не только предпринимателем, но и краеведом. Его перу принадлежит скрупулезное исследование о Леоново и его обитателях.

Усадебный дом в Леоново не сохранился, однако его местоположение известно, и его легко найти, следуя указателям. Обратите также внимание на трехсотлетний дуб, немой свидетель истории здешних мест.

Безымянный12

Перейдя Яузу по пешеходному мосту у пруда, где живут лебеди, мы на несколько минут потеряем реку из вида. Слева от нас будут гаражи и промзона, справа – многоэтажный дом. Однако вскоре мы увидим новую достопримечательность – Ростокинскую камвольно-отделочную фабрику. Она была основана в 1889 году Вольдемаром Фридрихом Ферманом, организовавшим здесь красильное производство. В 1894 году, после его смерти, фабрику унаследовал его сын Вольдемар Вольдемарович. До нашего времени сохранились фабричные здания конца XIX-начала ХХ века, которые можно считать памятниками промышленной архитектуры. Одно из них, с башней, видно через ворота.

Миновав фабрику, свернем налево, перейдем Яузу по пешеходному мосту и направимся через парк в сторону проспекта Мира. Обратите внимание на еще один пешеходный мост через Яузу – это первый мост вантовой конструкции в Москве, построенный в 2006 году.

Пройдя под мостом на проспекте Мира, мы окажемся в парке, разбитым между Яузой и знаменитым Ростокинским акведуком, построенным в 1784 году по проекту Фридриха Вильгельма Бауэра.

Этот парк – отличное место для проведения уроков истории, ибо открывшаяся перед нами панорама прекрасно иллюстрирует различные периоды жизни нашей страны.

Самый старый из представших перед нами памятников истории – Ростокинский акведук. Он является частью Мытищинского водопровода, сооруженного по приказу Екатерины II в 1779-1804 гг. Причиной его строительства была острая нехватка воды: хороших колодцев было немного, и москвичи использовали воду из рек и прудов, что приводило к инфекционным заболеваниям. После эпидемии чумы и чумного бунта 1771 года власти задумались об улучшении санитарного состояния Москвы, но не очень спешили. Только в 1779 году императрица подписала указ о строительстве московского водопровода, которое возглавил военный инженер Фридрих Вильгельм Бауэр (1731-1783), приглашенный в Россию из Германии в 1769 году. После смерти Бауэра строительством московского водопровода занимался его соотечественник Иван Кондратьевич (Иоганн Конрад) Герард (1720-1808).

Исследовав местность вокруг Москвы, Ф.-В. Бауэр выбрал мытищинские родники в качестве источников для водопровода. Для сбора воды были вырыты бассейны, откуда вода по подземной кирпичной галерее и трубам «самотеком» шла в центр Москвы, где ее из специальных фонтанов разбирали водовозы и жители близлежащих домов.

Мытищинский водопровод был небезупречным инженерным сооружением. Почти сразу после завершения строительства ему потребовался основательный ремонт. Впоследствии его неоднократно реконструировали, однако до 1930-х годов он был одним из важнейших источников водоснабжения нашего города.

Большая часть водопровода шла под землей, но для его прохождения через долину Яузы потребовался акведук, подобный тем, которые строили древние римляне.

На строительство водопровода было выделено более миллиона рублей – огромная по тем временам сумма. Однако фактически водопровод стоил гораздо больше, особенно если учитывать реконструкции последующих лет. Вот почему акведук прозвали в народе «Миллионным мостом», и это название укоренилось настолько, что и сейчас местные жители говорят не «пойдем в парк «Акведук», а «пойдем на Миллионку». Таким образом, «Миллионкой» называется не только сам акведук, но и вся прилегающая территория.

Безымянный13

В качестве гидротехнического сооружения акведук служил до 1960-х годов, затем по нему проходила теплотрасса, а в 2004 году началась его реставрация, завершившаяся в 2007 году. В результате акведук стал «как новенький», что типично для московских памятников архитектуры. Его побелили, скрыв известняковые плиты, придававшие акведуку чуть ли не древнеримский облик, и соорудили наверху галерею, по которой можно гулять в выходные и праздники. Утратив обаяние древности, акведук стал вневременной декорацией, эффектно смотрящейся со стороны проспекта Мира. Вблизи он тоже довольно красив, но, лишенный следов времени, являет собой не столько памятник старины, сколько один из объектов культуры постмодерна, наполненной фрагментами прошлого, давно утратившими с ним непосредственную связь.

Другие памятники прошлого, которые можно увидеть, гуляя по «Миллионке», относятся к советскому и постсоветскому периоду.

Прежде всего бросаются в глаза две знаковые вертикали – «Рабочий и колхозница» (1937) и Останкинская телебашня (1967).

Источником вдохновения для автора проекта «Рабочего и колхозницы» архитектора Бориса Иофана стали древнегреческие скульптуры – «Тираноборцы» («Гармодий и Аристогитон»», I в. н.э.) и «Ника Самофракийская» (II в. до н.э.). Не только внешний облик, но и смысл античных памятников оказался созвучен революционно-романтическим идеям советского архитектора: Гармодий и Аристогитон, убив афинских тиранов в VI в. до н.э., ценой своей жизни даровали свободу своему народу; Ника – древнегреческая богиня победы и тоже символ свободы.

Практическое осуществление общей идеи памятника принадлежит скульптору Вере Мухиной, непосредственно руководившей всеми этапами возведения монумента.

В 1937 году памятник венчал крышу советского павильона на Всемирной выставке в Париже. После ее окончания скульптуру демонтировали и вернули в СССР, установив на низкий постамент (В. Мухина называла его пеньком), существенно нарушавшим авторский замысел. В 2003-2009 гг. была проведена реставрация памятника, в результате которой он был водружен на новый постамент, облик которого напоминает советский павильон в Париже и, в целом, соответствует идеям авторов. В постаменте находится выставочный центр.

«Рабочий и колхозница» стоят напротив 25-тиэтажного «дома на курьих ножках» (проспект Мира, д.184, корп.2). Вместе со своими соседями на проспекте Мира (д.184, корп.1 и д.186, корп.1 и 2) он наглядно иллюстрирует три этапа истории советской архитектуры.

Здания, находящиеся по адресу проспект Мира, д.186, корп.1 и 2, – памятники архитектуры конструктивизма. Это клуб и общежитие ватной фабрики, построенные в 1928-1931 гг. по проекту Моисея Гинзбурга (автора проекта знаменитого дома Наркомфина в Москве) и Соломона Лисагора. Главная цель конструктивистов – обеспечить относительно качественным жильем как можно большее количество людей, максимально упростив и рационализовав их быт. В свободное от работы время люди должны были не решать бесконечные хозяйственные проблемы, а заниматься самообразованием, спортом и художественной самодеятельностью. Поэтому основные типы архитектурных сооружений конструктивизма – дома-коммуны с большими окнами и просторными дворами и клубы. Конструктивисты отказались от архитектурных излишеств не только из экономии: красоту дома, считали они, создает ритм его конструкций, сочетания объемов и обилие света. В начале 1930-х годов конструктивизм, как и другие направления советского авангарда, был официально осужден, и ему на смену пришел так называемый «сталинский ампир», знаменующий отказ от революционной романтики и частичное возвращение к имперским традициям. В архитектуре возрождается неоклассицизм, в отделке зданий используется лепнина, и приоритет отдается не массовому жилищному строительству, а сооружению монументальных эффектных зданий для государственной и партийной элиты. Одним из последних образцов «сталинского ампира» является дом 184, корпус 1, сооруженный по проекту Ивана Жолтовского в 1957 году. Его возведение было завершено уже после постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», ознаменовавшему конец эпохи монументального неоклассицизма и начало массового жилищного строительства, благодаря которому миллионы людей выбрались из коммуналок в отдельные квартиры.

В 1968 году на месте бараков появляется 25-тиэтажный панельный дом «на курьих ножках» (дом 184, корп.2), построенный по проекту Виктора Андреева (проектировавшего также гостиницу «Космос»). Он представляет собой интересное соединение возрожденных традиций конструктивизма и того, что называют «хрущевкой». С конструктивизмом его роднит не отсутствие декора, а конструктивные решения – столбы-опоры (которые особенно любил Ле Корбюзье) и необычное расположение балконов, призванное стать главным украшением дома. Балконы расположены в «шашечку», не друг над другом, а через этаж, причем центральная их часть немного выдается углом вперед. Ритмический рисунок балконов был интересной, но нежизнеспособной идеей. Многие жильцы застеклили свои балконы, превратив их в кладовки, и в результате от замысла архитектора практически ничего не осталось. Впрочем, балконы, созданные преимущественно с декоративной целью, не учитывали удобство жильцов. Использовать их летом для отдыха невозможно из-за небольших размеров и неровного пола; кроме того, нависающие над небольшими окнами нижних этажей балконы затеняют и без того довольно темные узкие комнаты, облик которых не соответствует идеям конструктивизма. И все же дом красив, особенно если смотреть на него не с проспекта Мира, а издалека – или из парка у акведука, или с ВДНХ. Нелепые ящики на фасадах тогда не видны, и остается только общее впечатление – впечатление чего-то хрупкого и эфемерного.

Вид из парка «Акведук» (в реке отражается «Дом на ножках»; за ним – гостиница Космос». Справа – дом Жолтовского. Рядом с ним, полностью скрытые деревьями, – клуб и общежитие ватной фабрики. На противоположной стороне проспекта Мира – «Рабочий и колхозница»)

Вид из парка «Акведук» (в реке отражается «Дом на ножках»; за ним – гостиница Космос». Справа – дом Жолтовского. Рядом с ним, полностью скрытые деревьями, – клуб и общежитие ватной фабрики. На противоположной стороне проспекта Мира – «Рабочий и колхозница»)

Впрочем, три памятника советской архитектуры можно детально рассмотреть, отклонившись в сторону от нашего маршрута, а потому вернемся к акведуку и посмотрим, что находится в непосредственной близости от него.

На краю парка у Малахитовой улицы стоит памятник московскому дворнику, созданный Андреем Асерьянцем и Владимиром Лепешовым в 2006 году. Надпись на табличке гласит, что памятник установлен здесь временно, однако хочется надеяться, что это не так: местные жители давно привыкли к нему. Дворник смотрит на строящуюся церковь, для которой в 2015 году отрезали солидный кусок территории парка.За акведуком пейзаж сразу меняется. Смолкает гул от проспекта Мира, и вы оказываетесь в зеленом сумраке. Многие местные жители предпочитают гулять именно здесь, ибо тут тихо и, главное, уютно. Еще в начале 1980-х годов здесь были сады и огороды, которые возделывали обитатели близлежащих многоэтажек. Потом огороды ликвидировали, заборы и сарайчики снесли, но плодовые деревья и кустарники сохранились. В начале нашего века данную территорию благоустроили, но сделали это максимально деликатно. Даже сейчас здесь можно увидеть яблони, груши, вишни, сливы, смородину и облепиху. Весной деревья покрываются белыми и розовыми цветами, но урожаи, конечно, невелики, и лучше их оставить птицам, которые весной поют так, что слышно даже на двадцать пятом этаже дома на «курьих ножках».

Недалеко от железнодорожного моста через Яузу парк заканчивается. Короткий переход мимо гаражей и промзоны – и мы вновь на берегу реки у железнодорожного моста, за которым начинается национальный парк «Лосиный остров».

Безымянный15

Дорожка вдоль Яузы приведет нас к Богатырскому пруду. Его название напоминает о бывшей фабрике по производству резиновой обуви «Богатырь», основанной в конце XIX века. В советское время фабрика стала называться «Красный богатырь»; в начале нашего века она прекратила свое существование, а ее корпуса сдаются в аренду.

Безымянный16

Левее Богатырского пруда находится Казённый пруд, в который впадает Казенный ручей. Вероятно, названия связаны с тем, что эти водоемы находились на казенных, то есть государственных землях. Отклоняться ради него от маршрута не стоит: берега пруда, находящегося между Лосиным островом и новым микрорайоном, не благоустроены. По соседству с ним находится промзона и отнюдь не живописные руины.

Отдохнув на берегу Богатырского пруда, выйдем из парка на улицу Богатырский мост, пересечем Яузу по автомобильному мосту и свернем направо, к Ростокинскому проезду. На противоположной его стороне – Сокольники, но, увы, пешеходного перехода здесь нет, а движение очень оживленное. До ближайшего регулируемого перехода нам придется идти вдоль Ростокинского проезда по узкому тротуару около 10 минут, однако новые впечатления заставят забыть этот неприятный участок пути.

Светофор находится рядом с одним из корпусов Московского государственного лингвистического университета, где с 1936 по 1941 год располагался легендарный «Лицей в Сокольниках» – Институт философии литературы и истории, образованный в 1931 году.

ИФЛИ называли лицеем не в силу его принадлежности к определенному типу учебных заведений, а потому, что значение его в культуре нашей страны сопоставимо со значением Царскосельского лицея в первые годы его существования. Конечно, ИФЛИ не был изолирован от того, что происходило в стране; волна репрессий захлестнула и его, однако многие из тех, кто уцелел, сохранили достоинство и духовную свободу. Студенты ИФЛИ стали не просто выдающимися учеными, писателями и поэтами. Это были сильные духом люди. Их труды, идеи и судьбы представляют собой единое целое. Они защищали Родину на фронтах Великой Отечественной войны и потом, в мирное время, тоже защищали ее – от лжи и несправедливости. Студентами ИФЛИ были А. Солженицын, поэты К. Симонов, А. Твардовский, Ю. Левитанский и С. Наровчатов, известный фольклорист и историк культуры Е. Мелетинский, философ Г. Померанц, историк А. Зевелев и многие другие. Их давно нет среди нас, но значение их жизни и трудов неподвластно ни времени, ни сменяющимся идеологиям.

Итак, перейдя, наконец, Ростокинский проезд по пешеходному переходу, мы оказались в Сокольниках. В XVI-XVII веках это было место царской соколиной охоты, а с XVIII столетия – народных гуляний. Во второй половине XIX-начале ХХ века здесь жили на дачах состоятельные москвичи. Большинство этих дач были деревянными, и не сохранились, однако те, что чудом уцелели, нуждаются в охране. Дачи и прилегающие к ним обширные территории принадлежат собственникам или арендаторам, и обычный посетитель парка может увидеть их только через забор. Впрочем, там, где они находятся, гуляющих мало.

Напротив Лингвистического университета заканчивается Пятый Лучевой просек. Пересечь его лучше по пешеходному переходу недалеко от перекрестка, отсюда широкая дорожка сразу выведет нас к Путяевским прудам, находящимся в пойме Путяевского ручья, одного из притоков Яузы. Однако путешественники, которые хотят увидеть пока еще сохранившиеся сокольнические дачи конца XIX — начала ХХ века, отложат отдых на берегу прудов и пойдут дальше по Пятому Лучевому просеку, чтобы через ворота увидеть фасад дома № 14. Это дача предпринимателя П.В. Цигеля, возведенная по проекту С. Айзиковича в стиле неоклассицизма. Правда, заказчик так и не воспользовался дачей, так как построена она была в 1917 году. По преданию, здесь была дача Берии, однако доказательств этого нет.

Пройдя немного далее по Пятому Лучевому просеку, свернем налево, в Ляминский проезд, название которого напоминает о купце Иване Артемьевиче Лямине, дача которого находится неподалеку.

Ляминский проезд выведет нас на Шестой Лучевой просек. Слева – деревянная дача И.А. Лямина (№21), построенная во второй половине XIX века. С 1918 по 1960-е годы здесь находился детский санаторий, затем библиотека им. Н.А. Некрасова, а с 1990-х гг. – гимназия. Справа от Ляминского проезда – кухонный флигель дачи А.В. Ананьевой (№19; жилой дом не сохранился), на территории которой находится санаторий.

По Шестому Лучевому просеку выйдем на Поперечный проезд и повернем направо. Вскоре мы увидим дачу М.А. Сиротининой (№35). По Поперечному проезду выйдем на Пятый Лучевой просек, пересечем его и по лесной тропе отправимся в сторону Путяевских прудов.

Наш дальнейший путь пройдет по самой живописной части парка Сокольники. Каскад Путяевских прудов – идеальное место для любителей спокойного отдыха на лоне природы, вдали от навязчивых «благ цивилизации» — палаток, кафе и громкой музыки. Пройдя вдоль пяти прудов, мы окажемся у самого большого, Верхнего Путяевского пруда (Пруда №1), где находится зона отдыха. Этот пруд отделен от остальных Четвертым Лучевым просеком. Здесь – развилка нашего маршрута. Рассмотрим вначале основной вариант.

По тропе, начинающейся от зоны отдыха, или по дороге вдоль ограды госпиталя им. Н.Н. Бурденко выйдем на Третий Лучевой просек. Повернем направо и по застекленному мосту пересечем железную дорогу. Слева от нас, вдоль железнодорожного полотна, проходит Первый Рижский переулок. До 1925 года он назывался Бахрушинским, и это было логично, потому что неподалеку находился Бахрушинский сиротский приют.

Пройдя немного по Маломосковской улице (бывшей Малой Московской) и свернув налево, в старинную липовую аллею, мы окажемся на территории приюта. Он был основан в 1901 году и содержался на средства семьи Бахрушиных. Здесь жили и учились мальчики-сироты преимущественно из беднейших слоев населения. Они получали общее образование и овладевали различными ремеслами, которые могли им обеспечить средства к существованию. С 1901 по 1917 год директором приюта был Николай Васильевич Несмеянов, отец будущего академика Александра Несмеянова.

Приют представляет собой комплекс зданий, возведенных по проекту известного московского архитектора Карла Карловича Гиппиуса (1864-1941). К.К. Гиппиус немало строил для семьи Бахрушиных, в частности, он является автором проекта особняка, где находится сейчас Театральный музей им. Бахрушина. Однако самое известное творение Гиппиуса – фасад и интерьеры чайного магазина С.В. Перлова на Мясницкой (ныне магазин «Чай-кофе»), над которыми он работал совместно с Р.И. Клейном. В главном здании приюта располагается издательство «Мир». Другие строения, где жили воспитанники и находились учебные мастерские, заброшены и разрушаются.

Аллея выведет нас к церкви Живоначальной Троицы, построенной также Карлом Гиппиусом в русском стиле. После революции она была закрыта, а в 1999 году возвращена РПЦ. В настоящее время здесь проводятся богослужения, но реставрация продолжается.

От церкви направимся дворами в сторону Новоалексеевской улицы. Вскоре слева от нас появится ограда завода «Водоприбор», где прежде была Алексеевская насосная станция. Она была основана в 1830 году для обеспечения работы Мытищинского водопровода. В начале 1890-х годов, в ходе очередной его реконструкции, по проекту Максимилиана Карловича Геппенера (1848-1924) здесь были построены сооружения, которые можно увидеть и сейчас. Алексеевская насосная станция работала до 1940 года, после чего в ее зданиях были размещены ремонтные мастерские Московского водопровода.

Трудно найти архитектора, который бы сделал для москвичей больше, чем М.К. Геппенер. Между тем лишь немногие знают его, хотя в нашем городе сохранилось около сорока зданий, построенных по его проекту. Однако дело не только в этом. Максимилиан Карлович специализировался в области социальной сферы и коммунального хозяйства. Он строил приюты, богадельни, учебные заведения, принимал активное участие в строительстве Московского водопровода. М.К. Геппенер является одним из наиболее заметных московских представителей «кирпичного стиля», в котором главным элементом декора является кирпичная кладка. Большинство построенных им зданий имеют сугубо прагматическое назначение, однако они очень выразительны и по-настоящему «стильны», представляя собой гармоничное соединение элементов готических и древнерусских традиций.

В настоящее время производственные мощности «Водоприбора» переведены в Малоярославец, а значительная часть его территории оказалась в зоне строительства ЖК «Серебряный фонтан». Время покажет, какая судьба ждет творения М.К. Геппенера, а пока постарайтесь увидеть и сфотографировать то, что еще сохранилось

Безымянный17

Рассмотрев, насколько это возможно, исторические здания на территории завода «Водоприбор», вернемся на Маломосковскую улицу, пересечем ее и свернем направо, на тихую улицу Константинова. От нее начинается Ракетный бульвар, представляющий собой обширный зеленый массив со спортивными сооружениями и детскими площадками. Дойдя до конца Ракетного бульвара, мы увидим церковь Тихвинской иконы Божией матери в селе Алексеевском. Чтобы попасть в нее, надо перейти по пешеходному переходу Ярославскую улицу, обогнуть церковь справа и затем подняться по узкой железной лесенке в сквер, находящийся между церковью и проспектом Мира.

Село Алексеевское, вошедшее в состав Москвы в начале XX века, известно с XIV столетия. О нем напоминают названия улиц (Новоалексеевская и Староалексеевская), станции метро и района. В XVI-XVII веках село именовалось также Копытово. В первой половине XVII века здесь была построена церковь во имя Алексея, человека Божьего, и за селом окончательно закрепилось название Алексеевское. Во второй половине XVII века недалеко от храма был построен Путевой дворец для царя Алексея Михайловича, останавливавшегося в нем по дороге на богомолье в Троице-Сергиевский монастырь. Незадолго до кончины царь приказал построить близ Путевого дворца еще одну церковь, которую освятили в честь иконы Тихвинской Богоматери в1680 году, уже после его смерти. При Петре I и его преемниках дворцовый комплекс и храмы стали приходить в упадок.

Н.М. Карамзин, посетивший село Алексеевское в 1803 году, еще видел дворец Алексея Михайловича. Он был заброшен и разрушался, однако, судя по свидетельству историка, отчасти сохранил свой прежний облик. «Я спешил видеть сие почтенное здание, едва ли не старейшее из всех деревянных домов в России, – писал Н.М. Карамзин в 1803году. – Оно очень невысоко, но занимает в длину сажень тридцать [более 60 метров – И.Т.]. На левой стороне от Москвы были комнаты царя, на правой жили царевны, а в середине царица; в первых окна довольно велики, а в других гораздо менее и выше от земли, вероятно, для того, чтобы нескромное любопытство не могло в них со двора заглядывать; тогда думали более о скромности, нежели о симметрии. Стены разрушаются; но я осмелился войти в дом (…). Печи везде большие, с резными, отчасти аллегорическими фигурами на изразцах (…). Потолки и стены обиты выбеленным холстом, а двери (и то в одних царских комнатах) красным сукном с широкими жестяными скобами; окна выкрашены зеленою краскою» [4, с.286]. Однако уже в 1817 году Н.М. Карамзин пишет о дворце в прошедшем времени: «В Алексеевском (…) еще недавно стоял ветхий дворец и баня царя Алексея Михайловича» [5, с320]. Несколько лет спустя был разобран и храм Алексея человека Божьего. Храм Тихвинской иконы Божией Матери уцелел. Он не закрывался в советское время и, несмотря на перестройки XIX века, сохранил, в целом, свой гармоничный облик.

Здесь наш маршрут заканчивается. Пройдя через сквер, мы окажемся у южного входа станции метро ВДНХ.

Маршрут №2. Вариант 2

Теперь рассмотрим второй вариант нашего маршрута, начинающийся у Путяевского пруда №1.

По Четвертому Лучевому просеку выйдем на Поперечный проезд, где стоит госпиталь им. Бурденко. На его территории находилась дача С.В. Перлова, владельца знаменитого магазина на Мясницкой (ныне магазин «Чай-кофе»). Пересечем по пешеходному переходу Поперечный проезд и пойдем дальше по Четвертому Лучевому просеку, вдоль ограды Маточного сада, где выращиваются саженцы особо ценных видов растений. Свернем налево на тропу здоровья, ведущую к Верхнему Майскому пруду, где цветут розовые кувшинки. Это первый из каскада пяти прудов на Оленьем ручье (еще одного притока Яузы), название которого напоминает об охотничьих угодьях царя Алексея Михайловича. Между Верхним Майским и Нижним Майским прудом проходит Майский просек. Его название свидетельствует о старинном народном празднике, отмечаемом 1 мая во многих европейских странах. Москвичи переняли его от жителей Немецкой слободы и пленных шведов, живших недалеко от Сокольничьей рощи.

«В Сокольниках (…) особенно шумно праздновался день 1 мая, – писал М.И. Пыляев в книге «Старая Москва». – Обычай (…) шел со времен Петра Великого. (…) в народе это гулянье слывет под именем «немецкого стана» или «немецких столов». Предание гласит, что здесь было первое становище немцев, вызванных и добровольно приехавших в Россию и поселившихся в Немецкой слободе (…). Сюда немцы собирались вспомнить родной свой праздник «Первое мая». Любопытство привлекало сюда и русских, у которых впоследствии обрусел этот чужестранный праздник. Но название «немецких станов» удержалось. Когда в Москву приведены были пленные шведы, Петр I, поселив их близ Сокольничьей рощи, роздал знающим разные мастерства в науку русских мальчиков (…). У царя стоял дворец в Сокольничьей роще. (…) Здесь государь угощал немецких и шведских мастеров по обычаю их страны» [20, c.90-91]. В Москве день первого мая стал отмечаться с необыкновенным размахом, особенно в первые годы царствования Александра I. Как и прежде, центром первомайских гуляний в Москве были Сокольники: «На это народное гулянье приезжали почти все тогдашние вельможи и разбивали здесь свои турецкие и китайские палатки с накрытыми столами для роскошной трапезы и великолепными лооркестрами; рядом (…) стояли простые (…) шалаши с (…) дымящимся самоваром, со сбитнем и простым пастушьим рожком» [20, c.90-91].

Свернув по Майскому просеку налево, в сторону выхода, мы увидим деревянный храм Тихона Задонского. Первый храм на это месте возвели в 1862 году, однако из-за просчетов в строительстве он стал быстро разрушаться, и в 1875 году была воздвигнута новая деревянная церковь в русском стиле, которую закрыли в 1934 году. В начале 1990-х годов церковь возвратили РПЦ. Поскольку реставрацию сочли невозможной, была построена новая деревянная церковь, облик которой напоминает утраченный памятник архитектуры. С 2004 года здесь проводятся богослужения. В 2013 году при храме Тихона Задонского был открыт скит московского Алексеевского женского монастыря. Храм и скит находятся на огороженных территориях, занимающих весьма существенную часть парка.

Третий пруд каскада на Оленьем ручье называется Лебяжьим. Его отделяет от Нижнего Майского пруда Богородское шоссе, однако в настоящее время (август 2020) у ворот, где кончается Майский просек, нет пешеходного перехода. Поэтому нам придется обойти Нижний Майский пруд по тропе вдоль ограды парка и выйти к воротам, где заканчивается Митьковский проезд (названный по фамилии местного землевладельца). Пересечем Богородское шоссе, улицу Короленко и трамвайные пути, вдоль которых идет тропа до зоны отдыха «Оленьи пруды». Слева мы увидим Лебяжий пруд, а справа – Большой Олений пруд, за которым следует Малый Олений пруд.

Здесь можно закончить наш маршрут. Трамвай №25 довезет нас до станции метро Сокольники или ВДНХ.

Однако любознательные путешественники, продолжив путь по Большой Оленьей улице вдоль трамвайных путей, увидят справа среди зарослей заброшенного парка руины грота, превратившегося ныне в арку. Этот уходящий в небытие памятник садово-парковой архитектуры напоминает о находившейся здесь в конце XIX — начале ХХ века даче московского предпринимателя Н.Д. Стахеева.

Безымянный18

Перейдя у грота трамвайные пути, продолжим путь вдоль них. Вскоре слева за высоким забором мы увидим дачу купца И.Я. Тестова, владельца знаменитого трактира. Свернув на Большую Тихоновскую улицу, мы сможем лучше рассмотреть ее архитектуру. В настоящее время обширную территорию дачи занимает частный детский сад и школа. Рядом находится остановка трамвая, который довезет нас до метро, завершив маршрут.

Безымянный19

Литература

  1. Джанджугазова Е.А. Историческая прогулка по любимым уголкам столицы: Алексеевское и его окрестности // Современные проблемы сервиса и туризма. № 3. — М.: Редакция научных изданий РГУТИС, 2012. — С. 90–98.
  2. История московских районов. Энциклопедия. – М.: Астрель, 2008. – 832 с.
  3. Капустин В. А. Леоново — подмосковное поместье боярина князя Ивана Никитича Хованского: исторические заметки из жизни служилого человека XVII столетия. – М: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1908. – 74 с.
  4. Карамзин Н.М. Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице и о сем монастыре // Карамзин Н.М. Записки старого московского жителя. – М.: Московский рабочий, 1986. – С. 285-309.
  5. Карамзин Н.М. Записка о московских достопамятностях // Карамзин Н.М. Записки старого московского жителя. – М.: Московский рабочий, 1986. – С. 310-321.
  6. Лазарев А.В. Дом Цигеля на 5-м Лучевом просеке http://cokolniki.com/otryvki_iz_knigi_sokolniki. Дата обращения: 12.08.2020.
  7. Лазарев А.В. Дача Тестова http://cokolniki.com/otryvki_iz_knigi_sokolniki. Дата обращения: 12.08.2020.
  8. Мирзоян Г. Московские банкиры – братья Джамгаровы // Ноев ковчег, №10, май 2011 https://noev-kovcheg.ru/mag/2011-10/2597.html. Дата обращения: 05.08.2020.
  9. Мой район. Спецпроект журнала «Дилетант». Бабушкинский. https://www.mos.ru/upload/moi-raion/press/babushkinskiy/pdf/babushkinskiy.pdf. Дата обращения: 13.08.202.0
  10. Мой район. Спецпроект журнала «Дилетант». Ростокино. https://www.mos.ru/upload/moi-raion/press/rostokino/pdf/rostokino.pdf. Дата обращения: 13.08.2020.
  11. Мой район. Спецпроект журнала «Дилетант». Свиблово. https://www.mos.ru/upload/moi-raion/press/sviblovo/pdf/sviblovo.pdf. Дата обращения: 13.08.2020.
  12. Мой район. Спецпроект журнала «Дилетант». Сокольники. https://www.mos.ru/upload/moi-raion/press/sokolniki/pdf/sokolniki.pdf. Дата обращения: 13.08.2020.
  13. Мой район. Спецпроект журнала «Дилетант». Северное Медведково. https://www.mos.ru/upload/moi-raion/press/medvedkovo-severnoe/pdf/medvedkovo-severnoe.pdf. Дата обращения: 13.08.2020.
  14. Мой район. Спецпроект журнала «Дилетант». Южное Медведково. https://www.mos.ru/upload/moi-raion/press/medvedkovo-ujnoe/pdf/medvedkovo-ujnoe.pdf. Дата обращения: 13.08.2020.
  15. Молева Н.М. Стешина песня (Свиблово) // Молева Н.М. Усадьбы Москвы. – М.: Изд-во Информпечать ИТРК-РСПП, 1998. – С. 251-260.
  16. Москва. Энциклопедия. – М.: БСЭ, 1997. – 976 с.
  17. Московский архитектор Максимилиан Карлович Геппенер. Известный и неизвестный. https://geppener.ru/. Дата обращения: 12.08.2020.
  18. Озерова Н.А. Водоснабжение Москвы // Москва. Наука и культура в зеркале веков. – М.: АСТ, 2014. – С. 89-120.
  19. Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т.7. – Ленинград: Наука, 1978. – C. 184-210.
  20. Пыляев М.И. Старая Москва. – М.: Московский рабочий, 1996. – 411 с.
  21. Рябова С.А. Три века парка «Сокольники» // Пейзажный парк: три века истории. Сборник научных статей. – М.: Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», 2017. – С. 139-148.
  22. Северо-Восток Москвы. Годы. События. Люди. – М.: Звездный бульвар, 2012. – 512 с.
  23. Северяне. Сайт памяти Бескудниковской железной дороги эhttp://www.noorderlingen.org/pages/40002.htm. Дата обращения: 11.08.2020.
  24. Седов В. Церковь Троицы в Свиблово // Московское наследие. № 29. – М.: Департамент культурного наследия Москвы, 2013. – С. 6-13.
  25. Соловьева А. Дача А.В. Ананьевой. https://um.mos.ru/houses/dacha-a-v-ananevoy/. Дата обращения: 05.08.2020.
  26. Соловьева А. Дача Лямина. https://um.mos.ru/houses/dacha-lyamina/.
  27. Соловьева А. Дача М.А. Сиротининой. https://um.mos.ru/houses/dacha-m-a-sirotininoy/. Дата обращения: 05.08.2020.
  28. Соловьева А. Дача И.Я. Тестова. https://um.mos.ru/houses/dacha-i-ya-testova/.
  29. Соловьева А. Усадьба П.В. Цигеля https://um.mos.ru/houses/usadba-p-v-tsigelya/. Дата обращения: 05.08.2020.
  30. Соловьева Ю.Н. Дача Лямина в Сокольниках http://cokolniki.com/dachasocolniki. Дата обращения: 12.08.2020.
  31. Храм Живоначальной Троицы. Патриаршее подворье в усадьбе Свиблово. Официальный сайт http://troitsasviblovo.ru/. Дата обращения: 03.08.2020.
  32. Храм Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных. Официальный сайт https://sv-troitsa.ru/. Дата обращения: 05.08.2020.
  33. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. Официальный сайт http://pokrovchram.ru/. Дата обращения: 03.08.2020.
  34. Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леоново. Официальный сайт https://hram-leonovo.ru/. Дата обращения: 05.08.2020.
  35. Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Официальный сайт http://tihvinskiy.ru/. Дата обращения: 05.08.2020.
  36. Черкас А. Демидов Павел Григорьевич // Русский биографический словарь. Т. 6. Дабелов-Дядьковский. – СПб.: Императорское русское историческое общество, 1906. – С. 223-227.
  37. Шарапов Ю.П. Лицей в Сокольниках. Очерк истории ИФЛИ. – М.: ИРИ РАН, 1995. – 205 с.
  38. Шеватов Б.А. Прияузье. По древним московским землям. – М.: Вече, 2017. – 271 с.
Поделиться в соц. сетях: