Лапшина А.Е.
Член-корреспонде
И так на протяжении всей своей жизни Юрий Михайлович был филологом с немецкой жилкой и настроенностью, причем не только благодаря школе, но и потому, что, сам того не желая, в 1950 году оказался в Тартуском учительском институте, а затем – и в Тартуском университете. А Тартуский университет был единственным в Советском Союзе вузом, устроенным по немецкому образцу и немецкие традиции сохранявшим.
«Какую-то часть жизни я пробыл в сфере мышления, в котором время замещалось пространством. В нем все реальное существовало и вне времени, так что я мог отыскать и увидеть события, казалось, абсолютно забытые мной. В этом мире ничего не исчезало, а только побеждалось областью неясного зрения и вновь выходило из него» [3], – рассказывал о себе Юрий Лотман.
Юрий Михайлович был филологом до мозга костей. Он был жизнелюбив, романтичен. В отличие от многих ученых он не был только книжным человеком – в нем была мессианская жилка. Он был своеобразный организатор — сплотитель, в нем была потребность апостолического приближения к себе людей. Люди, которые с ним работали, не прекращали деятельной связи с ним потом всю жизнь. Это порой было совершенно невыгодно, неполезно, а иной раз даже вредно. Так, например, при жизни Лотмана в Московском университете с точки зрения лингвистической школы – довольно влиятельной – принадлежность к лотмановскому кругу совершенно не приветствовалась и была фактом биографии наподобие неснятой судимости. Поэтому люди, окружавшие Юрия Михайловича, оказывались рядом с ним не исходя из каких-либо абстрактных принципов и даже не из потребности диссидентства, – они жили семиотикой, жили исследованием процессов культуры, в которые погружены литературные тексты.
«В современной семиотике существует два совершенно различных понимания пространства, – говорил Лотман. – Кто-то идет от идей физики и рассматривает пространство и время как явления одного ряда. Мы же исходим из математического понятия и представляем его как множество объектов, между которыми существуют отношения непрерывности. В этом смысле можно говорить о пространстве окрашенности, этическом пространстве и о семантическом1 пространстве»[4]
Главные интересы Лотмана были связаны с его профессией. Он был в первую очередь филологом и осуществлял поэтическое вхождение в предмет. А поэтическое – это то, что не сводится только к словам и не перекладывается до конца на слова.
«Диалог – это всегда немножко сражение. Потому что если диалог – не сражение, если наш оппонент думает абсолютно точно, как и я, и его легко понимать, то он мне совершенно не нужен. А он мне нужен как заинтересованный собеседник и одновременно как обладающий иным взглядом на мир. И вот это богатое, огромное знание составляет ту значительную сферу, которая у нас связана с искусством»[3], – говорил Лотман.
Исследователь в первую очередь литературного искусства и мыслитель, Лотман погрузил себя на всю жизнь в одну главную проблему –жизни текста и жизни в тексте: как жизнь входит в текст и как текст входит в жизнь, как образ соединяется с действительность
Ученый и философ, первоклассный педагог, блестящий лектор, Лотман основную часть жизни прожил в эстонском городе Тарту, возглавляя кафедру русской литературы Тартуского университета, где и стал знаменитым на весь мир. Его знали как исследователя творчества Пушкина, но главное место в жизни ученого заняла семиотика – наука о знаках и знаковых системах. В то время, когда Юрий Лотман только начинал заниматься семиотикой, эта наука была запрещена в СССР. Однако в Тарту им была организована знаменитая тартуская семиотическая школа.
Семиотика – наука, которая исследует мир знаковых систем. Все, что окружает нас, – слова, предметы, жесты – создает бесконечное пространство знаков, универсальный язык человеческой культуры. Но Лотман отнюдь не ограничивал семиотику изучением слов и жестов – он стремился создать межкультурные и межвременные мосты и преодолеть замкнутость в самих себе разных научных дисциплин – истории, литературоведени
Лотман любил приводить литературный пример: английский писатель Свифт в фантастическом «Путешествии Гулливера» описал чудаков-ученых, которые решили заменить слова предметами. Нагруженные разнообразными вещами, они шли по городу и вместо того, чтобы произнести слово, протягивали друг другу предметы – именно в таком положении находилось бы человечество, если бы оно не сделало одного из величайших открытий в своей истории – не изобрело бы знаков. Исследованию этих знаков и посвятил свою жизнь
Юрий Лотман, мыслитель блестящего, многогранного таланта, искавший неординарные пути в науке, стремившийся проникнуть в тайны языка, расшифровать культурные коды – все эти идеи воплотились в его семиотических исследованиях, в созданном им понятии «семиосфера». Семиосфера для Лотмана – это то же, что ноосфера для Вернадского. Семиосфера – это то пространство, которое включает в себя коды, знаки, условности не только литературы, не только искусства, но и всей жизни.
Лотман занимался также проблемами и особенностями работы человеческого мозга, и идею о функциональной асимметрии мозга подсказал нейролингвистам именно он. Они не знали, что делать с этим материалом. А он сказал, что это точно так же, как в культуре: как асимметрично устроен текст – так устроен и мозг. В наши же дни мы можем видеть прекрасно выстроенную модель семиосферы: сеть Интернет – это семиосфера, которая состоит из нас самих.
Умер Лотман 28 октября 1993 года и уже не увидел сформировавшегос
Ю.М.Лотман – филолог и историк, педагог и просветитель, философ и семиотик, родившийся в Петербурге – городе множества мостов, – он всю свою жизнь искал, успешно находил и строил межвременные и межкультурные мосты. Он навсегда останется в нашей памяти – «Стоящим на мосту».
Литература
1. Егоров Б.Ф. Жизнь и творчество Ю. М. Лотмана. – М., 1999. – 384 с.
2. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПб., 2010. – 704 с.
3. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. – М.: Академический проект, 2002. – 544 с.
4. Образ и действительность
5. Пространство Юрия Лотмана. Док. фильм. Автор сценария Я. Сафарова. Режиссер Г. Зданевич. 2012.
6. Российский энциклопедически
7. Философский энциклопедически
8. Фото: www. ec-dejavu.ru