Путешествие к забытому маяку Нака-Сиретоко-Мисаки о. Сахалин

Хахулина Л.В.,

Абаньшин П. А.

Маяки…что нам известно о них?
В словарной статье толкового словаря «маяк» – это высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для ориентации проходящих судов; «маяк» – это кто-либо или что-либо, указывающие путь к чему-либо, являющиеся символом передового, прогрессивного; символ, эмблема надежды.
Академично, сдержанно, обобщенно…
Несмотря на это каждый маяк индивидуален, имеет свое имя, историю, характер.
Самым известным маяком человечества является мраморный маяк Фарос, построенный в III веке до н.э. древнегреческим зодчим Состратом Кинидским, признанный одним из классических семи чудес света, наряду с пирамидами нильской долины и колоссальной статуей на острове Родос. Пламя огня, развиваемое ветром на его вершине, указывало мореплавателям путь в древнюю Александрию. Именно развитие мореплавания и стремление к открытию новых земель подтолкнуло человечество к созданию данных башенных сооружений, обеспечивающих безопасность морских походов.
Возникновение маяков в России связано с зарождением Российского флота и, конечно, с именем Петра I. В 1705 году по его указанию вдоль узкого извилистого фарватера Северной Двины были установлены лоц-бочки, закупленные в Голландии, а в устье реки соорудили «огневые маяки» (сооружения на берегу с установленными на них емкостями для горючих материалов), зажигавшиеся перед приходом с моря военных судов.

Снимок экрана 2015-01-05 в 22.17.38

На российском Дальнем Востоке первые маяки появились сначала на берегах Камчатки, а затем и на о. Сахалин. Уникальность островного маячного дела обусловлена тем, что складывалась под влиянием представителей различных градостроительных школ – дореволюционной русской, японской и советской. Исходя из этого, как отмечает историк-краевед Самарин И. А., фарология сахалинских и курильских навигационных знаков и сооружений представляет собой оригинальное сочетание различных стилей и течений в маячном строительстве, отражающих основные тенденции в обеспечении безопасности мореплавания на протяжении последних полутороста столетий (книга).
На сегодняшний день в Сахалинской области насчитывается 25 маяков (17 – на о. Сахалин, 8 – на Курильских островах). К сожалению, некоторые их них неоправданно забыты, лишены былой славы и мощности.

Но сделаем небольшой экскурс в историю…
После образования губернаторства Карафуто в 1905 г. японская империя начала активно создавать не только социальную и производственную инфраструктуру острова, но и осваивать морские просторы Южного Сахалина: еще не закончились боевые действия на острове, когда судну «Мусаши» было приказано приступить к промерам и описи берегов возле мыса Ниси-Ноторо (м. Крильон). Так было положено начало навигационной и маячной деятельности в японском Карафуто.
Нака-Сиретоко-Мисаки1 – маяк «на краю земли» (пер. с японского) был возведен в 1939 году на скале Тодо (Сивучья) возле труднодоступного мыса Нака-Сиретоко (мыс Анива). Этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводными каменистыми банками. В XIX веке у японских рыбаков существовала даже легенда о том, что невозможно обогнуть мыс Нака-Сиретоко морем.

Снимок экрана 2015-01-05 в 22.17.43

Автором проекта маяка Нака-Сиретоко Мисаки был инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагава.

Снимок экрана 2015-01-05 в 22.17.56
Первыми работами Миура Синобу были маяк Осака, построенный в 1932 году, и скальный маяк кайгара (Сигнальный), построенный в 1936 году в проливе, разделяющем острова Малой Курильской гряды с островом Хоккайдо. Его новый маяк был самым сложным техническим сооружением на всем Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени. После окончания строительства точная модель-копия маяка была преподнесена в дар императору Японии Хирохито.

Снимок экрана 2015-01-05 в 22.18.02

Снимок экрана 2015-01-05 в 22.18.05
Построенный маяк представляет собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой, вписанной в овальное основание. Высота башни 31 метр, высота огня 40 метров над уровнем моря. Башня имела 9 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй – радиорубка, аппаратная и вахтенная. В третьем, четвертом и пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В каждой имелось по две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей. Жилые помещения имели маленькие круглые окна-иллюминаторы. На шестом этаже находилась кладовая, на седьмом – механизмы пневматической сирены, на восьмом – склад горючего, на девятом располагался вращательный механизм. Проблесковый осветительный аппарат 3-го разряда приводился с движение при помощи часового механизма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник – гиря весом 270 килограммов, – заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, используемой в качестве подшипника. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили.

Снимок экрана 2015-01-05 в 22.18.08
Штат служащих на маяке состоял из четырех человек. После окончания навигации обслуживающий персонал с маяка снимался. Зимовали японские маячники в специально построенном для них поселке Сатоо (ныне застава Южная), также созданном по проекту Миура Синобу. Здесь были возведены 8 зданий из железобетона, в том числе четыре двухквартирных для специалистов, склад, радиостанция и два двухквартирных дома для прислуги. Последнее неудивительно, так как работники маяков в Японии были причислены к категории государственных служащих, которым по статусу полагалось иметь прислугу. Квартиры слуг отличались отсутствием ванных комнат и меньшей площадью. Долгое время маяк функционировал на дизельном генераторе и резервных аккумуляторах.

Снимок экрана 2015-01-05 в 22.18.12

Снимок экрана 2015-01-05 в 22.18.17

С приходом Советской власти на южную часть острова маяк стал работать на автономных изотопных элементах питания (РИТЭГ), (радиоизотопный термоэлектрический генератор) – источник электроэнергии, использующий тепловую энергию радиоактивного распада. В качестве топлива для РИТЭГ исполсяся стронций-90, а для высокоэнергоёмких генераторов – плутоний-238. Во времена СССР было изготовлено более тысячи РИТЭГов, в настоящее время в России их осталось не более 700 штук. Срок службы РИТЭГов может составлять 10-30 лет, у большинства из них он закончился. Поэтому маяк на мысе Анива вскоре перестал функционировать. Останки техники и оборудования были разграблены мародерами.
Но несомненная историческая значимость объекта, уникальность его архитектуры, труднодоступность побуждают к бесспорно авантюрному путешествию – к маяку «Нака Сиретоко Мисаки».
Студенческое туристское объединение «Tour East» под руководством профессорско-преподавательского состава факультета сервиса и туризма СахГУ на основании глубокого изучения немногочисленных архивных документов, литературных источников разработало паспорт данного маршрута и апробировало его:

Снимок экрана 2015-01-05 в 22.18.23 Снимок экрана 2015-01-05 в 22.18.32 Снимок экрана 2015-01-05 в 22.18.40

Рассматриваемый нами объект является одним из самых сложных и уникальных архитектурных сооружений в Сахалинской области, а может быть и на всем Дальнем Востоке. Данный маяк олицетворяет собой целую череду различных эпох, и, несмотря на то, что отчасти они неоправданно забыты, ценность и значение подобных объектов для современников просто неоспоримы.
Таким образом, участие в подобных маршрутах студентов – участников клуба «TourEast» способствует, на наш взгляд, развитию патриотических чувств, тяге к внутреннему туризму, обогащению знаний в области организации экскурсий, а также правильно логистически выстраивать маршрут. В рамках участия в данной экскурсии, студенты могут отрабатывать навыки по апробации маршрута, а также осуществлять исследовательскую деятельность.

Литература

  1. Самарин И. Маяки Сахалина и Курильских островов. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2005.
  2. Смирнов В. Капитан 1-го ранга // С.-Петербургские ведомости. –Выпуск № 104 от 08.06.2007.
  3. Современный толковый словарь русского языка / Под ред. Т. Ф. Ефремовой. – М., 2009.
Поделиться в соц. сетях: