Поленово: дом над Окой

Джанджугазова Е.А.

…Через несколько минут наш корабль причалил к небольшой пристани «Поленово», стоящее на холме, возвышающемся над прозрачными зеленовато-голубыми водами реки. Неширокая, заросшая по краям разнотравьем дорожка, проходящая через сосновый бор, привела нас к белому трехэтажному дому, красиво расположенному на вершине холма – это музей – заповедник «Поленово».

Вход в музей-заповедник «Поленово»

Вход в музей-заповедник «Поленово»

Путешествуя по Оке в 1887 году, Василий Дмитриевич Поленов приметил недалеко от Тарусы живописный уголок и загорелся обосноваться на правом крутом берегу Оки, на участке, окруженном сосновым бором. Художник изъездил всю Россию, но полюбил именно это чудесное место. «Красивы места на Оке под Серпуховом и дальше – вверх по течению, — писал художник жене. – Вот где бы поселиться. Если буду жив-здоров, то проедусь по Оке от Серпухова до Алексина. Может быть, и найду что-нибудь».

«Мечтал я о домике на берегу Оки, о том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…»

В восьмидесятьх годах прошлого столетия на высоком берегу Оки, над зарослями орешника, в зелени дубов и вязов, где чуть виднелись соломенные крыши небольшого села Бёхово с заброшенной усадьбой помещицы Саблуковой, которую и приобретет Поленов. Однако это место не очень нравилось художнику: «Голо, скучно и от Оки далеко…» Василию Дмитриевичу приглянулся голый песчаный бугор будущего Борка, обрывающийся крутым спуском Уборовой горы.

Это местечко Поленов приглядел, путешествуя по Оке со своим любимым учеником и другом Константином Коровиным. Поленова этот пейзаж подкупил своим мягким лиризмом и, наверное, он чем-то напомнил ему картины детства, которое прошло в Олонецкой губернии (нынешней Карелии).

Склон, облюбованного художником Борка выходил на юг и запад, а пологий спуск вел к песчаной отмели беховского речного переката. С южной стороны бугра открывался замечательный вид на долину реки, на заливные луга, речку Скнижку с заводью Кривушей. Влево, за сосновым бором тянулись лесные пространства, справа – речное крутогорье, а за лугами раскинулся уездный городок Таруса, расположенный на северном склоне высокого берега Оки.

На небольшом участке земли, приобретенному в 1892 году, по замыслу Поленова и его проекту был построен оригинальной архитектуры особняк, получивший название – белый дом над Окой. Вокруг него было ржаное поле, да заросли кустарника. Местные крестьяне назвали это место Борком – не взрослый бор, а так недоросль, веселый борок. Первое чем занялся художник — это посадкой деревьев и обустройство парка. Березовые и сосновые аллеи, просеки, эспланады – все это было глубоко продумано и осуществлено всем семейством Поленовых. Сегодня парк стали замечательным смешанным лесом, а веселый борок вытянулся в настоящий мачтовый бор.

Поленов очень любил Оку и свою усадьбу «Борок», которая после смерти художника была переименована в «Поленово».

«Как мне хотелось бы показать тебе нашу Оку с ее окунями, налимами и даже стерлядями, — писал он своему ученику Константину Коровину, — а шересперы такие храбрые, так на тебя одним глазом и смотрят. Ведь мы с тобой первые открыли ее красоту и выбрали место для жительства…я много кое-что понаделал: построил усадьбу и назвал ее по местному названию Борок. Еще построил две школы… мастерскую и много лодок… устроил дамбу, вышло сто восьмое чудо света».

Белый дом встречает нас репинским портретом В.Д.Поленова, хозяин как бы приглашает всех в свой теплый и уютный дом, открывающий особый мир творчества через многочисленные картины, этюды и рисунки. Художник считал, что искусство должно давать счастье и радость и действительно, прикоснувшись к творчеству этого великого мастера испытываешь радость от той удивительной и оригинальной эстетики поленовского дома – этого самобытного памятника культуры прошлого.

Музей Поленова особенно ценен тем, что в нем сохранена не только мемориальная обстановка, но и сам дух русской усадьбы конца XIX века. Все комнаты дома сохранили свои названия, данные им Поленовым и, казалось бы, сам гостеприимный хозяин никогда не покидает его, а так, только отлучается не надолго.

Большой дом

Большой дом

Музей-усадьба «Поленово» предстает перед нами как культурный центр, объединяющий в едином ансамбле полотна и эскизы самого художника, его сестры – художницы Елены Поленовой, его друзей художников-передвижников и учеников, которых Поленов очень любил и бережно растил.

Кроме великолепного собрания живописи в музее можно увидеть палеонтологическую и археологическую коллекции, собранные за много лет самим художником, его отцом, дедом и прадедом во время заграничных поездок, предметы прикладного искусства и народного творчества, изделия художественных промыслов и народных ремесел, мебель, изготовленную по эскизам самого художника, семейные реликвии.

Первый этаж дома-музея сохранен в первозданном виде, из небольшой прихожей мы попадем в «Портретную», комнату, которая хранит память о нежно любимой матери художника – Натальи Васильевны, рожденной Якунчиковой, именно от нее Василий Дмитриевич унаследовал дар живописца. В портретной размещены семейные портреты и фотографии, этюды матери художника, коллекция фарфора, принадлежащая поэту Державину, небольшая стеклянная витрина с вещами В.Д.Поленова и его семьи. Среди них визитная карточка с автографом И.С.Тургенева и бумажные птички, сделанные Львом Толстым для детей Поленова.

В портретной располагаются две замечательные коллекции, собранные несколькими поколениями семьи Поленовых, — египетская и греческая. Ни для кого не секрет, что вещи живут дольше людей и нередко становятся настоящими раритетами – хранителями бесценной памяти о дорогих нам людях, о людях выдающихся, составивших славу и гордость нашего Отечества. Так в «семейной витрине» бережно хранятся маленькие бумажные птички, напоминающие о случайной встрече семейства Поленовых с великим русским писателем – Львом Николаевичем Толстым.

Толстые и Поленовы были соседями по Тульской губернии и однажды в ноябре 1896 года семья Поленова на станции Тарусская села в пассажирский поезд, в котором ехал в Москву с дочерью Л.Н.Толстой. Состоялось знакомство, оставшееся в памяти десятилетнего сына художника – Дмитрия Поленова, для которого Лев Толстой и сделал бумажных птичек, желая позабавить мальчика.

В портретной [4]

В портретной [4]

Одной из самых больших и нарядных комнат поленовского дома является «Библиотека» с ударением на букву «о», так на греческий манер называл ее художник. В просторной комнате располагается большой камин из белого кирпича с высеченным фамильным гербом Поленовых, на котором изображен дубовый пень с молодой порослью, олицетворяющий тесную связь прошлого и настоящего этой большой и дружной семьи. По замыслу Василия Дмитриевича «Библиотека» — главная комната дома, она и, пожалуй, самая красивая, ее украшают многочисленные этюды и картины друзей Поленова, его учеников: Крамского, Архипова, Ярошенко, Васнецова, Репина и др.

В коллекции Поленова великий живописец и его сокурсник Илья Ефимович Репин представлен этюдом «Голова индийской красавицы» к картине, написанной в Париже на сюжет былины «О Садко, богатом госте». Подарив ее, Репин пожелал, чтобы с него началось собирание коллекции живописи хозяина усадьбы. Примечательно, что Библиотеке находится ручной орган «Селестина» — любимый музыкальный инструмент художника, под его аккомпанемент он пел своим детям старинные песни.

Традиционно в Библиотеке проводились праздники и спектакли для местной детворы. Эта традиция и сегодня жива, ежегодно в Библиотеке музея проводится новогодняя елка для детей из окрестных деревенских школ, эту традицию бережно хранит руководство дома-музея «Поленово».

Библиотека [4]

Библиотека [4]

На первом этаже дома находятся еще две комнаты, в которые можно попасть через дубовые двери в прихожей, сделанные московским столяром Минаевым. Через высокую двустворчатую дверь можно попасть в столовую, а низкая дверь ведет в кабинет художника.

Столовую Поленов оформил как музей прикладного искусства и народного творчества. Здесь много изделий, собранных самим Поленовым, его женой и сестрой Еленой. Их обычно делали мастера для продажи на Грибном рынке, устраиваемом ежегодно в Москве перед Пасхой.

В столовой особое внимание привлекают работы Елены Дмитриевны Поленовой, проникнутые духом любви к родной природе. Очень трогательны, выполненные ею тарелочки с характерными пейзажами, олицетворяющими состояние природы в годовом цикле: от синих на закате солнца январских сугробов до яркого желто-красного ковра листьев в осенние месяцы. Над всем этим великолепием возвышается блюдо «Бабочки», выполненное самим Поленовым.

Поленов любил писать ярких легкокрылых бабочек, еще одна ранняя и очень красивая работа, изображающая целую энтомологическую коллекцию (этюд «Бабочки» 1877г.), располагается в Кабинете, отличающимся от других комнат дома изысканной красотой и строгостью.

В. Поленов. Этюд. «Бабочки» [6]

В. Поленов. Этюд. «Бабочки» [6]

Кабинет художника, пожалуй, лучше остальных комнат отражает поленовский быт, здесь находится его любимый письменный стол, турецкий диван и два чудесных музыкальных инструмента – фортепьяно и фисгармония. Поленов был необыкновенно музыкален и даже занимался композицией.

На второй этаж нас ведет массивная дубовая лестница, здесь на площадке второго этажа, освещенной большим итальянским окном, хозяин расположил свои любимые произведения старых западноевропейских мастеров. Особенно Поленов любил венецианца Паоло Веронезе, которого почитал за тонкость и проникновенность изображения прекрасной Венеции.

Поднимаясь на второй этаж, мы восхищаемся затейливым узором резных дубовых перил, выполненных по рисункам Поленова.

Поднявшись, мы попадаем в святая святых дома – мастерскую художника. В ней Поленов работал до 1994 года, пока не была построена отдельная мастерская, которую сам художник назвал «Аббатством».

«Аббатство» - мастерская В.Д.Поленова

«Аббатство» — мастерская В.Д.Поленова

В старой мастерской в настоящее время находится графический вариант знаменитой картины художника «Христос и грешница», также выставлены этюды, и эскизы к этому грандиозному полотну, площадь которого составляет около 18 кв. метров. Над этой картиной Поленов много работал, по крупицам собирая материал во время своих путешествий в Египет, Сирию, Палестину и Рим.

В.Д.Поленов «Христос и грешница» [5]

В.Д.Поленов «Христос и грешница» [5]

В соседней с мастерской комнате второго этажа размещается коллекция пейзажной живописи Поленова – вершина творчества мастера среднерусского пейзажа.

Все его пейзажные работы от ранней «Осени в Абрамцево», до хрестоматийной «Золотой осени» проникнуты необыкновенной нежностью к родной русской природе, служившей художнику постоянным источником творческого вдохновения. Казалось бы, простые и бесхитростные сюжеты лежат в основе таких замечательных полотен как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Старая мельница», но как сильно они волнуют нас, современных людей, живущих в информационную эпоху. И это происходит, потому что они раскрывают смысл простых вещей, запавших в душу еще в раннем детстве острым запахом яблок родительского сада; веселой музыкой бегущих весенних ручьев; бархатистой на ощупь поверхностью огромного белого гриба, найденного на лесной опушке. Все эти теплые ощущения уходят своими корнями в родную землю и, соприкасаясь с ними, мы переживаем радостное чувство любви к ней.

Василий Дмитриевич Поленов был щедро одарен талантами. Он остался в памяти не только как блестящий живописец, но и как педагог, талантливый организатор, автор интересных новшеств. С его «легкой руки» живописные берега Оки стали местом пленэра, его усилиями был создан переносной театр-диорама, представление в котором можно увидеть и сегодня в небольшом живописном домике — бывшем лодочном сарае, названном художником «Адмиралтейством».

Путешествуя подолгу Поленов всегда стремился побыстрее вернуться в Россию. «Никто более меня не желает вернуться на родину, чтобы моим трудом доказать на деле мою горячую любовь к ней и искреннее желание быть, насколько могу ей полезным». Чужая природа не вдохновляла его, он писал ее мало и не охотно, в его творчестве главной становится тема среднерусского пейзажа.

Поленов очень хорошо понимал природу вообще и тонко чувствовал ее оттенки, особенности и нюансы. Его живопись не только передавала краски природы, но и волнующее чувство душевных движений.

Именно поэтому нам так дорог дом над Окой, сложенный из белого окского известняка, он стал изумительной красоты жемчужиной в драгоценном венце русских усадьб конца XIX – начала ХХ века. Дом многократно запечатлен в этюдах художника и всегда по-разному, так же как смотрят на мир, окна его четырех фасадов на север, юг, запад и восток.

Весну художник наблюдал из окон кабинета и портретной, провожая взглядом стаи белых льдин во время окского половодья.

Лето особенно чувствовалось в столовой, когда отвесные солнечные лучи так нагревали подоконник, что к нему почти невозможно было прикоснуться, а аромат цветущего шиповника дурманил голову и привлекал кружащиеся стайки бабочек, особенно любимых художником.

Осень заглядывала яркими ветками кленов в окна библиотеки, принося теплые и пряные запахи опавшей листвы.

У Большого дома, по замыслу художника много окон от большого итальянского на площадке второго этажа, до самого маленького на крыше и все они смотрят в разные стороны света, как бы напоминая нам о назначении этого удивительного дома — через прошлое смотреть в будущее.

Литература

  1. Абсалямов Р. Сеймар Г. На Окской широте. Московский рабочий, 1983 – 154 с.
  2. Поленово. Путеводитель. Поленово 2009.
  3. Ростовцев М. Окские дали. Москва. «Мысль», 1973.
  4. www.vasily-polenov.ru
  5. www.polenovo.ru/
  6. http://polenovousadba.ru/6-kabinet.
Поделиться в соц. сетях: