Исабаев Н.Ж. докторант Ph.D
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, Астана
Многовековой опыт казахстанско-российских отношений, в том числе в составе единого государства, стал основой развития туризма между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Несмотря на некоторые несущественные сложности во взаимоотношениях между двумя государствами, историко-культурная близость и экономическая взаимозависимость двух народов и государств обуславливает непрерывность туристских потоков. Данное актуальное направление развития казахстанско-российских отношений остается неизученным..
В статье раскрываются важные вехи сотрудничества между Казахстаном и Россией в двусторонних отношениях и в структуре региональных организаций, проводится исследование туристских потоков в 1991-2012 гг. с учетом требований международной статистики в области туризма. Автором выделяются сопутствующие проблемы и предлагаются конкретные меры по расширению казахстанско-российских отношений в сфере туризма на перспективу.
В современном мире туризм является не только важнейшей отраслью мировой экономики. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила ХХI столетие веком устойчивого развития, неотъемлемой частью которого является туризм [1]. Более того, Всемирной Туристской Организацией (ВТО) признается значимая роль туризма в укреплении межкультурного взаимопонимания и взаимного уважения [2]. Республика Казахстан и Российская Федерация являются длительное время действительными членами ВТО (с 1993 и 1992 гг. соответственно) и поддерживают ее решения.
Как считает Д.А. Аманжолова, «современная ситуация в самих странах СНГ и в международном плане диктует потребность всемерно укреплять наши контакты и возрождать самое многоплановое сотрудничество и взаимопонимание», а «в гуманитарном сотрудничестве, в т.ч. в туризме, необходимо изменение институциональной среды, которое позволит ему развиваться и реагировать на социальную динамику» [3, с.30,36]. Потенциал казахстанско-российского сотрудничества имеет хорошие позиции для развития почти всех видов туризма: делового, этнического, культурного, познавательного, приключенческого, спортивного, экологического, в том числе специализированных туров по интересам (научный, рекреационный, религиозный, орнитологический и т.п.).
Для России и Казахстана развитие туризма актуально и в плане достижения максимальной экономической эффективности. Сегодня доля доходов туризма в казахстанском ВВП составляет только 1,8%, в России — 3%. При этом показатели доходности по въездному туризму из России в Казахстан очень низкие — 3,9% от совокупного дохода туризма. Аналогично и по направлению Казахстан-Россия — 1,1% от совокупного дохода туризма по РФ [4, с.55; 5, с.87].
В рейтинге стран мира по Индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма 2013 года [6, с.88] Казахстан по оценкам Всемирного экономического форума не на высоком уровне — 88 место (из 133), Россия поднялась до 59 позиции. При этом по природным богатствам Россия находится на 5 месте, по объектам культурного наследия — на 9, а Казахстан на 91 и 93 соответственно. Как видно, развитие казахстанско-российского туризма будет особенно выгодно Казахстану. Согласно планам в проекте Концепции развития туристской отрасли Казахстана до 2020 года [7] Россия входит в список основных стран, генерирующих в Казахстан туристские прибытия к 2020 году.
Вместе с тем, необходимо отметить недостаточную изученность в отечественной и зарубежной литературе туризма как одного из важных факторов развития казахстанско-российских отношений. Высокая степень актуальности и, вместе с тем, недостаточная проработанность проблем взаимовыгодного сотрудничества двух стран в сфере туризма обусловливают научную значимость исследования.
В рамках исследования значения туризма как одного из важных факторов развития казахстанско-российских отношений были использованы данные статистических сборников и официальных сайтов Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС; Совета по туризму СНГ, Министерства культуры Российской Федерации, Агентства по делам спорта и туризма Республики Казахстан; Федерального Агентства по туризму Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Агентства Республики Казахстан по статистике.
Материалами исследования выступили международные соглашения в области туризма: Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (28 марта 1994 г.), Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области туризма (15 февраля 2001 г.), Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации от 7 июня 2012 г., Соглашение стран-участниц СНГ о сотрудничестве в области туризма (23 декабря 1993 г.), Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ О Гаагской декларации по туризму (13 июня 2000 г.), Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке посещения комплекса «Байконур» (21 мая 2009 г.), а также уставные документы Совета СНГ по туризму и ТС ЕврАзЭС. Для получения первичной информации о статистике казахстанско-российских туристических потоков начала 1990-х гг. использованы материалы Национального архива Республики Казахстан и Государственного архива Российской Федерации.
Хронологические рамки исследования: период с 1991 по 2012 гг.
Уже на этапе сбора материалов для исследования была выявлена проблема информационного обеспечения казахстанско-российских отношений в сфере туризма. Статистика по тематической рубрике туризма в Агентстве Республики Казахстан представлена только в рамках информации, полученной от туристских фирм. При этом не учитываются потоки туристов, путешествующих самостоятельно. Информационная система «Турист», разработанная в 2011 году Министерством индустрии и новых технологий совместно с КНБ Республики Казахстан, призвана координировать передвижение туристов, но до сих пор не введена в действие.
Для достоверного анализа статистических и иных данных важной представляется дефиниция «турист». Многие исследователи [8; 9; 10] делают свои выводы на основе включения в туризм «челночных» шоп-туров, студентов, длительно обучающихся за рубежом, трудящихся мигрантов и т.п., что является методологически неверным.
Так как предметом исследования являются казахстанско-российские отношения в сфере туризма, по природе являющиехя международными, а также в связи с переходом обеих стран на международные стандарты статистики, следует руководствоваться международными документами при определении категории «турист».
Согласно Международным рекомендациям по статистике туризма, разработанным ООН [11, с. 12], посетитель — это путешественник, совершающий поездку в какое-либо основное место назначения, находящееся за пределами его/ее обычной среды, на срок менее года с любой главной целью (деловая поездка, отдых или иная личная цель), за исключением цели трудоустройства на предприятие, зарегистрированное в стране или месте посещения. Такие поездки, осуществляемые посетителями, квалифицируются как туристские. Таким образом, понятие туризм представляет собой подкатегорию понятия путешествия, а понятие посетители — подкатегорию понятия путешественники. Такие различия имеют крайне важное значение для сбора данных по потокам путешественников и посетителей и для обеспечения достоверности статистики туризма (рисунок 1).
Рисунок 1 — Классификация въездных путешественников [10, с.13]
Такой подход берет своё историческое начало с решения Комитета статистических экспертов при Лиге Наций в 1937 г. В данном решении сформулировано определение иностранного туриста, которое до сих пор используется в исследованиях: лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 ч., без занятия оплачиваемой деятельностью [12, с.5].
Для нашего исследования важно, что к категории международных туристов не относятся и не учитываются в статистике туризма:
а) иностранные рабочие;
б) мигранты, включая иждивенцев и сопровождающих;
в) лица, следующие в целях обучения сроком более шести месяцев;
г) военнослужащие, их иждивенцы и члены семей, за исключением следования в целях туризма;
д) работники дипломатических служб, а также иждивенцы, члены семей, прислуга работников дипломатических служб;
е) кочевники и беженцы, вынужденные переселенцы;
ж) регулярно мигрирующие в целях поиска работы граждане приграничных районов;
з) транзитные путешественники;
и) участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в вагонах поезда;
к) участники групповых поездок на спальных автобусах, ночующие в салонах этих автобусов;
л) члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на судне или в вагоне поезда;
м) члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте посещения;
н) путешественники, проезжающие через страну без остановки, даже если их путешествие длится более 24 ч. [12, с.6-7].
Такой подход показывает реальную ситуацию в развитии казахстанско-российского туризма, при которой миллионы путешественников сокращаются до десятков тысяч действительно туристов, что свидетельствует о скрытой проблеме неразвитости этого направления двусторонних отношений государств.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Отличительной чертой казахстанско-российской миграции 1990-х годов было оживление «челночного бизнеса». Спрос на «шоп-туристские» услуги оказал существенное влияние на рост подобных «туристских» фирм, открывавшихся чаще всего без соответствующего опыта и квалифицированных кадров и оказывавших только посреднические услуги между «туристами» и «чартеродержателями». Тем не менее, данные миграционные потоки являются псевдотуристскими, поэтому в соответствии с вышеуказанной методологией исследованию в рамках темы туризма не подлежат.
Первым двусторонним соглашением, затрагивающим вопросы туризма двух независимых государств, является Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (28 марта 1994 г.). Статья 25 Соглашения устанавливает: «Стороны будут поощрять развитие туризма. По взаимной договоренности могут осуществляться мероприятия по направлению совместных туристических групп в третьи страны и приему туристов из этих стран. Конкретные формы сотрудничества и условия обменов будут регулироваться соглашениями между заинтересованными ведомствами и организациями Сторон». В данном случае сотрудничество касается развития не двустороннего туризма, а выездного в зарубежные для Казахстана и России страны.
Основой развития казахстанско-российских отношений в сфере туризма выступило Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области туризма (15 февраля 2001 г.). Данное Соглашение, по сути, является декларацией сотрудничества и сводится к следующему:
— сотрудничество в области туризма на основе равноправия, взаимной выгоды (ст. 1, 2, 3);
— упрощение формальностей, связанных с туристскими поездками граждан обоих государств (ст. 4);
— расширение видов туризма (ст. 5);
— обмен информацией в области туризма (ст. 6);
— подготовка профессиональных кадров для сферы туризма (ст. 7);
— координация сотрудничества государственных органов управления туризмом в рамках международных туристских организаций (ст. 8);
— информирование туристов о внутреннем законодательстве государства, касающемся пребывания иностранных туристов (ст. 9);
— открытие официальных представительств по делам туризма на территориях обоих государств (ст. 10).
Исследование статистических данных по туристским потокам показало следующую картину по направлению Казахстан-Россия (рисунок 2).
Стабильно высокими представляются показатели периода 1991-1996 гг., когда многие поездки совершались еще в рамках туристских путевок и льготных билетов на время отпуска. Это обусловлено функционированием предприятий постсоветского пространства в прежнем режиме труда-отдыха, даже если форма собственности его менялась. Но в преддверии финансового кризиса в России численность поездок в Казахстан сократилась на треть. С 2000 года по завершении посткризисного периода туристская активность идет на рост низкими темпами. Достигнуть уровня 1990-х годов получается только дважды: в 2005 году, когда казахстанский рынок был переполнен долларовой массой, и затем только в 2012 году — по завершению посткризисного периода после мирового финансового кризиса. Последний же обусловил резкое падение количества турпоездок казахстанских граждан в Россию в период с 2006 по 2008 гг.
При этом доля казахстанских туристов от общего числа туристов из СНГ в России составляет в среднем 10 %, а от общего числа туристов в России в целом только 3,5%. В топ-50 по предпочтениям казахстанских туристов за 2012 год Россия занимает 26 место (таблица 1), что позволяет выявить требующее разработки направление в рамках развития казахстанско-российского туризма: 1) по каким критериям Россия может быть позиционирована для казахстанских туристов более привлекательной, чем 25 вышестоящих стран; 2) по каким туристским показателям Россия отстает от 25 вышестоящих стран и как их повысить.
Составлено автором по результатам работы с внутренней информационной базой данных Агентства по делам спорта и туризма Республики Казахстан
Рассмотрим динамику туризма по направлению Россия-Казахстан. Анализ статистики турпоездок (рисунок 3) показал те же тенденции с 1991 по 2012 годы, что и в направлении Казахстан-Россия. Разница заметна лишь в том, что финансовый кризис 1998 года более негативно отразился на российских турпотоках в Казахстан, так как сократил средние показатели 1990-х гг. на 40%. Более позднее влияние мирового финансового кризиса на Россию сдвинуло на год и период устойчивого снижения численности турпотоков: 2007-2009 гг.
При этом доля российских туристов от общего числа туристов из СНГ в Казахстане составляет в среднем 18 %, а от общего числа туристов в Казахстане в целом только 4,8%. В топ-50 по предпочтениям российских туристов Казахстан занимает 34 место (таблица 2), что обозначает требующее разработки направление в рамках развития казахстанско-российского туризма: 1) по каким критериям Казахстан может быть позиционирован для российских туристов как более привлекательный, чем 33 вышестоящих стран; 2) по каким туристским показателям Казахстан отстает от 33 вышестоящих стран и как их повысить.Следует отметить, что весь исследуемый период до принятия
Соглашения в середине 2012 года [22] российские и казахстанские туроператоры при попытках организовать туры решали проблему регистрации туристов на территории государства пребывания (России или Казахстана) в течение первых трех дней (до 1999 г.), пяти дней (до 2005 г.), семи дней (до 2012 г.). По нашему мнению, для формирования единого туристского пространства необходимо отменить регистрацию до 3 месяцев. Обосновываем это положением Гаагской декларации по туризму от 14 апреля 1989 г., согласно которой к одному из признаков иностранного туриста относится поездка или пребывание в другом государстве, не превышающее трех месяцев (Принцип IV).
Сотрудничество Казахстана и России в области туризма осуществляется и в рамках Совета по туризму СНГ. Межгосударственный совет по туризму стран СНГ создан 23 декабря 1993 года на основании Соглашения, подписанного в г. Ашгабад главами Правительств стран-участниц Содружества Независимых Государств, выполняет координирующую роль в развитии сотрудничества в области туризма на пространстве СНГ. В Совет по туризму государств-участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма входят 12 государств: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина [23].
В рамках данной организации, за двадцатилетний период приняты следующие акты, регулирующие сферу регионального туризма:
1. Соглашение стран-участниц СНГ о сотрудничестве в области туризма (23 декабря 1993 г.), как направления для деятельности Совета, которое сводится к девяти нормам:
— сотрудничество и поддержка инициатив в области туризма (ст. 1);
— формирование общего туристского пространства, сближение нормативно-правовых документов по туризму, внедрение единой международной системы классификации средств размещения и туристских услуг, единой информационной сети (ст. 2);
— активное использование в целях туризма природного и культурного наследия народов своих государств (ст. 3);
— открытие туристских маршрутов, расширение разнообразия видов туризма (ст. 4);
— упрощение формальностей, связанных с туристским обменом между государствами-членами, обеспечение социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания (ст. 5);
— разработка и реализация общей стратегии развития туризма и его приоритетных направлений в интересах туристских организаций и предприятий государств-членов (ст. 6);
— развитие индустрии туризма в рамках межгосударственных программ (ст. 7);
— содействие в подготовке профессиональных кадров для сферы туризма (ст. 8);
— обмен информацией в области туризма (ст. 9).
2. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ О Гаагской декларации по туризму 1989 года (13 июня 2000 г.), которое содержит призыв и рекомендацию для стран-участниц использовать положения Гаагской Конвенции при развитии туризма;
3. Модельный закон «О детском и юношеском туризме» (4 декабря 2004 г.), как образец внутригосударственного регулирования детско-юношеского туризма. Закон содержит лишь две статьи о межгосударственном сотрудничестве в этой сфере, которые не предоставляют организациям детско-юношеского туризма каких-либо особенных от иных туристских организаций прав и инструментов на международном туристском рынке. Как результат, данный закон не получил своего практического использования в нормотворческой деятельности государств СНГ.
Как и другие структуры СНГ, Совет по туризму СНГ не показал своей эффективности. Принцип «четырех свобод» в деятельности Совета по туризму СНГ не учитывается, вопрос о регулировании общего рынка туристских услуг стран СНГ до сих пор не ставился.
С 2006 года проблемой в казахстанско-российских отношениях остается казахстанский проект «Космическая гавань» по организации космического туризма на территории Байконура. Казахстан планирует построить аэропорт, дороги, гостиницы, планетарий в городе Кызылорда — 200 км от Байконура, инфраструктуру для выезда непосредственно на территорию космодрома. От России требуется согласие на доступ к территории Байконура в туристских целях, инфраструктурное обеспечение территории Байконура для приема туристов. По нашему мнению, разрешение этой проблемы возможно при разработке проекта, обосновывающего рост доходов российской стороны от космического туризма. Кроме того, необходим пересмотр положений Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке посещения комплекса «Байконур» (21 мая 2009 г.) по вопросу упрощения процедур принятия решений по доступу туристов. В настоящее время многие российские фирмы предлагают туры в «Звездный городок», стандартную экскурсию в Центр подготовки космонавтов и расширенные и индивидуальные программы с тренировкой.
В остальном казахстанско-российское сотрудничество в области туризма на государственном и ведомственном уровнях сводилось к проведению совместных выставок, конференций, круглых столов, деловых встреч и фестивалей.
В настоящее время с созданием единого экономического пространства (ЕЭП) развитие туризма в российско-казахстанских отношениях может приобрести новые конструктивные формы. Важнейшей из них является трехстороннее сотрудничество в связи Единым Экономическим Пространством трех стран (России, Казахстана и Белоруссии). Историческая общность стран позволяет включить Белоруссию в организацию единого туристского пространства с Россией и Казахстаном.
Если в Евразийской Экономической Комиссии выделить структуру, отвечающую за туризм, то регулирование туристской деятельности будет осуществляться на качественно новом наднациональном (межстрановом) уровне с учетом перспектив формирования общего рынка туристских услуг стран в образовавшемся ЕЭП. Кроме развития внутреннего для ЕЭП туризма, это поможет странам ТС ЕврАзЭС активно включиться в конкурентную борьбу на международном рынке туристских услуг.
Но учитывая дипломатическую эффективность именно двустороннего развития казахстанско-российских отношений, а также сложности консенсуса с Белоруссией при вхождении в Таможенный Союз ЕврАзЭС, эффективным представляется развитие туризма первостепенно в рамках диады Россия — Казахстан. С этой целью предлагаем создать казахстанско-российский совет по туризму (КРСТ) как орган управления, регулирующий практические вопросы и разрешающий проблемы в этой сфере.
Целями КРСТ считаем целесообразным выделить следующие:
1. Эффективное развитие общего казахстанско-российского туристского рынка и активизация потоков циркуляции туристских потоков внутренних туристов по территории стран;
2. Проведение результативной инвестиционной политики по долгосрочным казахстанско-российским проектам в сфере туризма;
3. Увеличение доли занятых в сфере туризма и сопутствующих ей отраслях с одновременным проведением политики повышения качества туристских услуг;
4. Формирование имиджа общего казахстанско-российского туристского рынка.
КРСТ будет участвовать в формировании единых документов и рекомендовать их к ратификации, в то время как правительства стран должны следить за их исполнением. Здесь важно установить беспрепятственные связи КРСТ со следующими государственными структурами России и Казахстана (рисунок 4).
Рисунок 4 — Взаимодействие КРСТ с государственными структурами России и Казахстана в области туризма
Взаимодействие должно осуществляться на основе постоянного сотрудничества с данными национальными организациями с учетом важности обратной связи (информационных потоков и управленческих инициатив от национальных органов стран к КРСТ).
ВЫВОДЫ
1. Несмотря на то, что туризм является важным фактором развития международных отношений, особенно соседних государств, проведенное исследование показало, что данное направление казахстанско-российского сотрудничества находится в стагнации на протяжении последних двадцати лет. Анализ международно-правовых основ сотрудничества Казахстана и России позволяет условно выделить следующие периоды:
1) с 1991 г. по 2000 г. — период неорганизованного туризма;
2) с 2001 г. (принятие Соглашения о сотрудничестве в области туризма) по 2010 г. — период фрагментарного государственного содействия развитию туристских связей;
3) 2010 г. (с образования ТС ЕврАзЭС) — по настоящее время — период подготовки к развитию единого туристского пространства
2. Статистический анализ казахстанско-российских туристских потоков показал, что их изменение обусловлено влиянием внешней экономической ситуацией. Такая неустойчивость туристской активности обусловлена недостаточной урегулированностью и отсутствием стратегического управления сферы туризма как внутри каждого государства, так и на двустороннем уровне.
3. Нормативно-правовые основы сотрудничества Казахстана и России в области туризма не имеют стратегического характера, в основном содержании они декларативны. Наиболее эффективным является сотрудничество стран в рамках ТС ЕврАзЭС и, несмотря на то, что данная организация не профилируется на туризме, интеграцию следует признать фундаментальной основой для развития казахстанско-российского туризма. В этом направлении требуется выделить структуру в Евразийской Экономической Комиссии, отвечающую за туризм, и разработать единую концепцию развития туристского пространства России, Казахстан и Белоруссии.
4. С созданием Таможенного Союза, а далее Единого Экономического пространства возникла перспектива формирования общего рынка туристских услуг. Для формирования единого туристского пространства необходимо отменить регистрацию в государстве пребывания до 3 месяцев.
5. Для развития казахстанско-российского космического туризма целесообразны: а) разработка казахстанской стороной проекта, детально обосновывающего рост доходов российской стороны от реализации данного проекта; б) пересмотр положений Соглашения о порядке посещения комплекса «Байконур» по вопросу упрощения процедур принятия решений по доступу туристов.
6. Создание организации, приоритетным направлением деятельности которой будет успешное формирование и развитие в долгосрочной перспективе единого туристского рынка Казахстана и России, является основополагающим стратегическим решением в настоящих реалиях сотрудничества двух стран. С этой целью предлагаем создать казахстанско-российский совет по туризму как орган управления, регулирующий практические вопросы и разрешающий проблемы в этой сфере.
Источники и литература
1. Jeremic V. Sustainable development the ‘overriding challenge’ of 21st century. UN top official 9 September 2013 // http://www.un.org/apps/news/story.asp?NewsID=45801&Cr=sustainable+development&Cr1= (дата обращения: 12.09.2013).
2. Tourism can strengthen intercultural understanding, concludes UNWTO Conference. October 2012 http://media.unwto.org/en/news/2012-10-29/tourism-can-strengthen-intercultural-understanding-concludes-unwto-conference (дата обращения: 12.09.2013).
3. Аманжолова Д.А. Историко-культурный туризм как фактор гуманитарного сотрудничества России и Казахстана // Казахстан и Россия: научное и культурное взаимодействие и сотрудничество. Отв. ред. Ш.К. Ахметова, З.Е. Кабульдинов, И.В. Толпеко, Н.А. Томилов. Астана-Омск: Полиграфия «Еnter Group», 2013. С. 27-40.
4. Экономика Республики Казахстан. Статистический сборник. — Астана: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2013. — 98с.
5. Социально-экономическое положение Российской Федерации. Статистический сборник. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2013. — 154с.
6. Travel and Tourism Competitiveness Index 2013. Reducing Barriers to Economic Growth and Job Creation. Jennifer Blanke and Thea Chiesa, editors. — Davos: COMMITTED TO IMPROVING THE STATE OF THE WORLD, 2014. – 124 р.
7. О проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года». Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2013 года № 192 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан // Эдилет. http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300000192 (дата обращения: 12.09.2013).
8. Agiomirgianakis G. The study of human flows in the global tourism space //Harvard Business Review. — 2013. — №6. – 18-25 р.
9. Мусин К.Н. Международный туризм: современные тенденции развития в мире и Казахстане. Дисс. … к.г.н. — Алматы, 1998. – 148 с.
10. Соколова М.В. Туризм как культурно-исторический феномен. – Дисс. … д-ра культурологии: 24.00.01. — М., 2007. – 396 с.
11. International Recommendations for Tourism Statistics//Methodological Studies Series M № 83 / Rev.1. р. — Madrid and New York: The Department of Economic and Social Affairs United Nations, 2010. – 380 р.
12. Organization for Economic Cooperation and Development. Tourism Policy and International Tourism in OECD Member Countries. — Paris: OECD, 1980. — P.5.
13. Туристический рынок в Российской Федерации: обзор. Государственный комитет РФ по статистике //Вестник статистики. – 1993. — №1. — С.22-23.
14. Государственный архив Российской Федерации. Министерство туризма Российской Федерации. — 1992-1996. — Ф.10256. Оп. 1. Д. 2469. Л. 8-19.
15. Туризм в Российской Федерации. Статистический сборник. – М.: Министерство спорта, туризма и молодежной политики, 2000. – 114 с.
16. Федеральное Агентство по туризму. Статистика. Показатели въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию 2000-2012 гг.// http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140228/ (дата обращения: 12.09.2013).
17. Национальный архив Республики Казахстан. Министерство туризма, физической культуры и спорта Республики Казахстан. Статистические данные о работе 1991-1992. Ф. 89. Оп. 1 (доп.). Д. 211. Л. 22-29.
18. Национальный архив Республики Казахстан. Министерство по делам молодежи, туризма и спорта Республики Казахстан. Отчеты о деятельности 1993-1999. Ф. 3. Оп. 1П. (пр.). Д. 425. Л. 244-261.
19. О туризме в Республике Казахстан в 2000 году. Статистический сборник. — Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2001. – 109 с.
20. Федеральное Агентство по туризму. Выезд российских граждан за рубеж. 2000-2012// http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140229/ (дата обращения: 12.09.2013).
21. Федеральное Агентство по туризму. Статистика. Наиболее популярные направления по выезду россиян за рубеж в 2012 году//http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124141037/ (дата обращения: 12.09.2013).
22. Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации от 7 июня 2012 года. //Информационно-правовая система Параграф //http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31153588 (дата обращения: 12.09.2013).
23. Сайт Исполнительного Комитета СНГ. Органы СНГ // http://www.cis.minsk.by/page.php?id=6918 (дата обращения: 12.09.2013).