Джанджугазова Е.А.
Последние 20 лет мир прожил в условиях ренессанса индустриального роста. Бурный экономический рост и растущая урбанизация в многонаселенных Китае и Индии повлияли на мировую экономику, создав длинный тренд роста, который в условиях распространения коронавируса рискует оборваться. Под прицелом вируса оказались многие отрасли экономики всей цепочки производства и потребления, начиная он энергоносителей и заканчивая всей сферой услуг. В этих условиях важно понять – остается ли пока какой-то потенциал роста и потребления или экономика остановилась в искусственной коме надолго? А также где искать этот потенциал, если многие виды бизнеса фактически парализованы паникой (сверхреакцией на тревожную ситуацию). Любая паника губительна для нормального экономического процесса, но современный мир, бросающий все новые и новые вызовы уже почти приучил нас к новой «нормальности», в которой требуется быстрая реакция на негативные факторы и в частности экономические и гуманитарные потери.
Потери
Под карантином в Китае находится 50 млн. человек. Остановка экономики КНР вынудила власти закрыть реальную статистику начала 2020г., но по косвенным признакам и в частности данным экологов – экономическая активность страны упала примерно на 1\3. Внутренние перевозки упали на 70%, а международные в 6 раз. Продажа новых авто уменьшилась на 92%…
Тяжелый нисходящий тренд вслед за Китаем подхватили Европа и США, а Италия и Испания уже фактически введены в искусственную кому на неопределенный период времени. Сегодня практически все видные эксперты сходятся во мнении, что пандемия коронавируса принесет последствия сопоставимые с мировыми войнами.
Прогнозы
Прогноз – дело неблагодарное, но обойтись без него практически невозможно. Совершенно очевидно, что в условиях падения производства и как следствие доходов большинства населения без перераспределения финансовых ресурсов избежать будет нельзя. Рост налогов на доходы обеспеченных слоев населения – это уже данность. Восстановить производство и потребление наверняка не удастся даже в течение одного годового цикла, пока у населения не выработается иммунитет на новый вирус. В этой связи многие виды бизнеса, напрямую связанные с прямыми коммуникациями, почти полностью просядут, во всяком случае с перспективой на полгода как минимум. На этом фоне мы воочию будем наблюдать как молниеносно начнет сворачиваться вся индустрия впечатлений!
Туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, спортивная и досуговая индустрия, индустрия МАСЕ, транспорта, вся культурно-зрелищная сфера и многое другое, что непосредственно относится к сфере услуг. Это уже весьма очевидный и болезненный процесс для целого ряда национальных экономик, так как десятки стран поставили сферу услуг во главу угла своей экономической политики. Кроме того, жители мегаполисов в значительном количестве останутся не у дел. И это общий негативный тренд, который затронет в той или иной степени практически все страны, так как в последние 10-15 лет человечеству усиленно навязывалась идея «Нового мира» и в т.ч. западными футурологами, признавшими традиционный образ жизни людей — дремучим и очень неэффективным занятием.
Вместе с тем ожидаемая «вирусная депрессия», хотя и отразится на материальном благосостоянии, но накопленные финансовые резервы и монетарные маневры все-таки позволят мировой экономики устоять, хотя значительная часть населения, особенно в малом бизнесе лишится работы, а, следовательно, их потребление остановится на минимальной отметке.
Сегодня только ленивый не говорит, что экономический и политический ландшафт после вирусного кризиса сильно изменится, хотя каким он будет тоже еще не ясно.
Но рано или поздно пандемия закончится, при этом все материальное, созданное за века сохранится, а природа даже немного отдохнет от безудержной эксплуатации последних десятилетий. И потребительская активность постепенно восстановится. Людям с новой силой захочется общаться, путешествовать и получать впечатления. Поверьте, что уже нет такой силы, чтобы окончательно переформатировать поведение людей. Как известно «Привычка – это вторая натура», но нельзя не отметить, что бизнес-ландшафт тоже сильно изменится. Абсолютно по-новому выстроится отношения к цифровой среде, все полезные онлайн сервисы получат устойчивый рост, вполне возможно, что все-таки сформируется адекватная цифровая среда в образовании, так как в сегодняшнем карантине мы уже понимаем, что учителя\преподавателя заменить от слова «совсем» — нельзя!
И не потому что не хватит технологических мощностей, а потому что ребенок\школьник\студент – это человек и с ним нужно работать, т.е уделить внимание, выслушать, поправить, поддержать, поделиться опытом и пр. Поверьте, что все, даже самые продвинутые вебинары – этого не заменят. Это примерно так же как в проекте «За стеклом» — интересно, забавно, но как-то не по-настоящему. Вместе с тем нас ждут большие переделы рынков и новые занимательные кейсы «великих поглощений» как в отраслевом, так и в территориальном формате. Выросшие в условиях карантина бизнесы будут готовы захватывать новые сегменты, дополнительные стимулы получит здравоохранение и наука, а также система государственного управления.
Не стоит списывать со счетов сферу услуг и индустрию туризма, но появление новых, ориентированных на внутреннюю среду сценариев развития исключать тоже нельзя. Миллионы людей, столкнувшиеся с бедой за границей, ощутили беспокойство и страх за свою жизнь и здоровье, лишившись родной почвы под ногами, даже самые бывалые дауншифтеры стали бомбардировать посольства и консульства своих стран. Всем стало очевидным, что глобализация, общечеловеческие ценности — это иллюзия, а в критической ситуации – «Каждый за себя».
Мы пока еще на подступах к революции в наших головах, но она обязательно свершится!