Зайцева Н.А
В соответствии с указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [1] в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики было дано распоряжение соответствующим органам государственной власти подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов; утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов; разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
Для реализации данного распоряжения был принят закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения)» [2]. В данном законе глава 31 Трудового кодекса РФ дополнена статьей 195.1. «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта», в которой даются следующие определения понятий:
- квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника;
- профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Во исполнение Указа Президента также было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [3] и ряд приказов Минтруда: «Об утверждении Макета профессионального стандарта» [4], «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [5] и «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» [6].
К сожалению, уже сегодня очевидно, что в силу ряда объективных причин, разработать и утвердить до конца 2014 года не менее 800 профессиональных стандартов, как это указано в Указе Президента от 07.05.2012 г., не удастся, но все же активная работа в этом направлении ведется.
Так Российский союз промышленников и предпринимателей в настоящее время ведет активную работу по подготовке большого количества профессиональных стандартов в качестве ответственной организации-разработчика, а профессиональные сообщества, союзы и ассоциации по различным видам деятельности привлекаются в качестве организаций — разработчиков профессиональных стандартов.
В качестве первоочередного списка профессиональных стандартов в индустрии питания и гостеприимства было выбрано в общей сложности одиннадцать стандартов: руководитель гостиничного предприятия и иных средств размещения и специалист профессиональной уборки (индустрия гостеприимства), руководитель предприятия питания, повар, кондитер, пекарь (булочник), сомелье, бармен, официант (индустрия питания), руководитель игорного заведения и специалист игорного заведения (индустрия развлечений). Последние два стандарта актуальны для организации работы предприятий на территориях игорных зон на полуострове Крым, в Приморье, Алтайском крае, Калининградской области, также в зоне на границе Краснодарского края и Ростовской области.
К разработке вышеуказанных стандартов привлечены Федерация рестораторов и отельеров, Барменская ассоциация России, Национальная Гильдия шеф-поваров, Межрегиональная Ассоциация кулинаров России, Российская Гильдия пекарей и кондитеров, Российская Ассоциация уборочных компаний и другие профессиональные сообщества, ведущие ученые и специалисты-практики в индустрии питания, гостеприимства и развлечений.
Одним из важнейших условий утверждения профессиональных стандартов в нашей стране является не только то, что профессиональные стандарты были разработаны представителями профессионального сообщества, но и было проведено широкое его обсуждение с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций.
По рекомендациям Минтруда обсуждение проекта профессионального стандарта может проводиться путем:
- размещения на сайте в сети Интернет разработчика проекта профессионального стандарта на срок не менее 30 дней, а также на сайтах участников его разработки;
- размещения на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) на срок не менее 30 дней;
- организации специальных форумов в сети Интернет;
- проведения опроса специалистов;
- проведения публичных мероприятий: конференций (включая интернет-конференции), круглых столов, семинаров и других мероприятий;
- размещения информации о ходе разработки профессионального стандарта в средствах массовой информации (далее – СМИ);
- публикации статей в специальных (отраслевых) изданиях.
Целью обсуждения проектов профессиональных стандартов в профессиональном сообществе и последующей независимой профессионально-общественной экспертизы является формирования содержания профессионального стандарта, отвечающего требованиям рынка труда.
Совершенно очевидно, что без внимательного изучения нормативно-правовой базы и дополнительного обучения в области разработки профессиональных стандартов сложно разработать профессиональный стандарт. Именно поэтому РСПП организовал в августе 2014 года серию обучающих семинаров для разработчиков профессиональных стандартов. Цель такого обучения состоит не только в том, чтобы понять процедуру разработки и утверждения профессиональных стандартов, но и учесть те ошибки, допущенные ранее разботчиками тех профстандартов, которые были отклонены Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, как не соответствующие Правилам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.
Вместе с тем, даже обученные специалисты в области профессиональных стандартов, не могут быть специалистами по всем видам работ в рамках одного вида профессиональной деятельности. Именно поэтому необходимо участие в разработке и обсуждении проектов стандартов в индустрии питания и гостеприимства всех заинтересованных сторон, т.е. работодателей и их объединений, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов и их объединений, федеральных и региональных органов исполнительной власти, образовательных и других организаций и специалистов.
В процессе профессионально-общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов в индустрии питания, гостеприимства и развлечений необходимо оценить:
- корректность отнесения вида профессиональной деятельности и отдельных обобщенных трудовых функций к группам занятий, профессиям, должностям и специальностям общероссийских классификаторов;
- корректность определения основной цели вида профессиональной деятельности;
- обоснованность выделения конкретных обобщенных трудовых функций в проекте профессионального стандарта;
- обоснованность отнесения выделенных обобщенных трудовых функций и трудовых функций к конкретным уровням квалификации;
- полноту и обоснованность выделения конкретных трудовых функций в составе обобщенных трудовых функций;
- соответствие составов необходимых умений и знаний содержанию трудовых функций;
- достаточность выделенных составов умений и знаний для обеспечения эффективного выполнения трудовых функций;
- обоснованность требований к уровню образования и практическому опыту специалистов;
- соответствие проекта профессионального стандарта нормативной правовой базе в данной области;
- другие значимые положения проекта профессионального стандарта.
В Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов указывается, что в рамках одного профессионального стандарта могут быть отражены несколько квалификационных уровней. Если рассматривать уже утвержденные профессиональные стандарты, то, например, в стандарте «Программист» описаны обобщенные трудовые функции, относящиеся к четырем квалификационным уровням (с 3-го по 6-й). Аналогичный подход использован и в проекте профстандарте «Руководитель гостиничного предприятия и иных средств размещения». При этом к каждому квалификационному уровню предъявляются разные требования к образованию (табл. 1).
Таблица 1Возможные наименования должностей, формулировки обобщенных трудовых функций и требования к образованию для руководителя гостиничного предприятия и иных средств размещения на разных квалификационных уровнях


Как показывает практика, много вопросов возникает у профессионального сообщества о том, как сформулировать обобщенную трудовую функцию (ОТФ) и трудовые функции в рамках каждой ОТФ, а также действия в рамках каждой функции.
При этом следует учитывать, что в рамках существующей нормативно-правовой базы для целей разработки профессиональных стандартов используются следующие определения данных понятий:
- обобщенная трудовая функция (ОТФ) — совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе;
- трудовые функции (ТФ) — система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
- трудовое действие (ТД)- процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
Таким образом, под обобщенной функцией понимается такая совокупность трудовых функций, которые может выполнить один специалист, например, в анализируемом профстандарте, на пятом квалификационном уровне у любого руководителя отдела (службы) гостиницы (базы отдыха, гостевого дома/хостела, санатория, детского лагеря и др. средств размещения) ОТФ состоит в управлении и контроле текущей деятельности сотрудников служб, отделов. На следующем квалификационном уровне — заместитель руководителя гостиницы, руководитель департамента, акцент в ОТФ смещается от контроля к координации деятельности подчиняющихся им служб. ОТФ на седьмом и восьмом квалификационный уровень связана со стратегическим управлением развитием гостиниц и иных средств размещения как на уровне одного предприятия, так и в рамках гостиничной сети.
Как считают специалисты в области разработки профессиональных стандартов, ОТФ можно представить как функцию от двух переменных: трудовая деятельность и возможности одного работника [8]. Именно поэтому не может быть ОТФ, которая никогда и нигде не выполняется одним работником, а только группой работников. Также в формулировке ОТФ должна быть ясно и четко отражена отраслевая принадлежность вида деятельности и ее особенности, включены все три составляющие: «объект-действие-контекст».
В результате проведенных Федерацией рестораторов и отельеров обсуждений перечня ОТФ и ТФ, было принято решение в рамках ОТФ, указанных в табл. 1. сформулировать следующие трудовые функции (табл. 2.).
Таблица 2 Возможные наименования обобщенных трудовых функций и трудовых функций руководителя гостиничного предприятия и иных средств размещения для разных должностейДискуссионным являет вопрос: следует ли выделять как трудовые функции линейного руководителя гостиничного предприятия (начальника отдела, службы) управление и контроль текущей деятельности сотрудников службы, маркетинга, персонала, снабжения, качества или службы дополнительных услуг, таких как услуги прачечных и химчистки, организации различных мероприятий и других. Анализ проблем, возникавших ранее с проектами профстандартов, не получивших одобрения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, показал, что это частично было связано с тем, что в профессиональном стандарте отражались трудовые функции и действия, относящиеся к другим видам деятельности.
При определении перечня трудовых функций и действий следует также помнить о том, что профессиональный стандарт в перспективе призван стать основой для проведения сертификации квалификаций сотрудников [7]. И в этом случае встанет вопрос – есть ли особая специфика в работе специалиста по химчистке в гостинице от такого же специалиста на предприятии химчистки? Скорее всего, существенной разницы в их действиях не будет. То же можно сказать и про специалистов службы персонала, закупок и т.д. Именно по этой причине, например, было принято решение рассмотреть трудовые функции горничной в рамках стандарта «специалист профессиональной уборки».
Таким образом, из данного обзора видно, что разработка профстандартов является сложной и кропотливой работой. Вопрос не только в том, как определить ОТФ и ТФ, но и все трудовые действия, оценить с какой степенью детализации их описывать. Анализ утвержденных и готовящихся к утверждению стандартов показывает, что они сильно отличаются по объему: от 8 страниц (стандарт «Руководитель социальной организации») до почти 400 страниц (стандарт «Руководитель коммерческой организации»). Правда последний стандарт разрабатывается уже более трех лет.
Учитывая крайне сжатые сроки подготовки вышеуказанного перечня стандартов: до 20 октября все проекты профстандартов должны быть разработаны, а до 15 декабря – пройти обсуждение и независимую профессионально-общественную экспертизу проектов, доработать их с учетом внесенных замечаний и передать на рассмотрение Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, представляется целесообразным разрабатывать стандарт на основе использования принципа: «необходимое, но достаточное». Особенно с учетом того, что все стандарты в дальнейшем с определенной периодичностью будут изменяться и совершенствоваться в соответствии с изменениями рынка труда.
С целью создания условий для обсуждения данных проектов профессиональных стандартов Федерация рестораторов и отельеров 8 августа 2014 года разместила информацию о начале работ над новыми проектами профессиональных стандартов (см. по ссылке: http://frio.ru/news/5450/), а также разместила первые три проекта стандартов «Руководитель предприятия питания», «Руководитель гостиничного предприятия и иных средств размещения», «Сомелье». По мере готовности там же будут размещаться остальные проекты стандартов.
В заключении хотелось бы еще раз призвать все заинтересованные стороны, научное и профессиональное сообщество принять активное участие в обсуждении профессиональных стандартов в индустрии питания, гостеприимства и развлечений.
Литература
- Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» г. №597 от 07.05. 2012 г.
- Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения)» N 236-ФЗ от 03.12.2012 г.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» №23 от 22.01.2013 г.
- Приказ Минтруда «Об утверждении Макета профессионального стандарта» № 147н от 12.04.2013 г.
- Приказ Минтруда «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» № 148н от 12.04.2014 г.
- Приказ Минтруда «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» № 170н от 29.04.2013 г.
- Зайцева Н.А. Всероссийская научно — практическая конференция «Проблемы формирования системы сертификации квалификаций в туристской индустрии». Журнал «Современные проблемы сервиса и туризма», № 2, 2012, С. 109-110.
- Материалы семинара Директора центра сертификации Минтруда Прянишниковой О.Д. в Российском союзе промышленников и предпринимателей 06.08.2014.