Праздник «Алые паруса»: от традиции к современности

Джанджугазова Е.А

В последние годы праздник как зрелищное культурно-массовое событие сфокусировал на себе значительную часть общественного внимания, сформировав особую «праздничную культуру», которая очень органична современной традиции отдыха в эпоху «развитого интернета». Праздник как особая культурная форма сочетает в себе исторические традиции, смыслы и ценности, сохраняя живой и очень привлекательный романтический подтекст, без которого любое зрелище становится обыденным и пресным. Праздничная культура России многогранна и разнопланова, но наиболее интересным из ее пластов можно считать советский и постсоветский период, потому что в это время «праздник» как явление и зрелищное событие претерпел серьезные политические, экономические и технологические изменения.

Изучение и анализ этих изменений позволяет выявить тенденции развития праздничной культуры, проследить формирование своеобразного соединительного звена в системе российских культурных традиций, которое связывает разные поколения, преодолевая кризис культурной идентичности, произошедший после распада СССР. Особую роль в исследовании праздничных культурных традиций имеют праздники, сохранившиеся в постсоветском пространстве с советских времен, оставшиеся при этом ни как дань памяти, а как живое современное и чрезвычайно зрелищное событие.

Ретроспективный подход к празднику как к общественному явлению особенно важен, потому что он отражает кульминацию какого-либо временного периода. Так М. Бахтин подчеркивал, что праздничное время — это время переломных моментов и кризисных ситуаций. В праздничном мироощущении моменты полноты и апофеоза жизни всегда имеют решающее значение, так как в них соединяются разновременные события: происходящие сейчас и воспоминание о прошлом.1

Праздник и традиции

Праздник – это своеобразный механизм, посредством которого осуществляется действие системы ценностей как важного социального интегратора. В этой связи праздник выполняет важную роль в формировании и передачи традиции от поколения к поколению. Сама традиция имеет информационную сущность, так как транслирует социально значимую информацию – ценностные ориентиры и нормы поведения. В силу этого праздник всегда выступает как чрезвычайно важный фактор социализации: именно через участие в праздничных церемониях и обрядах во всех культурах происходит первичное приобщение к принятым в том, или ином обществе ценностям.

Праздник выполняет также особую социально-эстетическую функцию, так как он способствует активизации эстетического сознания с его умением ценить прекрасное, культивировать воображение и зарождать творческое начало. В праздничном действии создается симбиоз разных искусств: музыки, хореографии, живописи, которые соединены одной идеей и энергией, которую можно охарактеризовать как праздничную стихию. Праздник как сложное явление связан с памятью о прошлом, о героях и событиях из жизни народа. «Вспомнить – значит оживить прошлое в памяти, сделать его частью настоящего, частью современности».2 В этой связи важно, что из наиболее памятного аккумулирует в себе праздник, как он передает поступки, действия и характеры героев. В этой связи необходимо обратиться к феномену «социальной памяти», который впервые был глубоко исследован французским социологом М. Хальбваксом.

С точки зрения Хальбвакса социальная память бывает внешней, внутренней, автобиографической, исторической, индивидуальной и коллективной.

При этом индивидуальная память опирается на коллективную, а у отдельного человека социальная память возникает только в процессе социализации. Обращаясь к коллективной памяти человек, уточняет свои воспоминания и в том числе заимствует отдельные фрагменты коллективной памяти, конструируя, таким образом, свое представление об исторических событиях, к которым он сам не был причастен.

В этом случае прошлое выступает неким социальным конструктом, формируемым духовными потребностями людей, настоящим контекстом и культурным творчеством. Коллективная память не совпадает с историей, которая сосредоточена на фактах, но наиболее яркие события прошлого, взятые из книг, кинофильмов, устных рассказов отбираются и надолго остаются в коллективной памяти людей.3

Интересные наблюдения о сущности коллективной памяти есть у Ю.М.Лотмана, который отмечает, что в истории постоянно обнаруживаются новые факты в действительности, не отличающиеся реальной новизной, так как под влиянием новых культурных кодов осмысление фактов меняется. Если рассматривать эту мысль в контексте оценки событий и явлений в современной праздничной культуре России, то можно отметить, что в последние годы наблюдается повышенный интерес к культурно-историческому наследию страны.4

Так, например, в праздничной культуре все чаще происходить «извлечение» из общей исторической ткани событий и придание им современных смыслов, а также наделение их некой мифологической сущностью. Фактически мы имеем дело с новым вариантом культурной памяти, закрепленным с помощью праздника, отмеченного не только в событийном календаре, но и в общественном сознании людей. Очень важным механизмом закрепления культурной памяти является семиотизация пространства предполагающее создание особого культурного пространства в городской среде, путем расстановки в ней знаков и символов.

При расстановке памятных знаков семиотизируется все пространство, которое становится способным сохранять и передавать культурную память. Ярким примером этот явления является действие праздничной культуры и в частности масштабные праздники, создающие «места памяти», которые поддерживаются разнообразными мероприятиями и акциями. В этой связи достаточно важным и интересным праздником, мифологизирующим городское пространство, является праздник выпускников «Алые паруса», проходящий с 1968года в городе Санкт-Петербурге (Ленинграде).

Безымянный1

Праздник «Алые паруса», Санкт-Петербург, 2020.5

Технологии праздника

Следует отметить, что современная культура и событийный календарь при сохранении своей мифологической сущности все больше опирается на проектные технологии. В этой связи праздник как событие и массовое мероприятие тесно связан с технологической составляющей, а его эффективность многом зависит от общего уровня организации. Вместе с тем в современных условиях праздник является ключевым инструментом формирования коллективной культурной идентичности, в которой очень нуждается современное поколение, ориентированное на развитие цифрового пространства при этом сами механизмы идентичности, распространяются локально на регион, город или профессию. Вместе с тем сохраняется и успешно решается масштабная задача – поддержание общенациональной идентичности.

Современный праздник концентрируется преимущественно на городском пространстве по причине его лучшей освоенности и в том числе коммуникационной. Кроме того, современный праздник это – праздник в эпоху интернета, а, следовательно, это в определенном смысле информационный проект, построенный в рамках организационно-технологического процесса который включает в себя ряд элементов:6

Анализ потребностей и интересов общества в области культурной жизни;

Разработка концепции и идеологической основы праздника;

Формирование программы и медиа-плана праздника;

Подбор команды для работы в проекте;

Решение технико-технологических вопросов.

Вместе с тем применяемый высокотехнологичный проектный подход не уменьшает роли и значения знаковой мифологической природы праздника, целью которого является формирование культурной идентичности посредством обращения к крупным историко-культурным событиям, художественным произведениям, героическим личностям и иным знаковым культурным явлениям. Здесь также следует подчеркнуть, что точно выбранная идея праздника создает событие не подверженное влиянию времени и смене поколений. В качестве наглядного примера рассмотрим праздник «Алые паруса» как ключевое событие в жизни нескольких поколений юношества и молодежи с конца 1960-х годов до сегодняшнего времени.

Праздник «Алые паруса», созданный в 1968 году по инициативе Городского дворца пионеров в Ленинграде, за прошедшие десятилетия стал его культурной традицией и сильным культурным брендом. Сегодня «Алые паруса» это не просто праздник выпускников, это фестиваль с рекордным числом зрителей – победитель мирового конкурса в трех номинациях: лучший массовый фестиваль, лучшее водное шоу и лучшее музыкальное шоу. Кроме того, этот праздник стал кульминационным событием туристского календаря Санкт-Петербурга, подчеркнув уникальность самого привлекательного и зрелищного периода нашей Северной столицы – периода «Белых ночей».

Зрелищность и масштаб праздника объясняется удивительной по красоте картиной торжественного входа в акваторию Невы парусника под алыми парусами. Идеей этого праздника юности, знаменующего прощание со школой послужило произведение Александра Грина, в котором юная девочка Ассоль трепетно ждала исполнение своей мечты, которую воплощал корабль с алыми парусами. Технологически праздник состоит из двух частей: музыкального концерта на Дворцовой площади и водно-пиротехнического шоу на Неве.

Музыкальное сопровождение праздника ежегодно меняется и основывается на вкусах и предпочтениях молодого поколения, но главные музыкальные элементы – проход парусника под музыку из балета «Медный всадник» Рейнгольда Глиэра и увертюру Исаака Дунаевского к советскому фильму «Дети капитана Гранта» остаются неизменными. Они задают тон всему празднику и передают его главный смысл всем поколениям молодежи. Истинный смысл этого удивительно красивого действа заключается в романтизации мечты, которую человек проносит через всю свою жизнь. Алый парусник мечты проходит через море человеческой жизни, в которой волны и ураганы сменяются временами штиля и ясной погоды. Сила и привлекательность праздника состоит в том, что молодые люди пока еще на «берегу большой жизни», они еще не вступили в бурные житейские воды, они пока только предвосхищают счастливое будущее и ждут своей судьбы как прекрасная девочка Ассоль.

Этот праздник неимоверно притягательный и романтичный, его воочию наблюдают более 2 млн. человек, а трансляции смотрят десятки миллионов. Все участники праздника независимо от возраста хотят прикоснуться к мечте и хоть на миг почувствовать себя абсолютно счастливыми. В этой сопричастности к прекрасной и далекой мечте и состоит уникальный успех праздника «Алые паруса», который, несмотря на сложную организацию и серьезную технологическую основу без самой тонкой Гриновской романтики был бы, скорее всего очередным развлекательным шоу.

Сам автор идеи праздника — Александр Грин (Александр Степанович Гриневский)7 известен нам, как, пожалуй, самый романтичный русский писатель, по характеру воздействия его произведений он сравним с Антуаном де Сент-Экзюпери, автором «Маленького принца».8 Феерическая повесть Грина «Алые паруса» стала настоящим гимном юности и символом перемен. Повесть, замысел которой родился в голодном революционном Петрограде, олицетворяет рукотворное чудо и веру в светлое будущее. В черновиках к роману «Бегущая по волнам» автор так описал первое появление замысла повести:

«У меня есть «Алые паруса» — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал - что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».

Александр Грин слыл нелюдимым и сложным человеком, он прожил тяжелую, полную нужды и разочарований жизнь, отдав всего себя творчеству, о котором сам Грин говорил так: «Если потомки хотят меня хорошо узнать, пусть читают, я всего себя вложил в свои произведения».

Повесть-феерия «Алые паруса» стала одним из самых лучших произведений последнего русского романтика, обладающего огромным воображением и удивительной чистотой чувств.

Безымянный2

А. Грин «Алые паруса»

А. Грин «Алые паруса»

Совершенно непостижимым явлением является мощная сила воздействия романтической идеи повести на эмоции и ощущения поколений, родившихся уже во второй половине ХХ — го и ХХI веке. Так вышедший на советский экран в 1961 году художественный фильм А. Птушко «Алые паруса», стал лидером проката, собрав более 22 млн. зрителей. В нем всю красоту и гармонию романтической идеи Грина очень тонко передали тогда еще совсем юные актеры А.Вертинская и В. Лановой, создавшие притягательную визуальную картинку повести – феерии Грина. Во многом именно на ее основе через несколько лет в городе на Неве был создан один из самых популярных праздников выпускников «Алые паруса». Такой необыкновенный успех творческой идеи Грина объясняется тем, что сказка нужна людям, потому что она источник вдохновения и высоких человеческих страстей, украшающих нашу жизнь. В необыкновенном обаянии творчества А.Грина и состоит его ценность, а еще важно то, что Грин передал своим читателям самое главное в жизни – преданность мечте! Он любил повторять, «Лелейте мечты», ведь «Запрещать мечту – значит не верить в счастье, а не верить в счастье – значит не жить»…

http://files.moscvichka.ru/photo/moscvichka/2013/11/doc6ct9b2bvgdjcjirn30w.jpg

«Алые паруса», к\ф 1962г.

Заключение

В результате следует отметить, что праздник «Алые паруса» за свое почти полувековое существование успешно трансформировался и став высокотехнологичным шоу сохранил живую идею и огромную зрелищность, которая значительно возросла в условиях пандемии 2020 года. Так РИА Новости9 отметили, что совокупная трансляция праздника выпускников в 2020 году превысила 16 млн. человек, это на 6 млн. больше чем в 2019 году. С каждым годом праздник становится все более популярным, расширяются возрастные границы зрительской аудитории, также растет интерес к празднику иностранных туристов, и он прочно вошел в зарубежный событийный календарь, несмотря на огромное количество разнообразных и интересный событий, которые проходят в мире ежегодно. Конечно, этот успех связан со многими факторами, но ключевым из них является живая, романтичная и тонкая идея праздника мечты!

Литература

  1. Арнаутова Ю. Е. От memoria к «истории памяти» // Одиссей-2003. М.: Наука, 2003. С. 170.
  2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – М.: Худож. лит., 1990. – 543 с.
  3. Варламов А.Н. Александр Грин. Биография. — М.: ЭКСМО, 2010. — 544 с.
  4. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 200–202.
  5. Попова В. Н. Праздник как социокультурный феномен. М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 84 с.
  6. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2/3 (40/41). С. 22.
  7. Сайт «Гринландия», http://grinlandia.narod.ru/articles/articles.htm, дата обращения: 15.08.2020
  8. Сайт РИА Новости. https://ria.ru/20200704/1573887951.html, дата обращения: 15.08.2020
Поделиться в соц. сетях: