Аманжолова Д.А.
Сегодня память о великой Победе советского народа над нацизмом служит мощным средством сохранения нравственной самости каждого народа бывшего СССР, да и всех других народов, поскольку война была и Великой Отечественной, и мировой. Поэтому чрезвычайно важно современными средствами просвещать общество, особенно молодежь, рассказывать правду о судьбе и подвиге миллионов людей разных национальностей, которые вместе защищали общую Отчизну и подарили нам счастье гордиться своими предками. Цена победы – это не только статистическое понятие, здесь речь идет о нравственной оценке нашего общего прошлого. К сожалению, в угоду политическим амбициям история нередко используется для обслуживания текущих запросов недобросовестных политиков. Нравственная цена такого поведения приравнивается к дикости, напомню слова А.С. Пушкина:
Два чувства дивно близки нам
— В них обретает сердце пищу,
— Любовь к родному пепелищу,
— Любовь к отеческим гробам.
Только дикие люди могут осквернять память о своих предках. Для меня, как думаю, и для большинства людей, недопустимо предавать и оскорблять тех, кто не может ответить. Это все равно, что плевать на могилы своих родителей.
Новые обстоятельства, сложившиеся после 1991 года, служат серьезным вызовом для понимания нашей общей истории и победы, испытанием для преемственности поколений каждой постсоветской страны и их взаимовыгодного сотрудничества. Дискуссии по поводу масштабов и значения этнонационального фактора в совокупности источников и проявлений массового героизма советских людей во время Великой Отечественной войны и во имя Великой Победы в настоящее время приобрели определенную остроту. Это связано с общими процессами закономерного переосмысления постсоветскими обществами своего прошлого, международным значением истории второй мировой и Великой Отечественной войн, актуализацией этнонационального компонента в идентификации современного человека как частицы неизбежной глобальной культуры. Нельзя также не учитывать стремление отдельных групп политически ангажированных авторов нивелировать позитивный потенциал взаимодействия представителей разных народов, объединявшихся в СССР и воспринимавших его как единую и естественную данность – Родину.
Великая Отечественная война со всей очевидностью подтвердила приверженность подавляющего большинства советских людей, независимо от их этнокультурной, конфессиональной и социальной принадлежности, фундаментальным ценностям духовно-нравственного свойства, центральное место среди которых занял патриотизм. Действительно, представители всех народов общей, нераздельной Родины внесли вклад в победу над нацизмом. В то же время этнокультурный компонент составлял важнейшую часть социальной политики государства, целенаправленно проводившего курс на формирование общесоветского единства, основанного на большевистской идеологии и подразумевавшего существенный подъем уровня социально-экономического, политического и культурного развития всех народов, обеспечение их равенства в соответствии с новыми «нормативами» прогресса как проявления социальной справедливости. «Тот героизм, с каким белорусский народ сражается в партизанской борьбе против фашистов, это именно есть подлинное отражение чувств белорусского народа к Советской власти», — отметил В.И. Пичета в 1944 г. [1. С. 54].
Социалистический интернационализм на практике, как известно, реализовался амбивалентно, и противоречия административно-командной, во многих направлениях принудительной модернизации не могли не породить драматические трансформации этнических культур. Переформатирование общегражданской идентичности сочеталось с изменением элементов национального самосознания, роли национальных языков, образования и художественного творчества, социальной структуры народов, их быта и гендерных отношений. К 1939 г. на 1000 человек населения со средним и высшим образованием насчитывалось: в Грузии – 165, Армении – 128, на Украине – 120, в Казахстане – 83, Узбекистане – 55, Киргизии – 46, Туркменистане – 65, Таджикистане – 40. В автономиях со средним и высшим образованием на 1000 жителей в Чувашии приходилось 99, Коми – 96, Татарской АССР и Якутии – по 89, Кабардино-Балкарии – 86, Удмуртии – 82, Башкирии – 67, Бурятии – 86, Марийской АССР – 73, Чечено-Ингушетии – 71, Мордовии – 68, Дагестане – 63, Калмыкии – 51 [2. С. 189]. С учетом политики «коренизации» кадров, создания и унификации письменности для 89 народов в культуре всех народов СССР произошли впечатляющие прогрессивные перемены. Внутриэтническая автаркия благодаря образованию и индустриализации замещалась межкультурной интеграцией. Разнообразие общественных сетей и их масштабы служили реализации коллективных и индивидуальных гражданских и культурных потребностей людей.
Советский народ встретил войну «сложным, неоднородным по своему отношению к действительности, к идеалам, пропагандируемым сверху. В этой сложной ситуации люди сохранили традиционные духовные и моральные ценности: веру, любовь к родной земле, чувство национальной гордости и независимости» [3. С. 45]. В Фонд обороны за время войны поступило свыше 17 млрд. руб., 13 кг платины, 131 кг золота, 9,5 тонны серебра, на 1,7 млрд. руб. драгоценностей, свыше 4,5 млрд. руб. облигаций государственных займов. На народные средства строились танковые колонны и авиаэскадрилии, боевые корабли и бронепоезда, артиллерийские и минометные батареи; производились стрелковое оружие, радиостанции, военное снаряжение, обмундирование и боеприпасы. Наряду с традиционными общегражданскими праздниками, которые всегда отмечалась верующими гражданами страны повышенными церковно-патриотическими сборами, появились День рождения Красной Армии — 23 февраля, 1 мая. Руководители церквей приветствовали также важнейшие события завершающего периода Великой Отечественной войны: решения Крымской конференции союзных держав, взятие Берлина. Подписание безоговорочной капитуляции фашистской Германии вызвало ликование во всем обществе. Руководству государства поступили приветствия от христианских, мусульманских, буддистских, иудейских религиозных организаций [4].
7 марта 1944 г. Красной армии передана танковая колонна «Димитрий Донской», созданная на средства, собранные по призыву Русской православной церкви[4].
С призывом к мусульманскому населению СССР о вступлении в ряды защитников Родины в первые дни войны выступило Центральное мусульманское духовное управление страны. Муллы поволжских народов, Кавказа и Средней Азии обратились к своим единоверцам с призывом о вступлении в РККА и борьбе с неверными. В октябре 1943 г., с личной санкции И.В. Сталина в Ташкенте был проведен курултай (съезд) мусульманского духовенства и верующих и учреждено Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ). 17 октября 1943 г. на курултае было принято антифашистское обращение: в небольшом документе трижды упоминаются «народы Советского Союза», «советский народ», «Советское государство, являющееся отечеством всех народов Советского Союза», мусульмане призываются «отстаивать до последней капли крови каждый вершок священной советской земли» [5].
Нацисты при подходе к районам СССР с мусульманским населением пытались выдавать себя за сторонников ислама, а СССР – за его поработителя. Но эти попытки были отвергнуты съездами мусульманского духовенства в Уфе (1943 г.) и Ташкенте (1944 г.). Не побоявшись карательных акций фашистов, жители аула Бесленей Хабезского района Черкесской автономной области забрали в свои семьи детдомовцев из блокадного Ленинграда и записали их в похозяйственную книгу сельсовета под черкесскими именами. Во время оккупации Бесленея ни один житель не выдал детей. Специальный детский дом был открыт в октябре 1943 г. на станции Эркен-Шахар, в основном там жили эвакуированные дети Ленинграда. В 1944 г. детдом был обеспечен мягким и твердым инвентарем, улучшено питание воспитанников. 86 детей защитников Сталинграда размещались в организованном для них в ауле Инжич-Чукун доме отдыха [6. С. 23, 28].
За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны орденами и медалями было награждено более 7 млн. человек. Более 11500 воинов удостоились высокого звания Героя Советского Союза, а их национальный состав выглядит следующим образом: русские – 8160, украинцы – 2069, белорусы – 309, татары – 161, евреи – 108, казахи – 96 (известный участник Московской битвы Б. Момыш-улы получил звание Героя Советского Союза в конце XX века), грузины и армяне — по 90 и т.д.
Интернационализм был маркером советской идентичности. «Первый был командиром нашего 1912-го истребительного противотанкового артиллерийского полка, второй – начальником штаба, а капитан Голубенко – заместителем командира полка по политической части. Добровольский Л.М. по национальности поляк, Плоткин И.С. – белорус, а Голубенко – украинец. А все вместе – советские люди» [7. С. 57]. В начале 1942 г. в действующей армии находились 1,2 млн. азербайджанцев, армян, башкир, грузин, казахов, киргизов и узбеков. В годы войны за счет призыва из разных республик было укомплектовано свыше 80 национальных дивизий и бригад.
Вооруженная борьба на фронте, работа в тылу по обеспечению фронта всем необходимым, всенародная борьба в тылу врага на временно оккупированной территории – все стороны общественной жизни в СССР касались каждого человека, объединяя народы общей сверхзадачей, общей бедой и общими радостями. Между тем военные условия объективно интенсифицировали межнациональные контакты – в воинских частях, в эвакуации, на производстве и на оккупированной территории. При этом интернационализация состава разных коллективов, организаций, мест и структур не воспринималась как что-то экстраординарное.
В годы войны для обеспечения оборонных предприятий рабочими кадрами была проведена мобилизация трудящихся из республик Средней Азии на Урал. Газеты сохранили данные о трудовых успехах рабочих узбеков и таджиков. «В механическом цехе (Уралмашзавода), где начальником тов. Голов, замечательно работают Рустам Турдиев и Асан Туктибаев, они станочники и выполняют нормы на 150 процентов.
В цехе Назарова пример показывают звеньевой-грузчик Хакбердиев. Он норму перевыполняет». Таджик Мардон Нозыр и узбек Мамад Эргашев работали в цехе Топельсона подвозчиками кислорода. Они выполняли план на 200% и заявили, что в 2 раза увеличат объем работы, призывая земляков последовать их примеру («За тяжелое машиностроение» – 09.02.1943).
В ответ 8 узбеков-грузчиков приняли участие в социалистическом соревновании, обязавшись выполнять норму на 110%. Как сообщалось в издании, «несколько месяцев тому назад из колхозов Узбекистана пришли на завод новые рабочие, никогда не видевшие производства. Многие из них с первых дней поняли огромное значение самоотверженного труда для наступления доблестных воинов. Вот 19-летний Асан Туктибаев (Узбекистан) из цеха Голова. Асан уже самостоятельно работает на расточном станке и дает по полторы нормы». («За тяжелое машиностроение» – 11.02.1943 г.) [8].
С августа 1941 по январь 1942 г. в Казахскую ССР было эвакуировано более 380 тыс. человек. В 1941–1945 гг. было построено 460 заводов, фабрик, рудников, шахт и отдельных производств. В их число вошли и эвакуированные предприятия, в том числе металлообрабатывающие и машиностроительные заводы, выпускавшие мины и снаряды, торпеды и бомбы, огнеметы, радиостанции и другие виды оружия и военной техники.
Экстремальные условия войны стимулировали индустриальный рост республики: был построен первый нефтеперерабатывающий завод, Казахская ССР заняла 3-е место в СССР в добыче нефти после РСФСР и Азербайджана, появились первые кадры женщин-управленцев в отрасли [9. С. 12, 26-27].
Население Узбекской ССР приняло в свои семьи 4672 ребенка. Всего в республику прибыли более 1 млн. эвакуированных [10. C. 116]. В мае 1942 г. в Каракалпакской АССР на предприятиях работали 909 эвакуированных, почти 1500в колхозах, на октябрь 1943 г. прибыло еще 5183 эвакуированных,в т.ч. 1239 семей военнослужащих.
В 1942 г. былопринято постановление СНК Кара-Калпакской ССР «Об оказании дополнительной помощи, бывшим польским гражданам, эвакуированным из западных областей Украины и Белоруссии в ККАССР». Бывшим польским гражданам пайки выделялись сверх существующих норм на человека: муки 2 кг., крупы 2 кг., жиров 500 грамм, сахара и кондитерских изделий 500 грамм, мыло хозяйственного 1 кусок. В первую очередь указывалось «обеспечить детей семей военнослужащих и выдать остронуждающимся семьям военнослужащих польской армии в СССР – единовременное пособие до 900 рублей на одну семью» [11].
Быстрое распространение русского языка стало важным фактором межэтнических отношений, а эвакуированные предприятия, учебные и научные заведения вместе с их сотрудниками сыграли исключительную роль не только в совместной с населением республики работе по утверждению межнационального согласия, но и укреплению экономической, культурной и научной базы Казахстан, Узбекистана и других республик Средней Азии. Доля республик Средней Азии в общем объеме капитального строительства повысилась с 8% в 1940 г. до 11% в 1942 г. Валовая продукция машиностроения и металлообработки в 1942 г. в Узбекистане выросла в 5,1 раза [12. C. 512-513].
Ярким примером служит интернациональная сфера науки в Казахскую ССР – в 1940 г. здесь действовало 110 научно-исследовательских учреждений, в них работало 1727 научных сотрудников, среди них 10 докторов и 50 кандидатов наук. В 1941–1942 гг. в Казахстан из европейской части СССР было передислоцировано 220 заводов и фабрик, цехов и артелей с 50 тыс. кадровых рабочих и инженерно-технических работников, а также более 20 научно-исследовательских учреждений, более 40 высших и средних специальных учебных заведений. В.И. Вернадский (в «Хронологии 1941 г.») 11 октября 1941 г. с группой ученых предлагает образовать Музей естественной истории курорта Боровое. Музей естественной истории, созданный по инициативе В.И. Вернадского, стал поистине центром научных знаний на курорте Боровое. Основой Музея стала коллекция минералов сибирского геолога П.Л. Драверта. Примером интернационализма служит изучение и распространение эпических произведений народов СССР. Исследование «Казахский героический эпос» – результат кропотливого, упорного труда и выдающегося таланта академика А.С. Орлова.
Он впервые провёл широкое сравнение русских былин с богатырскими песнями казахов, определил природу их происхождения [13. С. 5, 11, 13-14, 20, 25]. А.М. Панкратова была главным редактором первого академического издания по истории союзной республики.
Военные части, как известно, были интернациональными по составу, и радость побед, и горечь поражений разделяли все участники боевых действий. Например, среди героев, повторивших на фронте подвиг А. Матросова, были русские, украинцы, белорусы, казахи, армяне, узбеки, эстонцы, абхазцы, азербайджанцы, евреи, башкиры, буряты, киргизы, марийцы, татары. В сражениях Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. участвовало 1370 тысяч казахстанцев, или 21,2% довоенного населения республики. В числе мобилизованных было 14 952 офицера запаса, на пополнение офицерского корпуса республика направила в военные училища и школы 42 439 человек, среди них 8146 казахов. Часть из них училась в 30 военных учебных заведениях, работавших в Казахской ССР.
Республика сформировала 12 стрелковых и 4 кавалерийских дивизий, 7 стрелковых бригад и около 50 отдельных полков и батальонов различных родов войск. Личный состав национальных кавалерийских дивизий – 105-й Акмолинской и 106-й Джамбульской – на фронте был передан в ранее созданные соединения. Джамбульская 81-я кавдивизия сыграла видную роль в срыве планов противника по деблокаде окруженной под Сталинградом армии Паулюса. 405-я Алма-Атинская стрелковая дивизия после Сталинградской битвы была преобразована в 69-ю гвардейскую. Почетное звание гвардейской первой заслужила 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И.В. Панфилова, прославившаяся в Московской битве. 24 мая 1942 г. 30-й гвардейской стала Семипалатинская 238-я стрелковая дивизия под командованием Г.П. Короткова, а за освобождение западной части латышской столицы она получила наименование «Рижской». Более 3,5 тыс. партизан и 300 участников Сопротивления в зарубежных странах – казахстанцы [14. С. 41-45].
В то же время нельзя не учитывать факты коллаборационизма, современное прочтение которых далеко не всегда способствует интернациональному взаимопониманию современных граждан наших стран. Советское «негомогенное целое» отличалось мозаичностью социальных связей и взаимодействий, а классовый подход к гуманитарным правам человека, репрессии, насильственный характер коллективизации и культурная революция с навязываемым разрывом между прошлым и настоящим не могли не вызвать в определенной части этносообществ неприятие власти, советского государственного устройства и всего, что его воплощало. Это, кстати, учитывал противник, надеясь на отсутствие консолидированного согражданства народов СССР. Судя по информации К.С. Алдажуманова, на 1 января 1944 г. советской стороне союзниками был передан 1841000 советских военнопленных и около 3 миллионов гражданского населения. В числе военнопленных были 24448 казахов, 29958 узбеков, 4500 киргизов, 3500 туркмен, 4300 таджиков. В 1947 г. в Алма-Ате состоялся закрытый суд над 49 наиболее активными деятелями Туркестанского комитета и Туркестанского легиона, (среди них были туркмены, таджики, узбеки и казахи, в т.ч. языковед Хаким Тыныбеков, поэт Хамза Абдуллин, комиссар 106 казахской национальной кавалерийской дивизии Нурхан Сеитов и другие) [15]. Но полноценная история Туркестанского легиона еще не реконструирована, сегодня сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Еще более важная задача состоит всоставлении полной базы данных об интернациональных подвигах советских гражданах разных национальностей – участниках движения Сопротивления, партизанской борьбы против нацизма за пределами СССР. Расистская доктрина и чудовищные преступления фашизма против этничности в ходе военных действий и на оккупированной территории не могли не вызывать у большинства людей стойкого и категоричного отторжения.
Особое внимание в годы войны уделялось участию творческой интеллигенции в формировании военно-патриотических настроений. Была организована масштабная работа по использованию ее авторитета и на международном уровне. При этом идейно-политическое единство и социокультурная целостность представителей разных социальных слоев и этнических общностей акцентировались как важнейшая характеристика и преимущество СССР.
В сентябре 1942 г. отдел пропаганды Управления агитации и пропаганды ГЛАВПУРККА в список изданий на грузинском, армянском, азербайджанском, узбекском, татарском и других языках внес не только сочинения руководителей страны политического характера и военно-методические брошюры, но и наиболее сильные в эмоциональном плане публицистические произведения самых известных авторов: рассказ «Смельчаки» А. Толстого (Красная звезда. 1941. 24 июля), О. Курганова «Мать», опубликованный в «Правде» 7 февраля 1942 г.; П. Лидова «Таня» о З. Космодемьянской (Правда. 1942. 27 января), «Науку ненависти» М. Шолохова, «О жизни и смерти» Б. Горбатова, «Отступник. Ночь перед боем» А. Довженко, «Ненависть» И. Эренбурга, «Слава Кавказа» Н. Тихонова, «О 28 гвардейцах».
Воспитание патриотизма, интернационализма, трудолюбия и деятельного участия в защите Отечества во всех социально-демографических группах рассматривалось как приоритетная задача, при этом, как и до войны, дети и молодежь оставались важным объектом деятельности общественных организаций. 15 сентября 1942 г. ЦК ВЛКСМ принял постановление «О крупных недостатках в работе пионерской организации и мерах по исправлению этих недостатков».
«Комсомольская правда» 24 сентября в связи с этим обращала внимание прежде всего на то, каким образом восполнить дефицит родительского и в целом социального контроля за детьми в условиях войны, призывая «воспитывать людей инициативных, смелых, принципиальных, умеющих самостоятельно решать любые задачи при любых обстоятельствах». Дисциплина, трудолюбие, коллективизм трактовались как основные проявления патриотизма советского подрастающего поколения. 25 сентября газета выдала подробный инструктаж по поводу выполнения постановления, среди разделов которого были весьма конкретные предложения, как «коренным образом улучшить руководство пионерами» по таким направлениям: «шире дорогу инициативе и самодеятельности», «возглавить трудовой подъем детей», «воспитывать в духе военной идеологии», «в дни войны учиться еще лучше», о структуре пионерской организации и ее атрибутике. В октябре газета поместила весьма детальные «советы пионервожатому» [16. С. 7, 9-24; 17].
Действительно, военные обстоятельства расставили новые акценты в отношении общества к воспитанию детей и требовали большей гибкости в межпоколенных и этнокультурных взаимосвязях.
Что означала советскость для граждан СССР в годы войны? Как известно, с началом войны призыву подлежали сначала рожденные в 1905-1918 гг., затем – родившиеся в 1920-е гг. Писатель-фронтовик А. Зиновьев, родившийся в октябре 1922 г., утверждал: «Ни с каким другим поколением победа была бы невозможна. Хотя наше поколение понесло огромные (самые большие) потери, хотя жили и участвовали в войне старшие поколения, хотя подрастали и вступали в войну более молодые люди, все равно общий моральный, психологический и идеологический тон задавали люди моего поколения.
Перефразируя слова Бисмарка, сказавшего, что в битве при Садовой победил прусский народный учитель, я неоднократно говорил и повторю сейчас, что войну 1941 — 1945 гг. выиграл советский десятиклассник, окончивший школу в 1937 — 1941 годах». В книге Запад» он писал: «Коммунистическое общество на самом деле принесло миллионам людей образ жизни, который послужил реальной основой для системы высших ценностей… Образование и возможность улучшать жизненную позицию за счёт личных способностей, героического труда и достойного поведения в коллективе. Овладение культурой, знаниями и профессией, а также завоевание уважения и почёта в своем окружении. Служение народу и стране. Самопожертвование ради интересов коллектива. Самоограничение. Появилось много последователей этой системы ценностей. Благодаря им были совершены бесчисленные подвиги». «Абсурдно также мнение, будто советские люди сражались за Родину, но не за советский социальный строй. К моменту начала войны для большинства советских людей коммунистический строй стал их образом жизни, а не политическим режимом. Отделить его от массы населения было практически невозможно практически. Хотели люди этого или нет, любая защита ими себя и своей страны означала защиту нового социального строя» [18].
Присвоение исторического опыта предшествующих поколений в наших странах происходит на разных уровнях, и во многих случаях представление о прошлом формируется из противоречивых фрагментов – Победа как торжество и горечь, самопожертвование и предательство, верность предкам и отказ от ценностей той жизни, которую прожили родители, деды и прадеды современной молодежи. Патриотизм как объединяющий разные поколения и народы каркас исторической памяти, опирающийся на транслируемые образы и знания, не может быть прочным без признания патриотами единой страны всех, кто ее защищал. Главная роль в конституировании коллективной идентичности принадлежит памяти о «культурных героях» и переломных событиях прошлого, будь то в модели «национального триумфа» или «национальной катастрофы». Не случайно в день защитника Отечества в наших странах Великая Отечественная война остается консолидирующей силой, а интернациональный подвиг советских людей служит примером духовной силы всех народов СССР.
«Прошлое составляет необходимый компонент национального самосознания, и это есть преобладающая собственность и ответственность страны и ее народа за так называемую «национальную историю». Историческая версия обеспечивает веру в преемственность общности и государства, стимулирует гражданскую солидарность и патриотизм, укрепляет легитимность самого государства, помогает обосновывать его достоинства и отличительную привлекательность для внешнего мира. В конструировании такой версии используются как достижения и победы, так и исторические драмы и несправедливости. Как правило, национальные истории строятся на основе симбиоза изоляционизма, предпочтительной представленности доминирующей культурной традиции и ее носителей, на основе удревнения исторических корней, непрерывности культурной традиции и государственности. С этой проблемой историки давно знакомы, но есть некоторые новые моменты.
В постсоветских странах к этой проблеме добавляется терминологическая сумятица по поводу самого понятие «национальное». Более серьезной проблемой историописания представляется вариант национальных версий истории на основе игнорирования общего прошлого с другими народами. Во-первых, неправильно считать, что каждое поколение начинает с чистого листа и каждому поколению выдается своего рода карт-бланш на собственный способ историописания и на отрицание накопленного предшественниками знания. Это же условие распространяется на разные теоретико-методологические парадигмы, группы и школы, участвующие в историописании. При всей неудовлетворенности статусом-кво энтузиастов радикальных ревизий, тем не менее, существуют профессиональные проверочные нормы и сохраняется способность оценивать компетентность историков, которые предохраняют от разрушения здание профессиональных исторических знаний.
В моменты смены парадигм и радикальных ревизий аргументы и обоснования, т.е сама историческая эпистемиология, выходят на первый план в профессиональном сообществе и делают тем самым возможным диалог между сторонниками разных версий» [19].
Представляется чрезвычайно важным, чтобы история Великой Отечественной войны как часть такого процесса сместила акцент на совместный интернациональный подвиг советских людей. Необходима нормализация понятий «советскость», «советский патриотизм» в исследовательском и просветительском дискурсе научной общественности. Традиционная ценность для всех народов бывшего СССР – это уживчивость, взаимопомощь, коллективизм. Наша многонациональность – не обуза, а одно из самых больших богатств и преимуществ, которые нам передали наши предки. Это ярче всего отражает акция «Бессмертный полк». Она истинно народная, как бы ни старались представить ее иначе некоторые безграмотные журналисты, политики и прочие, кто просто не знает, или не хочет признать исторические факты. Но от этого факт совместного подвига наших предков всех национальностей никуда не исчезает, и именно он дает нам основание жить и гордиться славой победителей. Все наши народы – это народы-победители страшной чумы — нацизма. Это великое наследие мы обязаны сохранить, если не хотим стать манкуртами. Молодежь остро нуждается в такой памяти о войне, которая поможет ей понимать, как любить, как сострадать, как прощать, как сохранить в себе милосердие и готовность помогать, как отличить истинного друга от подлеца и мерзавца, как достойно жить в тяжелые времена. Безопасность и добрососедство могут быть устойчивыми, если мы сохраним научную и политическую традицию приоритетной презентации многочисленных и убедительных фактов успешного межнационального взаимодействия, в т.ч. в научно-просветительской практике историков.
Литература
- «История белорусского народа довольно своеобразна». Доклад В.И. Пичеты «25-летие создания Белорусской ССР». 1944 г. // Исторический архив. 2016. № 3. С. 32-58.
- Советский народ – новая историческая общность людей. Становление и развитие. Ответ. ред. М.П. Ким, В.П. Шерстобитов. М.: Наука, 1975. 520 с.
- Сахаров А.Н, Жиромская В.Б. Облик народа к началу Великой Отечественной войны // Народ и война: очерки истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М., 2010. С. 11-47.
- Патриотическое служение религиозных организаций СССР в годы Великой Отечественной войны // Российская газета. 2020. 18 мая.
- Съезд мусульман Средней Азии и Казахстана о задачах борьбы с фашистской агрессией. Октябрь 1943 г. // 2019. 12 мая. https://ia-centr.ru/publications/sezd-musulman-sredney-azii-i-kazakhstana-o-zadachakh-borby-s-fashistskoy-agressiey-oktyabr-1943- g/?fbclid=IwAR0pKpMPqYFYdgB7pCGjVLIEallXYQMJjCz5Mrio6EgYPIGH5mYqQ5foVJg/ (дата обращения: 13.05.2019).
- Шенкао М.Б. Черкесская автономная область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): экономическая и общественно-политическая жизнь. Автореф. дисс. к.и.н. Майкоп, 2017. 33 с.
- «Воевать, не жалея пота и труда…» // Исторический архив. 2009. № 1. С. 56-67.
- Старостин А. Как рабочие из Центральной Азии ковали Победу в уральском тылу. 2009. 24 июля // https://www.fergananews.com/articles/6245?fbclid=IwAR24rgR1LuhSFCRDB6TgxHRJ6mDmBu66sTww2wXogmySWhoI4cxezvzw2wE (дата обращения: 26.05.2020).
- Бердіғожин Л.Б. Қазақстанның мұнай-газ өндірісі саласындағы жұмысшы, инженер-техникалық кадрларының қалыптасуы және өсуі (1890-1990 жж.). Т.ғ.д. … дисс. автореф. Орал, 2009. 47 б.
- Вклад трудящихся Узбекистана в победу в Великой отечественной войне. Отв. ред. д-р ист. наук Х. Ш. Иноятов. Ташкент: Фан, 1975. 268 с.
- https://ia-centr.ru/experts/iats-mgu/evakuatsiya-v-karakalpakstan-v-gody-vov-neizvestnye-stranitsy-istorii/?fbclid=IwAR1UHgKkfKA77RptJWpt8Bd65OqSYRM7A6sh3b0pEq04UCnRjJPttNng-cY/(дата обращения: 23.04.2020).
- История Великой отечественной войны Советского Союза 1941 – 1945 гг. Т. 2. Отражение советским народом вероломного нападения фашистской Германии на СССР. Создание условий для коренного перелома в войне: (Июнь 1941 г. — ноябрь 1942 г.) / [П. П. Андреев [и др.]; ред. Н. А. Фокин [и др.]]. М.: Воениздат, 1961. 681 с.
- Абсеметов М.О. Деятельность эвакуированных ученых в Казахской ССР в 1941–1945 гг. Автореф. дисс. д.и.н. Томск, 2017. 33 с.
- Мансуров Т.А., Умбетбаев Т.А. Казахстан в контексте истории Великой Отечественной войны советского народа // Героическое и трагическое лихолетье. С. 41-45.
- Гилязов И. Национал-социалисты и тюркские народы СССР: развитие представлений и планов (конец 30-х — начало 40-х годов) // Панорама-форум. 1997. №
- http://www.kcn.ru/tat_ru/politics/pan/?tbut=16&sod=15. 30.12.2008%; https://www.youtube.com/watch?v=UYesRZFS7xw&feature=youtu.be&fbclid=IwAR3bC3Ae8Y_0WAvh4A-sEAQZ0WrhTQ4-exZQPuOgYIsuDMm5M56_hYxocpw (дата обращения: 22.03.2019).
- В помощь пионервожатому. Сб. материалов. Саратов: Газетно-кн.изд-во обкома ВКП(б), 1943. 93 с.
- Малышева Н.А. Влияние идеологического фактора на социализацию детей в годы Великой Отечественной войны // Проблемы истории, филологии, культуры. 2006. № 16/3. С. 239-248.
- Назаров О. Факторы СССР победы в Великой Отечественной войне. 2015. 7 мая. https://ria.ru/20150507/1063101933.html (дата обращения: 12.05.2019).
- История, историки и власть. Выступление В.А.Тишкова на международном круглом столе
- Москва, 2 февраля 2010 г. http://valerytishkov.ru/cntnt/novye_publikacii/istoriya_i1.html (дата обращения: 4.03.2010).