ПРАЗДНИК В НОВОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ФОРМАТЕ

Джанджугазова Е.А.

Сложившаяся в России праздничная культура в условиях пандемии была вынуждена осваивать новые формы для того, чтобы сохранить общественное внимание и влиться в современное цифровое пространство. При этом, было важно было сохранить особые культурные формы праздника, сочетающие в себе исторические традиции, смыслы и ценности. В противном случает живой праздник легко превращается в безликий event, обыденный и пресный. Следует отметить, что праздничная культура России многогранна и разнопланова, так как охватывает совершенно разные периоды — начиная с древних языческих праздников и до — современных интерактивных. Праздничная культура особенно чувствительна к кризисам и переломным моментам в жизни общества. Так М. Бахтин подчеркивал, что праздничное время — это время переломных моментов и кризисных ситуаций. В праздничном мироощущении моменты полноты и апофеоза жизни всегда имеют решающее значение, так как в них соединяются разновременные события: происходящие сейчас и воспоминание о прошлом. [Бахтин, 1990]

Именно эта мысль подчеркивает важность трансформаций праздника в период пандемии, так как сам праздник становится своеобразным социальным интегратором, раскрывающим ключевые ценности социума. Кроме того, праздник – это важный инструмент социализации, способный активизировать творческое начало, приобщая к прекрасному через синтез разных искусств: музыку, хореографию, живопись и пр. Праздник как сложное, комплексное явление в значительной степени опирается на коллективную память народа, обращаясь к событиям, сыгравшим ключевую роль в формировании общественного сознания. Именно этим объясняется приверженность людей к наиболее глубоко укоренившимся в памяти народа событиям, ставшим со временем праздничными датами. [Арнаутова, 2003; Попова,2017] В этом случае прошлое выступает неким социальным конструктом, формируемым духовными потребностями людей, настоящим контекстом и культурным творчеством. Коллективная память не совпадает с историей, которая сосредоточена на фактах, но наиболее яркие события прошлого, взятые из книг, кинофильмов, устных рассказов отбираются и надолго остаются в коллективной памяти людей. [Хальбвакс, 2005]

Вместе с тем праздничная культура развивается, и на нее влияют современные события и в т.ч. развивающаяся информационная среда, под воздействием которой создаются новые форматы праздников, исследование которых необходимо и требует новых подходов. [Джанджугазова, 2020]
Изучение новых праздничных форматов следует начать с анализа популярности разных праздников у россиян. Рассмотри популярную линейку праздников на основе социологических исследований проведенных ВЦИОМ (рис.1).

Снимок экрана 2022-04-26 в 21.11.45
По оценкам ВЦИОМ россияне выделяют группу из восьми праздников, где самыми популярными являются как светские праздники – Новый год, День Победы, Международный день 8 марта и День защитника Отечества 23 февраля, так и религиозные – Пасха и Рождество Христово. Эта линейка праздников сложилась за последние десятилетия, она довольно устойчива, хотя есть некоторые дополнения с учетом религиозной принадлежности (конфессии) граждан и возраста. Так, например 10% россиян отмечают мусульманские праздники (Кубан-байрам, Ураза – байрам), а также около 10% молодых россиян отмечают европейские праздники (День св. Валентина, День св. Патрика, Хэллоуин). Есть, в том числе и гендерные предпочтения, так женщины больше чем мужчины склонны отмечать религиозные праздники, мужчины же напротив более активно отмечают профессиональные праздники в т.ч. День космонавтики и др.

Снимок экрана 2022-04-26 в 21.11.49
Следует отметить, что у разных возрастных групп тоже отмечаются предпочтения в праздничных датах. Так, например молодежь до 24 лет активнее отмечает праздники приходящиеся на весенне-летний период (День 1 мая, День России), а также праздники популярные в Европе и Америке, в отличие от взрослых россиян в возрасте от 25 до 45 лет (рис.2).

Поведенческий аспект по отношению к праздникам проявляется не только в гендерном или возрастном аспекте, но и в региональном. Так в больших городах – миллионниках праздники отмечают меньшее количество людей – 29%, против 48% (жителей городов с населением от 500 до 950 тыс. человек). Представленные результаты опроса говорят о том, что большая часть праздников носит традиционный характер и предполагает личное взаимодействие, но в то же время не исключает применения сетевых технологий, позволяющих объединить людей единовременно находящихся в разных географических точках. Для применения новых информационно-технологических форм необходимо приметить комплексный подход, предполагающий обязательное сохранение смыслов, символики и энергии праздника, органично сочетая эти элементы с сетевой формой организации.

При этом необходимо создание особых проектных творческих команд, состоящих из идеологов праздника, формирующих ценностную и содержательную канву и технологов, отвечающих за техническую реализацию проекта. В этом случае очень важно найти способ переноса события из физического мира в мир виртуальный. Новый способ взаимодействия требует переосмысления всей коммуникационной стратегии, так как коммуникации нужно строить на качественно иной основе, делая небольшие коммуникационные площадки адресно, обращаясь к небольшим, но хорошо мотивированным группам людей, которые могли бы в ходе суб-сессии обмениваться комментариями и мнениями. Также важно адаптировать визуальный материал, ориентируясь на виртуальных участников, внимание которых удержать крайне сложно, если предлагаемый контент не представлен эмоционально. Эмоция – это главный инструмент способный вызвать интерес участников подобного формата события. В качестве второго не менее важного инструмента технологии виртуального праздника можно выделить – сериальность подачи контента. Подобный режим предполагает дробную подачу отдельных фрагментов контента, что позволяет в любой момент прерваться, а затем продолжить виртуальное действие. При планировании и реализации виртуального мероприятия важно соблюсти ряд условий (рис.3).

Снимок экрана 2022-04-26 в 21.11.56
В качестве основных условий можно выделить:

  1. Ценности. Необходимо выделить ключевые смыслы мероприятия, которые нужно поставить во главу угла сосредоточившись на особенностях вашего события или даты, вокруг которой оно выстраивается.
  2. Помощь. Виртуальное событие требует особой подготовки и организации помощи для аудитории.
  3. Доступность. Возможность охватить большую разноплановую аудиторию – это сильная сторона виртуального формата, однако при этом необходимо учитывать технические аспекты вещания, разницу во времени и др. факторы.
  4. Пред – и пост — события. Это необходимые спутники виртуального формата, в первом случае формируется и мотивируется аудитория, а во втором подводятся итоги, дается дополнительный контент.
  5. Измерение результата. Включает в себя отображение показателей вовлеченности в событие в режиме реального времени, уровни взаимодействия, а также другую аналитику доступную при использовании хорошей технологической платформы. Доступ к реальным показателям, отражающим популярность события дает возможность сделать объективные выводы.

Подводя итого вышесказанному, следует отметить, что, несмотря на резко меняющиеся факторы внешней среды и в том числе вынужденную разобщенность, праздники сохраняют свою популярность и значимость. Вместе с тем меняется технологический формат его проведения, который требует при сохранении смысловой ценности смены организационной структуры праздника как события. В данном случае в очередной раз, говоря о внедрении информационных технологий, мы сталкиваемся с необходимостью переосмыслить свое отношение к праздникам «нового типа», для которых требуется вместить традиционные смыслы в новые формы без потери содержательного и эмоционального компонента.

Литература

  1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – М.: Худож. лит., 1990. – 543 с.
  2. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2/3 (40/41). С. 22.
  3. Арнаутова Ю. Е. От memoria к «истории памяти» // Одиссей-2003. М.: Наука, 2003. С. 170.
  4. Попова В. Н. Праздник как социокультурный феномен. М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 84 с.
  5. Джанджугазова Е.А. Праздник «Алые паруса»: от традиции к современности». Российские регионы: взгляд в будущее. 2020. Т7. №3, с.1-11.
  6. Опрос ВЦИОМ, 31.10.2018. Электронный ресурс: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kalendar-prazdnikov-chto-otmechayut-rossiyane (дата обращения: 12.12.2021)
  7. Электронный ресурс: https://habr.com/ru/company/roi4cio/blog/528412/(дата обращения: 12.12.2021)
Поделиться в соц. сетях: