Томан И.Б.
«Веселись, юноша, в юности своей», – советовал мудрый царь Израиля Соломон (Библия, Книга Екклесиаст, гл.11). «Свищи поколе свищется», – вторит ему русская пословица. Правда, свой совет Соломон заканчивает предупреждением: «Только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд». Аналогично и в русской традиционной культуре отношение к свисту и свистунам было неоднозначным. С одной стороны, широкое распространение свистулек (они же свистки, свистелки, свистули, пищики и дудочки) свидетельствует о народной любви к ним, а, с другой стороны, свистуля – это не только синоним свистульки: этим ласковым словом называли в Архангельской губернии женщин легкого поведения. Свистушками называли (и называют сейчас) непоседливых девушек, а свистунами, свистелями, свистенями и свистягами – бездельников и гуляк, которым после того как они просвистаются (то есть промотают все), остается только свистеть в кулак (или в ключ) и есть свистунью или свистуху (жидкую похлебку). Впрочем, жизнерадостные лентяи, которые свистулят или свистульничают – это отнюдь не горькие пьяницы. Именно по способности свистеть русские люди безошибочно отличали пьяного от трезвого. «Хочешь узнать, не пьян ли, так вели свиснуть», – гласила народная мудрость.
Негативное отношение к свисту, отразившееся в языке и некоторых поверьях, отражает прежде всего влияние христианской церкви. Однако в языческой культуре, сосуществовавшей и пересекавшейся с христианской, свист, как и любой другой шум, воспринимался как защита от злых духов, привидений и прочих потусторонних сил. Таким образом, свистопляска – это отнюдь не пьяный шабаш, а очистительный ритуал. В.И. Даль сообщает, что жители Вятки устраивали свистопляску в четвертую субботу после Пасхи. Они собирались в овраге у часовни и свистели в глиняные свистульки в память об убитых ими по ошибке в XIV веке устюжанах, которых они пригласили в качестве союзников и приняли за врагов. Кроме того, свистопляской в Вятской губернии называли и праздник весны, которую встречали веселым свистом. Однако практически повсеместно существовал запрет на свист в доме. Объяснялось это по-разному. Одни утверждали, что свист крайне неприятен доброму домовому, который может обидеться и навсегда покинуть хозяев-свистунов; другие были убеждены в том, что свист отвращает лик Богородицы. Однако и в том, и в другом случае последствие одно и то же – бедность и запустение в доме.
Как видим, наивная, на первый взгляд, народная детская игрушка и нехитрый музыкальный инструмент незаметно уводят нас в глубину веков и открывают такие многоликие бездны традиционной культуры и истории, что дух захватывает.
Свистульки встречаются в самых разных концах земли. В каждом регионе они имеют свои особенности, однако некоторые повторяющиеся мотивы и, конечно же, любовь к свисту как таковому являются свидетельством некоего отдаленного родства всех народов. Неудивительно поэтому, что многие люди нашли свое призвание в коллекционировании свистулек, а в итальянском городе Чезена близ Виченцы есть даже целый музей, посвященный исключительно им.
Фонд народных художественных промыслов: история, современность и перспективы
Таким образом, первая московская международная выставка свистулек, организованная Фондом народных художественных промыслов Российской Федерации, – событие закономерное и давно назревшее. Впрочем, прежде чем поведать о представленных на выставке свистульках, расскажу о ее инициаторе и организаторе.
Фонд народных художественных промыслов Российской Федерации был учрежден Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1994 года №1987 «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов». Фонд является некоммерческим самофинансируемым общественным объединением и распространяет свою деятельность на территории Российской Федерации, имея в настоящее время 48 региональных отделений.
Основные цели Фонда – содействие осуществлению государственной культурной политики, законодательству в области народного художественного творчества, проводимым мероприятиям по сохранению, возрождению, развитию и поддержке традиционных и оригинальных художественных промыслов, ремесел и декоративно-прикладного искусства народов России.
Среди его первоочередных задач – создание на базе Фонда и организация деятельности многопланового по функциям, современного по техническим возможностям культурного и делового Центра народных художественных промыслов, ремесел и декоративно-прикладного искусства; изучение культурно-бытовых особенностей населения российских регионов, городов и селений; сбор, хранение, изучение и систематизация исторических и этнографических материалов о быте, укладе жизни и нравах жителей России; формирование информационного банка данных; подготовка и издание каталогов, сборников, альбомов, буклетов, посвященных истории, этнографии, национальным традициям и творчеству мастеров и художников промыслов; тесное сотрудничество со средствами массовой информации в деле популяризации народного художественного творчества; содействие развитию и укреплению международного культурного и научного обмена в сфере сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов, ремесел и декоративно-прикладного искусства.
Фонд находится по адресу – Леонтьевский переулок, 7, в доме, построенном в начале ХХ века специально для Музея кустарных изделий (Кустарного музея).
История этого музея начинается с Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года, на которой были представлены произведения народного искусства со всей страны. После закрытия предприниматель и меценат Сергей Тимофеевич Морозов приобрел ее экспонаты и передал их Музею кустарных изделий, созданному в 1885 году Московским губернским земством.
Первоначально он не имел своего помещения, но в 1902 году переехал в собственное здание, построенное в неорусском стиле по проекту С.У. Соловьева на средства С.Т. Морозова. В 1911 году оно было существенно расширено по проекту В.Н. Башкирова и А.Э. Эрихсона.
При Музее кустарных изделий существовали магазин, мастерские и музей образцов, так что он был не только хранилищем художественного наследия, но и способствовал развитию народных промыслов. Минуя перекупщиков, Музей приобретал изделия непосредственно у производителей, что позволяло продавать их по сравнительно доступным ценам; консультировал мастеров, помогал им улучшать качество продукции. С Музеем сотрудничали такие известные художники как А.М. Васнецов и С.В. Малютин, создававшие на основе древнерусских и народных традиций авторские работы, которые потом тиражировались в ремесленных мастерских.
По инициативе Николая Дмитриевича Бартрама, заведовавшего художественной частью Музея, была создана мастерская по изготовлению игрушек. Н.Д. Бартрам был знатоком и страстным коллекционером народных игрушек, которые он собирал во время своих многочисленных путешествий. По его инициативе в игрушечной мастерской изготовляли кукол в русских костюмах и костюмах народов России, благодаря чему детям прививался интерес к родной культуре и культуре других народов; устраивались выставки игрушек. Деятельность Н.Д. Бартрама, направленная на повышение эстетического уровня игрушек, была, по мнению многих современников, весьма актуальна, поскольку в те времена качество большинства из них оставляло желать лучшего вследствие массового производства дешевой фабричной продукции. Как мы помним, Музей кустарных изделий не только хранил традиции, но и привносил в народное искусство новые образы и идеи. Именно здесь мастер В. Звездочкин изготовил по образцу японской традиционной куклы разъемную куклу Матрешку, вскоре ставшую одним из символов России. В 1918 году по инициативе Н.Д. Бартрама в Москве был создан Музей игрушки. Первоначально он находился в квартире коллекционера, но в 1924 году ему выделили один из лучших московских особняков – дом Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (где сейчас находится Музей А.С. Пушкина). Однако в конце 1920-х годов Музей перевели в Сергиев Посад, где он находится до сих пор. Несмотря на обширную и очень интересную экспозицию, посетителей там немного, ибо внимание туристов целиком и полностью «перевешивает» Троице-Сергиевская лавра.
Но вернемся к Кустарному музею. После революции он продолжал активную собирательскую и просветительскую деятельность. Так, он был одним из важнейших организаторов и экспонентов Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года. В 1927 году на его базе была создана Центральная научно-опытная станция, включавшая мастерские и экспозицию. В 1932 году ее преобразовали в Научно-экспериментальный кустарный институт, реорганизованный позднее в Научно-исследовательский институт художественной промышленности, при котором существовал и Музей, переименованный в Музей народного искусства. За годы Советской власти его сотрудниками была проведена огромная работа по комплектованию и изучению фондов, однако торговая деятельность с начала 1930-х годов фактически сошла на нет.
В 1981 году в Москве был создан Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, 3), а 5 августа 1999 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации (№1232-р) Музей народного искусства вошел его состав. Так новый музей поглотил своего старшего собрата, что, кстати, явилось нарушением одного из важнейших пунктов уже упомянутого Указа Президента от 7 октября 1994 года «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов», где говорилось о необходимости сохранения Музея народного искусства в его историческом здании.
Впрочем, хочется надеяться, что Фонд народных художественных промыслов возродит прежние традиции, и дом в Леонтьевском переулке вновь станет центром сохранения традиций и созидания нового, местом, где сольются в гармонии ремесло и искусство, народное и индивидуальное, уважение к старине и порыв фантазии… Надо сказать, что основания для таких надежд есть, и одно из них – нынешняя выставка.
Первая московская международная выставка свистулек
Памятуя об уважении к старшим, свойственном любой традиционной культуре, следует прежде всего назвать древнейшие представленные на выставке свистульки. Они были найдены во время археологических раскопок в Москве, Ростове Великом и Рязани и датируются XVI-XVII веками. Почтенным возрастом отличаются свистульки из Белгородской области (XVIII в.) и Болгарии (XVIII-XIX вв.). Молдавский мастер Андрей Склифос сделал точные копии свистулек, которым более пяти тысяч лет. Их обнаружили близ села Кукутени в 12 километрах от румынского города Яссы. Среди них – миниатюрная повозочка, птички и какой-то пригорюнившийся длиннолицый мечтатель…
Большая часть экспозиции посвящена свистулькам второй половины ХХ века. В первом зале – российская свистулька, во втором – зарубежная. Здесь можно увидеть и традиционные свистульки, сделанные в соответствии со старинными образцами, и авторские работы, являющиеся результатом почти исключительно творческой фантазии художника, однако преобладают изделия, соединившие в своем облике древнее и новое, мастерство и вдохновение.
В первом зале были представлены изделия мастеров из различных центров народных промыслов. Среди них – Абашево (Чувашия), Дымково (Кировская область), Каргополь (Архангельская область), Кожля (Курская область), Рамонь (Воронежская область), Плешково и Чернышино (Орловская область), Романово (Липецкая область), город Скопин и деревня Александро-Прасковьинка (Рязанская область), Филимоново (Тульская область), Хлуднево (Калужская область) и другие. Свистульки самые разные и по звучанию, и по форме. Они и свистят, и дудят, и гудят, и даже гремят (в Хлуднево изготовляли свистульки, которые одновременно служили погремушками; их называли грематухами), но ничто не сравнится с водяной свистулькой-соловьем. Перед тем как свистеть, в нее надо налить немного воды, и тогда звук получается, как у настоящего соловья!
Многие свистульки имеют форму птиц, и неудивительно. Свистя, человек уподобляется им, и это превращение – отнюдь не развлечение. Таким образом во многих селах на исходе зимы зазывали весну (в Архангельской области этот обряд назывался «закличка весны»), чтобы она поскорее пришла, привлеченная пением птиц.
Птица – один из символов жизненных сил и плодородия, но в разных регионах свои видовые предпочтения. Где-то любят соловьев, где-то – петухов да курочек, где-то – уточек (есть примета: «где утка шла, там рожь густа»), а вот в деревне Чернышино Орловской области признают только кукушку. Для чернышинцев это священная птица. По преданию, один из верховных языческих богов имел обыкновению превращаться в кукушку, которая вот уже много веков верно и преданно защищает людей и животных от всяческих бед. Обязательным подарком на свадьбу являлась свистулька-кукушка, и никакой задней мысли насчет «матери-кукушки» здесь и в помине не было.
В Плешково (Орловская область) жениху и невесте дарили свистульку-оленя. Среди других встречающихся там животных можно еще назвать коня и петуха. Нередко они изображались в виде двухголового «тянитолкая», на котором восседает верховный бог Род и его супруга Роженица. Свистульки такой формы встречаются в самых разных концах земли, и символизируют они противоположные начала, являющиеся первоосновой мироздания: мужское и женское, светлое и темное, прошлое и будущее…
Нередко свистульки воплощали древнюю мечту об идеальном существе, воплощавшем звериную мощь и человеческий разум. Таким существом был полуконь-получеловек, которого древние греки называли кентавром, а каргопольцы – полканом. Фантастические образы довольно часто встречаются в свистулечном царстве, и подчас эти детские игрушки просто и весело выражают мировоззренческие идеи, которым посвящены сотни философских трудов. Впрочем, не стоит всюду и везде искать глубокую идею: например, трехголовый конь – это упрощенное изображение тройки.
Филимоновские свистульки (Тульская область) отличаются яркостью красок и многочисленными любовными парочками, что свидетельствует о влиянии на этот промысел городской культуры. Нередко специфика игрушки определяется и свойствами местной глины. В Филимоново глина жидкая, и потому игрушки получаются вытянутыми; например, кони немного напоминают разноцветных жирафов.
Во втором зале представлены свистульки различных народов мира, которые отражают их мифологию, природу, национальный характер и традиции. Грациозные горные козочки с длинными шеями, среди которых попадаются и двухголовые «тянитолкаи» (Таджикистан); задумчивые серьезные обезьяны и грозные самодовольные драконы (Китай); древние кровожадные боги, скалящие огромные зубы (Перу); бычки, готовые броситься на дерзкого тореадора (Испания); петух, несущий на своей широкой спине курочку с цыплятами (Италия); животные и люди, играющие на музыкальных инструментах (Украина); мужиковатые короли (Белоруссия); покачивающиеся в ритм морских волн всадники (Латвия); монументальные и статичные финские петухи…
Всех не перечислить, лучше приходите на выставку. Ведь свистульки – наши меньшие сестры, потому что и мы, и они сделаны из одного материала – глины. В преданиях почти всех народов, в том числе и в Библии, говорится о ней как о материале, из которого Бог создал человека, и это неспроста. Древняя притча повествует о том, что у Творца осталось немного глины, когда он закончил работу. «Подари мне счастье», – попросил человек. И тогда Бог протянул ему кусочек глины и сказал: «Счастье вылепи себе сам». И человек вылепил себе свистульку, которая радует и хранит его не одно тысячелетие. Впрочем, у Бога еще много глины, и каждый может смастерить из нее свою свистульку. И счастье в придачу.
Литература
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. М., 1991. С. 180-181.
- Фролов А.И. Московские музеи. М., 1999.
- Официальный сайт Фонда народных художественных промыслов РФ — www.narprom.ru