Номер 3-4/2023

Научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее»
Scientific and practical journal «Russian Regions: A Look into the Future»
Выпуск № 3-4 (том 11), ноябрь, 2023

Темы номера: «Передовой опыт и успешные практики»,

«Проблемы экономического развития регионов РФ»

Содержание / Contens
От редакции / From editor

Актуальная тема

Государственное нациестроительство: некоторые проблемы становления советской модели федерализации
Аманжолова Д.А.

Статья посвящена наиболее важным проблемам нациестроительства в СССР в 1920-1930-е гг., когда разрабатывалась и реализовалась советская модель федерации и всесторонняя модернизация народов бывшей Российской империи. Отмечается не только амбивалентный характер существа и результатов советской этнонациональной политики, но и решающая роль государства, которое в лице союзного центра обеспечивало самоопределение и прогресс народов, координацию организационно-институциональных усилий, устойчивость и управляемость сложной политической структуры, в целом поступательное развитие многонационального сообщества.

Ключевые слова: СССР, советская этнонациональная политика, федерализация, нациестроительство, государство

The article is devoted to the most important problems of nation-building in the USSR in the 1920s and 1930s, when the Soviet model of federation and comprehensive modernization of the peoples of the former Russian Empire were developed and implemented. It is noted not only the ambivalent nature of the essence and results of Soviet ethno-national policy, but also the decisive role of the state, which, represented by the Union center, ensured the self-determination and progress of peoples, coordination of organizational and institutional efforts, stability and manageability of a complex political structure, as a whole, the progressive development of the multinational community.

Key words: USSR, Soviet ethno-national policy, federalization, nation-building, the state

Работы ученых из новых регионов РФ

Гастрономические особенности регионального турпродукта Запорожской области
Топалова О.И.

В статье проанализированы гастрономические особенности регионального турпродукта Запорожской области, раскрыта суть понятия «гастрономический туризм», выявлены особенности организации гастрономических туров на территории Запорожской области. К основным факторам, формирующим спрос на данный вид услуг можно отнести полиэтничность региона с четко выраженными культурными очагами, которые формируют туристское предложение. Так же немаловажным считается проведение в регионе традиционных мероприятий (фестивалей, мастер-классов).

Ключевые слова: гастрономический туризм, гастротур, гастромаршрут, традиции, культура, усадьба

Gastronomic features of the regional tourist product of the Zaporozhye region

O.Topalova

The article analyzes the gastronomic features of the regional tourism product of the Zaporozhie region, reveals the essence of the concept of “gastronomic tourism”, and identifies the features of organizing gastronomic tours in the territory of the Zaporozhie region. The main factors shaping the demand for this type of service include the multi-ethnicity of the region with clearly defined cultural centers that form the tourist offer. Also important is the holding of traditional events (festivals, master classes) in the region.

Key words: gastronomic tourism, gastrotour, gastro route, traditions, culture, estate


Новые направления фортификации продуктов для профилактики дефицита нутриентов в рационе
Жукова В.Ф., Сергеева Л.В.

Показана целесообразность разработки фортифицированных продуктов питания с повышенной биологической и пищевой ценностью.  Проанализировано традиционное и нетрадиционное растительное сырье в качестве функциональных ингредиентов хлебцев. Исследована возможность применения растительных компонентов при создании хлебцев функционального назначения. Рекомендовано использовать проросшие семена льна и подсолнечника в качестве базовых элементов хлебцев повышенной пищевой ценности, а также введение тыквенного жмыха для обогащения состава хлебцев антиоксидантами, клетчаткой и другими эссенциальными нутриентами. 

Ключевые слова:питание, функциональные продукты, хлебцы, проросшие семена, лен, подсолнечник, жмых

New directions of fortification of products for the prevention of nutrient deficiency in the diet

V.Zhukova,  L.Serhieieva

The expediency of enriching development of fortified food products with increased biological and nutritional value. Traditional and non-traditional vegetable raw materials as functional ingredients of crispbread are analyzed. The possibility of using plant components in the creation of functional crispbread is investigated. It is recommended to use sprouted flax and sunflower seeds as the basic elements of crispbread of increased nutritional value, introducing pumpkin cake to enrich the composition of bread with antioxidants, fiber and other essential nutrients is also shown.

Кeywords: nutrition, functional products, bread, sprouted seeds, flax, sunflower, cake

Региональные проблемы: развитие экономического потенциала

Экономический потенциал территории опережающего развития
Хабаровского края
Краденых И.А.

Правительством страны предпринят поиск новых точек экономического роста и взят курс на совершенствование экономической структуры. Важной государственной задачей является выработка эффективных мер, направленных на рост отечественной экономики. В статье дана характеристика текущего положения Хабаровского края, рассмотрены тенденции и направления развития территорий опережающего социально-экономического развития. К конкурентным преимуществам региона следует отнести развитую промышленную инфраструктуру, в том числе металлургическое производство, нефтепереработку, добычу драгоценных и цветных металлов, угля. Также Хабаровский край имеет крупнейшую экономически привлекательную лесосырьевую базу, обладает развитым рыбопромышленным комплексом. Следует отметить уникальный транспортно-логистический потенциал, включающий автомобильный, авиационный, железнодорожный, морской и речной виды транспорта и выгодное приграничное положение. Чтобы реализовать имеющийся потенциал в регионе необходимо формировать комфортную для проживания и ведения бизнеса среду, создавать рыночный спрос, инвестировать средства, находить новые направления для дальнейшего развития.

Ключевые слова:территория опережающего социально-экономического развития, Хабаровский край, инвестиции, экономический рост

Economic potential of the territories of advanced development in Khabarovsk region

I.Kradenyh

The country’s government is searching for new points of economic growth and has embarked on a course of improving the economic structure. An important state task is to develop effective measures aimed at the growth of the domestic economy. The article describes the current situation in Khabarovsk region, considers the trends and directions of development of the territories of advanced socio-economic development. The region’s competitive advantages include developed industrial infrastructure, including metallurgical production, oil refining, extraction of precious and non-ferrous metals and coal. Also Khabarovsk region has the largest economically attractive timber base, has a developed fishing industry complex. It is worth mentioning the unique transport and logistics potential, including automobile, air, railway, sea, and river transport and the advantageous cross-border location. In order to realize the existing potential in the region it is necessary to create comfortable environment for living and doing business, create market demand, invest funds, find new directions for further development.

Keywords: territory of advanced socio-economic development, Khabarovsk region, investment, economic growth


Предпосылки создания и концепция кластера промышленного туризма
«Белев-Суворов-Одоев» в Тульской области
Ливинская Е.Ю., Пономарева И.Ю.

В статье рассматривается вопросы концепции создания кластера промышленного туризма на территории трех  малых городов Тульской области. Проводится анализ промышленных предприятий, туристической и транспортной инфраструктуры Белева, Суворова и Одоева. Определяются территориальные границы кластера и входящих в его состав субкластеров. Даются предложения по формированию туристической и обеспечивающей инфраструктуры кластера «Белев-Суворов-Одоев».

Ключевые слова:промышленный туризм, туристический кластер, Тульская область, туристическая инфраструктура

Prerequisites for the creation and concept of an industrial tourism cluster «Belev-Suvorov-Odoev» in the Tula region

E. Livinskaya, I. Ponomareva

The article discusses the concept of creating an industrial tourism cluster on the territory of three small towns in the Tula region. An analysis of industrial enterprises, tourism and transport infrastructure of Belev, Suvorov and Odoev is carried out. The territorial boundaries of the cluster and its subclusters are determined. Proposals are given for the formation of tourism and supporting infrastructure of the Belev-Suvorov-Odoev cluster.

Keywords:industrial tourism, tourism cluster, Tula region, tourism infrastructure


Рынок товаров и услуг

Переформатирование и развитие каналов продвижения товаров и услуг в современных российских реалиях
Джанджугазова Е.А.

В статье рассматривается процесс изменения инструментария каналов продвижения, произошедшие на фоне ухода западных компаний с российского рынка. Автор анализирует динамику изменений отношения бизнес-сообщества к основным каналам продвижения, рассматривает новые подходы к продвижению товаров и услуг через наиболее популярные социальные сети, а также показывает связь между применением инструментов продвижения и базовыми показателями эффективности маркетинговой деятельностью компании.

Ключевые слова: каналы продвижения, социальные сети, SMM, маркетинговые KPI

Reformatting and development of channels for promoting goods and services in modern Russian realities

E.Dzhandzhugazova

The article examines the process of changing the tools of promotion channels that occurred against the background of the departure of Western companies from the Russian market. The author analyzes the dynamics of changes in the attitude of the business community to the main promotion channels, considers new approaches to promoting goods and services through the most popular social networks, and also shows the connection between the use of promotion tools and basic performance indicators of the company’s marketing activities.

Key words: promotion channels, social networks, SMM, marketing KPI

Тренды и тенденции в технологиях ресторанного бизнеса
Хорани Нур

В данной статье проводится краткий обзор подходов к обеспечению безопасности и качества продуктов при реализации технологий в ресторанном бизнесе, представлены основные распространенные тренды в индустрии общественного питания, обозначены факторы, которые должны учитывать рестораны в своей деятельности, акцентируется внимание на внедрении инноваций при выборе подходящих технологий и при обучении персонала. Автором также уделяется внимание экологической повестке, которая все большее оказывает влияние на гастрономию.

Ключевые слова: тренд, технология, ресторанный бизнес, экология, здоровая пища, блюда

Trends and trends in restaurant technology

H.Nour

This article provides a brief overview of approaches to ensuring the safety and quality of products when implementing technologies in the restaurant business, presents the main common trends in the catering industry, identifies factors that restaurants should take into account in their activities, focuses on the introduction of innovations when choosing suitable technologies and when training staff. The author also pays attention to the environmental agenda, which is increasingly influencing gastronomy.

Keywords: trend, technology, restaurant business, ecology, healthy food, dishes

Основные тенденции рынка, сегмента делового туризма
Фомин С. В.

Статья посвящена исследованию сегмента делового туризма. Автор статьи рассматривает вопрос текущего состояния рынка делового туризма, анализирует основные показатели и деятельность представителей сегмента, в том числе дает обзор на передовые практики организации делового туризма. Результатом исследования становятся выявленные тенденции рынка сегмента делового туризма.

Ключевые слова: Деловой туризм, тенденции рынка делового туризма, трансформация сегмента гостиничного бизнеса, гостиничная индустрия, тенденции гостиничного бизнеса, деловые туристы, бизнес-туризм

Main market trends in business tourism segment

S.Fomin

The article is devoted to the research of business tourism segment.  The author of the article considers the current state of the business tourism market, analyzes the main indicators and activities of representatives of the segment, including a review of the practice of forming strategies for the development of hotel enterprises in the transformation of the domestic market of hotel services in the direction of business tourism. The result of the research is the revealed trends of the market of business tourism segment.

Keywords: Business tourism, business tourism market trends, transformation of the hotel business segment, hotel industry, hotel business trends, business tourists, business tourism

Работы молодых авторов

Состояние малого и среднего предпринимательства в Тверской области
Морозова С.В.

Статья посвящена проблемам развития малого и среднего бизнеса в Тверской области. Автор акцентирует внимание на изучении его роли в экономике региона, раскрывает особенности социально-экономической политики Правительства Тверской области, подчеркивая   значение малого и среднего предпринимательства в повышении инвестиционной привлекательности Тверской области и создании прогрессивной предпринимательской среды.

Ключевые слова: государственная программа, деловая активность, инвестиционная деятельность, малое и среднее предпринимательство, проблемы, политика, финансирование, экономика региона

The state of small and medium-sized businesses in the Tver region

S.Morozova

The article is devoted to the problems of development of small and medium-sized businesses in the Tver region. The author focuses on studying its role in the regional economy, reveals the features of the socio-economic policy of the Government of the Tver Region, emphasizing the importance of small and medium-sized businesses in increasing the investment attractiveness of the Tver Region and creating a progressive business environment.

Key words: state program, business activity, investment activity, small and medium-sized businesses, problems, policy, financing, regional economy

Геомаркетинг городского гостиничного продукта (на примере сегмента гостиниц района Измайлово, ВАО г. Москвы)
Чугунова А. А., Рахметуллова Д.Р.

Статья выполнена на основе изучения московского городского гостиничного продукта с использованием инструментов геомаркетинга. В ходе исследования проанализированы количественные и качественные параметры гостиничного рынка Москвы на примере территориального сегмента гостиниц Измайлово, проанализирована медийная активность отелей и отзывы гостей, размещенные на портале Tripadvisor. На основании проведенного сравнительного анализа сделаны выводы о целевом сегменте гостей и качестве предоставляемых гостиничных услуг.

Ключевые слова: геомаркетинг, гостиничный продукт, конкуренция, медийная активность, отзывы гостей

Geomarketing of an urban hotel product (using the example of the hotel segment in the Izmailovo district, Eastern Administrative District of Moscow)

A.Chugunova, D. Rakhmetullova

The article is based on the study of the Moscow city hotel product using geomarketing tools. The study analyzed the quantitative and qualitative parameters of the Moscow hotel market using the example of the territorial segment of Izmailovo hotels, analyzed the media activity of hotels and guest reviews posted on the Tripadvisor portal. Based on the comparative analysis, conclusions were drawn about the target segment of guests and the quality of hotel services provided.

Key words: geomarketing, hotel product, competition, media activity, guest reviews

Сведения об авторах

Поделиться в соц. сетях: