Джанджугазова Е.А.
Пространство и время – это главные оси системы координат человеческой жизни. Существуя в пространственно-временной системе, человечество за долгие тысячелетия выработало особый взгляд на окружающий мир, ощущая все предметы и явления в соразмерности с определенной частью пространства и в ритме определенного времени.
Рассматривая туризм и путешествия как важную часть человеческого бытия нельзя не упомянуть два ключевых понятия, характеризующих невидимую, но прочную связь между человеком, пространством и временем, это — топофилия и хронотоп.
Топофилия – невидимая связь между человеком и местом его обитания, она способствует пробуждению у людей позитивных чувств при созерцании красивых пейзажей и благоприятных мест. Термин «топофилия» был введен в научный оборот американским топографом и культурологом Ю-Фу-Туаном в 1970-е г.г. [8] В контексте современного туризма топофилия акцентирует внимание на сохранении природной среды обитания через различные и в том числе художественные образы территорий, способные трансформироваться в туристские бренды.
Сложившийся образ места повышает интерес и привязанность к нему, формируя особую когнитивную карту территории, повышающую символьную ценность территории (места). Пространство, насыщенное образами, легко прочитывается, а значит, становится привлекательным для посещений. [7]
Хронотоп, характеризуется как закономерная связь пространственно-временных координат и устойчивая культурно обозначенная позиция, из которой или через которую человек осваивает пространство окружающего мира в ритме определенного времени. Введенное исследователем М. Бахтиным понятие хронотопа соединяет воедино пространство и время, предлагая неожиданный разворот к теме художественного пространства.[1] Это новое видение пространства, сформировано посредством творчества языком произведений литературы, живописи и музыки позволяет открыть широкое поле для дальнейших исследований.
Исследования категории художественного пространства активизируется развитием культурно-познавательного и экскурсионного туризма в городах. Крупные и малые исторические города России традиционно насыщены большим количеством культурных брендов, которые становятся благодатной основой для формирования туристского продукта. Каждый культурный бренд заключает в себе определенный сегмент художественного пространства, который может быть представлен туристам в форме увлекательного рассказа, ставшего прообразом сформированного на его основе туристского продукта. Художественное пространство всегда передает образ времени и преподносится в определенном жанре, формируя идею создаваемого туристского продукта. Обобщая и систематизируя уже имеющиеся в настоящее время методические и технологические подходы к формированию туристских продуктов на основе использования культурно-исторического пространства в сочетании с временными параметрами, можно отметить, что сложилась целая линейка жанров, к которым можно отнести следующие: ландшафтную историю, историческую прогулку, литературную экскурсию и брендовую экскурсию. [3]
Рассмотрим использование указанных жанров при формировании туристских и экскурсионных продуктов в рамках культурно-исторического пространства города Москвы.
Ландшафтная история территории (места) – представляет собой последовательный (хронологический) рассказ о развитии территории с точки зрения особенностей освоения и специфики использования природного и культурно-исторического ландшафта, включая основные вехи его изменений.[4]
Ярким примером проявления этого жанра является целая серия экскурсионных продуктов сформированных в рамках темы: «ВДНХ: образ мечты».
ВДНХ это Всероссийский выставочный центр и один из самых известных туристских брендов Москвы. Территория выставочного комплекса является частью ранее существовавшего обширного лесного массива поместья Останкино, принадлежавшего в ХVIII веке одному из богатейших московских вельмож — графу Н.П. Шереметеву. В этой связи ландшафтная история Останкино особенно примечательна и ее можно проследить с конца ХVI века и вплоть до наших дней. Образно листая страницы ландшафтной истории Останкино можно увидеть как знаменитый в ХVIII веке Останкинский парк превратился в выставочный комплекс ВДНХ, обустройство и развитие которого продолжалось на фоне разных политических эпох от 1920-х г.г. и до нынешнего времени.
Каждая эпоха оставила в его пространстве свои исторические метки — от грандиозных павильонов, скульптурных композиций и сказочной красоты фонтанов в стиле сталинского ампира, до гигантских размеров ледяного катка и иных высокотехнологичных сооружений нынешнего времени. Все пространство ВДНХ, первоначально задуманное и спроектированное под образ вселенского коммунистического рая, глубоко символично и пронизано легендами, передаваемыми многочисленными культурно-историческим брендами, находящимися на его территории. Жанр ландшафтной истории позволяет не только мифологизировать пространство с целью повышения его привлекательности для туристов, но и проследить, как изменился природный и культурный ландшафт этого места и в том числе в контексте целей и назначения его использования.
Историческая прогулка – это повествование предполагающее изучение культурно-исторических слоев территории (места), каждый из которых несет свой образ и свою легенду, способную привлечь внимание к ней (т.е. популяризировать территорию).
В качестве примера иллюстрирующего этот жанр можно предложить экскурсионный продукт «Историческая прогулка по любимым уголкам столицы: Алексеевское и его окрестности». Современному москвичу или гостю столицы трудно представить, что территория между станциями метро Алексеевская и ВДНХ когда-то была дворцовым селом с красивым храмом, путевым дворцом и обширным дворцовым хозяйством. И именно такие места, сохранившие узнаваемые черты исторических событий разных эпох становятся уникальными сегментами пространства, по культурно-историческим слоям, которого можно проследить хронологию исторических событий и остро прочувствуя их наполнить новыми смыслами давно знакомую территорию.
Царское село Алексеевское лежало на пути в Троице-Сергиев монастырь, куда царь приезжал на богомолье. Государь Алексей Михайлович Романов – отец Петра I, любил удобства и повелел построить в Алексеевском в 1637 году храм и путевой дворец, чтобы комфортно отдыхать по пути из Кремля в Троице-Сергиеву Лавру. Путь этот в начале XVII века был не близкий, «царскому поезду», нагруженному разнообразной поклажей, приходилось до 6 часов ехать по узким петляющим улочкам Москвы, чтобы выехать на большую Троицкую дорогу. В настоящее время, когда это расстояние преодолевается всего за 15-20 минут, этот факт кажется неправдоподобным, но в те далекие времена люди совершенно иначе воспринимали пространство и время. Сегодня от большого села и храма с путевым дворцом сохранился только храм, красиво стоящий на Церковной горке, находящейся в самом центре современного густонаселенного района Москвы. Вместе с тем завораживающую магию этого удивительно хорошо сохранившегося места легко почувствовать, вспоминая знаменательные исторические события. Внутренние помещения храма Тихвинской Божией Матери хранят память о Стрелецком бунте 1689г., нашествие Наполеона в 1812г., время коммунистических гонений на церковь и события Великой Отечественной войны 1941-45 г.г., когда тысячи москвичей приходили к иконе Тихвинской Божией Матери, чтобы попросить сил для борьбы с врагом. Туристский продукт, выстроенный по закону этого жанра, легко воспринимается и может быть выполнен с элементами стиля фэнтези, когда каждый экскурсант может мысленно перенестись в разные исторические эпохи.
Литературная экскурсия — это жанр туристского (экскурсионного) продукта, предполагающий создание последовательного рассказа о достопримечательностях и памятных местах территории, составленного в тесной связи с событиями, описанными в художественном произведении.
Очень показательным для иллюстрации этого жанра может стать маршрут «Москва в 1812 году: по страницам романа Льва Толстого «Война и мир». В ходе этого экскурсионного маршрута можно ознакомиться с несколькими десятками памятных мест, на фоне которых проходили памятные события в период Наполеоновского нашествия.
Повествование включает три основных периода, раскрывающих в романе события в довоенной Москве 1812г., события, которые происходят во время пребывания французов в Москве и период увековечивания памяти героев Отечественной войны 1812г. При этом разные объекты экскурсионного показа, объединенные единой ниткой маршрута, позволяют почувствовать атмосферу радушия и гостеприимства древней российской столицы в довоенный период. Тяжелое и драматичное время ухода русской армии и знаменательный период увековечивания Славы русского оружия. Успех этого экскурсионного жанра объясняется особым чутьем русских писателей к топографии места. Лев Толстой, любивший Москву, поселил своих героев по легко узнаваемым адресам, находящимся в хорошо сохранившихся местах культурного пространства Москвы. Дух места, поддерживающий культурно-историческое пространство города, тонко передает все оттенки чувств главных героев великого романа – от романтической восторженности первого бала Наташи Ростовой, проходившем в Доме Дворянского собрания (ныне Доме Союзов. ул. Большая Дмитровка д.1), до самоуверенных размышлений Наполеона о судьбе России на Поклонной горе (ныне Парк Победы).
Брендовая экскурсия — это комбинированный экскурсионный продукт, нитка маршрута которого построена на основе включение в повествование рассказов о важнейших территориальных культурных, исторических, товарных и иных брендов, соединенных единой сюжетной линией. В качестве примера, наглядно иллюстрирующего этот необычный жанр, предлагается экскурсионный маршрут «Вперед за шоколадным мишкой: прогулка по историческому центру Москвы».
Важность такого подхода объясняется тем, что в современных условиях разработки новых решений в области эффективного использования городского историко-культурного пространства необходимо продолжить поиск возможностей развития экскурсионного туризма и познавательных культурных программ посредством соединения самых разных городских брендов, включая пейзажные характеристики ландшафта, памятники истории и культуры, а также знаменитые товарные бренды. [5]
Предлагаемый экскурсионный продукт основывается на конкретном примере — интеграции товарного бренда фабрики «Красный Октябрь» («Эйнемъ») и культурных брендов Третьяковской галереи (картины И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»). Эта связь основывается на эффекте соединения художественного пространства картины Шишкина, на котором изображено медвежье семейство в лесу с предметным пространством товарного бренда шоколадной фабрики. Эта удачная комбинация брендов дала любимый и даже ставший культовым продукт – конфету «Мишка Косолапый», который открыл новую возможность творческой интеграции брендов в единую сюжетную линию. Нитка маршрута этой необычной экскурсии может быть спланирована по ходу движения от Третьяковской галереи к Кадашевской набережной, с последующим движением к Малому Каменному мосту и выходом на Якиманскую набережную, откуда можно будет увидеть легендарное здание фабрики «Красный Октябрь» («Эйнемъ»), храм Христа Спасителя и другие достопримечательности Москвы.
Подводя итог приведенным выше жанровым особенностям формирования туристского продукта на основе использования культурно-исторических туристских брендов города в контексте пространственно-временных координат, необходимо отметить, что применение такого подхода значительно расширяет возможности туристского проектирования и обогащает городской туристский продукт.
Литература
1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407.
2. Гуманитарная география. Научный и культурно-просветительский альманах. Выпуск 1. Москва.: Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева, 2004. с.14-15.
3. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование. М.: издательский центр «Академия», 2014.
4. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. – М., «Теис», 2004.
5. Джанджугазова Е.А. ВДНХ – образ мечты. Журнал «Современные проблемы сервиса и туризма». №2, 2012. С.87-97.
6. Колбовский Е.Ю. Эстетическая оценка ландшафтов: проблемы методологии. Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 4 – Том III (Естественные науки), с. 161-166.
7. Tuan Yi-Fu. Humanistic geography\\Annals of the Association of American Geographers. 1976. Vol.66. No. 2. P. 266-276.
8. Tuan Yi-Fu. Topophilia (a study of environmental perception attitudes, & values) Minneapolis, 1976.