Тамбовский волк. Символ или выдумка?..

Ганьшина Г. В.
Чаус Н.В.

На просторах России из века в век горят и согревают людей своим теплом уникальные очаги народного искусства, хранящие традиции древних культур. В народных художественных промыслах, в песенном творчестве, в приметах языка и быта обитает душа наших предков. Живет она в самых разных видах искусства, выражает себя с помощью уникальных техник и технологий, в глине и дереве, в ткацком волокне и металле… У каждого промысла своя история возникновения, свой путь развития, свои традиции. Их истоки – в местной культуре, во взаимодействии разных этносов страны: славянских, финно-угорских, тюркских [2. С. 192.]
Тамбовская область раскинулась в Черноземном центре Российской Федерации. К северу от нее — древняя рязанская земля, к югу — воронежские просторы, к востоку — Пензенская и Саратовская области, к западу — Липецкая. Словом, как в песне, которую очень любят тамбовцы: «С четырех сторон Россия, а над пятой — Млечный Путь» [4.]

В целях защиты Московских земель от набегов татар с юга стали организовываться постройки городов и оборонительных линий, на что в 1634 г. был повсеместно объявлен сбор денежных средств. В 1636 году царь Михаил Фёдорович Романов издал указ о строительстве на реке Цне города-крепости, а руководителем назначил молодого, но опытного воеводу Романа Фёдоровича Боборыкина. Заложен город был 17 апреля 1636 г. у слияния реки Студенец с Цною. Возводилась крепость спешно, но основательно, а спешили потому, что в любое время могла появиться конница татар, что и произошло в первый год строительства, однако противник в сей раз получил достойный отпор. Строительство крепости почти полностью завершили к октябрю этого года. Затем началось сооружение укреплений в уезде. Назван город был Тамбов (Тонбов) – от финно-угорского омут, топкий [5. С13.]
Роман Фёдорович Боборыкин выбрал сам место будущей крепости, и лично составил план ее постройки и стал ее первым воеводой. Именно его можно считать основателем Тамбова. А две Боборыкинские пушки и сегодня стоят у входа в краеведческий музей Тамбова. Очень жаль, что в городе ни одна улица или переулок не носит имя его основателя. Более ста лет Тамбов вел бои и ограждал осады, он перенёс нападения Крымских, Азовских и Ногайских татар, здесь проходили Разин и Пугачев. Тамбов можно считать уникальным городом — со времен Древнего Рима, в Европе нельзя найти ещё одного такого города, который выдержал бы 86 осад и не был взят врагом [7.]

Постройка важнейших форпостов на южной окраине Руси, Тамбова и Козлова явилась защитой от разбойных набегов и способствовала заселению и освоению этих земель, а также продвижению на юг границ Российского государства. А тамбовская земля в те годы была богата во многом – тучным чернозёмом, обилью дичи и рыбы, пастбищными и сенокосными угодьями, и главное — была воля и отсутствие помещичьей кабалы.
В 1769 году Тамбов стал главным городом Тамбовского наместничества, а через 7 лет, в 1786 году сюда прибыл правителем известный поэт Г.Р. Державин.

Жители Тамбовского края с давних пор занимались бортным промыслом, возможно, поэтому в 1781 году утверждается герб города Тамбова с ульем и тремя пчелами на лазоревом фоне.
Однако символ трудолюбия — пчела не стала популярна в народе, а вот «тамбовский волк» завоевал особое внимание и интерес. Над вопросом происхождения этой крылатой фразы музейные работники Тамбова бились много лет, но истинного ответа и по сей день нет, зато существует довольно много мифов и легенд о происхождении этого выражения. Вот некоторые из них: в былые времена губерния лежала на стыке лесной и степной зон. Волкам приходилось соперничать за добычу, что в этой стороне и обусловливало их особую свирепость. Крестьяне их очень сильно боялись. А выражение «тамбовский волк» символизировало лютость зверя. Ещё одна легенда связана с тем, что после заселения Тамбовских земель люди стали заниматься отстрелом волков, водившихся в этих местах. Их мех очень высоко ценился, так как не был похож ни на степного волка, обитающего на юге нашей страны, ни на лесного волка — северного жителя. Тамбовскому волку достались свойства обоих своих родственников, а шуба из меха тамбовского волка была очень легкой и теплой, с чем и связана поговорка «Тамбовский волк тебе товарищ», где слово «товарищ» имеет и значение «друг», то есть тот человек, который обогреет и выручит в трудную минуту. Следующая легенда повествует о старце –отшельнике Симеоне. За аскетизм Бог наградил его даром общения с волками и другими дикими животными. Жители окрестных деревень часто наблюдали его в стае волков. Ждали на краю леса, всегда сопровождавшие его волки, и когда старец приходил к людям за подаянием. Даже о кончине молитвенника узнали по волчьему вою в лесу. И в данном случае поговорка «Тамбовский волк тебе товарищ» имеет сакральный смысл покровительства Симеона тамбовчанам.

По мнению тамбовского краеведа И. Овсянникова, термин «тамбовский волк» появился в конце XIX в. Суть его истории в том, что с Пасхи до Покрова крестьянин занимался своей землей, посевами. А в зиму уходил работать в другие города на различную подработку. Тамбовский крестьянин отличался особенной мастеровитостью и проворностью. Зачастую тамбовцы занимали места первыми, а когда другие крестьяне приходили, то все места были заняты. Поэтому и говорили о тамбовских крестьянах: мол, «тамбовские волки» по дворам рыщут, цену сбивают. Ну, и последняя легенда связана с лихолетьем периода Великой Отечественной войны, когда тамбовские леса просто кишели волками. При наступлении немецких войск, местное население питало надежду и даже уверенность в том, что волчьи стаи станут серьезным препятствием на пути захватчиков и беда обойдет их стороной.
Как отмечает Н. Романов, Тамбов «вследствие низменного положения и прилегающих со стороны Цны болот, … сильно страдал от малярии и в особенности страдал в прежнее время, когда не было водопровода» [1. С.566]. К середине I тысячелетия н.э. лесной водоем высох, и на его месте осталась котловина. Ее облюбовали со временем волки. Там они могли, не опасаясь за жизнь своего потомства, обустраивать норы и логова. К тому же, в прилегающем дубраве бору, тянувшемуся вдоль Цны, и далее, за Студенец, обитало множество мелких животных, служащих волкам добычей.

В настоящее время представления о былом пришли в упадок, забыты и заметены песками забытия. Поэтому необходимо собирать и изучать те немногие легенды, сказания и поверья, что сохранились до наших дней, и анализировать содержащийся в них культурный, этнографический и, соответственно, краеведческий материал, сопоставляя его с историческими реалиями [8. С.81].
Само выражение «тамбовский волк» вошло в народ в 1956 году, благодаря фильму «Дело Румянцева». В фильме герой при обращении к милиционеру: «Товарищ…», — в ответ слышит: «Тамбовский волк тебе товарищ!». С тех пор фраза и разлетелась во все края.

В Тамбове в последнее время в магазинах и на вокзалах появились сувенирные лавки, набитые кружками, магнитами, майками, планшетками и прочими безделушками с картинками волка и статуями волка. Есть даже напитки и конфеты «Тамбовский волк». В городе с 2000 года существует виртуальный Музей волка. Эмблемой Музея волка пока считается белый крылатый волк на синем фоне треугольника. Выполненная из гипса скульптура крылатого волка тамбовских авторов на рабочей эмблеме Музея Волка пока используется временно для продвижения скульптуры в культурном пространстве.

Родоначальником темы и образа скульптуры тамбовский волк является скульптор из г. Тамбова Михаил Салычев. Эта тема в творчестве художника появилась достаточно давно. Началось всё со скульптурной композиции «Стая» (1974-1975 гг.). Большую известность приобрела ещё одна работа по этой же теме — скульптура «Тамбовский волк» («Вой» 1992, дерево, 130х91х23). Задумана она была как символ трудной жизни российского народа в начале 90-х годов ХХ века (инфляция, талоны, пустые прилавки). В дальнейшем легла в основу как основная идея и пластическое решение скульптуры «Крылатый волк» группы тамбовских авторов [6.]

Снимок экрана 2015-01-05 в 21.24.06

Снимок экрана 2015-01-05 в 21.24.10
Ещё одна работа этого же автора — скульптура «Тамбовская волчица» (1998, известняк) находится в г. Зеленограде (г. Москва), где проходил слёт-конкурс скульпторов СНГ. Сам автор так сказал об этой работе: «Тема вроде древняя, легенда о Ромуле и Реме. Но это не та волчица. Это российская, в лубочном стиле. Орнамент национальный, присутствует постмодернизм. Такой я её пропел».

Снимок экрана 2015-01-05 в 21.24.15
Другие скульпторы тоже обращаются к теме тамбовского волка. На улице Октябрьской г. Тамбова в 2012 г. был установлен памятник Тамбовскому волку на территории «Отеля». Автор скульптуры – Василий Тихомиров, а идея памятника принадлежит председателю Тамбовского Регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Вадиму Шитякову.

Снимок экрана 2015-01-05 в 21.24.18
И ещё одна скульптура «Тамбовского волка» появилась на обочине Рассказовского шоссе. Её из цельного дуба вырубил скульптор Валерий Парамонов по заказу Тамбовского лесхоза. Для молодоженов появился новый объект для фотографирования на его фоне в день свадьбы, а для автомобилистов — новый и интересный ориентир. Конечно, легенд о тамбовском волке много, художников и вдохновителей новых интерпретаций тоже немало. Очевидно одно: эта серая ушастая и зубастая мордочка уже много лет является символом Тамбова, что влечёт сюда туристов из многих городов России, а со временем, возможно, заинтересует и иностранцев.
Хочется закончить статью словами самих тамбовчан — ученых, занимающихся проблемой возрождения, сохранения и развития традиционной культуры родного края: «В современных условиях ощущается повышенное внимание к истории родного края. Ведь история страны – это сумма историй различных регионов. Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей малой родины, ее традиции, культуру … Сохраняя, возрождая историю и культуру нашего края мы обогащаемся духовно, развиваем в себе ответственность перед будущими поколениями» [3.С.180-184].

Литература

  1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Большой энциклопедический Словарь в 82 т. Т. XXXII-A (64). СПб., 1901. 567с.
  2. Ганьшина Г.В. Этнокультурные мероприятия как средство развития событийного туризма в России. Экономика России в условиях глобализации. материалы Международного научно-практического семинара/ под ред А.В. Семенова, Ю.С. Руденко. М.: НОУ ВПО «МУ им. С.Ю.Витте», 2013. С.192-196.
  3. Ерохина И.А., Зверева М.А. Русская усадебная культура XIX в. // XVI Державинские чтения. Академия культуры и искусств: мат-лы Общерос. науч. конф. Февр. 2011г./ отв. ред Е.И. Григорьева; М-во обр. и науки РФ, ГОУ ВПО «Тамб. Гос. Ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. С.180-184
  4. История Тамбовской области. URL: http://tambov911.narod.ru/index/0-2
  5. Кочуков С.К. След веков отшумевших… Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2010. 112 с.
  6. Музей волка. URL: http://wolfmus.tambov.ru/koi/texts/salonm.html
  7. Сенников Б. для «Тамбовских губернских ведомостей». URL: http://www.tambov.ru/tambov-history/169-tambov-edinstvenny-gorod-v-evrope-vydergavshiy-86-dlitelnyh-osad.html
  8. Силин Д.Н. Легенды «волчьей лощины» города Тамбова // Возрождение и развитие традиций народной художественной культуры России: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Февр. 2010г. / отв. Ред. Е.И.Григорьева, М-во обр. и науки РФ, ГОУ ВПО «Тамб. Гос. Ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 462с.
  9. URL: http://www.tmbtk.ru/culture/3038/ 10. В. Парамонов. Скульптура из дуба «Тамбовский волк». Фото Чаус Ю.А.
Поделиться в соц. сетях: