Вокруг великих озер Русского Севера

Томан И.Б.

С 5 декабря 2018 по 20 мая 2019 года в Государственном историческом музее проходила выставка «Русский Север». Напомним, что Русским Севером обычно называется север Европейской России, то есть территория Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской областей и республики Карелия. Некогда эти земли входили в состав Новгородской вечевой республики (XII-XV вв.). Несмотря на крайне суровые природные условия, это государство обладало высокоразвитой культурой и экономикой; грамотность здесь была уделом не только духовенства и знати, но и простых людей, о чем свидетельствуют сотни берестяных грамот, служивших для повседневной переписки.

Основой процветания Великого Новгорода была свобода. Важнейшие дела решались на народном собрании – вече, власть князя была ограничена и, если он плохо выполнял свои обязанности, его изгоняли. Реальная власть в Великом Новгороде принадлежала нескольким влиятельным семьям, добившимся высокого положения в обществе благодаря неустанному труду и деловым качествам нескольких поколений. Нечто подобное существовало в древних Афинах, республиканском Риме, городах-государствах Италии эпохи Ренессанса.Снимок экрана 2019-09-06 в 22.57.53

История Новгородской республики закончилась в XV веке, с присоединением к Москве при Иване III. Желая истребить память о былой свободе, Иван III выселил множество новгородских семей в центральные районы России; его дело продолжил Иван Грозный, истребивший почти все население Великого Новгорода. Однако, несмотря ни на что, Русский Север оставался совершенно особым регионом в составе России. Объясняется это прежде всего отсутствием крепостного права, ибо помещики не стремились покупать малонаселенные земли, покрытые непроходимыми лесами и болотами. Кроме того, здесь, подальше от властей и произвола, селились свободолюбивые, сильные духом и бескомпромиссные люди, стремящиеся не к разрушению, а к созиданию и упорному труду. Среди них значительную часть составляли старообрядцы. Приверженность древним традициям заставляла их бережно хранить старинные книги и иконы и лично, не полагаясь на государство, заботиться о начальном образовании и религиозно-нравственном воспитании детей. Вот почему старообрядцы, будучи, казалось бы, самой консервативной частью российского общества, отличались сравнительно высоким уровнем бытовой культуры, и именно из их среды вышли наиболее успешные российские предприниматели второй половины XIX-начала ХХ века.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.57.58

Выставку в Историческом музее нельзя назвать масштабной. Это даже не вершина айсберга великой ушедшей в небытие культуры. Скорее это несколько ее осколков, но зато каких! Почти каждый из них шедевр, представляющий собой целый микрокосмос и таящий бесчисленное множество смыслов, значительная часть которых забыта навсегда.

Вот миниатюрная серебряная шкатулка, а на ней – панорама Великого Устюга, и не только во всех подробностях видна архитектура каждой церкви – каждая волна некогда полноводной и судоходной реки Сухоны плещется и играет на солнце. Прялка издалека кажется ярким восточным ковром, а посмотришь поближе – чего только на ней нет: среди ветвей цветущего райского дерева – пестрые сказочные птицы, единорог, олени, охотник, карета, девушки-рукодельницы у дома… На другой прялке — десятки солнц. Или, может быть, это колеса Фортуны? Женский традиционный костюм – это целый мир, зашифрованный посредством тайнописи орнамента. Его цель – не только украшение, но и защита. Здесь и птицы-фениксы, и солнца с лучами-цветами и лучами-руками, и грозный зверь, поднявший когтистую лапу… Народный лубок Русского Севера отражает религиозное сознание народа, где христианские и сказочные мотивы соединились в одно неразрывное целое. Здесь и райская дева-птица Алконост, и чистая душа в образе прекрасной девы на небесах, заливающей слезами адское пламя, и лестница жизни человеческой: двадцать семь ступеней вверх, двадцать семь – вниз…

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.58.03

Нередко Русский Север ассоциируется со знаменитыми достопримечательностями. Среди них – Великий Новгород, Кижи, Соловки и Ферапонтов монастырь, входящие в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также Кирилло-Белозерский монастырь, Вологда, Великий Устюг, Валаам, Псков, Псково-Печорский монастырь, Пушкинские горы, Изборск и другие. Однако известные туристические объекты – это лишь красивая обложка великой книги, именуемой Русский Север. Многие страницы этой книги вырваны или рассыпались в прах, значительная часть текстов стерлась, а смысл тех, что остались, со временем затуманивается или видоизменяется до неузнаваемости, приобретая совсем иные значения, и все же нет более интересного занятия, чем листать уцелевшие страницы, хранящие память о стремительно удаляющейся от нас жизни. Ее суровый однообразный быт преобразуется в нашем сознании в одухотворенное возвышенное бытие, память о котором немного скрашивает существование в каменных джунглях мегаполисов. У каждого путешественника свой образ Русского Севера, каждый ищет и находит здесь нечто свое, единственное и неповторимое, возможно, некую потерянную и забытую часть своей души.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.58.08

1.Южное Приладожье
Это может показаться странным: прибыть издалека в Петербург и, не останавливаясь, ехать дальше, причем не в Европу, а опять на восток, вглубь России. Мелькнули и скрылись во мраке зимнего утра великолепные дворцы спящего города, и вот уже расстилается перед нами бесконечная заснеженная равнина. И, кажется, бесконечно будет продолжаться наше движение по необозримым ночным просторам, озаренным печальными одинокими огнями, подобными далеким неведомым планетам. И все же, если можно усомниться в реальности всего происходящего, остается одно бесспорно существующее – время. Незаметно синеет, рассеивается непроглядная тьма, светлеет небо, и печальный зимний пейзаж внезапно преобразился под лучами восходящего солнца. Еще немного – и во всем своем великолепии предстала перед нами Ладога – первая столица Русского государства.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.58.12 По свидетельству некоторых списков Повести временных лет, именно здесь, в 862-865 гг. располагалась первая резиденция призванного на Русь варяжского князя Рюрика, и называлась она «Великим городом». Впрочем, задолго до Рюрика тут было довольно крупное поселение. Считается, что возникло оно около 753 года, однако еще в третьем тысячелетии до нашей эры здесь жили люди. Многие историки скептически относятся к идее считать Ладогу первой столицей России и самым древним русским городом. Впрочем, бесспорных и абсолютно точных доказательств ни за, ни против не существует.

Однако не ищите на карте город Ладогу. Его давно нет. Есть вытянувшееся вдоль реки Волхов село Старая Ладога и в 15 километрах от него, при впадении Волхова в Ладожское озеро, – город Новая Ладога. Город Ладога стал селом Старая Ладога в 1703 году, когда Петр I основал Новую Ладогу, принудительно переселив туда многих ладожан.

Главная улица Старой Ладоги – Варяжская, название которой напоминает о прежних обитателях здешних мест. Это самая древняя улица России. При впадении реки Ладожки в Волхов стоит крепость, главная достопримечательность которой – Георгиевский собор XII века, где сохранились фрески того же времени. Самой же крепости, основанной в IX веке, давно нет. Две мощные башни и прясло между ними – реконструкция 1970-х годов. От древних же времен сохранился лишь фрагмент земляной крепости XVI века. Чуть поодаль, тоже на берегу Волхова, стоит женский монастырь, архитектурной доминантой которого является еще один собор XII века – Успенский. В 1718-1725 гг. в этом монастыре была заточена первая жена Петра I Евдокия Лопухина; здесь суждено ей было оплакивать гибель единственного сына, приговоренного к смерти собственным отцом. Отсюда, после смерти Петра, она, по приказу бывшей прибалтийской служанки, превратившейся по воле венценосного супруга в первую российскую императрицу, была переведена в Шлиссельбургскую крепость. Другой известной узницей Успенского монастыря была Евдокия Андреевна Диопер — первая жена прадеда А.С.Пушкина А.П.Ганнибала. Выданная замуж против воли, она ненавидела супруга, который платил ей тем же. В конце концов А.П.Ганнибал, женатый к тому времени уже второй раз, заточил ее в монастырь.

На окраине Старой Ладоги высятся несколько древних курганов. По преданию, один из них – могила «вещего Олега». По свидетельству Новгородской летописи, князь был смертельно ужален змеей не в Киеве, а здесь, в Старой Ладоге. Новая Ладога, основанная в 1703 году на полуострове Медведец вокруг упраздненного Николо-Медведского монастыря, – один их живописнейших русских городов. Величавый Волхов, Ладожское озеро, Старо-Ладожский и Ново-Ладожский каналы, проложенные для безопасного прохождения судов, обилие зелени – все это придает городу неповторимый облик.

В 1383 году над водами Ладожского озера явилась озаренная сиянием икона Богоматери. Впоследствии ее несколько раз видели жители окрестных селений, и в конце концов она остановилась на берегу реки Тихвинки. На этом месте построили деревянную церковь, а в 1560 году здесь был основан Успенский мужской монастырь, вокруг которого вырос город Тихвин.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.58.19
В 1920-е годы монастырь был закрыт, а икона оказалась в краеведческом музее. Во время немецкой оккупации она была передана в Псков, откуда впоследствии попала в Германию, а затем в США. С 1950 года икона находилась в Свято-Троицком соборе в Чикаго, а в 2004 году была возвращена восстановленному Тихвинскому Успенскому монастырю. Рядом с обителью – дом-музей Н.А.Римского-Корсакова, который родился и провел детство в Тихвине.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.58.24
В Тихвине возрождается еще один монастырь – Введенский. Его история связана с именами женщин, против воли принявших монашеский обет. После нескольких лет месяцев брака сюда была отправлена Анна Колтовская, четвертая жена Ивана Грозного. Умерла она в возрасте семидесяти лет, из которых тридцать была настоятельницей этого монастыря. Среди других насельниц монастыря, нашедших здесь свой конец в «век Просвещения», была придворная дама Аграфена Петровна Волконская, честолюбивая и умная интриганка, навлекшая на себя гнев императрицы Анны Иоанновны; супруг же ее был обращен в шуты. В 1771 году тут умерла уже упомянутая первая жена А.П.Ганнибала Евдокия Андреевна Диопер.

В 1730-1735 гг. в монастыре томилась несчастная княжна Прасковья Григорьевна Юсупова, судьба которой до сих пор окружена тайной. Через две недели после смерти отца юная девушка была арестована и под конвоем отправлена в Введенский Тихвинский монастырь. В чем была ее вина, неизвестно до сих пор. В 1735 году ее сослали в женский монастырь в Тобольске, где содержали в кандалах, как опасную преступницу. Время и обстоятельства ее смерти неизвестны.

В Волховском районе, недалеко от поселка Зеленец, находится Троицкий Зеленецкий монастырь. Его основал в XVI веке преподобный Мартирий Зеленецкий на том месте, над которым он увидел однажды крестовидную зарю. В начале XIX века настоятелем Зеленецкого монастыря был знаменитый историк Евгений (в миру Евфимий Алексеевич) Болховитинов (1767-1837). Он был потомственным священником, а в 1800 году, после смерти жены и троих детей, принял монашеский обет. Главный его труд – «Словарь русских писателей», содержащий сведения о более семистах литераторах с XI по начало XIX века. Е.Болховитинов – автор работ об истории Русской Православной церкви и памятниках древнерусской архитектуры; он руководил первыми археологическими раскопками в Киеве; в результате работы в монастырских архивах и библиотеках нашел и издал множество ценных исторических источников.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.58.29
2. Олонецкий перешеек
От Южного Приладожья мы направляемся на север, на Олонецкий перешеек, расположенный между Ладожским и Онежским озерами, которые соединяет река Свирь. Это территория республики Карелия, и потому данная местность называется также Карельским Межозерьем. Столица Карелии – Петрозаводск, основанный в 1703 году. Отсюда тысячи туристов отправляются на остров Кижи, где находится включенный в Список Всемирного наследия Кижский погост. Другие находящиеся поблизости достопримечательности – водопад Кивач и первый российский курорт Марциальные воды, основанный в 1719 год. Однако наш путь проходит в стороне от торных дорог, а потому мы остановимся у города Олонца, находящегося у слияния рек Олонки и Мегреги.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.58.33
Олонец старше Москвы на 10 лет: его первое упоминание в летописи относится к 1137 году. Когда-то Олонец был большим и процветающим городом, где велась бойкая торговля с иностранными купцами. Во второй половине XVIII века Олонец был центром Олонецкой губернии, однако, не выдержав конкуренции с Петрозаводском, утратил былое значение. Сейчас Олонец – тихий живописный город, где сохранилось немало уникальных памятников старины. Своеобразный облик городу придают многочисленные деревянные мосты. Большинство населения Олонца составляют карелы, об истории и культуре которых можно узнать в Олонецком национальном музее карелов-ливвиков.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.58.37 В нескольких километрах от Олонца, близ села Мегрега, на лесном кладбище, сохранился редчайший памятник деревянной архитектуры начала XVII века – церковь Флора и Лавра. Ее не раз поновляли и реставрировали, но исключительно гармоничный силуэт церкви сохранился. В зимние сумерки, среди вековых елей, она подобна сказочному видению, молчаливому и бесконечно выразительному посланию из далекого прошлого.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.58.41
Недалеко от Олонца – Александро-Свирский монастырь, основанный в 1485 году на берегу Рощинского озера преподобным Александром Свирским. Монастырь состоит из двух находящихся рядом монастырей – Троицкого и Преображенского. Собор Троицкого монастыря построен на месте явления Александру Свирскому Троицы Ветхозаветной в образе трех ангелов. В соборе второго монастыря выставлены мощи Александра Свирского.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.58.45
Впрочем, наиболее ценными памятниками архитектуры в онежско-ладожском межозерье являются деревянные церкви. Большинство из них находится в труднодоступных местах, в постепенно вымирающих деревнях, где едва теплится жизнь, возрождающаяся лишь летом.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.58.49
Начиная с 1970-х годов эти храмы реставрируются и внешне находятся в удовлетворительном состоянии, но качество реставрационных работ, особенно последних лет, не всегда отличается высоким уровнем.
Впрочем, даже самая лучшая реставрация неизбежно ведет к утрате подлинности, ибо ради спасения памятника приходится заменять старые подгнившие бревна на новые. В результате древняя церковь выглядит порой подозрительно новой, как будто только что построенной, но что делать: это единственный способ предотвратить ее разрушение. Кроме того, данный недостаток поправимый; за несколько лет церкви вновь обретают древний, «аутентичный» облик.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.58.54
Находящиеся в глуши памятники деревянного зодчества абсолютно беззащитны и могут погибнуть от любой случайности. Это стало одной из основных причин организации в нашей стране музеев деревянной архитектуры под открытым небом, куда свозились памятники из опустевших деревень. Однако церковь, разлученная с родной землей, неизбежно утрачивает значительную часть своей красоты, ибо природа и русская традиционная архитектура неразрывно связаны между собой.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.58.58
Храм является гармоничной неотъемлемой частью русского пейзажа и в то же время сам утрачивает многое, будучи разлучен с той местностью, для которой был создан. В Онежско-Ладожском межозерье церкви веками стоят на своих местах. Древнейшая из них — Георгиевская церковь в Юксовичах, заложенная в конце XV столетия.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.59.03
Однако самой красивой церкви Олонецкого перешейка уже нет: Успенская церковь XVIII века в Кондопоге сгорела дотла 10 августа 2018 года. Ее гибель освещалась в российских СМИ куда меньше, чем пожар в соборе Парижской Богоматери, и вызванное ею потрясение оказалось не столь сильным. Это и понятно: Париж и Кондопога – понятия несопоставимые, но для русской культуры трагедия в Кондопоге – невосполнимая утрата. Это была одна из самых гармоничных и прекрасных церквей нашей страны, подлинный шедевр деревянной архитектуры XVIII века, равному которому не было и нет ни в России, ни в мире. Подобно тому, как нельзя воскресить мертвого, невозможно воскресить и памятник архитектуры. Однако есть идея восстановить храм в Кондопоге, поддерживаемая и профессиональными реставраторами. В ее пользу говорит, во-первых, наличие документации, необходимой для точного воссоздания облика храма (его готовили к реставрации и провели все обмеры здания), и, во-вторых, то, что церковь в Кондопоге является одним из символов Русского Севера, и восстановление ее является делом чести для россиян, не равнодушных к судьбе своей культуры. Однако пока что денег на это нет, а наши состоятельные соотечественники интересуются иными проектами. Сохранение историко-архитектурного наследия во многом связано с социальными и экономическими проблемами. Большинство памятников деревянного зодчества находится в исчезающих деревнях, а потому их дальнейшее существование прежде всего связано с восстановлением или хотя бы предотвращением дальнейшего упадка сельской жизни. Трудно сказать, возможно ли это в принципе в современном мире, однако кое-что в данном направлении делается и приносит некоторые результаты.
В 2014 году была создана Ассоциация самых красивых деревень и городков России, являющаяся членом Федерации самых красивых деревень земли. Активную поддержку ей оказывает Ассоциация самых красивых деревень Франции и посольство Франции в России. Как указывается на ее сайте, она « объединяет сельские населенные пункты, обладающие выдающимся историко-культурным и природным наследием, в целях содействия сохранению (…) этого наследия, развитию сельского туризма, вовлечению сельских жителей в процессы саморазвития и повышению привлекательности сельских территорий. Присоединиться к Ассоциации могут «живые» ( не музеефицированные) (…) сельские населенные пункты, численностью населения не более 2000 человек, сохранившие, хотя бы отчасти, сельский уклад жизни».

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.59.08
Одним из членов Ассоциации является деревня Кинерма. В настоящее время в ней всего шесть жителей (в начале ХХ века их было более ста), однако в летнее время деревня оживает. Сюда приезжают не только дачники, но и многочисленнее туристы, в том числе из-за рубежа, которые могут остановиться в гостевом доме и получить отдельные навыки сельской жизни. Есть здесь и музей быта карел-ливвиков – коренных жителей здешних мест. В общем, жизнь продолжается и развивается – не та, что прежде, это скорее ее идеализированный, созданный для уставших от суеты горожан, образ, но он лучше, чем забвение.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.59.13
3. На землях Белозерского княжества
На западе Вологодской области, в бассейне реки Шексны, вытекающей из Белого озера и впадающей в Волгу близ нынешнего города Рыбинска, в XIII-XV веках находилось Белозерское княжество. Центром его был город Белоозеро (с XVIII века – Белозерск), находившийся на берегу Белого озера у истока Шексны. Это один из древнейших русских городов. Он впервые упоминается в Повести временных лет в IX веке в связи с призванием трех братьев-варягов княжить на Руси. Как гласит летопись, старший, Рюрик, стал править в Новгороде, Трувор – в Изборске, а Синеус – на Белоозере. В XIV веке город был опустошен чумой и перенесен на семнадцать километров к западу, на свое нынешнее место.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.59.20

Одна из главных достопримечательностей Белозерска – окруженный земляными валами кремль, где находится Спасо-Преображенский собор XVII века. В соборе имеется иконостас 1801 года в виде триумфальной арки, сделанный, вероятно, в Петербурге по проекту Матвея Казакова или Василия Баженова.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.59.24 Однако самого уникального памятника Белозерска – Ильинской церкви конца XVII века – больше нет, и стала она жертвой не поджога, а неудачной реставрации. В 2010 году ее разобрали, чтобы восстановить методом перекладки к юбилею города в 2012 году, но юбилей давно прошел, а церкви нет.
У истока Шексны, на месте прежнего Белозерска, находившегося здесь до XIV века, находилось большое село Крохино. В 1961 году, при создании Шекснинского водохранилища, ставшего частью Волго-Балтийского водного пути, село попало в зону затопления. О нем напоминают лишь находящиеся на маленьком островке руины церкви Рождества Христова XVIII века.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.59.32

C 2010 года спасением церкви занимается благотворительный фонд «Центр возрождения культурного наследия «Крохино»». Он организует волонтерское движение и сбор средств, которые необходимы для предотвращения окончательной гибели этого уникального памятника истории. Кроме того, фонд занимается исследовательской и просветительской работой. В частности, в марте этого года в Музее архитектуры им. Щусева состоялся показ фильма «Незатопленные истории Белого озера».

Белозерский край называют нередко Северной Фиваидой. Странное это название связано с отождествлением здешних пустынных земель с пустынной местностью вокруг древнеегипетского города Фивы, где в поисках уединения селились первые христианские аскеты. С конца XIV века сюда, в суровый край непроходимых лесов и болот, потянулись те, кто, отказавшись от суеты и соблазнов жизни, искал Бога в самоотречении и тишине. Считается, что этот исход на Север отчасти связан с философией и духовной практикой исихазма, пришедшего на Русь из Византии в XIV веке. В соответствии с этим учением, Бог познается не в многолюдстве и демонстративных проявлениях благочестия, а в тишине, сосредоточенности и неустанной безмолвной молитве. Надо освободиться от всего внешнего, от всех страстей и желаний и терпеливо ждать, и тогда, может быть, тебя озарит Божественный свет.
Одними из первых, кто пришел сюда в поисках спасения души, были шестидесятилетние монахи московского Симонова монастыря Кирилл (1337-1427) и Ферапонт (1337-1426), поселившиеся на берегу Сиверского озера.

Так возник монастырь, получивший известность как Кирилло-Белозерский.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.59.38 Год спустя Ферапонт основал в нескольких километрах отсюда, на холме между Павским и Бородавским озерами, монастырь Рождества Богородицы, известный более как Ферапонтов монастырь.

Впоследствии Кирилло-Белозерский монастырь стал крупнейшей русской православной обителью; в настоящее время здесь располагается Кирилло-Белозерский музей-заповедник. По сравнению с ним Ферапонтов монастырь внешне кажется совсем небольшим и скромным, однако именно он входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Связано это с тем, что здесь в соборе Рождества Богородицы очень хорошо сохранились фрески прославленного иконописца Дионисия. Известно, что он расписывал многие храмы, в том числе Успенский собор Московского Кремля, однако только здесь, в глуши, вдали от столичной суеты и праздных взоров, почти в полной неприкосновенности сохранился подлинный шедевр великого мастера.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.59.43 Нередко повышенное внимание к памятнику искусства губит его, а забвение спасает до поры до времени. В XVII-XVIII веках монастырь беднеет и постепенно приходит в упадок, а в 1798 году был закрыт по решению Священного Синода. Благодаря этому его фрески не поновлялись и не записывались, как в других более богатых монастырях. Впрочем, к концу XIX века собор Рождества Богородицы, превращенный в приходской храм, сильно обветшал и, возможно, никто бы никогда не узнал о скрытом в нем шедевре Дионисия, если бы не сын священника близлежащего села Цыпино Иван Иванович Бриллиантов (1870-1934?), преподававший в Санкт-Петербургской духовной академии. Именно он был первым, кто прочитал древнюю надпись у входа в собор, свидетельствующую об авторстве Дионисия, и в 1899 году издал книгу о Ферапонтовом монастыре, став первооткрывателем одного из самых выдающихся памятников древнерусского искусства. После революции И.И.Бриллиантов жил в Цыпино; здесь он был арестован в 1931 году и вскоре погиб в заключении. Та же судьба постигла и его брата, известного историка церкви А.И.Бриллиантова (1867-1933?).

Цыпино, родное село И.И.Бриллиантова, уже не существует, однако сохранилась деревянная церковь XVIII века, где служил его отец. В 2009 году была завершена ее реставрация. По мнению специалистов, она является одним из лучших образцов научной реставрации.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.59.49
Русский Север – край великих озер. Величие их – не столько в размерах, сколько в духе людей, живших некогда на их берегах. О нем свидетельствуют памятники архитектуры, судьба которых, как и судьба человека, зависит от случая. Ни государственная охрана, ни мировая известность, ни выполненная на высочайшем уровне реставрация – ничто не гарантирует вечную жизнь произведения искусства, а потому спешите увидеть уходящую и неповторимую красоту Русского Севера.

Снимок экрана 2019-09-06 в 22.59.54
Автор благодарит членов правления Общества изучения русской усадьбы Д.А.Заварюхину, А.В.Слезкина, А.В.Чекмарева и организаторов проекта «Неизвестная провинция» М.В.Ильина и А.А.Кошелеву за прекрасные путешествия и предоставленную информацию.

Литература

  1. Архитектурный путеводитель по деревянному зодчеству Русского Севера. – М.: Институт наследия, 2018. – 380 с.
  2. Бокарев А. Деревянные храмы Русского Севера в начале XXI века //
    http://hraniteli-nasledia.com/articles/nasledie-rossii/derevyannye-khramy-russkogo-severa-v-nachale-xxi-veka/ Время обращения: 29.05.19
  3. Ассоциация самые красивые деревни России. Официальный сайт
    http://krasaderevni.ru/association/ Время обращения: 29.05.19
  4. Благотворительный фонд ««Центр возрождения культурного наследия «Крохино»». Официальный сайт. http://krokhino.ru/ Время обращения: 29.05.19
  5. Томан И.Б. Образы Каргополья // Путешествие по России, 2011, №4.- С.26-29
  6. Томан И.Б. Памятники истории и культуры России. Часть 1. Центральная Россия и Русский Север. М.: Гос.ИРЯ им. А.С.Пушкина, 2016. – 104 с.
Поделиться в соц. сетях: