Инфраструктура велотуризма Тульской области: проблемы и перспективы развития

Пономарева И.Ю., Кузьмина В.А.

Велосипедная инфраструктура – это вид городской инфраструктуры, основной задачей которой является создание благоприятных условий для велосипедистов и пользователей СИМ (средства индивидуальной мобильности: самокаты, роликовые коньки, лыжероллеры, скейтборды и т.п., – устройства, приводящиеся в движение с помощью мускульной силы человека или же при помощи встроенного электродвигателя) [1].

Транспортная политика многих европейских стран направлена на создание условий равноправия различных видов транспорта на дороге. Осуществляется всесторонняя поддержка и усиление роли велосипедного транспорта на дороге: выделение отдельных полос движения, создание велостоянок и множества пунктов аренды вдоль дорог, наличие веломотелей (мини-гостиниц, специально оборудованных для велосипедистов). Кроме того, для велосипедистов размещаются велосветофоры и отдельные указатели (направлений или на достопримечательности). С развитием велоинфраструктуры у городского населения повышается экологическая сознательность и интерес к здоровому образу жизни, также наблюдается снижение числа автомобилей на дорогах. Так странами с наиболее развитой велоинфраструктурой являются Германия, Швейцария, Испания, Дания, Япония, Италия, Польша. Однако бесспорным лидером является, конечно же, столица Нидерландов, Амстердам, – город, в котором около 70 % населения в качестве постоянного средства передвижения выбирает велосипед.

Поддержанию должного уровня развитости велоинфраструктуры в России мешает ряд проблем, от большей части которых страдает в том числе и Тульская область: крайне малое количество велодорожек (к тому же, большая часть которых находится в пределах парковых зон), неудовлетворительное состояние проезжих частей и тротуаров, практически полное отсутствие бордюрных съездов/заездов. Кроме того, к особо актуальным проблемам можно отнести отсутствие единой сети велодорожек, что делает невозможным перемещение между районами Тулы без необходимости менять велосипед на иной вид транспорта или же пешую прогулку. На рис. 1 представлена карта велосипедных дорожек в пределах Тулы на сегодняшний день.

Рис.1. Система велосипедных дорожек в пределах Тулы

В течение последних лет в Тульской области идёт активное приспособление городской среды под альтернативные виды транспорта, в частности, именно под велосипед. Одной из причин этого является исполнение распоряжения Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года, которое предусматривает в том числе создание комфортной инфраструктуры для велосипедистов в населённых пунктах страны [2]. Это отражено и в программе развития Тульской области на 2021-2026 гг. [3]. Так, в текущем году планируется не только прокладывать новые маршруты велодорожек, но и объединять уже имеющиеся в одну сеть (велодорожки на набережной р. Упа и в Баташовском саду). Кроме того, в рамках программы развития региона ведётся разработка выбранного самими туляками велосипедного маршрута «Лев Толстой», который, как планируется, будет иметь протяжённость 18 км и соединит исторический центр Тулы с музеем-усадьбой «Ясная Поляна». Время в пути по маршруту в одну сторону будет достаточно комфортным – не более 2 ч. [3].

В настоящее время в Туле представлены такие типы велодорожек как велосипедная (отделённая от пешеходного и автомобильного потоков движения) и велопешеходная (с совмещённым движением пешеходов и велосипедистов) дорожки (рис. 2), в то время как во многих других городах можно встретить велосипедные полосы, мосты, велобульвары, отдельные велоулицы. Все эти решения для организации велосипедного движения имеют свои преимущества, помогают объединять и регулировать потоки как автомобилей, так и пешеходов, и велосипедистов, увеличивая уровень комфорта для всех пользователей дороги.

Хотя уровень развитости велоинфраструктуры города и не так высок, важно отметить, что общая протяженность сети велодорожек в Туле составляет около 20 км, а на территории города имеется 321 пункт велосипедной парковки общей вместимостью более чем 1400 мест.

а)б)

Рис. 2. Типы реализуемых в г. Тула велодорожек:

а) велосипедная; б) велопешеходная

Помимо уже запланированных усовершенствований велосети, в Туле могло бы появиться ещё больше удобств и пространства для туриста, выбирающего основным средством перемещения велосипед. Соединение достопримечательностей в разных частях города единой сетью велодорожек могло бы открыть велосипедному туризму в городе новые просторы для развития. Ведь уже сейчас, как можно заметить по карте велодорожек, турист на велосипеде может проехать по небольшим маршрутам в пределах Казанской набережной, территории около Тульского кремля, а также улицы Металлистов, где сосредоточены многие городские достопримечательности. Таким образом, дальнейшее расширение сети велосипедных дорожек в Туле (их создание в процессе реконструкции автомобильных дорог, внедрение в план при проектировании жилищных комплексов) сделало бы возможным проведение масштабных велосипедных прогулок и экскурсий по городу.

Развивать велоинфраструктуру и делать упор на использование велопрогулок и велоэкскурсий является логичным шагом для города, ведь многие называют его велостолицей России. Именно в Туле появился один из первых в России велотреков (на котором катался даже Лев Толстой), а какое-то время после Октябрьской революции тульский велотрек и вовсе оставался единственным действующим в стране. Однако для того, чтобы действительно называться велостолицей России, Тула должна улучшить текущую ситуацию в велоинфраструктуре. Одним из наиболее острых вопросов всё ещё остаётся доступность велосипеда как транспортного средства, ведь не каждый человек имеет возможность обладать им или же держать дома. Решением данной проблемы является создание пунктов аренды двухколёсного экологичного транспорта. Основным пунктом проката велосипедов в Туле остаётся база в Центральном парке культуры и отдыха им. П.П. Белоусова. Но перемещение на велосипеде из паркового проката всё же ограничено пределами его территории. В связи с этим в 2019 г. по городу появились пункты аренды велосипедов (велошейринга) BikeMe, а именно 8 станций на центральных улицах города; в целом на линии доступно 90 велосипедов для всех желающих.

Важной частью комфортной велосипедной среды города являются специально оборудованные в удобных местах парковки. Они имеются у входа во многие магазины и торговые центры; велосипед можно оставить у ряда корпусов Тульского государственного университета, Тульского театра драмы и других организаций: гипермаркет «Глобус» приветствует паркующихся велосипедистов словами «Спасибо, что выбрали экологичный вид транспорта!», а сеть «Додо-пицца» организовала велопарковку в виде букв DODO.

На рис. 3 представлена карта велосипедных парковок города.

Рис.3. Карта велосипедных парковок в г. Тула

Кроме того, для вновь открывающихся торговых точек в Туле одним из условий обозначено наличие парковки для велосипеда. Таким образом, сеть велопарковок расширяется, делая городскую среду более комфортной для туриста, выбирающего велосипед.

Помимо велодорожек Тула может предложить велосипедисту и вело-лыжероллерную трассу, которая была открыта в сентябре 2018 г. на месте упразднённой в 90-е гг. старой лыжной трассы в микрорайоне Косая Гора. Кроме того, помимо большого Тульского велотрека, являющегося частью комплекса стадиона «Арсенал», в городе не так давно завершено строительство велосипедного комплекса на улице Луначарского в Зареченском районе. Велогородок включает трибуну, судейскую вышку и мини-трек. Из-за небольших размеров комплекс предназначен для занятий детей и подростков.

Говоря о велоинфраструктуре Тульской области, нельзя не упомянуть г. Новомосковск и существующую там ещё с 2014 г. вело-лыжероллерную трассу «Новомосковская». Трасса находится в пределах одного из парков Новомосковска и имеет два возможных маршрута: длиной 3 км и 6 км, максимальный перепад высот составляет 28 м. На всей протяжённости трассы расположены светодиодные осветительные приборы, предупреждающие и запрещающие знаки, информационные таблички и стенды с информацией и правилами безопасной езды. Зимой вело-лыжероллерную трассу занимают для прогулок, соревнований и тренировок лыжники, летом же маршрут принимает велосипедистов и пользователей СИМ. На сегодняшний день трасса считается действующей, занимаются на ней в основном спортсмены, однако, пролегая через тихий и чистый городской парк, маршрут вполне может быть привлекателен для туристов и пригоден для организации велоэкскурсий или веломероприятий [4].

Развитие велосипедной инфраструктуры г. Новомосковск включено в программу развития Тульской области на 2021-2026 гг.: планируется создать велопуть «Дон» протяжённостью 4 км, который бы объединил особо значимые городские пространства. Маршрут, соединяющий детский и взрослый парки Новомосковска, будет включать такие точки интереса, как Историко-художественный музей, РХТУ им. Д.И. Менделеева, Сквер им. 30-летия ВЛКСМ, Ледовый дворец «Юбилейный».

В Тульской области имеются благоприятные природные условия для развития туризма, в том числе и велосипедного. Это и хорошие климатические условия, позволяющие в течение стандартного велосезона планировать велоэкскурсии на большое количество ясных дней,
 и комфортный, равнинно-холмистый рельеф местности, т.к. Тульская область располагается в северо-восточной части Среднерусской возвышенности.

Немаловажен также процесс популяризации культуры пользования велосипедом в области, ведь это однозначно оказывает влияние на распространение интереса туристов к велоэкскурсиям [5]. Так, например, в 2014 г. в Туле был впервые организован велопарад, и сейчас они проходят ежегодно, собирая на центральных улицах города огромное количество велолюбителей. Не обошли стороной Тулу и такие акции, как «На работу на велосипеде», «Велоночь», флешмоб «Чище едешь – дальше будешь».

Помимо традиционного первомайского велопарада отдельно начали проводить «Тульский велопарад», в рамках которого можно посетить различные интересные мероприятия: велоквесты, велосубботники, велоэкскурсии, заезды беговелов и прочее. Свой (и, надо отметить, значительный) вклад в популяризацию велотуризма по городу и области вносит ряд тематических тульских групп: собравшиеся вместе любители прогулок на велосипеде, включая спортсменов, туристов и опытных профессионалов, организуют и проводят поездки различной тематики, продолжительности и степени сложности.

Проблему необходимости организации единой велоинфраструктуры  в центре и на центральном проспекте города планируется решить в ходе реализации проекта по созданию велосипедного маршрута «Лев Толстой», о котором говорилось выше. На рис. 4 представлена карта велосипедной активности от сервиса STRAVA, на которой можно увидеть не только территорию г. Тула, но и южную часть Тульской области, где располагается музей-усадьба «Ясная Поляна» – конечная точка маршрута «Лев Толстой».

Рис. 4. Карта велосипедной активности в районе создания маршрута

«Лев Толстой»

Тепловые линии показывают, что велолюбители предпочитают добираться до музея-усадьбы через микрорайон Косая Гора, что непосредственно учитывалось при построении маршрута будущего велохайвэя «Лев Толстой». Именно этот вариант пути на сегодняшний день является наиболее доступным. В рамках проекта по обустройству веломаршрута «Лев Толстой» планируется обеспечить должные комфорт и безопасность перемещения путём создания на всём его протяжении физически обособленных (защищённых) велодорожек.

Совершенствование велоинфраструктуры в Тульской области сталкивается с рядом проблем (разбросанность велодорожек по разным частям города, неудовлетворительное состояние дорожного полотна, отсутствие продуманных удобств и должного уровня безопасности), однако их решение, являясь выполнимой задачей, позволит раскрыть потенциал велотуризма, сделав его ещё одним рычагом развития Тульской области. 

Литература

1. Руководство по созданию быстровозводимой велосипедной инфраструктуры [Электронный ресурс] // OTS Lab: [сайт]. URL: https://www.otslab.ru/ (дата обращения: 25.02.2022).

2. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. [1997–2022]. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 04.03.2022).

3. Программа развития Тульской области 2021-2026: [сайт]. [2022]. URL: https://program71.ru (дата обращения: 01.02.2022).

4. Лыжероллерная трасса [Электронный ресурс] // Спортклуб «Удача» Новомосковск: [сайт]. [2021]. URL: http://sc-udacha.com/lyzherollernaya-trassa-novomoskovskaya (дата обращения: 03.02.2022).

5. Пономарева И.Ю., Кузьмина В.А. Перспективы и возможности проведения велоэкскурсий в Тульской области // Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы XVI Международной науч.-практ. конф., Тула: Изд-во ТулГУ, 2021. 256 с. С. 204-213.

Поделиться в соц. сетях: