Джанджугазова Е.А.
Город как объект исследования
Городская среда для современного человека также естественна и понятна, как и бескрайние поля, для жителей равнинной части России. А сам город – это не только скопление домов и людей, оторванных от естественной природной среды, это еще и сосредоточение разных форм активностей, позволяющих современным людям самореализоваться и развивать свои способности. [Глазычев, 2008]
Город как объект исследований изучается целым рядом наук, при этом антропология исследует происхождение городов; экономика – городские системы; география – городские формы; история – проблемы урбанизации; политология – городское управление и властные структуры; социология изучает городские сообщества. Города выступают — сложные комплексы, на изучения которых у каждой из научных дисциплин есть свой взгляд, формирующий собственный идеальный образ города, как области изучения. [Джанджугазова, 2019, 2004]
Города в исторической трактовке, как правило, становятся предметами для изучения городского быта, городской среды, взаимоотношений города и товарного рынка. Географическая составляющая изучения городской среды заключается в изучении ее пространственных форм и формирования городского ландшафта. В свою очередь, городские системы – изучают экономические науки, ставящие во главу угла отношения между городом и окружающим его регионами. Сообщество и городские властные структуры исследуются политологами и социологами. Эти области наук рассматривают проблемы формирования и эволюции политических элит, процессы образования первичных общественных отношений среди жителей городов. Вместе с тем основой междисциплинарного поля исследования города является «урбанизм», который выступает как образ жизни и доминирующая форма жизнедеятельности человека в городской среде.
Городская среда или «пространство города» — это не только население, инфраструктура и территориальная система управления. Пространство города гораздо сложнее и насыщеннее, так как имеет символическое, смысловое и интеллектуальное содержание. Сложившиеся в последние десятилетия новые понятия городского пространства: «образ города», «дух города», «мифология места», «семиотика городского пространства» и «ментальная карта города», сформировали особые механизмы интерпретации городского пространства, сделав упор на чувственное восприятие различных людей единого городского пространства.
Так вначале 1960-х гг. известный американский архитектор — урбанист Кевин Линч [К. Линч, 1982] провел серию исследований о восприятии различными людьми одного и того же города. Основой для них послужили интервью жителей городов об образах центральных частей Бостона, Лос-Анджелеса и Нью-Джерси. Ученый сделал предположение о том, что «образом города» является общий ментальный рисунок внешнего физического мира города. Одним из главных результатов исследования, основанного на оригинальной методике индивидуального картографирования центральной части города, явилось то, что восприятие города у разных людей значительно различается и зависит от целого ряда причин, в числе которых особое значение имеют социально-демографические характеристики (возраст, социальное положение, статус, уровень образования людей).
Сознание каждого человека формирует свою ментальную карту города, основанную на личном опыте, интересах и знаниях о наиболее значимых или «важных зонах» города, что особенно ценно при формировании и трансляции имиджа городов.
Психологи отмечают, что этот процесс крайне сложен и противоречив так как, не существует единого образа города. Люди «строят» свой город в воображении, используя для этого различные детали городского ландшафта. Город выступает как сложная семиотическая система. Так в своих работах, посвященных семиотике Петербурга известный исследователь Ю. Лотман предлагает рассматривать город с разных позиций: город как имя; город как пространство; город как время.
Города всегда занимали исключительно важное место в истории и культуре разных цивилизаций. Известный исследователь и большой знаток городского пространства Николай Анциферов отмечал, что города – это места встреч и особые узлы, которыми связаны все экономические и социальные процессы. Города — это центры притяжения разнообразных сил, именно они воплощают динамику исторического развития, формируют и раскрывают культурные формы. [Анциферов, 1991]
Современный город является очень притягательным местом для проживания людей, так как предоставляет широкие возможности для раскрытия личности каждого. Пространство города становится не только комфортной средой обитания, но и воплощением современного образа жизни, мировоззрения, одновременно предоставляя разнообразные возможности для самовыражения и культурной интеграции. В этой связи своеобразная шкала Ю. Лотмана «город как имя; город как пространство; город как время», может быть дополнена новым компонентом «город как среда», который представляет современный город как комфортную социо-культурную среду для разных групп людей, как проживающих постоянно, так и для временных посетителей. Формирование комфортного городского пространства – важная задача любого города, пытающегося быть успешным в условиях развития массового туризма, так как городской туризм стал важной статьей дохода в городских бюджетах. В этой связи раскрученный имидж и брендовые достопримечательности городов – это важные, но не решающие факторы конкурентоспособности туристских городов. [Лотман, 2003 ]
С точки зрения посетителей привлекательность города в значительной степени зависит от комфортного городского пространства, созданного специально для людей.
Города для людей — новый взгляд на пространство города.
Современный город с его сложной и неоднозначной структурой – важная часть всего культурного пространства, ставшего особенно привлекательным для туристов, неутомимо изучающих мировое культурное наследие посредством культурно-исторических ландшафтов городов. Сегодня туристская инфраструктура значительно изменила привычную композицию города и активно способствовала развитию общественных пространств, делая городскую среду удобнее для людей. Новые гуманизированные пространства городов-турцентров способствуют росту их туристской привлекательности. Ведь туристы, путешествуя, воспринимают весь образ города как синтез впечатлений от передвижений в городском пространстве. В этой связи городская архитектура, гармонично вписанная в естественные ландшафты, оказывает особое влияние на формирование художественного образа туристских городов. Перемещаясь в городском пространстве, от улицы к улице, от квартала к кварталу, мы как бы расшифровываем сложный, или напротив простой, градостроительный рисунок города, запечатленный в его планировке. [Гутнов, Глазычев, 1990]
Как уже отмечалось, с развитием массового туризма большое количество исторических и столичных городов мира вступили в конкурентную борьбу за туристскую привлекательность. Москва, как крупнейший столичный мегаполис Европы тоже стала участником этого соревнования более десяти лет назад, но на начальном этапе наша столица с точки зрения уровня развития городского пространства была явным аутсайдером. Перегруженность исторического центра транспортом, нелепыми торговыми павильонами, уличной рекламой закрывающей исторические фасады, оставляло неприятные впечатления. Город с почти тысячелетней историей выглядел угрюмо и негостеприимно и вызывал скорее горькое чувство сожаления об утраченном столичном блеске. Вместе с тем Москва в те времена нуждалась не только в возвращении столичного лоска, требовалась смена всей градостроительной концепции, позволяющей придать городу «человеческий масштаб», предполагающий ориентацию городского пространства на человека.
Эта мысль принадлежит датскому архитектору Яну Гейлу, принимавшему активное участие в Урбанистических форумах, проводимых в Москве. Ключевые идеи своей градостроительной концепции Ян Гейл отразил в книге «Города для людей», которая вышла в 2012г. на русском языке при поддержке Правительства Москвы и получила много положительных отзывов, как от специалистов, так и просто интересующихся архитектурой горожан. (Ян Гейл, 2012)
Главные градостроительные идеи Я. Гейла достаточно органично вписываются в контекст развития современного социума:
— города в человеческом измерении;
— постоянно развивающиеся города;
— город на уровне глаз;
— город, где удобно проводить время;
— город, где удобно ходить;
— город, где удобно встречаться;
— живой, безопасный, устойчивый и здоровый город.
Рассматривая парадигму городского развития, Ян Гейл отмечает, что за последние 50-60 лет городское пространство Европы сильно изменилось, так как до 1960-х годов господствовала «5-километровая» архитектура соразмерная скорости передвижения пешеходов. Европейские города имели человеческий масштаб, но затем произошла «смена парадигмы», под давлением автомобильного бума в архитектуре победил модернизм с «60-километровой» архитектурой, рассчитанной на скорость передвижения автомобиля, где в городском пространстве парки и тихие дворы теснят парковки и как бы выдавливают человека из видоизменяющегося городского пространства. Примеров городов для автомобилей не мало: Бразилиа, Мумбаи, Дубай, Хьюстон и пр. Не стала исключением и Москва, в которой в 2000-е годы городское пространство было ориентировано на растущие транспортные потоки.
Модернистская архитектура была ориентирована по большей части на вертикальное измерение, архитекторы планировали города с высоты птичьего полета, забывая о человеческом масштабе. Архитектурные творения модных архитекторов Нормана Фостера, Рема Колхаса и Френка Гери, по мнению Яна Гейла слишком креативны и совершенно не ориентированы на жизнь обычных людей. Однако мода на креативную и сюрреалистичную городскую архитектуру уже проходит. Сегодня сформировался спрос на живое, безопасное и устойчивое городское пространство. Города должны стать дружелюбны к пешеходам и велосипедистам, а для этого нужны обустроенные общественные пространства, которые будут способствовать отдыху и рекреации горожан.
Чтобы город был удобен для людей, надо правильно расставить приоритеты. Необходимо определиться с тем, чьи интересы важнее: пешехода, автомобилиста или велосипедиста? Развитие автомобильной промышленности и строительство новых дорог способствует нарушению естественного пространства исторических городов, но проблемы только усугубляются и в конечном итоге городское пространство становится неудобным для всех. Здесь важен разумный подход на основе развития общественного транспорта и создания комфортного пространства для пешеходов. Масштабная реорганизация общественных пространств Москвы началась 10 лет назад и показала, что российская столица имеет мощный потенциал развития и готова предложить современной урбанистике свое решение градостроительных проблем.
Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что к 2010 году груз накопленных проблем стал просто неподъемным: безумный автотрафик и бездумная точечная застройка разрушала атмосферу старой гостеприимной Москвы. Неконтролируемая уличная торговля, разномастная реклама на фасадах домов, стихийные парковки и замусоренные дворы портили вид города и снижали его туристскую привлекательность, и только системная работа с общественными пространствами сделала Москву – главной туристской столицей мира в 2020г.
- Парк «Зарядье»
Этот парк, появившийся на карте Москвы в 2017 году на месте гостиницы «Россия», считается наиболее интересным объектом новой городской архитектуры столицы. Причина популярности в применении интересного решения показать на небольшом участке городского пространства все природные зоны России от холодной тундры до жаркой степи. На территории парка расположены научно-познавательный центр, биолаборатории, информационный центр для туристов, подземный музей, амфитеатр, кафе, рестораны, магазины, ледяная пещера и парящий мост и др. объекты. Все они гармонично встроены в существующее историческое пространство Москвы и очень органично дополняют две «жемчужины» средневековой архитектуры: «Старый Английский двор» и «Китайгородскую стену». С момента открытия парк Зарядье полюбился посетителям, потому что этот объект, бесспорно, облагородил этот старый уголок столицы, потому что благодаря сносу огромной безликой коробки гостиницы «Россия» открылся прекрасный вид на реку Москву и весь архитектурный комплекс Красной площади и Кремля.
Исторические фото парка «Зарядье»
- Археологический парк-амфитеатр на Хохловской площади
Парк-амфитеатр в сквере у Покровских ворот появился в 2017 году. Его главной аттракцией стал фрагмент стены Белого города — одной из крепостных стен средневековой Москвы, которые окружали столицу в XVI–XVIII веках. Стена была возведена по проекту знаменитого русского зодчего Федора Коня в 1585–1591 годах при царе Федоре Иоанновиче, вместо старых деревянных укреплений, сгоревших от набега татар в 1571году. По масштабам средневековья стена была солидная, она составляла 4,5 м. в ширину и 10 км. в длину. Однако к середине XVIII века город вырос, а стена потеряла свое защитное значение и была снесена. На ее месте высадили деревья, и образовалось так называемое Бульварное кольцо. Этот парк с амфитеатром стал одним из самых модных молодежных мест в Москве, получивший громкое неформальное название «Яма». Место довольно живое и бойкое, здесь встречаются представители разных субкультурных групп столицы.
Исторические фото парка-амфитеатра («Ямы»)
3. Парк «Горка»
Парк был открыт летом 2017 года на месте пустыря со стихийной парковкой в Большом Спасоглинищевском переулке в Басманном районе Москвы. Главной архитектурной особенностью парка является его ярусное зонирование, органично вписанное в естественный холм ландшафта. Именно за эту особенность парк назван «Горкой». Зонированное пространство парка включает: на нижнем ярусе — небольшая вымощенная гранитом площадь с сухим фонтаном и местами для отдыха, на среднем — озелененная прогулочная зона с дорожками и качественной детской площадкой, на верхнем — беседка на холме, видовой балкон и детская площадка. На территории парка также находится памятник «Стена плача», доставшийся парку от расположенной напротив московской Хоральной синагоги. Парк особенно интересен для детей и подростков, кроме того сквер в Большом Спасоглинищевском переулке – это отличный пример обустройства общественного пространства в густонаселенном городском районе.
Исторические фото парка «Горка»
- Парк «Красногвардейские пруды»
Парк Красногвардейские пруды был создан в 2017 году как логическое продолжение старого парка «Красная Пресня» и благодаря удобному местоположению и хорошему обзору высоток Москва-Сити он завоевал
большую популярность, как у туристов, так и у москвичей. Парк «Красногвардейские пруды» — небольшой, но разумно благоустроенный парк, раскинувшийся вокруг каскада из трех сообщающихся между собой искусственных водоемов — Верхнего, Среднего и Нижнего Красногвардейских прудов. Вокруг прудов проложена сеть пешеходных аллей, а также велодорожки, вдоль которых устроены зоны отдыха для посетителей. Отлично благоустроены и сами пруды: на берегу Верхнего обустроили многоярусный настил с клумбами и кадками для растений, Средний окружают уединенные беседки над водой, а на Нижнем разместили лодочную станцию, амфитеатр и настил-солярий. Здесь созданы все удобства для медленных и «созерцательных» прогулок, занятий спортом, детского отдыха и романтичных бесед у воды.
Исторические фото парка «Красногвардейские пруды».
- Фудмолл «Депо»
«Депо» – это новая гастрономическая достопримечательность Москвы, открытая в 2019 году в здании бывшего Миусского трамвайного парка. Массивная краснокирпичная постройка трамвайного депо сегодня выглядит очень стильно и привлекательно. На территории 11 тыс. кв. м. обустроена удобная гастрономическая площадка на все вкусы и запросы. Наряду с продуктовым рынком, кафе, ресторанами и закусочными здесь есть возможность получить «культурную пищу», например, послушать концерт или посетить интересную лекцию. «Депо» — это очень модное место в Москве у него огромная популярность в социальных медиа и в том числе потому, что фотографировать еду и сам процесс трапезы стал популярным занятием у молодежи.
Исторические фото фудмолла «Депо»
Туристский «Оскар» Москвы
Бурное развитие общественных пространств Москвы положительно повлияло на туристскую привлекательность столицы. Москва уже второй год подряд становится обладателем приза в главной номинации «Лучшее туристское направление. Город». Эта награда неформально является туристским Оскаром и, несомненно, подчеркивает растущие туристские возможности столицы. Российская столица на конкурсе была представлена сразу в семи номинациях: «Лучшее направление в сфере делового туризма», «Лучшее направление для сити-брейка», «Лучшее туристское направление. Город», «Лучшее культурное направление. Город», «Лучшее направление фестивального и событийного туризма», «Лучшее туристское направление для изучения исторического наследия» и «Лучшее направление для спортивного туризма».
В результате в главной номинации Москва обошла такие города, как Лондон, Нью-Йорк, Париж, Санкт-Петербург и Рио-де-Жанейро. Сегодня Москва заслуженно завоевала статус модного туристического направления! Туристы в отзывах отмечают ее прекрасные парки и скверы, чистые улицы, интересную архитектуру, быстрый общественный транспорт и очень комфортные общественные пространства, созданные уже по-новому с учетом человеческого измерения.
Литература
- Глазычев В. Урбанистика. Часть 1. Издательство: Европа, 2008.
- Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. Издательство Юрайт, 2019.
- Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. Издательство Теис, 2004.
- Линч К. Образ города. – М: Стройиздат, 1982.
- Анциферов Н.П. Непостижимый город…Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. СПб, Лениздат, 1991.
- Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб, Искусство, 2003.
- Гутнов А., Глазычев В. Мир Архитектуры: Лицо города.- М.: Молодая гвардия. 1990. С.350.
- Гейл Я. Города для людей. (При поддержке Правительства Москвы), «Концерн-Крост», 2012.
- Электронный ресурс: https://ria.ru/20201128/premiya-1586733224.html (дата обращения, 10.12.2020)
- Электронный ресурс: https://rg.ru/2019/12/01/reg-cfo/moskva-poluchila-turisticheskij-oskar.html (дата обращения, 10.12.2020)