Джанджугазова Е.А.
Россию порой называют страной малых городов и, наверное, это вполне справедливо. Малый город — основа российской провинции, ее центр и опора, а зачастую единственный очаг культуры и образования. Малыми называют города, где количество жителей не превышает 50 тыс. человек. Таких городов в нашей стране множество – более 750. В зоне их влияния находится около 40 млн. россиян, а это немало-немного почти треть нашего населения.
Сколько их, этих «сельских столиц», разбросанных по огромным просторам нашей земли, этих «милых сердцу уголков», с которых и «начинается» наша Великая Родина Россия!
Писатель Валерий Ганичев, обращаясь к участникам Всероссийского форума малых и средних городов России, очень точно отметил: «Ныне малые и средние города страны стали, может быть, основной острожной засекой русской культуры, охранными крепостями русского слова, домами нашей литературы…
…Ради Бога, дорогие правители, не поддайтесь искушению быть «современными», то есть быть без корней, без образа, без традиции, без сочного русского слова, без народного умельца, без вековечной красоты храма, без уютного дома. Следуйте вдохновенному пути русской провинции: лелеять и взращивать без обманов подлинно народное, отечественное искусство, слово, ремесло, песню, предпринимательство, производство для людей» [4].
Таруса: живописные образы
По мнению россиян, именно в малых городах и есть настоящая человеческая жизнь с ее неспешным течением, маленькими радостями, заботами, любимыми занятиями, что убедительно подтверждается и результатами исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Столица притягивает россиян, главным образом, возможностью получения хорошего образования и удачным трудоустройством, а малые города привлекательны хорошей экологией, возможностью сохранить духовное и физическое здоровье, а также обеспечить личную безопасность [5].
Анализируя эту четко обозначавшуюся в общественном сознании тенденцию, можно отметить, что малые города становятся особой рекреационной зоной, так называемым «дачным поясом», окружающим крупные города. Они сохраняют исконно российскую атмосферу «дачной жизни» с особой культурой, создавшей огромный пласт российской литературы, музыки, живописи и театрального искусства.
Одним из наиболее известных малых городов является Таруса, которой мы и посвящаем наш рассказ.
По берегам Оки
Таруса — небольшой городок в Калужской области на берегу Оки. Расположен он у места впадения маленькой речки Таруски в большую и полноводную Оку в 36 км от города Серпухова, в 70 км от Калуги и в 115 км от Москвы. Первые упоминания о Тарусе найдены в летописи 1246 г.
Сам топоним Таруса происходит от слова тару́са («вздор, чушь»), а возможно связан со словами «тараторить», «нести тарусу». Можно считать это название вполне символичным, так как в дачных местах народ поговорить любит.
За время своей истории город побывал центром удельного и собственного княжества. Он долгое время был опорным пунктом на границе Дикого Поля и послужил местом сбора полков перед Куликовской битвой и перед изгнанием французов из Москвы. Однако главным в Тарусе является ее атмосфера, привлекающая необычайной красотой природных ландшафтов, неспешным течением Оки и каким-то исключительно особым строем местной жизни.
Таруса — среднерусская природа в своем скромном великолепии, мощная вековая культурная традиция, выросшая на чистоте и искренности здешних пейзажей. Сила ассоциативных образов города такова, что когда говорят: «Под Тарусой», — то для любого человека, кто был в ней хотя бы раз, это звучит одинаково прекрасно. Представляется не что-то конкретное (лес, луга, архитектура, люди). Возникает ощущение волшебной сказки, отрешённости от всего наносного и суетного.
Таруса — это легкая зеленая дымка мечтательности, особый образ жизни и образ мысли. Притягательная сила здешних ландшафтов такова, что Константин Паустовский однажды признался: «Я не променяю среднюю Россию на самые потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки, или за извилистую речонку Таруску».
На берегах Таруски
Удивительная красота Тарусы, мягкая и лиричная природа вызвали к ней и ее окрестностям интерес со стороны деятелей искусства и науки.
Здесь возникло своеобразное сообщество художников и поэтов, ставшее в истории нашей культуры XIX и XX веков своеобразным феноменом русской творческой жизни. Еще с петровских времен в окрестностях Тарусы строили усадьбы крупные дворянские фамилии: Голицыны, Горчаковы, Чаплины, Дурново, Нарышкины, Толстые, Хитрово. С появлением в 1890-х гг. в старой усадьбе Бехово (6 км от Тарусы на другом берегу Оки) художника Поленова, Тарусский край начал новую страницу своей творческой истории.
С легкой руки Василия Дмитриевича Поленова сюда потянулись художники, а потом поэты и писатели. Здесь жили и работали художники В. Борисов-Мусатов, В. Ватагин, Н. Крымов, многие художники-пейзажисты конца XIX и XX веков. И по сей день эти места — творческая лаборатория нескольких поколений живописцев и фотохудожников. В погожий летний день мольберт на траве — непременная деталь здешних пейзажей. В Тарусе некоторое время жила поэтесса Марина Цветаева, очень любившая и воспевшая этот край. Она назвала его Тарусской Ривьерой.
Девочка Маруся в городе Таруса
Здесь жили и работали удивительно тонкий и талантливый русский писатель Константин Паустовский и знаменитый поэт Николай Заболоцкий. Это он написал в 1950-е смешные и грустные стихи о Тарусе:
Целый день стирает прачка,
Муж пошел за водкой.
На крыльце сидит собачка
С маленькой бородкой.
Целый день она таращит
Умные глазенки,
Если дома кто заплачет –
Заскулит в сторонке.
А кому сегодня плакать
В городе Тарусе?
Есть кому в Тарусе плакать –
Девочке Марусе.
Опротивели Марусе
Петухи да гуси.
Сколько ходит их в Тарусе, Господи Исусе!
«Вот бы мне такие перья
Да такие крылья!
Улетела б прямо в дверь я,
Бросилась в ковыль я!
Чтоб глаза мои на свете
Больше не глядели,
Петухи да гуси эти
Больше не галдели!»
Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси.
Господи Исусе!…
Казалось бы, давно ушли эти люди, сильно изменилось время, мы стали намного практичнее и суетливее, но по-прежнему желание творческой самореализации остается главной составляющей нашей очень сложной жизни. Все так же, как и в старые добрые времена, в Тарусу приезжают поэты, писатели, художники, актеры за особыми впечатлениями и вдохновением. И сегодня этот творческий народ часто встречается в Тарусе и ее окрестностях.
…Петухи и гуси в городе Тарусе
Атмосфера Тарусы такова, что так и хочется взять кисть, карандаш или фотоаппарат, чтобы запечатлеть, казалось бы, такие простые, но и одновременно сложные вещи: тяжелые кучевые облака над Окой, стайку маленьких лодчонок, разбросанных по зеркальной глади реки, тяжелую мокрую ветку сирени, наклоняющуюся в окно, и многое-многое другое, что может увидеть человеческий глаз и почувствовать сердце.
Таруса – место, где можно отвлечься от повседневной изнуряющей суеты, отрешиться от временного и подумать о вечном. Не случайно ее назвали Русским Барбизоном. Этот эпитет Тарусе присвоили художники и поэты, проводя параллель между Тарусой и французским Барбизоном (Barbizon)- небольшого городка под Парижем, ставшим в XIX веке «Меккой» для французских пейзажистов, основавших «барбизонскую школу» — предтечу знаменитого импрессионизма.
Таруса – место для творческого вдохновения, его можно почувствовать в любом ее уголке, но совершенно особые впечатления путешествующие могут получить в «Долине Грёз». Так называется длинный овраг на южной окраине Тарусы. Называется долина также Почуевской или Пачеевской. Место исключительно покойное, полное умиротворения, тишины, колокольчиков, васильков и земляники.
Местные легенды говорят, что «Долиной Грёз» окрестила овраг Марина Цветаева, которая очень любила это место. В долину хорошо приходить ранним утром или перед заходом солнца, когда особенно остро чувствуется мистическая красота этого места.
В Долине любили гулять художники и скульпторы, в разное время жившие в Тарусе. Самый известный из живших в Тарусе скульпторов — Василий Ватагин (1884-1969 гг.). Его резцу принадлежали фигуры зверей у входа в Московский зоопарк до его реставрации. Ватагин иллюстрировал Киплинга, сам долго путешествовал по Индии и Цейлону. Писал картины для Зоологического и Дарвиновского музеев. Василий Ватагин любил природу неистово и черпал вдохновение из скромных тарусских пейзажей.
«Цветаевский камень»
От «Цветаевского камня» — места, где хотела бы покоиться поэтесса, тропинка поднимается вверх на высокий склон Оки, к маленькому кладбищу, на котором находится могила художника Борисова-Мусатова. Отсюда сквозь листву деревьев виден пологий правый берег Оки. На нем, ниже по течению, лежит усадьба Поленово. Выше по течению — Велегож. Здесь очень хороши отмели, потому что купаться в них можно без опаски быть унесенным быстрым течением Оки к Поленову или к Серпухову. Прямо в середине реки из теплой отмели можно выйти на песчаный островок, ощущая под ногами множество речных ракушек, переливающихся перламутром. Хороша красавица Ока, сколько фильмов снято на ее берегах, просто не счесть. Самый известный — «Верные друзья». Этим именем назвали и творческий фестиваль, который ежегодно проходит в Тарусе в середине июля и собирает большое количество участников, увеличивая население маленького городка почти в 3 раза.
Река Ока — песчаные берега
Музей Цветаевых
Тарусу любят и знают многие, но никто так не писал о ней как Константин Паустовский в своем очерках и рассказах.
«Городок на реке». Очерк [1]
Вообще ошибочные мнения бывают очень живучими. Они существуют сотни лет и с трудом выветриваются из нашего сознания. До революции все маленькие города было принято считать захолустьем, где жизнь течет скудно и сонно. И теперь это представление о маленьких городах, так называемых райцентрах, почти не изменилось. Считают, что они, конечно, далеко отстают от больших городов и по культуре и по благоустройству. Самое название «райгород» и «райцентр» дает богатую пищу для шутников и зубоскалов. Они называют их «райскими городами» и «райскими центрами» и острят по поводу того, что в этих городах мало признаков земного рая.
Все это – болтовня.
Я живу в одном таком маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят или к реке с ее плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха.
Городок этот вплотную входит в сельскую жизнь. Гул тракторов по окрестным полям сливается с пронзительными требовательными гудками окских буксиров. Обширные огороды окружают городок буйной зеленью, цветением картошки, запахом помидорных листьев. С берега Оки во все стороны открываются сияющие дали, близкие и далекие планы лесов – от светлых и серебрящихся под солнцем до загадочных и темных, сохранивших в своей глубине журчанье ручьев и шумящие кроны столетних дубов и сосен.
Но городок хорош не только этим. Он хорош своими людьми – талантливыми и неожиданными, трудолюбивыми и острыми на язык. Я просто перечислю нескольких жителей этого городка, и станет ясно, что слова о захолустье не выдерживают критики. Если бы были живы такие писатели, как Лесков или Мельников-Печерский, то городок на Оке дал бы им богатую пищу для рассказов о простом и замечательном русском человеке.
Лесков написал как будто анекдотичный рассказ о тульском мастере Левше, который подковал блоху. Но это совсем не анекдот и не забавный случай. В каждом городке есть свои Левши. Есть они и в нашем. Живет в нем слесарь Яков Степанович – изобретатель и поэт по душе. Он может сделать все,– как говорится, «и небо и землю». Из всякого металлического лома и утиля он собрал мотоцикл, изобрел машину для посадки деревьев в лесах и, между прочим, склепал проволокой сломанный зубной протез одному старичку. И тот носил его еще много лет. Потом, говорят, этот протез взяли в краевой музей как образец тончайшего мастерства.
Есть столяр Николай Никитич – знаток птиц. Больше всего он любит делать скворечники и птичьи клетки. Каждая вещь, что выходит из его рук,– «игрушка». Его клетки – это просто птичьи дворцы с мезонинами, антресолями, балкончиками и верандами. В этих клетках, будь они немного побольше, хочется пожить и человеку. Они обточены, нарядны и воздушны.
В городке есть вышивальщицы, если можно так выразиться, с европейским именем. Их работа восхищала зрителей на разных выставках, особенно на международной выставке в Брюсселе.
Вблизи Оки живут знатоки речного дела – промеров фарватера, постановки бакенов и буксировки барж при малой воде.
Да всех не перечислишь. Живет у нас бывший корабельный врач – быстрый и строгий старик, большой знаток музыки, обладатель богатой исторической библиотеки. Есть садовод, ухитрившийся вырастить в срединной России субтропические деревья.
К городку этому давно тяготеют художники и писатели. В какой-то мере он уже становится литературным и художественным подмосковным центром. Хотя и небольшим, но все же центром.
Имена Поленова, Крымова, Борисова-Мусатова, Ватагина, скульптора Матвеева тесно связаны с городком. На многих полотнах этих художников вы увидите самые трогательные уголки нашего городка. В городок часто приезжают работать и подолгу живут в нем писатели и поэты, особенно молодые. Сплошь и рядом можно услышать из открытых окон, из садов и палисадников разговоры и споры о Пикассо или последней книге Каверина, о Сарьяне и пьесе Арбузова. В этом городке жил незадолго до смерти замечательный наш поэт Заболоцкий. Он оставил несколько прекрасных стихотворений о городке, о ясности окружающей природы – очень русской, очень мягкой и очень разнообразной.
Особенно хороши «Вечера на Оке».
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Я не называю имени этого города только потому, что такой городок не один в нашем Советском Союзе. Если приглядеться к любому городку и пожить в нем, то окажется, что он удивительно интересен, характерен, жизнь в нем разнообразна, в нем много культурных людей, и, кроме того, он кровно связан с историей страны. Тогда не будет и мысли о несколько обидном термине «захолустье».
Но если все-таки вам интересно, о каком городе я писал, то, пожалуй, я назову его. Это – Таруса. Та самая Таруса, что лежит где-то на краю калужской земли. Туда вы теперь можете доехать на автобусе или приплыть по Оке на новейшем быстроходном катере…
Извините за этот беглый очерк. Но если за ним последует ряд очерков от жителей таких городков о своих людях и родных местах, то моя цель будет достигнута.
Константин Паустовский. Таруса. 1961г.
Литература
1. Паустовский К. Литературные портреты. Очерки. Заметки. Собрание сочинений, том восьмой. М.: Издательство «Художественная Литература», 1970.
2. Аксенова М.Д. Роль малых городов в устойчивом развитии страны на примере Московской области. Мифология места эссе/Таруса// www.aksenova.ru/today/index.html/журнал/
3. brigand.ultranet.ru/?Tuda_i_obratno:Tarusa_2008.
4. http://ganichev.voskres.ru/index.htm#dp29.
5. www.wciom.ru Пресс-выпуск №1319.