Празднование 40-летия Победы и тенденции развития памяти о ВОВ в 80-е г.г. XX века

Празднование 40-летия Победы и тенденции развития исторической памяти
о Великой Отечественной войне в последнее советское десятилетие

Попов А.Д.

Эволюция празднования различных юбилеев в дореволюционной, советской и постсоветской России, как одно из направлений изучения исторической памяти (memorystudies), привлекает постоянно увеличивающийся интерес отечественных изарубежных исследователей [2; 3; 5; 6; 13; 20 и др.]. Знакомство с имеющимися работами позволяет обозначить две важнейшие тенденции, отражающие специфику празднования исторических юбилеев в советский период:1) зависимость содержания юбилейного календаря и общественного внимания к конкретным датам от политико-идеологической конъюнктуры;2)постепенная экспансия празднования Дня Победы в символическом пространстве советских юбилеев, начавшаяся в середине 1960-х гг. и завершившаяся к середине 1980-х гг. его абсолютным доминированием над революционными и иными памятными датами.Также появляются первые работы, посвященные использованию символического ресурса исторических юбилеев в советской культурной дипломатии послевоенного периода [14]. В нашей статье для более глубокого раскрытия темы будет охарактеризовано состоявшееся в 1985 г. празднование последнего советского юбилея Победы десятичного циклана общесоюзном и региональном (крымском) уровне, а также символическое и прагматическое значение данного события для позднесоветского общества.

В первой половине 1980-х гг. наблюдался явный кризис доверия значительной части советских граждан к коммунистической идеологии, во многом обусловленный догматизацией и ритуализацией политической жизни СССР в период «застоя». Такое положение дел не было секретом для представителей советской государственно-партийной элиты. Поэтому советское руководство пыталось использовать самые разные внутренние и внешние поводы (Олимпиада-80, борьба против американской «гонки вооружений», начало антиалкогольной кампании, XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1985 года в Москве) для мобилизации населения и сохранения идеологемы о безальтернативности «руководящей и направляющей роли» коммунистической партии в жизни общества. Празднование 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. также имело не только мемориально-исторический, но и политико-идеологический контекст. В частности, в выступлении недавно избранного Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева, посвященном 40-летию Победы, говорилось о том, что «главным действующим лицом войны, творцом Победы был великий советский народ в солдатской шинели и рабочей спецовке, во главе которого шла партия большевиков» [18. 1985. 9 мая]2.

В целом празднование отличалось широчайшим размахом и происходило в соответствии с мемориальными традициями, заложенными в брежневский период. Ещё 31 мая 1984 г. было принято постановление ЦК КПСС «О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В этом многостраничном документе предстоящий юбилей рассматривался и во внутриполитическом, и в международном контексте. С одной стороны, подчеркивалось, что «Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне со всей полнотой раскрыла преимущества социализма, его огромные экономические, социально-политические и духовные возможности». С другой стороны, указывалось на мессианское значение разгрома Германии для спасения всего мира: «Победа в Великой Отечественной войне была одержана советским народом во имя мира и жизни на Земле. Своим избавлением от угрозы фашистского порабощения, своей свободой человечество в огромной мере обязано первому в мире социалистическому государству…» [15.С. 583, 585]. В резолютивной части документа отмечалось, что всенародный праздник 40-летия Победы должен стать катализатором для широкой идеологической, массово-политической, агитационно-пропагандистской, идейно-воспитательной работы, а также стимулировать повышение трудовой активности советских людей, усиление общественного внимания к ветеранам войны и труда.Далее был намечен целый ряд зрелищно-массовых, политических, информационных, творческих, научных, спортивных и туристических3 мероприятий, приуроченных к 40-летию Победы[15.С. 585–589].

Указом Президиума Верховного Совета (ВС) СССР от 11 марта 1985 г. все оставшиеся в живых ветераны войны – бывшие военнослужащие Красной Армии, партизаны и подпольщики были награждены орденом Отечественной войны4. Окончательно сформировался перечень населенных пунктов, удостоенных почетного статуса городов-героев. Указами Президиума ВС СССР от 6 мая 1985 г. такой чести были удостоены Мурманск и Смоленск [18. 1985. 7 мая]. Города Борисов, Волоколамск, Изюм, Можайск, Нальчик, Тирасполь и Шяуляй были награждены орденом Отечественной войны I степени [18. 1985. 8 мая].

9 мая 1985 г. на Красной площади в Москве состоялся грандиозный военный парад, который своими масштабами превзошел даже парады 24 июня 1945 г. и 9 мая 1965 г. Его отличительной особенностью, в частности, было прохождение перед действующими военнослужащими и военной техникой отдельных колоннгероев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, ветеранов Красной Армии, Войска Польского и Чехословацкой народной армии, партизан и подпольщиков, тружеников тыла. Кроме Знамени Победы и штандартов всех фронтов было пронесено 150 знамен дивизий и полков Красной Армии, наиболее отличившихся во время войны. Парад на Красной площади и другие праздничные мероприятия транслировались по центральному телевидению [16], их освещали тысячи отечественных и зарубежных журналистов. Кульминацией торжества стал праздничный артиллерийский салют сорока залпами, который был проведен в Москве, столицах союзных республик, в городах-героях, а также во Владивостоке, Куйбышеве, Львове, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Свердловске, Североморске, Хабаровске и Чите [18. 1985. 9 мая].

катя4

На основе отдельных эго-источников можно попытаться реконструировать общественную реакцию относительно празднования 40-летия Победы у нескольких поколений советских граждан. Пожалуй, наиболее яркие воспоминания об этом событии остались у тех, кто в то время был ребенком:

«Помню общий какой-то праздничный дух, тогда впервые осознала всю крутость песни “День Победы”5, помню, что папа-художник одноклассницы нарисовал плакат, который долго потом висел в классе. В общем именно тогда, 9 мая 1985 я и поняла, что есть такой важный день – день Победы. Мне было 8 лет».

«9 мая 1985 года. Мне было 6 лет. Мы с папой были на параде на Красной площади. Я была в красной шапочке, и нас показывали по телевизору. Ощущение радостного и светлого помню. И впечатление от мощи советской армии тоже помню (особенно от танков и чеканящих шаг военных)».

«Мне было 8 лет. В школе долго репетировали утренник, посвященный празднику – на него были приглашены все бабушки/дедушки – ветераны и блокадники. А девятого мая день был солнечный, на улицах ощущение праздника, повсюду звучала песня “День победы”. Мы с дедушкой поехали на Пискаревское кладбище. Помню огромное столпотворение у братских могил умерших во время блокады и то, как я клала на эти могилы красные гвоздики» [11].

Трепетные чувства к происходящему испытывали и более старшие жители «Страны Советов», относящиеся к послевоенному поколению.

катя5

Так, писатель Юрий Поляков (1954 г.р.) вспоминает, что в 1984 г. опубликовал в прессе статью «Право на боль», где написал: «Есть боль участника, но есть боль и соотечественника. Человеку, чье Отечество перенесло то, что выпало на долю нашей страны, нет нужды заимствовать чужую боль, потому что она принадлежит всем и передается от поколения к поколению, равно как и гордость за одержанную Победу… Мирные поколения должны знать о войне все, кроме самой войны» [17.С. 60].

Что же касается представителей военного поколения «фронтовиков», то судя по размещенным на сайте «Прожито» (http://prozhito.org/) дневникам известного хирурга и ученого Николая Амосова (1913 г.р.), кинодраматурга Анатолия Гребнева (1923 г.р.) и заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС Анатолия Черняева (1921 г.р.), для них самым важным в восприятии очередного юбилея Победы были не внешние атрибуты торжества, а размышления по поводу достаточно неожиданного для многих упоминания в докладе Горбачева личности Сталина. Действительно, недавно избранный генсек, вектор будущего политического курса которого ещё во-многом оставался загадкой для общественности, с трибуны кремлевского Дворца съездов заявил о том, что «гигантской работой на фронтеи в тылу руководили партия, её Центральный Комитет, Государственный комитет обороны во главе сГенеральным секретарем ЦК ВКП (б) Иосифом Виссарионовичем Сталиным» [18. 1985. 9 мая]. Причемоценки авторов дневников относительно этого упоминания расходятся: Амосов высказывается на этот счет скорее положительно, а Гребнев и Черняев – критически. В частности, Анатолий Гребнев 9 мая 1985 г. написал в своем дневнике: «Вчера – торжественное заседание, старые лица в зале – генералы, ветераны, министры… все старые… Генеральный – прост, доступен, “можно потрогать”. При упоминании Сталина (а как было не упомянуть!) – в зале долгие аплодисменты; докладчик пытался продолжать, но пришлось остановиться на полуслове – зал не переставал аплодировать: старые люди соскучились по вождю молодости» [8]. Все это происходило на фоне циркулировавших в первые месяцы 1985 г. слухах об обратном переименовании города-героя Волгограда в Сталинград. Причемтакое предполагаемое развитие событий имело как активных сторонников, так и убежденных противников[см., напр.: 1. С. 372; 3. С. 202].

Исследователь Геннадий Бордюгов (1954 г.р.), одновременно являющийся и очевидцем описываемых событий (в то время – научный сотрудник Института истории СССР Академии наук СССР) также обращает внимание на использование властями юбилея не только для символической, но и для прямой трудовой мобилизации [3.С. 202–203]. Помимо традиционного ленинского весеннего субботника, обычно проводимого в преддверии первомайских праздников, 4 мая 1985 г. по призыву трудовых коллективов городов-героев Москвы, Ленинграда и Волгограда состоялся ещё один всесоюзный коммунистический субботник, фактически превратившийся в дополнительный рабочий день с повышенными производственными обязательствами. В посвященной этому мероприятию передовице газеты «Известия», вышедшей под заголовком «Вдохновенный труд во имя мира», в частности, сообщалось: «В субботнике приняло участие практически все население города. Большинство трудились на своих рабочих местах. Ещё сотни тысяч москвичей вышли на улицы и площади города, чтобы подготовить его к празднику. И Москва, омытая весенними дождями, будто помолодела» [9. 1985. 5 мая].

На региональном уровне подготовка к 40-летию Победы и празднование этого знаменательного юбилея происходили в рамках общих трендов развития советской мемориальной политики. В качестве примеров кратко охарактеризуем мероприятия, состоявшиеся в крымских городах Севастополе, Керчи и Симферополе.

В январе 1985 г. Крымский областной комитет Коммунистической партии Украины (КПУ) разработал методические рекомендации для проведения в трудовых коллективах региона «бесед за круглым столом» на тему «Всемирно-историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Задачи разоблачения фальсификаторов истории Второй мировой войны». К участию в таких беседах активно привлекались участники боев за Крым и Севастополь, а также передовики производства.

Их содержание явно имело две основные проекции: внутреннюю (обоснование ключевой роли КПСС в разгроме врага, объяснение героизма советского народа на фронте и в тылу преданностью коммунистическим идеалам) и внешнеполитическую (разоблачение агрессивного курса ведущих капиталистических государств и их попытокпреуменьшить роль СССР в победе над фашизмом) [7.Ф. П-1. Оп. 10. Д. 25. Л. 1–2]. Для контроля за ходом идеологической и массово-политической работы, в том числе связанной с юбилейной датой, в Севастополь из областного центра была направлена группа ответственных партийных работников и инструкторов «для проверки и оказания помощи горкому» [7.Ф. П-1. Оп. 10. Д. 211. Л. 1–8]. Одним из результатов такого «идеологического десанта» стало проведение 8 апреля 1985 г. во всех партийных комитетах Севастополя т.н. «единого политдня» на тему «Великий подвиг народа» [21. 1985. 9 апреля].

Но также крымским партийным руководством начиная с осени 1984 г. принимались документы, связанные с практическими аспектами подготовки к празднованию. Например, в них говорилось об адресном поздравлении с 40-летием Победы всех проживающих в области ветеранов войны, вдов и матерей погибших воинов, а также о резервировании гостиничных номеров для ветеранов из других городов, которые должны были прибыть на празднование в Севастополь [7. Ф. П-1. Оп. 9. Д. 100. Л. 51–53].

4 мая 1985 г. на посвященный 40-летию Победы всесоюзный коммунистический субботник вышло около 170 тыс. севастопольцев, которые произвели внеплановой продукции на 1,3 млн. руб., а также перечислили из дневного заработка около 220 тыс. руб. в фонды мира и пятилетки [9. 1985. 5 мая]. Помимо этого коллективы предприятий и учреждений города-героя провели работы по уборке и благоустройству территории памятников участникам Великой Отечественной войны, закрепленных за ними в порядке шефства [21. 1985. 5 мая].

На тот момент в Севастополе жило около 13 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны. В начале юбилейного года городская газета «Слава Севастополя» объявила конкурс очерков и заметок «Ветераны – в строю», итоги которого были подведены накануне Дня Победы [21. 1985. 6 января; 5 мая]. Как и в целом по стране, многие ветераны продолжали работать в трудовых коллективах, а также являлись активными участниками общественной жизни и воспитательной работы с молодежью.

катя6

Легендарной личностью послевоенного Севастополя стала Мария Байда – санинструктор и разведчик Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, бывшая в плену и выжившая в концентрационном лагере «Равенсбрюк». В период с 1961 по 1986 гг. она заведовала Центральным отделом ЗАГС Севастопольского горисполкома, была почетным гражданином Севастополя, неоднократно избиралась депутатом городского совета [19.С. 139–144].

Символические значение относительно преемственности военного и послевоенных поколений имело мероприятие, прошедшее на мысе Херсонес у памятника-обелиска, посвященного окончательному разгрому немецких войск в Крыму 12 мая 1944 г. В дни празднования 40-летия Победы здесь состоялось вручение паспортов достигшим совершеннолетия севастопольцам, которые они получили из рук участника боев за освобождение Крыма, Героя Советского Союза, капитана 1-го ранга в отставке Асафа Абдурахманова [21. 1985. 14 мая].

Основным мероприятием празднования в Севастополе стал многотысячный митинг, состоявшийся на Площади Нахимова 9 мая 1945 г. На нем выступили руководители Крымской области, города-героя Севастополя, Черноморского военно-морского флота. Помимо поздравлений с праздником и констатации огромного исторического значения Великой Победы прозвучали призывы к присутствующим «показать примеры самоотверженного труда» и «сплотиться вокруг коммунистической партии» [21. 1985. 10 мая].

Уже в начале юбилейного года трудящиеся Керчи присоединились к инициативе волгоградцев, бросивших призыв сделать 1985 г. годом ударного труда в честь 40-летия Победы и каждый месяц посвящать трудовые свершения одному из городов-героев. Это движение, подхваченное и другими городами, получило название «всесоюзной трудовой Вахты памяти». Так, на протяжениифевраля 1985 г. керчане должны были перевыполнять производственный план в честь самого близкого для них города-героя – Новороссийска, о чем постоянно сообщалось с помощью местной прессы и средств наглядной агитации [10. 1985. 19 января; 28 февраля]. Как и в целом по стране, полноценно отработав субботний день 4 мая, коллективы многих предприятий Керчи, а также приписанных к керченскому порту морских судов, решили перечислить свой дневной заработок в фонд сооружения Мемориала Победы на Поклонной горе в Москве.

5 мая 1985 г. на территории входящего в керченскую городскую агломерацию поселка Героевское произошло очень значимое и долгожданное события. Здесь с участием областного и городского руководства, а также специально приглашенных делегаций из городов-героев Новороссийск, Одесса и Севастополь был торжественно открыт мемориальный комплекс, посвященный памяти участников Керченско-Эльтигенской десантной операции осени 1943 г. [12. 1985. 7 мая]. Решениео сооружении здесь масштабного мемориала, из-за своего оригинального архитектурного решения, получившего название «Парус» (скульпторы Л.В. Тазьба, С.Я. Ковнер, архитектор О.А. Шахов), было принято ЦК КПУ ещё 28 февраля 1968 г. Однако только к 40-летию Победы строительство было завершеновопреки многочисленным финансовым и организационно-техническим трудностям.

катя7

Большую помощь в реализации этого проекта оказал коллектив керченского судостроительного завода «Залив», который взял шефство над возведением мемориала – его представители также выступили на празднике открытия. По сложившейся традиции траурные венки в память о погибших моряках и десантниках были не только возложены к мемориалу и братским могилам Эльтигена («Огненной земли»), но и спущены с катера в море[10. 1985. 7 мая; 12. 1985. 7 мая].

В тот же день в непосредственной близости от нового мемориального объекта был открыт Музей истории Эльтигенского десанта, ставший обособленным структурным подразделением Керченского историко-археологического музея. Многие экспонаты и документальные материалы для музея были переданы участниками поискового героико-патриотического клуба «Эльтиген», начавшего свою работу в 1973 г. по инициативе керченского педагога Татьяны Замуленко [10. 1985. 8 января; 22.С. 177–181]. Также в канун Дня Победы в Керчи была открыта картинная галерея, экспозиция которой полностью состояла из произведений московского художника-баталиста, народного художника РСФСР Николая Бута, посвященных героической обороне Аджимушкайских каменоломен в 1942 г. [10. 1985. 10 мая].

Вечером 8 мая 1985 г. состоялось традиционное для этого города-героя факельное шествие керчан к памятнику-обелиску, расположенному на вершине, возвышающейся над городом горы Митридат, где состоялся массовый митинг-реквием. Вот как описывал это событие один из очевидцев: «Могучая огненная река заполнила улицы родного города. Плавно течет она, её поток устремляется наверх, как символ стремления юных сердец к Миру, Счастью, Свету <…> Молодежь, комсомольцы слушают слова ветеранов войны, клянутся быть достойными их, “жить, гореть, себя не жалеть, чтобы людям жилось светлее”» [10. 1985. 11 мая].

Непосредственно 9 мая состоялась традиционная встреча ветеранов в сквере имени пионера-героя Володи Дубинина, вновь были возложены венки и цветы к мемориалу на горе Митридат и другим памятникам города, а в полдень состоялся массовый митинг на центральной площади Керчи [12. 1985. 10 мая].

катя8

Насыщенно событиями было и празднование 40-летия Победы в Симферополе – административном центре Крымской области, на тот момент входившей в состав Украинской ССР. Как и в других городах, 4 мая здесь был проведен всесоюзный коммунистический субботник. На следующий день в здании Украинского музыкально-драматического театра было проведено торжественное собрание и праздничный концерт. Открывая официальную часть мероприятия, первый секретарь Крымского обкома КПУ В.С. Макаренко подчеркнул, что «отмечая 9 мая, как один из самых радостных своих праздников, мы не забываем того, что мирное 40-летие нашей страны – это совокупный итог Победы и трудового марша послевоенных пятилеток».

А первый секретарь Севастопольского горкома КПУ А.П. Смолянников заверил, что «Эстафета доблести и героизма, переданная нам мужественными воинами-победителями, в надежных руках» [7. Ф. П-1. Оп. 10. Д. 92. Л. 39, 50]. Но главным юбилейным событием, запомнившимся симферопольцам (в том числе и автору статьи), стало открытие после реконструкции Могилы неизвестного солдата с Вечным огнем. Этотмемориальный объект, расположенный в Гагаринском парке Симферополя (архитектор Е.В. Попов), был создан к празднованию 30-летия Победы в 1975 г. Однако очень скоро оказалось, что достаточно скромный в своем первоначальном варианте комплекс не совсем соответствует масштабу проводимых здесь мемориальных мероприятийс участием руководства области и статусных гостей, в том числе из зарубежных стран. Наего реконструкцию из областного бюджета было выделено 500 тыс. руб., причем для экономии средств все работы выполнялись симферопольскими проектными организациями, производственными и коммунальными предприятиями города, а также военнослужащими местного гарнизона [4. С. 182; 7. Ф. Р-3287. Оп. 7. Д. 4327. Л. 2].

катя9

В итоге 8 мая 1985 г. состоялось открытие обновленного мемориала. Вечный огонь в Симферополе, погашенный на время реконструкции, был вновь зажжен ветеранами войны – Героем Советского Союза А.М. Раснецовым и полным кавалером ордена Славы А.А. Кириллиным. Источником огня стали два факела, доставленные в столицу Крыма эстафетой спортсменов-легкоатлетов из Керчи (от Вечного огня на горе Митридат) и Севастополя (от Вечного огня на Сапун-горе). Открытие сопровождалось торжественным митингом, в финальной части которого, по сложившейся к тому времени традиции, слово предоставлялось кому-то из пионеров или комсомольцев, которые в своей речи должны были принять символическую «эстафету памяти» от поколения участников войны. Ученица средней школы № 14 Ирина Зубарева выступила с короткой и по-детски наивной, но очень трогательной речью: «Спасибо вам, наши славные дедушки и бабушки, за то, что на рассвете нас будят щебет птиц, яркие солнечные лучи, ваша добрая улыбка, а не грохот взрывов и ослепительные вспышки ракет, за то, что вы отстояли мир на земле, что сейчас живете рядом с нами» [12. 1985. 8 мая].

катя10

В День Победы на центральной площади города для симферопольцев была подготовлена литературно-художественная композиция и театрализованное представление «Салют Победы», состоялось массовое возложение венков и цветов к памятникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, традиционные встречи ветеранов и концерты самодеятельных творческих коллективов, а также вечернее факельное шествие6, завершившееся митингом-реквием у открытого накануне реконструированного Вечного огня в Гагаринском парке [12. 1985. 10 мая].

В целом можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что в период 1960–1980-х гг. Великая Отечественная война постепенно вытесняла из пространства публичной политики и из сознания советских граждан Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Современная исследовательница Екатерина Болтунова объясняет это целым комплексом причин: приходом на высшие государственные и партийные посты участников войны, смещением воспоминаний о революции из сферы коммуникативной памяти («живая» память очевидцев) к более «отстраненной» и мифологизированной культурной памяти, а также большим объединительным (интегративным) потенциалом событий 1941–1945 гг. в условиях нарастания кризиса коммунистической идеологии [2.С. 127].Как мы видим, в течение нескольких лет после смерти Л.И. Брежнева сформировавшийся в период его правления мемориальный канон относительно памяти о Великой Отечественной войне не только сохранялся, но и достиг своей кульминации во время празднования 40-летия Победы в мае 1985 года. Находившийся на тот момент менее двух месяцев во главе государства М.С. Горбачев (1931 г.р.), представлявший уже поколение «детей войны», продолжал реализовывать праздничный сценарий, в общих чертах уже заранее сформированный его предшественником – последовательным представителем «брежневского стиля» К.У. Черненко.

Только к началу 1990-х гг. возникли условия для пересмотра некоторых значимых элементов брежневской концепции исторической памяти о Великой Отечественной войне. После возникновения альтернативных политических партий и отмены в марте 1990 г. 6-й статьи Конституции СССР, неизбежным стал отказ от тезиса о руководящий и направляющей роли коммунистической партии в разгроме фашистской Германии и её союзников. А разгосударствление экономики и её трансформация на рыночных принципах сделали бессмысленным использование памяти о войне как инструмента моральной мотивации повышения производительности труда. Но в остальном сформировавшийся в период между 1965 и 1985 гг. мемориальный канон продолжал функционировать, он стал своеобразным фундаментом для базовых историко-культурных ценностей постсоветского российского общества. Именно День Победы стал главным общенациональным историческим праздником, а пост почетного караула № 1 был перенесен от Мавзолея В.И. Ленина к Вечному огню у Могилы Неизвестного солдата в Александровском саду.

Литература

  1. Бовин А.Е. ХХ век как жизнь. Воспоминания. М., 2017.
  2. Болтунова Е. «Пришла беда, откуда не ждали»: как война поглотила революцию // Неприкосновенный запас. 2017. № 6. С. 109–128.
  3. Бордюгов Г.А. Октябрь. Сталин. Победа. Культ юбилеев в пространстве памяти. М., 2010.
  4. Брошеван В.М. Символ вечной благодарности (к истории вопроса о создании в столице Крыма мемориального комплекса с Вечным огнем) // Историческое наследие Крыма. 2005. № 9. С. 178–183.
  5. Булыгина Т.А., Кожемяко Т.Н. Историческая память и юбилеи в России в ХХ–XXI веках // История и историческая память: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 6 / Под ред. А.В. Гладышева, Т.А. Булыгиной. Саратов; Ставрополь, 2012. С. 63–76.
  6. Воронцова Т. Юбилеи Победы. URL: http://urokiistorii.ru/article/173(дата обращения: 15.04.2018).
  7. Государственный архив Республики Крым (г. Симферополь).
  8. Дневник кинодраматурга Анатолия Гребнева. URL: http://prozhito.org/notes?date=%221985-01-01%22&diaries=%5B559%5D (дата обращения: 15.04.2018).
  9. Известия. Печатный орган Совета народных депутатов СССР.
  10. Керченский рабочий. Печатный орган Керченского горкома КПУ и городского Совета народных депутатов.
  11. Комментарии к посту «А кто-нибудь помнит, как отмечали в СССР 9 мая в 1985 году?». URL: http: https://76-82.livejournal.com/2033824.html (дата обращения: 15.04.2018).
  12. Крымская правда. Печатный орган Крымского обкома КПУ и областного Совета народных депутатов.
  13. Махнырёв А.Л. Роль и место исторических юбилеев в общественно-политической жизни СССР (1945–1964 гг.). Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2015.
  14. Нагорная О.С., Никонова О.Ю. Юбилеи революции как элемент послевоенной советской культурной дипломатии в странах Восточной Европы // 1917 год в России: социалистическая идея, революционная мифология и практика: Сб. науч. трудов. Екатеринбург, 2016. С. 230–236.
  15. О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Постановление ЦК КПСС от 31 мая 1984 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986). Т. 14. 1981–1984. М., 1987. С. 582–589.
  16. Парад Победы 1985. 40 лет Победы [телевизионная трансляция]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0OzWl5GlSSY (дата обращения: 15.04.2018).
  17. Поляков Ю.М. По ту сторону вдохновения. М., 2017.
  18. Правда.Печатный орган Центрального комитета КПСС.
  19. Равнение на подвиг: Сборник / Автор-сост. В.Г. Кузьмина, Г.В. Орлова, Г.Г. Ищенко. Симферополь, 1988.
  20. Рольф М. Советские массовые праздники [пер. с нем. В.Т. Алтухова]. М., 2009.
  21. Слава Севастополя. Печатный орган Севастопольского горкома КПУ и городского Совета народных депутатов.
  22. Славин Н.А. Эльтиген. Взгляд сквозь десятилетия. Симферополь, 2004.
Поделиться в соц. сетях: