Рейтинги в образовании: «за и против»

58541cab082ac3741cf2951016d4ca77pic640

В конференц-зале Ассоциации менеджеров состоялось заседание Отраслевой Комиссии по бизнес-образованию и «Эксперт РА» на тему: «Рейтинги и рейтингования». 

Следует отметить, что рейтинги и методики рейтингования – по-прежнему актуальная тема не только для российского, но и международного академического и экспертного сообщества. Совершенно очевидно, что исключительно узкое представительство российских вузов в глобальных рейтингах должно не только вызывать самую тревогу у академического и делового сообщества, но и стимулировать власть к использованию механизмов влияния на государственную образовательную политику. Такое влияние, по мнению специалистов должно, в том числе включать меры поддержки отечественных вузов в конкурентной борьбе на мировом рынке экспортаобразовательных услуг.

imageИсследование проводимое «Эксперт РА» убедительно показало, что разрыв между потребностями работодателей и предпочтениями абитуриентов по-прежнему сохраняется. Работодателям требуются по большей части «технари» и если судить по рейтингу, то в первые позиции топ-20 вузов по востребованности работодателями вошли 12 технических вузов и только два экономических. Вместе с тем абитуриенты, в свою очередь, предпочитают экономические и управленческие направления подготовки. На лицо расхождение между отраслевыми потребностями и реальными предпочтениями большинства потребителей образовательных услуг. Вместе с тем надо понимать, что проблемы образования горазда шире и многограннее и, конечно же, существующие рейтинги как глобальные, так и региональные следует рассматривать как некие исследовательские модели и инструменты,image-2 которые в определенной степени полезны, но в то же время не являются «истиной в последней инстанции». Очень часто рейтингование – это экономический и даже политический инструмент работы на отраслевых рынках и в том числе на рынке образовательных услуг.

Прошедшая дискуссия наглядно высветила практически все острые проблемы современного российского образования и показала достаточную зрелость профессионального сообщества. Заслуживают особого внимания выступленияСергей Пятенко — Председателя комиссии, генерального директора Экономико-правовой школы ФБК, Сергея Филоненко — декана Высшей школы менеджмента (Бизнес-школы) НИУ-ВШЭ и Алексея Ходырева —  руководителя проекта «Рейтинг вузов России» рейтингового агентства «Эксперт-РА». 

Все докладчики очень живо, интересно, а главное здраво оценили ситуацию в современном мировом и российском образовании, показав какую роль, играет глобальная информатизация во всех общественных процессах. Вместе с тем данные оценки были предельно объективны и реалистичны: рейтинги конечно нужны, но их результаты скорее информация к размышлению, чем руководство к действию!

В свободной дискуссии приняли участие и эксперты нашего журнала «Российские регионы: взгляд в будущее» – Джанджугазова Елена и Зайцева Наталья, которые в своих выступлениях подчеркнули необходимость взвешенного подхода к подбору основных критериев, применяемых при разработке рейтингов, особенно в области оценки результатов деятельности преподавателей вузов. Сегодня мы имеем явный перекос в сторону количественных оценок, хотя, как известно, алгеброй гармонию не измеришь! image-1

Однако любая дискуссия дает не столько результат, а скорее формирует процесс, который в дальнейшем может стать основой для существенной корректировки государственной образовательной политики.

(http://amrcommunity.timepad.ru/events/)

Поделиться в соц. сетях: