Выставка «Царский букет», посвященная искусству Жостовской росписи проходит во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском
Замечательная экспозиция юбилейной выставки в Коломенском охватывает практически всю историю промысла.
В коллекции более 300 произведений, многие из которых малоизвестны и практически показаны широкой публике впервые. Например, впервые на выставке можно увидеть работы иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Аффония Вишнякова, последнего прямого потомка основателя промысла Филиппа Вишнякова.
На выставке представляется редкая возможность увидеть жостовские подносы, выполненные в разных жанрах и стилях. Естественная и гармоничная красота превратила эти, по сути утилитарные предметы в подлинные произведения искусства. Красочные подносы хранятся в личных коллекциях многих известных персон: Лоры Буш, Жака Ширака, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса II, Папы римского и др.
Сюжеты жостовских подносов разнообразны, в них отразилась вся противоречивая и сложная история нашей страны от чудных цветов и райских птиц в XIX в. до индустриальных пейзажей века ХХ.
История Жостова тесно связана с историей соседнего подмосковного промысла – Федоскино. В выставочных залах легко прослеживается связь красочных сюжетов Жостова с сюжетами лаковой миниатюры Федоскино.
А все началось с того, что предприимчивые крестьяне – братья Тарас, Егор и Филипп Вишняковы – организовали в начале 1810-х годов производство лаковых табакерок, коробочек, сигаретниц, чайниц и пр. Со временем ассортимент расширился, и значительное место в нем стали занимать подносы, причем не только из папье-маше, но и металлические. С именем Осипа Филипповича Вишнякова, который в 1825 году открыл лаковое производство на папье-маше и металле, и связывают основание жостовского промысла.
В прейскуранте его мастерской значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.
Существует с 1825 г.». В середине XIX века с ростом городов, развитием сети гостиниц, трактиров, питейных заведений спрос на подносы стал увеличиваться. Соответственно их изготовление стало делом очень прибыльным. В 1870-1880-е годы появились новые мастерские. Самыми крупными были О.Ф. Вишнякова и Е.Ф. Беляева. Именно к этому времени относятся наиболее ранние из сохранившихся жостовских подносов. В старину они не подписывались, и определить время их изготовления можно было лишь по клеймам мастерских (это были главным образом династии Вишняковых), а также перечню наград, получаемых на выставках.
Жостовские художники создали свой неповторимый стиль. Наиболее дорогими считались подносы с жанровой живописью: мчащиеся тройки, сценки чаепития, охота, крестьянские девушки, а также знаменитые букеты. Как правило, это были розаны и георгины в обрамлении диковинных цветов, вьюнов и плодов. Изображение букета подчинялось плоскости подноса, но искусство мастеров и художников придавало изображению объем, воздушность, гармонию оттенков красок и бликов и особую лиричность. Секрет особого успеха заключался в том, что железо покрывали грунтом, многократно лакировали и тщательно полировали как с лицевой, так и с оборотной стороны. Причем в росписи художники использовали те же приемы, что и в миниатюрной живописи.
На Жостовской фабрике декоративной росписи работают до сих пор представители знаменитых династий Антиповых, Беляевых, Гогиных, Гончаровых, Вишняковых, Леонтьевых, Можаевых, Савельевых, Кледовых, известных с середины XIX века. Этот год стал юбилейным и для двух величайших жостовских мастеров П.И. Плахова и В.И. Дюжаева, чьи работы находятся в ведущих музеях нашей страны, Западной Европы, Америки. Их произведения также представлены в экспозиции выставки.
Любуясь этими шедеврами, убеждаешься вновь и вновь, что истинно народное искусство живо. Знаменитый подмосковный промысел претерпел немало за прошедшее время, но сумел выстоять и сохранить уникальные традиции, которые и позволяют ему быть во все времена вне конкуренции.
Организаторы выставки выбрали замечательное место для его проведения – недавно воссозданный Дворец царя Алексея Михайловича Романова. В эту летнюю пору он выглядит особенно нарядно и передает красоту и неспешную атмосферу старой Москвы. Усыпанные рубиновыми ягодами вишневые деревья, яблоневый сад, пестрый медово-огненный ковер настурций – все это как нельзя гармонично обрамляет Дворец, создавая праздничную атмосферу.
=
Несмотря на прошедшие два века, Жостовский промысел не стареет, так как его изделия несут истинную красоту и прививают безупречный вкус.
Конечно, у промысла были очень трудные времена, но, несмотря на период полузабвения и нищеты 1990-х, Жостовское искусство возродилось с новой силой и в этом не малая заслуга его генерального директора – Логвиновой Наталии Анатольевны.
Беседуя с этой очень приятной, мягкой и интеллигентной женщиной чувствуешь как много сил, терпения и любви Наталия Анатольевна отдает фабрике. Вообще любое дело начинается с интереса и любви, которая так и светится в каждой работе дивного Жостовского промысла.
Джанджугазова Е.А.