Аманжолова Д.А.
Избранные в качестве заголовка слова, с коими невозможно не согласиться, принадлежат русскому гению Ф.М. Достоевскому [1. С. 570]. Одно из самых теплых и интимных понятий для каждого человека связано с Родиной, первично и основательно воплощенной в индивидуальном сознании яркими приметами родных мест. Это всегда возвышенные, символические и одухотворенные народным талантом образы волшебного темного леса и сияющих горных вершин, стремительного и/или умиротворенного течения реки и необозримого степного простора, таинственной вечной мерзлоты и горячих ветров пустыни, сказочного северного сияния и мóрока тропических пейзажей, зыбкой ряски болот и загадочных переливов морской волны…
И как бы часто (и вполне правомерно) мы ни говорили о тотальной власти культуры над человеком, ее же и создающим, власть природы не менее всеобъемлюща, а доказательств ее грозной и необоримой силы достаточно. К примеру, в 2008 г. ученые Института прикладной математики им. Келдыша выполнили работу, связанную с прогнозом лесных пожаров, и пришли к выводу, что ближайший засушливый год «выведет страну на уровень национальной катастрофы», предложив определенные мероприятия. Однако осознание важности выводов специалистов пришло, как водится, лишь когда в известное место «клюнул жареный петух» — с наступлением жаркого лета 2010 года, которое обошлось стране в 12 млрд. долл. [2. С.22].
Вероятно, поэтому в XXI веке человечество, пожалуй, с особым трепетом стремится сызнова понять возникшее в глубокой древности сакрализованное отношение людей к окружающему кормящему ландшафту, устроенному столь органично и прекрасно, что нам остается лишь попытаться, не нарушая свыше данной гармонии, вписаться в нее, пестуя и сохраняя собственное, не менее гениально задуманное единство тела и души, ума и сердца.
Меж тем, перегруженные непомерными амбициями, предрассудками тщеславия и престижного потребления (в т.ч. живых и «неживых», но всегда уникальных даров природы), стереотипами важности обладания вещными, но не вечными ценностями, статусами, званиями и титулами, должностями и чинами, которые созданы культурой, то бишь нами для самих себя, любимых, мы так часто и беспечно отторгаем свою единственную жизнь от изначальной первозданной чистоты и целомудрия Вечности и Красоты, возникающих в изредка всплывающих в нашем сознании, занятом суетной повседневностью, трогательных и величественных ликах родной земли.
Возможно, растущий интерес имеющих возможность путешествовать к посещению нетронутых цивилизацией мест связан с неодолимой потребностью почувствовать реальность первозданности, хотя бы кратковременную причастность к притягательной и непостижимой неразрывности грозной мощи и хрупкой нежности природы. Колоссальное множество примеров подражания человека краскам, аэродинамике, пластичности и приспособляемост
Так, известная дихотомия «Восток-Запад» достаточно показательно проявляется в отношении культуры – «второй природы» – к истинной, «первой» природе. В частности, восточная культура предполагает концепцию творчества как спонтанного самопроявления мира через человека. Мир может проявлять себя целиком в каждой, даже самой незначительной вещи. При этом человек стремится не нарушать гармонии природы, став ее естественной частью. К примеру, японский поэт Мёэ (1173-1232) писал: «Глядя на луну, я становлюсь луной. Луна, на которую я смотрю, становится мною. Я погружаюсь в природу, соединяюсь с нею». Не человек присваивает себе функции Творца, а сама природа и единство в ее основе проявляют себя через человека, свои скрытые возможности. Сравним с утверждением гениального представителя Запада Леонардо да Винчи: «Живописец спорит и соревнуется с природой». Природа при таком подходе – совсем не храм, а всего лишь мастерская мнящего о своей исключительности и безусловном праве все переустроить в ней человека [3. С. 357-358].
Наша страна имеет замечательные преимущества и возможности в обладании и использовании природных богатств. Сегодня, когда большинство развитых стран серьезно озабочены дефицитом плодородной земли, на Российскую Федерацию, граждане которой составляют всего 2,4% населения планеты, приходится каждый десятый гектар такой земли в мире. Земли сельскохозяйстве
Меж тем в социально-культу
Примечательно, что расширение территории России и освоение новых регионов сопровождалось их постепенным образным (визуальным, эмоциональным, психологическим, художественным и литературным, в т.ч. фольклорным) «освоением» и «присвоением» в представлениях новоселов, обживавших край и адаптировавшихся в нем. Во время поездки по Уссурийскому краю (1867-1869 гг.) известный путешественник и ученый Н.М. Пржевальский подметил, что крестьяне не только принесли «на чужбину» свои обычаи, приметы и поверья, но и быстро «приобщили» новые территории к устоявшемуся образу России. «Что там? – приводил он их рассуждения, — заметим: приоритетными в них для аграрной культуры, господствовавшей у нас вплоть до середины XX века, выступают природные условия и ресурсы. – Земли мало, теснота, а здесь, видишь, какой простор, всякого зверья множество, чего же еще надо? А даст Бог, пообживемся, поправимся, всего будет вдоволь, так мы и здесь Россию сделаем» [4. С.26].
Традиционная культура народов России накопила оригинальный опыт наблюдения за природой и адаптации к ее условиям в интересах конкретной цивилизации. Материалы эмпирических наблюдений фиксировались синкретично, тесно сплавляя рациональное и иррациональное. Это сложное сочетание примет, основанных на наблюдениях за растениями, животными, ощущениями человека, нашло яркое отражение в поговорках и пословицах, моделях поведения, циклах хозяйственной деятельности и календарях. Так, православные русские крестьяне использовали святцы для определения сроков наступления тех или иных природных явлений, предсказания погоды и сроков полевых работ. Чередование сезонов и универсальное значение годового цикла обращения Земли вокруг Солнца для сезонных изменений погоды в любом регионе объективно способствовали использованию русскими переселенцами и на новом месте традиционных примет как способов адаптации к изменившимся условиям. В то же время происходил активный обмен таким опытом с местным автохтонным населением, причем базовая культура у тех и других накладывала зримый отпечаток на символические характеристики традиций и акций. В частности, при смещении природно-хозяйст
Отношения людей и природы давно занимают умы гуманитариев и естествоиспытате
Вот как рассказывал польский профессор о сибирских просторах и их богатствах, осваиваемых нашими предками: «… из Северного океана на вершины прилежащих к морю гор выходят некие рыбы, называемые на языке московитов морж (morss); цепляясь зубом, они облегчают себе подъем, а с вершины горы скользят и падают по другую сторону. Югры и другие жители севера ловят их, и зубы их, отличающиеся большой тяжестью, посылают в Московию, а затем к туркам и татарам. Из них делают рукоятки мечей, сабель и ножей, чтобы их тяжесть придавала большую силу ударам. – С. Герберштейн позже уточнял: ручки ножей делаются из моржовой кости для украшения, а не для тяжести. — Заметим, в-четвертых, что гор Рифейских и Гиперборейских в природе нет ни в Скифии, ни в Московии, ни где бы то ни было, и хотя почти все космографы утверждают, что из этих гор вытекают Танаис, Эдель или Волга, Двина (Dzwina) и другие крупные реки, написанное ими — выдумки и невежественное баснословие. Танаис, Волга и наиболее крупные реки текут из Московии, из страны равнинной, болотистой и лесистой, вовсе не имеющей гор. Заметим, в-пятых, что югры в скифской Югре не возделывают полей, не сеют, не имеют ни хлеба, ни вина, ни пива, ведут жалкую жизнь в лесах и подземных норах, питаясь рыбой и дичью, которых там много, пьют воду, одеваются в шкуры, сшивая вместе шкуры разных животных: волка, оленя, лисицы, куницы и пр. Таким образом, скудная это область у северного полюса, как и говорит Гиппократ в книге о странах, воздухе и воде. Подчинены они князю Московии и платят ему подати шкурами соболей, белок и другими, так как у них нет ничего иного для дани». Далее автор рассуждает вполне в духе сохранившихся с тех времен западных стереотипов: «…что за счастье — не иметь ни хлеба, ни вина, ни других удовольствий? Что это за умеренный климат, когда там приходится терпеть постоянный холод; когда во время зимнего солнцестояния у них там непрерывная ночь, а во время летнего — незаходящее, но едва теплое солнце?» [5].
В трудах современных исследователей особое внимание уделяется новым подходам к изучению физического пространства, становящегося частью культуры. Из программы Президиума РАН «Фундаментальные проблемы пространственног
Хронотопы традиционной культуры активно исследуются культурологами, этнологами и другими учеными. Они показали, что пространство осваивается человеком тогда, когда оно наполняется смыслом и значением. В частности, религиозно-мифол
С помощью сакрализации представителей растительного и животного мира устанавливался баланс между миром людей и природой, прежде всего в предшествующий урбанизации период. Волшебными предметами и возможностями в сказках также наделялись многие растения, животные или части их тел. Рациональные познавательные начала, системы жизнеобеспечения
Они воплощаются в космогонических представлениях, лексике, декоративно-прик
Традиционный опыт адаптации пространства и времени включает практические знания (включая спонтанные реакции людей на физические свойства мира), навыки (накопленный опыт, объединяющий мотивацию и стереотипы решений и поведения) и представления (область интерпретации, позволяющей обнаружить или создать смысл данной категории знаний). Пространственное поведение народов обусловлено как экологически, так и общественными отношениями. Общими (универсальными) принципами хронотопа традиционной культуры являются не только разделение пространства на природное (неосвоенное) и культурное, но и совмещение этой дихотомии с другой – «чужое – свое», а адаптация к условиям среды дает социальным общностям возможность физического конструирования «своего» пространства.
Исторические, художественные и литературные памятники, посвященные путешествиям, создаваемые человечеством с древнейших времен, наполнены волнующими и манящими живописаниями красот, угроз, открытий и «приручения» человеком все новых пространств, фауны и флоры. Новый всплеск интереса к взаимоотношениям природы и человека во всем мире быстро встраивается в современные туристские практики. Это вполне отражает и российская действительность
По данным В.К. Мальковой и В.А. Тишкова (2009 г.), среди самостоятельно названных респондентами (из Москвы, Екатеринбурга, Сургута, Казани, Омска, Киргизии, Приднестровья) 1857 брендовых характеристик и отличительных особенностей территорий Южного федерального округа 30% ответов (больше, чем все другие) было связано именно с географией и природными условиями конкретных регионов, причем особо отмечалась именно природная уникальность [6. С.27].
Пожалуй, те же результаты могли бы получиться и при характеристике других регионов России. Полюс холода и самая длинная европейская река Волга, озеро Шайтан и столбы выветривания, Тунгусский метеорит и Берелехское кладбище мамонтов, Кунгурская ледяная пещера и озеро Баскунчак, гора Белуха и природные аномалии села Молебка, святые источники, камни и деревья, Чегемские водопады и Байкал, айсберги и цветение лотосов, вулканы, целебные грязи и соли, амурский тигр и белоплечий орлан, снежный барс и алтайский горный баран аргали – все это и многое другое составляет бесценный дар и предмет законной гордости жителей наших краев, областей и республик.
Соглашусь с И. Шевелевым: «Мы окружены путешествиями, вернее тоской по ним. И вот любитель повести Паустовского «Романтики» пускается в путь и находит на всех путях одну и ту же дрянь. Людская глупость, разруха, пробки на дорогах, а природа монотонна до головной боли. Обман, чистый обман. Ничего похожего на интимную словесность книг. Стыковки с реальностью не происходит. И что нам делать, создатель?
Путешествие странника к месту своего возвращения
Помню книжечки конца 50-х – начала 60-х годов из географической серии путешествий, запущенной в краткую послесталинскую оттепель. Она заразит целое поколение охотой к перемене мест, а через четверть века отзовется в перестроечном поколении детей. …Да, путешествия не оправдывают ожиданий. … Путешествия дают более важное – понимание необходимости веры в их чудо, чтобы было о чем рассказывать детям. Что и впрямь есть волшебные горы, на которые надо восходить» [8].
При этом именно природа служит очевидным и к тому же «бесплатным» ресурсом для туризма и выстраивания конструктивного межкультурного диалога. Для вросшего в природное пространство и выросшего в нем человека уникальность окружающего пространства и обыденна, и волшебна. Взаимный «обмен» таким пониманием привычного для коренного обитателя того или иного места, обогащение восприятием естественных красот и уникальной обустроенности в нем конкретного народа, а зачастую солидарной хозяйственной и социально-культу
Вряд ли есть смысл напрямую связывать культуру и особенно характер народа с географической и природной средой его обитания, как это делали в прошлом многие представители этнографии, антропогеографии
Учитывая объективные обстоятельства исторического развития, в том числе природно-климати
К тому же, подавляющее большинство территорий с численным преобладанием определенного этноса служило основой формирования и развития многих народов. Так, древний Новгород представлял собой своего рода федерацию славянских и финно-угорских племен, а также скандинавских насельников. Булгар был родиной целого ряда тюркских общностей, из которых сложилось несколько народов, а не только татары. На протяжении десятилетий считалось, что возникновение изолированных языков в Дагестане, а значит, и народов, было вызвано труднодоступными горными перевалами и проживанием в отдельных замкнутых долинах. На самом же деле, это многообразие языков и культур было в большей степени связано с внутренней эндогамией, т.е. не географическим, а социальным фактором брачного выбора [10. С.7; 11. С.436-437].
Сами природные рубежи, к примеру, такие крупные, как реки и горы, совсем не обязательно служат этническими границами. Скорее, наоборот – это зоны интенсивных межкультурных коммуникаций – назовем для примера Волгу и Кавказ. В сознании населяющих эти «рубежи» людей они выступают как ценные символы значимости памятных мест, приватизированны
Образы природы конструируются и интерпретируются людьми не только в частной жизни, но и в политическом, социально-культу
Однако нынешняя реальность такова, что 76% россиян проводят досуг у ТВ и радио, 75% — занимаются домашним хозяйством, около половины читают, встречаются с друзьями или просто отдыхают, треть бывает на природе, слушает музыку или смотрит видео. В остальные виды активности на досуге включены не более 20% населения, причем главным образом весь досуг связан с пребыванием дома. Т.е. в целом россияне включены в те формы досуга, которые не связаны с внутренним саморазвитием и с тратой финансовых ресурсов. При растущем запросе на разнообразие и активные формы досуга само распространение таких форм и их масштабы не постоянны и не широки по масштабам [7. С. 110, 114].
Особенно серьезной является проблема финансовой доступности туристических практик, которые должны быть ориентированы по форме, способам организации, содержанию, пакету услуг на разные социально-демогр
Между тем сравнительная неразвитость сети автодорог и транспортной системы в целом, бедность возможных видов производственной и досуговой деятельности в современных российских селах, разложение традиционного сельского образа жизни не ведет к утверждению городских норм, а усиливает маргинализацию значительной части селян (более 25% жителей РФ). К тому же почти каждый 5-й горожанин – выходец из села [7. С.43-44].
В частности, охрана аборигенных ландшафтов как элементов общего наследия предполагает не только заповедование «эталонных» ареалов подобных территорий в местах развития традиционного природопользован
От власти во всех ее обликах люди больше всего ожидают не общих деклараций и характеристик тех или иных процессов или «трудов», а того, что связано с приземленными личными интересами и особенностями личной ситуации. Этот прагматичный, утилитарный подход важно учитывать, формируя программы развития туристических практик в конкретной местности (патерналистские ожидания, социальный инфантилизм, сужение зоны неформального социального контроля и др.). Ценности приватного мира и душевной гармонии остаются самыми важными для большинства людей, а значит – при хорошо организованной практике ревитализации собственных, внутрироссийских форм досуга, в т.ч. путешествий, они могут быстро стать эффективной и доходной статьей развития регионов. В этом контексте привлекательным и социально значимым выглядит стимулирование внутреннего и въездного туризма, связанного с использованием и реконструкцией этнокультурного опыта российских народов по обживанию природных локусов, формированию уникальных и поучительных традиций, праздников, обрядов, социально-культу
Литература
- Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО «Красный пролетарий», 2006. Автор-сост. В. Балязин. 848 с.
- См.: Знание о прошлом в современной культуре (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2011. № 8. С. 3-45.
- См. подробнее: Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. М.: Владос, 2001. 400 с.
- См.: Рогалина Н.Л. Задачи и уроки изучения российских аграрных реформ XX века // Российская история. 2011. № 4. С. 13. Цит. по: Сибирь в составе Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 368 с. См. также: Руднев В.В. Этническая метеорология. Традиционная народная культура и современность // Среда и культура в условиях общественных трансформаций. Сб. статей. М.: АИРО-XX, 1995. С. 13-25.
- Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. М.-Л.: АН СССР, 1936 // http://www.vostl
it.info/Texts/ru s15/Mehovskij/fr ametext1.htm (дата обращения: 26.01.2012). - Культура и пространство. Книга 2-я. Историко-культур
ные бренды территорий, регионов и мест. М.: ИЭА РАН, 2010. 184 с. - Готово ли российское общество к модернизации. Аналитический доклад Института социологии РАН совместно с Представительств
ом Фонда. Ф. Эберта в РФ. М., 2010. 179 с. - Шевелев И. Путешествие странника к месту своего возвращения // Независимая газета. 2008. 31 июля.
- Социокультурная методология анализа российского общества. Руководитель А.С. Ахиезер (с препринта № 23) KOI8-rus. Семинар № 21. Социокультурная методология анализа российского общества. Независимый теоретический семинар. г. Москва. 21 октября 1998 года.
- Цит. по: Тишков В.А. Три карты: физическая, административно-
государственная и этническая // VIIIконгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Оренбург, 1-5 июля 2009 г. Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2009. 600 с. - Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М.: Наука, 1989. 446 с.
- VIII конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Оренбург, 1-5 июля 2009 г. Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2009. 600 с.
- Замятин Д.Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов. М., 2006.
- Переключение программ. В РАН стартовал новый конкурсный цикл // Поиск. 2012. № 03. http://www.poisk
news.ru/theme/sc ience-politic/27 91/ (дата обращения: 26.01.2012).