Башкирское декоративно-прикладное искусство: историко-культурная специфика

Мавлютова З.А.
0006-006-Bashkirskij-narodnyj-kostjum

Жизнь и развитие народов России опирается на многовековой социально-исторический опыт и культурный потенциал. При этом этнокультурный облик каждого народа, сохраняя свои фундаментальные свойства, в то же время постоянно обогащается за счет творческого сотрудничества и обмена достижениями с другими народами. Это наглядно подтверждает история развития башкирского декоративно-прикладного искусства. В Волго-Уральском регионе издавна взаимодействовали финно-угорские, восточнославянские, тюркские этнические группы, сложилась уникальная социальная и конфессионально-культурная ситуация. Политические перемены в социально-экономической сфере с XVI в., когда регион вошел в состав России, обусловили ряд особенностей материальной и духовной культуры, исторической памяти и этнического самосознания народов.

Декоративное искусство каждого этноса тесно связано с его духовной культурой, так как оно участвует в формировании среды, в которой протекает жизнь народа. Народное искусство обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает модель мира, которая воплощается в определенных композициях и мотивах, сюжетах и формах. В настоящее время происходит интенсивное возрождение традиционных ремесел и видов декоративно-прикладного искусства – как в профессиональной сфере, так и непосредственно в повседневной бытовой практике людей.

Так, пути развития башкирского народного искусства и формирование его предметной среды зависели от природно-климатических условий и сложившейся историко-культурной обстановки. Природное окружение обусловило особые формы и принципы обустройства жилого пространства, костюма и предметов, необходимых в быту. Вместе с тем историческое развитие вносило коррективы в отдельные компоненты народного искусства. Под влиянием развития производства, изменений социальной структуры населения, условий жизни появлялись новые виды изделий и техники их исполнения, новые особенности в оформлении одежды и жилища.

Активные контакты между башкирским населением и соседними народами сказались на введении новых форм и элементов во всех областях традиционного искусства. С принятием ислама в народном искусстве появляются новые элементы религиозного характера, органично вписавшиеся в привычные структуры (молитвенные коврики, тюбетейки, чалмы, изречения из Корана в интерьере). Сравнительная редкость сюжетных мотивов в башкирском декоративно-прикладном искусстве также связана с влиянием ислама, запрещавшим изображать человека и живые существа.

Принципы формирования состава башкирской одежды и особенности функционирования соотносили ее с жилищем и предметами декоративно-прикладного искусства. Пространство жилища, предметы служили для нее фоном, на котором одежда выделялась за счет концентрации всех декоративных средств. Использование природных материалов, которые находились под рукой, помогало вписать костюм в определенную обстановку и сблизить остальными изделиями. Пространственное окружение формировало и всевозможные бытовые изделия. Например, наличие лесных массивов, устойчивые традиции хозяйственной деятельности обеспечили развитие деревообработки и применение для этого растущих на территории пород деревьев. Отсюда разнообразие деревянной посуды и утвари у башкир.

Традиционный башкирский дом – круглая решётчатая юрта, конструкция и убранство интерьера которой отвечали требованиям полукочевого уклада жизни. Юрта имела складную основу, состоящую из решёток и купола, которые скреплялись между собой кожаными ремешками и покрывались сверху войлоком белого цвета. Входной проем закрывался двустворчатой деревянной дверью. Под отверстием в куполе устраивалось место для очага.

Внутреннее пространство юрты разделялось занавесью – шаршау на две половины – мужскую, где находилось почётное гостевое место, и женскую. Каждая из них определённым образом декорировалась.

Шаршау ткались из льняной или из хлопчатобумажной пряжи. Узоры на них выполнялись цветной шерстью, гарусом, применялись также и хлопчатобумажные нитки. В центральной части в районе гостевого места размещались самые ценные в быту кочевников предметы – сундуки с имуществом и постельные принадлежности, кошмы и паласы, а также наиболее яркие предметы одежды. Сбоку, слева от входа, на женской половине находилась утварь и посуда, украшенная орнаментом. На мужской половине по стенам развешивались декорированные узором и серебряными накладками конская упряжь и вооружение – луки, колчаны, охотничьи сумки. Своим расположением они организовывали внутреннее пространство жилища, вместе с тем являясь средствами художественного оформления. Юрты перестали использовать в начале XX в., поэтому увидеть своеобразное убранство башкирского кочевого жилища сегодня можно лишь в местных музеях.

Декоративная отделка дома, украшение его резными наличниками, подзорами и фризами, оформление фасадных фронтонов получили широкое распространение лишь в XIX – начале XX в. в связи с переходом башкир к прочной оседлости. Мотивы и образы декора, приемы композиции и способы их исполнения складывались из нескольких источников. Важнейшими из них, явились устоявшиеся традиции народной орнаментики, посредством которой передавались уже давно сложившиеся декоративно-эстетические воззрения башкирского народа. Однако народное искусство взаимно обогащалось. Так у русских и татарских крестьян башкиры заимствовали многое из строительной техники, принципы застройки деревень и планировки усадьбы, способы украшения домов.

Многие резные украшения на башкирских домах повторяют узоры на наличниках, фризах, фронтонах русских крестьянских домов. В значительной мере это – результат заимствования или влияния. Однако необходимо подчеркнуть, что башкирские мастера – резчики перенимали не все узоры, а преимущественно те элементы декора, к восприятию которых были подготовлены внутренним развитием своей культуры. В башкирскую орнаментику органически включались в первую очередь те узоры, которые совпадали с тенденциями развития изобразительного творчества башкирского народа.

В частности, художественное оформление наличников у башкир в значительной мере опиралось, особенно в более отдаленном прошлом, на традиционную народную орнаментику и на сложившуюся технику нанесения узора на деревянные предметы. Узор, нанесенной краской, часто повторял орнамент, распространенный на предметах вышивки, тканья, аппликации.

По всей восточной Башкирии и в Зауралье встречаются наличники, выполненные старинной врезной техникой. С этой техникой связан обычно один узор — полукруг с отходящими веером лучами, изображающий восходящее солнце. Иногда в центре надоконной доски помещается полный солнечный круг в окружении розеток меньшего размера, свободно разбросанных на всей площади доски. Основную декоративную нагрузку нес широкий верх наличника, на котором сосредоточивался весь «космогонический» орнамент. Солярные узоры, исполненные трехгранно — или лунчато-выемчатой техникой, применялись и в оформлении башкирских ворот.

Солярный орнамент – одна из широко распространенных тем в искусстве многих народов. Им декорировались наличники или деревянные предметы быта у удмуртов, коми, обских угров, народов Алтая. Наличники хорошо известны в средней полосе России и часто украшают дома русского населения Южного Урала. Этот узор с глубокой древности бытует и в башкирском искусстве, украшая главным образом традиционные предметы домашней утвари. Наличники с солярным узором башкиры часто раскрашивали, причем в раскраске, как и деревянной утвари, преобладал зеленый цвет.

«Бабочки», коробка (роспись, дерево, лак). г. Уфа. 1979 г. Автор: Мавлютова З.А.

«Бабочки», коробка (роспись, дерево, лак). г. Уфа. 1979 г. Автор: Мавлютова З.А.

Образцом башкирского народного творчества является также кухонная деревянная утварь и прежде всего посуда, служившая для приема гостей и праздничных трапез. Искусство декоративного ваяния коснулось башкирской деревянной утвари несколько своеобразно. Традиционный набор столовой посуды у башкир, как вообще у кочевников, был предельно экономичным. Основное место в нем занимали различных размеров цельнодолбленые чаши. В них подавали мясное угощение, выносили кумыс, хмельную бузу или медовуху; в небольших деревянных пиалах выставляли мед, масло и сладости к чаю. Силуэт чаш и их конструктивное особенности (форма стенок, устройство поддона, рисунок ручки и пр.) могли лишь отчасти воплотить богатство фантазии народных художников. Глубина их таланта проявилась в декорировании посуды иных форм. Так появились и стали атрибутом скотоводческого быта своеобразные кумысные комплекты – долбленые резные бочонки (тэпэн, кёрэгэ) для выноса напитка гостям и деревянные ковши (ижау) для разливания его по чашам. В узкий круг резной посуды были включены также батманы – сосуды для сбора и хранения меда диких пчел и кадочки для медовки. Не случайно объектом особых забот мастеров по обработке дерева стала посуда, предназначенная для кумыса и меда – продуктов, заключающих в себе живительную силу. С украшением этих сосудов у башкир были связаны древние языческие представления: узоры по их краю и на крышке первоначально являлись охранительными символами – средством защиты от злых сил природы.

«Башкирочки», разделочная доска (дерево, роспись, лак), 2002 г., г.Уфа Автор: Исхакова Рамзия.

«Башкирочки», разделочная доска (дерево, роспись, лак), 2002 г., г.Уфа Автор: Исхакова Рамзия.

Основной областью производства художественной посуды являлись горно–лесные районы Урала. Здесь, на стыке массивов березовых и липовых лесов – главного сырья для выделки посуды – было создано большинство сохранившихся в собраниях музеев Башкортостана тонкостенных ковшей и нарядных тэпэнов, удивляющих наших современников сложностью рисунка и тщательностью выделки.

Излюбленной темой башкирских резчиков стало изображение птичьей головки, в одних случаях напоминающее тетерева или глухаря, утку. Возможно, некогда существовал обряд поклонения птице. Женщины летом собирались у реки, пили чай, пели песни, плясали. Зооморфные изображения наиболее отчетливо просматриваются в изделиях башкирских мастеров в районе верхнего течения р. Белой. Для ковшей этих мест свойственна полушаровидная форма, конец ручки глядит как хохолок на голове сказочной птицы.

У южно-башкирских мастеров ковши украшены прямолинейным или зигзагообразным бордюром. В Оренбургском областном музее сохранились ковши и кумысная чаша, украшенная с двух сторон витыми ручками, соединенными деревянной цепью. Стиль резьбы говорит о том, что она вышла из тех же мастерских, что и ковши. Чаши для меда резьбой украшались редко, если же орнамент применялся, он был неброским и состоял из узкой полосы неглубоко врезанных треугольников или расположенных один над другим уголков.

Особое место среди деревянных изделий, выпущенных на западном Урале, занимают цепи, насчитывающие до 100 звеньев, украшенные кольцом с вписанной фигурой бегущего зверя. В одних случаях зверь напоминает куницу или лису, в других – волка, медведя. Фигурки зверей переданы четко, с большим мастерством подчеркнута динамика их движения.

Деревянные изделия, выполненные в традиционной технике несомненно составили особый пласт духовной культуры и прикладного искусства башкирского народа.

В этой связи важным событием в освоении народных традиций и использовании их при изготовлении художественных изделий и сувениров явилось основание в 1963 г. производственного объединения «Агидель».

В ее состав вошли разрозненные предприятия художественной промышленности: ковроткацкая фабрика, вышивальный и вязальные цеха в г. Уфе, Бирская фабрика деревянных сувениров и игрушек. Художники экспериментальной мастерской «Агидель» в своем творчестве по-прежнему опираются на традиции башкирского декоративно-прикладного искусства и искусства других народов России. Они используют народный орнамент, традиционную форму изделий, характерные цветовые сочетания.

К своему творческому взлету «Агидель» пришла через годы поисков больших и малых находок. Эти годы можно назвать своеобразным прологом в истории «Агидель».

В 1974 – 1975 гг. развернулась огромная перестройка производства, творческий энтузиазм приверженцев возрождения этнокультурного направления в декоративно-прикладном искусстве развивался на фоне далеко не лестных разговоров его противников на разных уровнях. Но на выставке в Москве «Агидель-76» Башкирское художественное объединение обрело свой почерк и официальное признание.

В 1974-1977 гг. в объединении «Агидель» были созданы новые отрасли росписи по дереву. Из известной ещё в XVII в. хохломской росписи позаимствовали только технологию самой росписи. Хохломская роспись, как известно, отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображения растений и ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Все это присуще подлинно народному пониманию красоты и восходит своими корнями к богатой художественной культуре Древней Руси.

Башкирские мастера, опираясь на уже разработанные технологические приемы, сами разработали формы изделий и их декоративной строй, колорит, композицию, орнамент. Достаточно разнообразен и ассортимент изделий – это различные комплекты посуды для кумыса, меда, бишбармака, катыка, а также множество отдельных предметов: ложки, бокалы, блюда утилитарно-декоративного назначения.

Прикладное искусство, оставаясь сферой проявления яркой индивидуальности художника, превращается в коллективное творчество. Это выразилось в возрождении многочисленных художественных промыслов, которые передают красоту и гармонию народного искусства через утилитарные предметы и сувениры.

Развитие башкирского декоративно-прикладного искусства в настоящее время осуществляется разными, но к сожалению сложными путями. В сельских условиях продолжает совершенствоваться индивидуальное творчество местных мастериц. На базе народных традиций развиваются художественные промыслы. Национальное искусство получает отражение в творчестве башкирских архитекторов и художников. Каждое из этих направлений имеет собственную историю и трудное развитие.

Так, в современных условиях не находят место трудоемкие производства. Утрачены навыки тиснения по коже и художественная обработке металла, необходимые прежде в изготовлении конской сбруи и вооружения, забыты выделка узорных подседельников и кошм, плетение разноцветной тесьмы для юрт. Редко встречаются резные и раскрашенные подставки для сундука и постельных принадлежностей. Давно не ткут больших занавесей – шаршау, не изготовляют бранных холстов на одежду. В то же время продолжают развиваться вышивка (тамбурная и гладевая), паласное ковроделие, узорная вязка, браное ткачество.

В последнее время в башкирском творчестве, основываясь на технологии Федоскинской миниатюрной живописи, разработана самобытная лаковая миниатюрная живопись. Внедрение этой отрасли в Башкирии оправдано тем, что культура изобразительного искусства, своя школа станковой живописи уже сложились. Сочетание ее лучших черт с традициями декоративного искусства дало интересный художественный результат.

Итак, важнейшая задача современных художников прикладников – не только изучать и бережно хранить фольклорные элементы в искусстве, но и развивать его дальше. Можно просто повторять народные традиции в узорах и формах, а можно создать совершенно новые. Традиции прикладного искусства башкир, зародившиеся много веков назад, бережно хранят художники – мастера, работающие сегодня в ГУП «Агидель». Их изделия сочетают в себе красоту и функциональность, неповторимой колорит фольклора и применимость в быту.

Работая в условиях рыночной экономики, коллективу потребовалось произвести масштабные изменения и мобилизовать силы на дальнейшее развитие всех видов многоотраслевой деятельности предприятия, для чего проведено реформирование с сохранением всех направлений производственной деятельности, основными видами которого являются производство изделий с вышивкой столового и постельного белья, предметов домашнего убранства, а также группа одежды; производство токарных изделий с росписью в национальной орнаментальной традиции; изделия из папье-маше и токарные изделия с лаковой миниатюрной живописью; ручная роспись по ткани, горячий и холодный батик; резьба по дереву (объемная и плоскостная); национальные музыкальные инструменты: саз, думбра, кыл-кубыз, курай. Особым промыслом остается изготовление башкирских юрт – деревянных конструкций – каркасов, интерьер которых по желанию заказчика оформляется традиционными предметами домашнего убранства, выпускающимися на предприятии.

Предприятие принимает участие на выставках, проводимых в республике и за её пределами (Алма–Ата, Москва, Лондон, Измир (Турецкая Республика) и др.). На ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья–2006» «Агидель» удостоено Диплома за сохранение национальных традиций. Образцы изделий хранятся в музее предприятия, соседствуя с произведениями старых башкирских мастеров, привезенных художниками из этнографических экспедиций. Экспонаты музея повествуют об истории и путях развития ГУП БХП «Агидель».

Художникам и мастерам при неустанном трудолюбии и профессиональном мастерстве удалось сохранить дух предков и национальные традиции башкирского декоративно-прикладного искусства.

Литература

1. Власов И.В. Русские: народная культура (история и современность). Т.5. Духовная культура. Народные знания. М., 2002. С.376.

2. Соловьева Н.М. Русский сувенир. Пасхальные яйца. М., 1997. С.7.

3. Бикбулатов Н.В. Башкирский аул. Уфа. 1969. С.69.

Поделиться в соц. сетях: