Попов А.Д.
В Советском Союзе на протяжении послевоенного периода (особенно в 1960–1980-е гг.) историко-краеведческий и военно-исторический туризм, связанный с памятью о Великой Отечественной войне, развивался очень активно.Туристско-экскурсионные организации, входившие в систему ВЦСПС (Туристско-экскурсионное управление – Центральный совет по туризму – Центральный совет по туризму и экскурсиям), а также ЦК ВЛКСМ (Бюро международного туризма «Спутник»), предлагали широкий выбор путешествий, походов и экскурсий мемориальной направленности [подробнее см.: 3]. Особую роль в этом процессе играли города-герои СССР, ставшие своеобразной «мемориальной Меккой» для многочисленных туристов и экскурсантов. Если в Москве, Ленинграде, Киеве и Минске набор традиционных объектов показа и экскурсионных тем был более диверсифицирован,то в Бресте, Волгограде, Севастополе, Новороссийске именно события Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и связанные с ними достопримечательности имели ключевое, смыслообразующее значение во время знакомства приезжих с городом [см., например: 4; 5].Одно только Волгоградское бюро путешествий и экскурсий в 1970–1980-е гг. ежегодно обслуживало около 2,5 млн. туристов и экскурсантов [1. С. 580–581].
Знакомство с перечнем туристических маршрутов всесоюзного значения, предлагавшихся в 1980 г. ЦСТЭ ВЦСПС, демонстрирует примеры конструирования, символической «сшивки» мемориального пространства посредством создания военно-исторических туров.В качестве примеров можно привести маршруты «По местам боевой славы» (Москва – Могилёв – Минск – Брест), «По партизанским тропам Кубани» (Краснодар – Геленджик), «Молодогвардейский» (Ворошиловград – Краснодон – Жданов)и др. [7. С. 6, 14, 23]. Особое значение при создании такого рода маршрутов, реализовывавшихся под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто», играл набор соответствующих объектов показа, главным образом – мемориальных сооружений, посвященных памяти героев и жертв Великой Отечественной войны, боевым действиям на суше и на море, участию в войне различных родов войск и воинских подразделений, партизан и подпольщиков, вкладу в Победу представителей различных социально-демографических групп, а также репрессиям оккупантов по отношению к мирному населению.Среди таких объектов были представлены не только созданные в 1960–1980-е гг. крупные мемориальные комплексы, включающие музейно-выставочные экспозиции, панорамы и диорамы, площадки демонстрации боевой техники периода войны, но и достаточно скромные памятники, зачастую созданные ещё в 1944–1945 гг. на братских могилах погибших, что иллюстрировало многообразие сложившихся форм и практик коммеморации.
Логичным результатом развития советского мемориального туризма стало создание в 1970–1980-е гг. целого ряда железнодорожных маршрутов (линейных или кольцевых) по городам-героям, например: Москва – Киев – Одесса – Севастополь – Москва; Киев – Одесса – Севастополь – Волгоград – Киев; Севастополь – Одесса – Киев и др. [2. С. 95–96; 6. С. 109; 8. С. 198]. Использование именно этого вида транспортных путешествийв значительной степени было обусловлено необходимостью снижения нагрузки на объекты размещения в популярных среди туристов городах-героях, поскольку в советских реалиях инфраструктурный дефицит был одним из основных сдерживающих факторов развития внутреннего туризма.
В современных условиях, когда в Российской Федерации особое внимание уделяется празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, а 2020-й год был официально объявлен Годом Памяти и Славы, актуализируется вопрос о возрождении на новом уровне мемориального туризма с учётом как советских традиций, так и современных общественно-политических, социально-экономических, социокультурных реалий. В частности, целесообразным представляется создание линейного туристического маршрута «По городам-героям Юга России» (Волгоград – Новороссийск – Керчь – Севастополь), транспортная логистика которого значительно упростилась после начала автомобильного и железнодорожного сообщения по успешно введенному в эксплуатацию Крымскому мосту. Общая протяженность маршрута при перемещении на автотранспорте составляет 1328 (880/158/290) км, по железной дороге – 1400 (806/234/360) км. Предложенная последовательность посещения городов-героев объясняется логикой и хронологической последовательностью исторических событий Великой Отечественной войны (Сталинградская битва и коренной перелом в ходе войны – Битва за Кавказ – Битва за Крым), хотя в случае объективной необходимости возможно и совершение путешествия в обратном направлении.
Маршрут «По городам-героям Юга России» планируется как круглогодичный, однако при использовании автомобильного транспорта в связи с климатическими условиями возможны определенные затруднения в перемещении между городами в зимнее время года, а также следует учитывать значительное повышение цен на услуги объектов размещения Новороссийска, Керчи и Севастополя в летний период. Таким образом, более оптимальным временем путешествия по данному маршруту представляется весенний (особенно с учетом ежегодных праздничных мероприятий, приуроченных ко Дню Победы) и осенний периоды.
В каждом из названных городов-героев и их окрестностях на данный момент представлены сотни охраняемых государством разнообразных мемориальных сооружений, связанных с событиями 1941–1945 гг. Поэтому отбор объектов показа для включения в программу маршрута представлял определенные сложности. В итоге для каждого из городов-героев было определено 10 ключевых, базовых объектов показа, которые можно осмотреть за 1–2 дня пребывания. Вместе с тем, посещение некоторых интересных, но удаленных памятных мест (например, «Солдатского поля» под Волгоградом), может носить факультативный характер. Выбранные объекты либо являются архитектурно-мемориальными доминантами градостроительного ландшафта данных городов-героев, либо ярко иллюстрируют самые типичные сюжеты и формы мемориализации памяти о героях и жертвах Великой Отечественной войны:
Город-герой Сталинград/Волгоград:
- Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.
- Музей-панорама «Сталинградская битва».
- Памятное место «Руины мельницы Гергардта (Грудинина)».
- Стела «Городу-герою Волгограду».
- Памятник «Дом Павлова».
- Площадь Павших борцов с Вечным огнем.
- Памятник «Мирному населению, погибшему в дни Сталинградской битвы».
- Плавучий памятник погибшим речникам на Волге и пожарно-спасательный катер «Гаситель».
- Памятник комсомольцам – защитникам Сталинграда.
- Памятник Чекистам (Памятник воинам 10-й дивизии войск НКВД и милиционерам Сталинграда – защитникам города в 1942–1943 гг.).
Город-герой Новороссийск:
- Вечный огонь на Площади Героев.
- Мемориальный ансамбль «Малая земля».
- Памятник самолет-штурмовик ИЛ-2, поднятый со дна Черного моря.
- Мемориальный комплекс «Долина смерти» (поселок Мысхако).
- Мемориальный ансамбль «Линия обороны».
- Памятное место «Руины Дворца культуры цементников».
- Памятник освободителям Новороссийска на Площади Свободы.
- Памятник «Неизвестному матросу».
- Памятник-торпедный катер, установленный в честь моряков-черноморцев.
- Памятник «Непокоренным» на месте массовых расстрелов жителей города (село Цемдолина на 8 км автотрассы Новороссийск – Керчь).
Город-герой Керчь:
- Обелиск Славы на горе Митридат.
- Музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен.
- Памятник на месте массовой гибели мирных жителей и советских военнопленных (Аджимушкайский ров).
- Керченская картинная галерея с экспозицией картин Н.Я. Бута.
- Воинское кладбище города Керчи.
- Памятник Володе Дубинину.
- Памятный знак в честь советских летчиков (сквер Летчиков).
- Памятник («Шпиль») в честь советских воинов-десантников Отдельной Приморской армии и Азовской флотилии (поселок Маяк)
- Мемориальный комплекс в поселке Героевское и Музей истории Эльтигенского десанта.
- Памятный знак-мотобот в честь участников Эльтигенского десанта.
- Памятник пяти героям-черноморцам на подступах к Севастополю (село Верхнесадовое).
- Мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей на Сапун-горе.
- Мемориальный комплекс на Малаховом кургане.
- Мемориал героической обороны Севастополя 1941–1942 гг. на площади Нахимова.
- Мемориальный комплекс Солдат и Матрос и Обелиск в честь города-героя Севастополя на мысе Хрустальный.
- Кладбище коммунаров.
- Памятник морякам-подводникам.
- Парк Победы.
- Мемориальный комплекс «35-я береговая батарея».
- Памятник-обелиск в ознаменование окончательного разгрома гитлеровских войск на мысе Херсонес.
Подбор таких интересных и разнообразных объектов показа не снимает вопроса о смысловой, содержательной концепции данного туристического маршрута. Прежде всего, его участники будут знакомиться со знаковыми событиями Великой Отечественной войны на южном направлении наступления фашистской Германии и её сателлитов в пространственно-географическом, военно-стратегическом, инженерно-техническом, персональном измерениях (познавательно-образовательная составляющая).
Особенно важную роль в этом должно сыграть знакомство с соответствующими музейными экспозициями и мемориализированными местами важнейших сражений (Мамаев курган, Малая земля, Сапун-гора). Также огромное значение для развития личности туристов должно сыграть знакомство с выдающимися мемориальными сооружениями, зачастую созданными самыми известными отечественными архитекторами и скульпторами второй половины ХХ века (эстетическая составляющая). Кроме того, именно на примере городов-героев Юга России можно проследить появление и эволюцию важнейших коммеморативных практик, связанных с общенациональной памятью о Великой Отечественной войне, таких как обустройство «мест памяти», Вечный огонь, школьно-комсомольские посты № 1 и др. (ритуально-сакральная составляющая). Вкомплексе всё это должно укрепить представления о драматизме событий Великой Отечественной войны, о наивысшей степени героизма и мобилизованности советского народа в 1941–1945 гг., о том колоссальном значении, которое имела Великая Победа для отечественной истории, а также о преемственности мемориальных традиций у представителей послевоенных поколений (воспитательно-патриотическая составляющая). Вместе с тем, посещение отдельных объектов маршрута (например, Парка Победы в Севастополе), может иметь выраженную рекреационную составляющую, что в целом не противоречит общей концепции тура.
Развитие военно-исторического туризма патриотической направленности, осуществляющееся с учетом опыта советского периода, должно способствовать преемственности памяти поколений о событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., без чего невозможна идейная консолидация российской нации. И богатейший туристический потенциал городов-героев Юга России представляет для этого уникальные, но до сих пор недостаточно используемые возможности.
Литература
- Андрианова Г.Н. Волгоградское бюро путешествий и экскурсий. Становление и развитие // Вопросы краеведения. Материалы ХХ краевед. чтений. Вып. 12. Волгоград: изд-во ВолГУ, 2010. С. 578–582.
- Бражник А.В., Шемраев Э.С. Туристские маршруты Крыма: Путеводитель. Симферополь, Таврия, 1989.
- Попов А.Д. Память о Великой Отечественной войне в идеологической парадигме советского туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 3. С. 43–48.
- Попов А.Д. Легендарный Севастополь как туристско-экскурсионный объект: история и современность // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. № 3. С. 52–60.
- Сибиряков И.В. Образ Севастополя для советских туристов: советские справочники-путеводители об особенностях туристических маршрутов в Севастополе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2016. Т. 16, № 4. С. 58–63.
- Туристские маршруты / Сост. Л.П. Филиппова, Н.А. Ивашкина. М.: Профиздат, 1975.
- Туристские маршруты / Сост. Г.Н. Семивол, К.Е. Шапакина. М.: Профиздат, 1980.
- Туристские маршруты: Сборник маршрутов советов по туризму и экскурсиям: Справочник / Сост. В.С. Качанов. М.: Профиздат, 1990.