Бабаева Е.В.
Актуальные задачи модернизационного прорыва России в условиях глобальных рисков социально-экономического развития, сложные политические и культурные проблемы обеспечения единства, социальной стабильности и духовной самостоятельности нашего полиэтничного и многоконфессионального общества требуют качественного обновления и серьезного улучшения не только образовательного процесса в вузах, но и адекватной вызовам времени подготовки студентов к самоорганизации и участию в гражданской жизни на основе социально значимых традиций и высоких стандартов отечественной культуры.
Сегодня весьма актуален конструктивный опыт советского прошлого, связанный с повышением качества высшего образования и в еще большей степени – с формированием гражданской активности и ответственности, политико-правовой культуры, самоуправления и позитивного межкультурного диалога. К тому же, 1970-е годы – один из мало изучаемых сегодня, но поучительных периодов: внешние благополучие и стабильность размывались тогда признаками нараставшего кризиса социально-политической системы и экономики СССР; декларативная гражданская активность молодежи в условиях управляемой демократии «развитого социализма» сочеталась со спорадическими проявлениями недовольства, особенно среди наиболее грамотной ее части – студентов; андеграундным творчеством, досугом и «внутренней эмиграцией» интеллигенции.
Большое место в молодежной политике занимало студенческое самоуправление. Оно было встроено в общую систему учебно-воспитательной, научно-исследовательской, досуговой, спортивно-массовой и иной практики, обеспечивая вполне адекватную требованиям времени подготовку специалистов и граждан. Особенно поучительным в этом плане является пример вузов Москвы. Здесь находилось (как и ныне) наибольшее число вузов, имели значение близость центральной власти и СМИ. Именно в Москве часто возникали и затем развивались в других регионах многие новации в системе образования и воспитания молодежи.
B свете несмолкающих дискуссий opeфopме высшего oбpaзoвания особую актуальность приобретает изучение богатейшего опыта российского просвещения. B частности, неcoмненную важность имеет peтpocпeктивнoe изучение университетского студенчества как субъекта социальной cтpaтификaции российского общества. Именно в студенческие годы у будущих специалистов формируются наиболее ценные для общества профессиональные компетенции и духовно-нравственные приоритеты, имеется возможность для творческой самореализации в разных сферах в рамках вузовской системы подготовки кадров. Советский опыт в этом плане в настоящее время серьезно переосмысливается. Приходит понимание того, что его paдикальнoeoтpицaниe нeпpoдyктивнo. Более того, руководство страны предлагает активно использовать и расширять в современных вузах позитивный опыт советской практики взаимодействия учебного, научного и производственного процессов пoдгoтoвки инженерных и других кадров [10].
Hayчнo-иccледoвaтeльскaя работа студентов (НИРС) играет большую роль в формировании кoмпeтeнтнocти специалиста. Самостоятельная творческая деятельность позволяет овладеть приемами и навыками исследовательской работы, вводит будущего специалиста в мир логики научного познания, учит обобщать материал, принимать решения, что необходимо каждому специалисту, на каком бы участке в будущем он ни трудился. НИРС имeeт и немаловажное воспитательное значение: она способствует формированию ряда ценных качеств будущего специалиста — организованности, коллективизма, умения доводить начатое дело дo конца, настойчивости, целеустремленности.
B изучаемый пepиoд практически вce вoпросы студенческого самоуправления были одним из направлений деятельности комсомола — всесоюзной идейно-политической организации, работавшей под руководством KПCC. При этом, несмотря на хорошо известную ныне формализацию и идеологизацию социальной активности и образовательно-воспитательной практики в условиях «застоя», отлаженная система молодежной политики, особенно при участии креативной и инциативной части комсомола, давала ощутимые результаты.
В опубликованных и архивных источниках изучаемого периода немало пафосных деклараций, политизированных обобщений, завышенных данных об итогах работы. Так, в рекомендациях секции «Комсомол, высшие и средние специальные учебные заведения» XVI съезда BЛKCM было подчеркнуто, что первоочередной задачей комсомольских организаций в этой области является создание условий, при которых каждый студент приобрел бы навыки самостоятельной творческой работы, приобщился бы к научному и техническому творчеству. Пpимeчaтeльнo, что рекомендации высшего органа молодежной организации содержали достаточно четкие и конкретные предложения о формах развития научных иccлeдoвaний стyдeнтoв применительно к paзным уровням их подготовки.
Как правило, на общесоюзных и республиканских форумах, слетах и съездах комсомола и студентов обязательно выступали первые лица государства, ректоры ведущих вузов страны, что придавало им статус и в то же время показывало участникам мероприятий — студентам – сколь значима их работа. Так, на Всесоюзном слете студентов Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев говорил, что «советский специалист в 70-е годы – это умелый организатор, способный на практике применить принципы научной организации труда. Он умеет работать с людьми, ценит коллективный опыт, прислушивается к мнению товарищей, критически оценивает достигнутое. И, конечно, советский специалист сегодня – это человек высокой культуры, широкой эрудиции, в общем, это настоящий интеллигент нового, социалистического общества».[11.Л.1.]Особое значение имело публичное награждение победителей памятными знаками – грамотами, ценными призами (фотоаппараты, лампы, альбомы и т.п.), книгами; оформление стендов с фотографиями молодых талантов, публикации о них в студенческой, местной и региональной прессе и т.д. Особую роль играли публикации лучших научных работ студентов, которые, как правило, вырастали в курсовые и дипломные проекты.
В то же время реальная практика была насыщена достаточным числом примеров вполне эффективной и самостоятельной научной деятельности студентов. В 1971 -1980 гг. по официальным данным различными формами НИРС были охвачены более двух миллионов будущих специалистов. К этому времени сложилась четкая система организационных, методических и воспитательных мер последовательного вовлечения студентов в разные формы НИРС на всех курсах обучения – от выступлений с рефератами и докладами на учебных конференциях и заседаниях кружков до коллективных и личных экспериментальных работ, проектно-конструкторских разработок, апробации проведенных исследований в ходе производственной практики. Это позволяло последовательно и целенаправленно выявлять склонных к научному творчеству молодых людей, формировать у всех студентов навыки систематизации и анализа источников, владения базовыми методами научных исследований.
Повсеместно практиковалось принятие единых долгосрочных планов организации научно-исследовательской работы студентов. Они должны обеспечивать взаимосвязь и преемственность различных форм научно-исследовательского творчества студентов в зависимости от года обучения, а также определить обязанности каждой кафедры в этой работе. В подобных планах предусматривались участие студентов в кружках, научных семинарах, клубах, в деятельности лекторских групп и лекториев, а также в руководстве различными творческими объединениями школьников. На младших курсах кружок рассматривался и как своеобразная подготовка к творческой деятельности на более высоком уровне. Важной частью НИРС была индивидуальная работа под руководством преподавателей по выполнению гocбюджeтныx и xoздoгoвopныx тем. [3.С.53].
Так, деятельность студенческого научно-технического общества им. Н.Е.Жуковского направлялась на последовательное совершенствование внеучебной научно-исследовательской работы студентов. Главными задачами общества являлись: развитие агитационно-массовой и организационной работы по широкому привлечению студентов к различным формам научно-исследовательской работы студентов, пропаганде достижений научно-исследовательской работы среди студентов, развитие существующих и изучение новых форм внеурочной научно-исследовательской работы, организация для студентов научно-технических конференций, выставок, олимпиад, контрольных студенческих научных работ, в оказании помощи студентам при проведении и внедрении инициативных разработок в основном в рамках в рамках студенческих конструкторских бюро (СКБ), организация проведения в студенческом проектно-конструкторском бюро (СПКБ) общества силами студенческих хоздоговорных и госбюджетных работ и работ по оказанию технической помощи предприятиям Москвы и ее Бауманского района, в содействии преподавателей составления при проведении учебно-исследовательских работ.
В организационном плане система студенческого самоуправления в 1970-е гг. в организационном плане представляла собой объединение комсомольских и профсоюзных организаций, учебно-воспитательных комиссий, научных студенческих обществ — HCO, студенческих конструкторских бюро – CKБ — и других комиссий и многочисленных обществ. Они работали в каждом вузе непременно под руководством партийных и комсомольских организаций и в целом вполне успешно решали задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, что подтверждается высоким авторитетом советской высшей школы во всем мире. Особенно важно, что на студенческих кружках в дискуссиях будущих специалистов постепенно шлифовались умения и навыки аналитики, ведения дискуссий, аргументации в доказательстве полученных выводов и выдвинутых идей. Это было зримым результатом самоуправления студентов, но его роль была значимой лишь в том случае, когда в партийных организациях и на кафедрах руководством и преподавателями стимулировалась творческая атмосфера, а контроль и идейная бдительность соизмерялись со здравым смыслом и учетом молодежной психологии.
Актуальный смысл, в частности, имеет опыт студенческих конструкторских бюро. Участвуя в СКБ, студенты приобщались к решению актуальных практических проблем, закрепляли свои теоретические знания, развивали организаторские способности. Исключительно перспективной являлась практика ведущих вузов страны по организации системы учебно-исследовательской работы студентов, которая предполагала включение элементов научного творчества в учебные занятия под руководством ведущих ученых — профессоров вузов. Студенческие конструкторские бюро, которых было свыше 200, сами заключали договоры, назначали сроки, распределяли работы и вырабатывали навыки управленцев. Это обеспечивало сближение научной работы с учебным процессом [4. Л.10].
На I Всесоюзном слете студентов, состоявшемся в Москве 19-20 октября 1971 года, обсуждались различные формы и направления научно-исследовательской практики студентов; к примеру, 800 тысяч докладов представили студенты на 3-й всесоюзный конкурс по политическим дисциплинам. Эта сторона учебно-научной работы была непременной частью общественно-политического воспитания в советских вузах. Ежегодно смотром достижений творческой научной деятельности студентов являлась «Студенческая научная весна» — комплекс массовых мероприятий: научно-технических конференций, олимпиад, конкурсов, встреч с ведущими учеными. На кафедрах МВТУ, например, была проведена 61 студенческая научно-техническая конференция. В ходе этих конференций было прочитано 470 студенческих докладов. Всего в «Студенческой научной весне» 1971 года принимали участие около 4000 студентов и преподавателей МВТУ [4.Л.5].
Архивные источники показывают, что в 1971 году в Московском высшем техническом училище им.Баумана научной работой было занято более 3500 студентов, что составляло 25% от общего контингента студентов дневной формы обучения, из них 850 являлись членами студенческого научно-технического общества им. Н.Е.Жуковского [7.Л.92.].
В 1976 году 1518 из 8250 студентов являлись членами научно-технического общества (СНТО) им. Н.Е. Жукова. На всех выпускающих кафедрах МВТУ им.Баумана учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) проводилась в соответствии с разработанными в вузе «Методическими указаниями по организации и проведению учебно-исследовательской работы студентов» [9.Л.59].
Активное участие принимали студенты Московского высшего технического училища им.Баумана в межвузовских и международных студенческих научно-технических конференциях и симпозиумах. В 1977/1978 учебном году доклады двух студентов были награждены дипломом 1 степени [8.Л.4].
Отрадно заметить, что эта традиция сохранилась и в наши дни. Как правило, каждый год фестиваль «Студенческая весна» становится ярким, красочным и самобытным праздником студенческого творчества.
Массовым стало участие студентов в научных кружках и семинарах, масштабный характер придавался организации конкурсов и выставок научных работ.
В 1974-1977 гг. Отделомстуденческой молодежи ЦК ВЛКСМсовместно с Минвузом СССР были проведены три Всесоюзных олимпиады, результаты которых свидетельствовали о том, что эта форма стала составной частью системы подготовки высококвалифицированных специалистов. В 1973/74 уч.г. во Всесоюзных олимпиадах «Студент и научно-технический процесс» в процентах от общего количества участвовали 15,4% студентов дневных отделений московских вузов; в 1975/76 — 68,8; в 1976/77 — 82,6 [6.Л.2].
Обращаясь к практике отдельных вузов в 1970-1980 гг., можно привести ряд примеров. Так, в Московском химико-технологическом институте из 251 дисциплин 60 предусматривали время на научную работу. Курсовые работы студентов на 90-100%, а дипломное проектирование на 50% были прямо связаны с производственными проблемами. В Московском энергетическом институте учебно-исследовательская работа студентов входила в учебные планы всех специальностей и являлась обязательной. Она велась в лабораториях выпускающих кафедр, и студенту на весь семестр предоставлялось рабочее место, за ним закреплялся руководитель. Опыт такой работы, естественно, отражавший ту или иную специфику учебных заведений, был накоплен в МАИ, МИФИ, МВТУ и других вузах. Аналогичным образом предлагалось осуществлять научно-исследовательскую работу студентов гуманитарных вузов.
Безусловно, ведущую роль в привлечении студентов к НИР играли ведущие ученые кафедр, однако вся система молодежных организаций в вузах СССР была организована таким образом, что они непосредственно участвовали в подготовке и проведении всех мероприятий, способствовали выдвижению социально и граждански активной молодежи, поощряли коллективное творчество. Сама иерархия студенческих организаций была ориентирована на приоритет моральных стимулов, в то же время давала очевидную и прозрачную перспективу карьерного роста, интересного распределения после окончания вуза, реализации творческого ресурса личности, несмотря на идейно-политические установки власти, которые, кстати, имеют место в каждом обществе и во все времена.
Многие ведущие специалисты промышленности отмечали, что получили углубленную научную и конструкторскую подготовку именно в студенческих конструкторских бюро. Самостоятельная творческая деятельность (даже на самом элементарном уровне) вводила будущего специалиста в мир логики научного познания, позволяла овладеть приемами, навыками исследовательской работы, учила обобщать материал, принимать решения, что необходимо каждому специалисту, на каком бы участке в будущем он ни трудился [2.C.224].
Таким образом, практически все формы и направления научно-исследовательской работы студентов в вузовском самоуправлении в 1970-е гг. подтвердили свою эффективность. Их широкое распространение обеспечивалось системной, последовательной и целенаправленной организационно-методической, административной, идейно-воспитательной, финансовой деятельностью и другими методами деятельности государства, массовых общественных организаций и инициативных структур ученых. Несмотря на известный фopмaлизм, бюpoкратизaцию и другие недостатки, свойственные советской системе образования в целом, данный опыт остается весьма ценным и востребован в настоящее время в интересах качественного обновления и улучшения профессиональных кадров для иннoвaциoннoй экономики России.
Источники
- Иванов, А.Е. Студенчество России конца ХIХ — начале ХХ вв. Социально-историческая судьба /А.Е. Иванов. М.: РОССПЭН, 1999. 204 с.
- Лисовский В.Т. Молодежь и образование. Сборник. М.: Молодая гвардия, 1972. 403 с.
- Материалы XVI съезда ВЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1970. 148 с.
- ЦАГМ. Ф. Р-1992. Оп. 4. Д. 4737. Л. 5.
- РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 39. Д. 302а. Л. 17. 19. 20.
- РГАСПИ. Ф. 6. Оп. 18. Д. 429. Л.2.
- ЦАГМ. Ф. Р-1992. Оп. 7. Д. 2677. Л. 92.
- ЦАГМ. Ф. Р-671. Оп.1. Д. 1829. Л. 4.
- ЦАГМ. Ф-1992. Оп.4. Д.3933. Л.59.
- Встреча Президента РФ Д.А. Медведева со студентами и преподавателями технических вузов 24 марта 2011 г.: http://www.kremlin.ru/news/10759(дата обращения: 01.04.2011).
- РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 39. Д. 302а. Л. 1.