Кунцевская усадьба: судьба парковой скульптуры

Прохоров М.Ф.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Кунцево, расположенное в западной части Москвы, в письменных источниках впервые упоминается в писцовой книге 1627- 1629 гг. Это небольшое поселение на речке Хвильке (Фильки) принадлежало инокине Вознесенского монастыря И.И.Мстиславской. В деревне был всего один двор крестьянина Ивашки Иванова и бобыля Кирилки Никитина. К селению «тянулись» земельные угодья площадью 3,5 десятин в одном поле, 2 десятины леса и 15 копен сена. Кунцево входило в состав Филевской вотчины Мстиславских, состоящей из села Фили и деревень Мазилово, Гусарово, Ипское [9, с. 808-812]. Вблизи деревни Кунцево с северо-западной, западной и юго-западной сторон размещались церковные земли, «что на Городище», а также пустоши Плуткино и Рязанцово, принадлежавшие патриаршему ведомству. После смерти в 1639 г. И.И.Мстиславской Филевская вотчина стала дворцовой.

В последующий период в истории Кунцево происходят существенные изменения. В 1647 г. «утайкой» церковными и патриаршими землями завладел окольничий, начальник Пушкарского приказа П.Н.Траханиотов. В челобитной патриарха Иоакима, поданной в 1689 г. дуумвирату царей Ивана и Петра, отмечалось: «И в прошлых, государи, годех окольничий Петр Траханиотов, похотя теми домовыми угодьями завладеть вовсе, … купил из Приказа Большого дворца в вотчину себе утайкой… с малой пустошью Кунцевым. И на тех домовых церковных землях на Москве-реке поселил усадьбу и начал звать сельцом Кунцевым. А пустошь, государи, Кунцево… написана на речке на Хвильке самой малой дачей, а не на Москве-реке» [11, с.8]. На это указывают и свидетели, бывшие при отказе в 1689 г. церковных земель патриаршему дому: «А по сказке понятых людей, что то сельцо (Кунцево – М.П.) построено на церковной же земле, на пустоши Плуткино [1, с.331]. Вероятно, при Траханиотове на этом месте возводятся первые барские жилые и хозяйственные постройки. В июне 1648 г. во время Соляного бунта Траханиотов был убит восставшими, и его кунцевские владения перешли в дворцовое ведомство.

Спустя год, в мае1649 г., эти земли были проданы тестю царя Алексея Михайловича И.Д.Милославскому (1595-1668) «за малую плату». После смерти Траханиотова сельцо Кунцево вновь запустело и стало называться пустошью. К сожалению, отсутствуют источники, позволяющие представить хозяйственную деятельность нового владельца. Можно предположить, что обустройство купленных земель он начал на том месте, которое было выбрано еще П.Траханиотовым, то есть на пустоши Плуткино. В документах новое поселение стало называться «сельцо Кунцево, что на реке Москве да на речке Хвильке». Вероятно, при жизни И.Д.Милославского здесь строится господский дом и хозяйственные постройки, упомянутые в документах 70-х — 80-х годов XVII в.

После смерти владельца сельцо Кунцево и пустоши Плуткино и Рязанцово были «отписаны на великого государя». В 1676 г. по указу царя Федора Алексеевича сельцо Кунцево вместе «с вотчинниковым двором и садом», а также церковные земли, «что на Городище», и две пустоши были пожалованы племяннику И.Д.Милославского Ивану Михайловичу (1635-1685) [11, с.5-6]. После кончины в 1685 г. И.М.Милославского все его владения были переданы его дочери Федосье. По своему завещанию в 1689 г. она передает кунцевские земли во владение патриарха.

Однако в январе 1690 г. патриарх Иоаким принимает решение об обмене сельца Кунцево с пустошами и церковной землей, «что на Городище», на соседнее село Спас, принадлежащее М.М.Матвееву. В феврале 1690 г. Матвеев продает сельцо Кунцево с пустошами дяде Петра I – Л.К.Нарышкину (1664-1705) [6, с.122-124].

К концу XVII в. сельцо Кунцево представляло вполне сложившейся усадебной подмосковный комплекс, состоящий из многочисленных хозяйственных и жилых построек. В сохранившемся описании 1689 г. упоминается господский дом, на котором «строения: две горницы на глухих подклетях, меж ими сени, на сенях и по горницам чердаки, покрытые тесом; позади хором баня, кругом двора забор, ворота створчатые; на дворе ж три сарая, поварня, подле поварни погреб да ледник, на них напогребница, покрыты тесом: на дворе ж у ворот изба на глухом подклете с сеньми; на ней три избы людских, конюшня, два сарая, крытые тесом». При барской усадьбе были разведены три сада и выкопан пруд на речке Фильке [1, с.179-181].

К сожалению, за XVIII в. такого подробного описания Кунцевской усадьбы и господского дома не сохранилось. В источниках содержатся лишь отрывочные и далеко не полные данные. В переписных книгах первой четверти XVIII в. отмечалось: «Сельцо Кунцево на реке Москве и на речке на Хвильке, а в нем двор барский, двор конюшенной и скотной» [8, л.28]. Каких-либо существенных изменений в усадьбе не произошло.

При сыне Л.К.Нарышкина Александре Львовиче (1694-1746) делаются первые попытки перестроить усадьбу: строится церковь Знамения, появляется парадный двор по оси господского дома и церкви, идет благоустройство парка и сада. В литературе выдвигается версия, что при нем происходит реконструкция барского дома. На это указывают косвенные данные. 25 июня 1744 г. А.Л.Нарышкин пишет «верющее» письмо на имя служителя А.Турченина. В конце письма указывалось: «1744 году июня 25 дня, из села Покровского». Можно предположить, что в Кунцеве в это время шли строительные работы в помещичьем доме. Владелец временно проживал в соседней усадьбе села Покровского, Фили тож [4, с.5-6].

Активная реконструкция Кунцевской усадьбы происходит при сыне Александра Львовича — Льве (1733-1799) . В 1763 г. села Кунцево и Фили двух братьев Нарышкиных – Льва и Александра – посещает Екатерина II. Но в камер-фурьерском журнале упоминаются только ее прогулки по саду и роще Покровской усадьбы, а в Кунцевской усадьбе она была лишь в покоях хозяина [2, с.109-111].

Иная картина складывается во время второго приезда Екатерины II в Кунцево в 1775 г. К этому времени по крутому склону, рядом с главным домом, была прорублена широкая просека с лестницей к Москве-реке. Вокруг барского дома по его периметру была сооружена просторная терраса (крыльцо) со ступеньками, выходившими на парадный двор и сад. Судя по камер-фурьерскому журналу 1775 г., хозяин и его семья встречали императрицу с парадного крыльца. После торжественного приема и обеда Екатерина II с западной стороны крыльца наблюдала за псовой охотой, организованной специально к ее приезду на противоположном берегу Москвы-реки. Затем императрица со свитой «следовали для гуляния по берегу Москвы-реки и по роще» [13].

В «Экономических примечаниях» к Генеральному межеванию 60-х-70-х годов XVIII в. по селу Кунцево приводится лаконичная запись: «Господский дом деревянный, при нем сад регулярный с деревьями плодовитыми» [10].

Как полагают специалисты, к концу XVIII в. главный дом представлял двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте и широкой террасой с парапетом вокруг, на крыше был выстроен бельведер. На продольных фасадах дома располагались парные пилястры, вертикальные ниши объединяли окна обоих этажей, а сами окна были оформлены рамочными наличниками. С западной стороны дома в каменном парапете был встроен грот с аркой и колоннами. Здание было построено в стиле раннего классицизма, но с сохранившимися элементами ампира. Однако имя архитектора осталось неизвестно. Л.А.Нарышкин был тонким ценителем изящного искусства и литературы. При нем складывается регулярный садово-парковый ансамбль с первыми скульптурами, наличием верхнего и нижнего парков, оранжерей, садов, посадкой рощ [5, с.83-87].

В первой половине XIX в. Кунцевской усадьбой владели Александр Львович (1760-1826), Кирилл Александрович (1786-1836), Лев Кириллович (1809-1855) и Василий Львович (1841-1909) Нарышкины. После продажи Кунцево в 1865 г. его владельцем становится предприниматель и меценат К.Т.Солдатенков. В первой половине XIX в. окончательно сформировался садово-парковый ансамбль, удачно сочетающий регулярный парк и природный ландшафт. В верхнем и нижнем парках возводятся скульптуры, скульптурные композиции, памятные колонны и обелиски. Центральное место здесь занимают скульптуры Юпитера и Юноны, а также скульптурная группа «Похищение Прозерпины Плутоном».

Скульптуры Юпитера и Юноны располагались в верхнем парке на площадке склона высокого берега Москвы-реки на уровне цоколя западной стороны главного дома Нарышкиных. Скульптуры установлены на постаментах по сторонам грота с аркой и колоннами. Автор скульптур неизвестен. Это были копии с античных скульптур.

Вид грота и скульптур Юпитера и Юноны. Фото конца XIX в. [17]

Вид грота и скульптур Юпитера и Юноны. Фото конца XIX в. [17]

Грот. Современный вид [18]

Грот. Современный вид [18]

Юнона изображена в виде высокой стройной и гордой женщины с суровой красотой и величественными чертами лица.

Юнона. Фото 1980-х гг. [19]

Юнона. Фото 1980-х гг. [19]

Юнона. Современный вид [20]

Юнона. Современный вид [20]

 

Юпитер представлен героем физически крепкого телосложения, с широкой грудью, обнаженным по пояс телом, накидкой, покрывающей одно плечо. Скульптор изобразил его с открытым лицом, обрамленным пышными вьющимися волосами и густой курчавой бородой. Взгляд Юпитера строгий и благородный, а в осанке сочетаются спокойствие и воинственность [14].

Юпитер. Фото нач. XX в. [21]

Юпитер. Фото нач. XX в. [21]

Юпитер. Современный вид [22]

Юпитер. Современный вид [22]

 

Выбор этих скульптур Нарышкиными был не случаен. Согласно древнейшим легендам и мифам Юпитер был царем богов и жил на самой высокой горе — Олимпе, наблюдая сверху за тем, что происходит во вселенной. Юнона, его жена, была одной из первых богинь Олимпа, покровительницей святости и нерушимости супружеских браков, защитницей женщин. Представляется, что Нарышкины, выбирая эти скульптуры, хотели лишний раз подчеркнуть величие своего рода, связанного с царствующей династией. Кроме того, Нарышкины отличались верностью брачным узам и гостеприимству.

Отметим, что Юпитер считался покровителем гостей, наблюдая за тем, чтобы люди не нарушали законы гостеприимства. В нижнем парке была возведена мраморная скульптурная композиция «Похищение Прозерпины Плутоном». Скульптура располагалась в центре прямоугольной площадки уже сформировавшегося нижнего парка и симметрично связана с главным домом.

Похищение Прозерпины Плутоном

Похищение Прозерпины Плутоном

 Современный вид скульптуры [24]

Современный вид скульптуры [24]

По сюжетной линии данная скульптурная группа неразрывно связана со статуями Юпитера и Юноны, расположенными на территории верхнего парка. В античной мифологии Прозерпина была дочерью Юпитера и Цереры, богини плодородия. Прозерпину полюбил Плутон, царь подземного мира, брат Юпитера. По легенде Прозерпина гуляла с подругами в цветущей долине. Плутон, с согласия Юпитера, неожиданно нападает на нее, похищает и скрывается в своем подземном царстве.

В скульптурной композиции Плутон широким шагом несет сопротивляющуюся Прозерпину. Его фигура напряжена, выражение лица сосредоточено. Прозерпина стремится вырваться из объятия Плутона, левой рукой она пытается оттолкнуть его, а правая безвольно заломлена над головой. В ногах Плутона Кербер, пес, страж подземного мира [15].

Автором композиции был скульптор-декоратор Паоло Трискорни, работавший в Москве и Петербурге в первой четверти XIX в. Прототипом послужила скульптура с аналогичным названием французского воятеля Ф.Жирардона. Загадочной оказалась последующая судьба указанных скульптур, простоявших в кунцевском парке не менее 150 лет. В 1995 г. сильно поврежденные скульптуры неожиданно исчезли. Считалось, что они безвозвратно утеряны.

Однако несколько лет назад выяснились, что скульптуры были спасены от полного разрушения и гибели. Они были демонтированы в середине 1990-х годов из Филевского парка и размещены в музее «Дом Бурганова» в арбатских переулках, где находятся по настоящее время. Документы не содержат точных данных о времени возведения этих скульптур в Кунцевской усадьбе. Исследователи обычно указывают две датировки: вторая половина XVIII в. и конец 10-х — начало 40-х годов XIX в.

Первая дата связана с формированием садово-паркового ансамбля, а вторая – реконструкцией господского дома и окружающего парка. Косвенные данные подтверждают вторую датировку. На картах Генерального межевания второй половины XVIII в. и Топографических описаний первой четверти XIX в. отсутствуют какие-либо обозначения о наличии скульптур в Кунцевском парке. Но на Топографической карте окружностей Москвы, датируемой 1839 г., в нижнем парке Кунцевской усадьбы имеется отметка «скульптура» [16]. Речь идет о скульптурной композиции «Похищение Прозерпины Плутоном».

В письмах Н.М.Карамзина приводится описание Кунцевской усадьбы, но отсутствуют данные о скульптурах в нижнем и верхнем парках имения. Эти сведения не упоминаются в письмах и воспоминаниях Н.Огарева, А.Герцена и Т.Пассек, посещавших Кунцево в конце 1820-х годов. В воспоминаниях «Моя исповедь» Н.П.Огарев, подробно описывая свое пребывание в этот период в Кунцеве, упоминает широкую просеку, идущую по крутому склону вниз в нижний сад, грот с родником на «проклятом месте», обветшалый господский дом, но в них ничего не говорится о скульптурах в усадьбе Нарышкиных. Однако иную картину в усадьбе видит Огарев после того, как побывал здесь в мае 1840 г. В письме к жене от 30 мая 1840 г. он с досадой и грустью сообщает, что в результате перестройки Кунцевского парка «гору обрыли для грота, под огромной горой наставили статуй» [7, с.13].

Действительно, в имении строят два каменных флигеля, на территории парка возводят беседки, устанавливают скамейки для отдыхающих, разбивают прогулочные аллеи и дорожки, ставят статуи. На «проклятом месте» сооружается грот, а в дупле большого дуба помещают беседку и каменную бабу, привезенную из далеких южных степей. Впоследствии эту каменную фигуру перенесли ближе к главному дому.

Рядом с господским домом, с левой стороны, близ оранжерей, была сооружена памятная плита с записью посещения в 1818 г. села Кунцево прусским королем Фридрихом Вильгельмом III. С одной стороны плиты были изображены двуглавый орел и вензельное имя императора Александра I, который встречался с королем.

На другой стороне плиты, под одноглавым орлом и вензелем, была выбита надпись: «1818 года июля 4-го дня король прусский Фридрих Вильгельм III, узрев из Кунцева Москву, благодарствовал ей за спасение своего государства» [3. с.250-253]. Сложно судить о судьбе памятной плиты. Известно, что она упоминается в мемуарных источниках за 1910-е годы [12, с.111]. Но когда плита исчезла из парка, до сих пор неизвестно. В 1841 г. в центре парадного двора по оси церкви Знамения была установлена на постаменте мраморная колонна синеватого цвета с вензелем Екатерины II наверху, подаренная императрицей в 1769 г. Л.А.Нарышкину. На столбе были выбиты две надписи. Со стороны въезда в усадьбу на постаменте указано: «Столб первой сибирской мраморный привезенной в С.Петербург в 1769 году. Поставлен в селе Кунцеве в 1841 году». Со стороны главного дома надпись гласит: «Пожаловано Ея императорским величеством Екатериною Второй в 1769 году г-ну обер — шталмейстеру Льву Александровичу Нарышкину» [3, c. 254-256].

Вокруг столба была разбита цветочная клумба и высажен декоративный кустарник. Предположительно колонна была демонтирована в 1975 г. после пожара в бывшем господском доме. На сохранившемся постаменте была поставлена ваза.

Колонна с вензелем Екатерины II, фото начала ХХ в. [26]

Колонна с вензелем Екатерины II, фото начала ХХ в. [26]

Современный вид места, где стояла колонна [27]

Современный вид места, где стояла колонна [27]

Такова судьба скульптур и памятных обелисков, которые когда-то располагались в Кунцевской усадьбе. В настоящее время в Филевском парке об их существовании напоминают лишь оставшиеся постаменты и каменные фундаменты площадок, на которых они стояли. Можно надеяться, что со временем главный дом, нижний и верхний парки будут восстановлены и сохранившиеся скульптуры достойно займут свое место.

Литература

  1. Горчаков М. О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Св.Синода. СПб., 1871.
  2. Журналы камер-фурьерские 1763 года. СПб., 1763.
  3. Забелин И.Е. Черты московской самобытности. Состав. В.Б.Муравьева. М.,2007.
  4. Мазин К.А., Прохоров М.Ф. Церковь Знамения в Кунцеве как объект регионального туризма // Туризм и сервис в панораме тысячелетий. М.,2009.
  5. Памятники архитектуры Москвы. Т.7. М., 2004.
  6. Прохоров М.Ф. Из истории подмосковного Кунцево // Историческая наука на рубеже веков. Екатеринбург, 2000.
  7. Прохоров М.Ф. Литературные места Кунцево и его окрестностей: вторая половина ХVIII– первая половина ХIХ в.// Современные проблемы сервиса и туризма. 2001. №3.
  8. РГАДА. Ф.350. Оп.1. №259.
  9. РГАДА. Ф.1209. Оп.1. №9807.
  10. РГАДА. Ф.1320. Оп.1. №1002.
  11. ЧОИДР. М.,1893. Т.2. Смесь.
  12. Щукин П.И. Воспоминания. М.,1997.
  13. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/istoriya -ekaterina-mazilovo.php (дата обращения: 14.10.2013).
  14. URL: http://www.zoroast-rigan.ru/en/node/779
  15. URL: http://s-pb.in/gorniy-instutut/
  16. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/usadba-narishkina/7. jpg
  17. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/narishkina/znam/7. jpg
  18. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/usadba- narishkina/3. jpg
  19. URL: http:/odintsov grigori.vcoz.ru/indet/usadba-/0-156 20
  20. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/usadba.narishkina/skulpturi/13. jpg
  21. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/usadba.narishkina/skulpturi/11. jpg
  22. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/usadba.narishkina/skulpturi/19. jpg
  23. URL: http:/postvi.com/#p/74964
  24. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/usadba.narishkina/skulpturi/1. jpg
  25. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/narishkina/znam/03. jpg
  26. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/narishkina/znam/8. jpg
  27. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/ usadba — narishkina/28. jpg
Поделиться в соц. сетях: