Джанджугазова Е.А.
Предисловие
В нашей стране наука и образование традиционно имеют важное значение, ничуть не меньшее чем наши бескрайние просторы и природные ресурсы. Однако, нельзя не отметить, что наука и образование в России вот уже два десятилетия переживают тяжелый кризис, на фоне которого развернулась масштабная реформа, направленная на реструктуризацию сложившейся системы получения и распространения научных знаний с целью повышения эффективности ее функционирования.
Цель конечно благая, но средства ее достижения вызывают не мало вопросов. Конечно, проблема эффективности институтов науки и образования чрезвычайно актуальна, но актуальна она не только в России, а всегда и везде!
Сегодня и мировая наука, так же, как и российская далека от процветания. Вот уже 3-4 десятка лет огромная система мировой науки уже почти ничего не производит, а только детализирует существующее знание. Как ни странно, но такие периоды осмысления, позволяющие применить инструменты и методы одной предметной области на другую, тоже оказываются полезными, так как активизируют формирование межпредметного подхода, позволяющего «сшивать» разные области знания в единое поле, на котором со временем могут вырасти новые прорывные научные идеи. Вместе с тем, по мере роста зависимости науки от экономики и политики от нее ждут быстрых и внятных результатов, так как именно конечный (положительный) результат является критерием ее эффективности. В подобной системе координат организаторы науки и ученые, работающие на крупные корпорации фактически становятся частью этих структур, что, несомненно, воздействует на качественные характеристики существующей научной среды.
Так законы политики привнесли в науку стремление к построению карьеры через получение ученых званий, степеней и публичной известности, а законы экономики — представление о научном знании как о товаре, который можно продать и получить прибыль. [1]
Уже практически не осталось места для науки, основой которой является стремление человека удовлетворить свое любопытство, узнавать что-то новое. И как следствие в науку и образование все больше и больше приходит людей, стремящихся сделать карьеру через достижения определенного уровня количественных показателей: высокой степени цитируемости, впечатляющего значения индекса Хирша или же числа полученных научных грантов.
В это время сами научные исследования в значительной степени отошли на задний план, а результаты исследований, которые должны публиковаться в научных статьях, по большей части превратились в набор наукообразных фраз или некую специфически обнаученную «формулу речи».
В сложившейся ситуации крайне необходимо выстроить новые принципы формирования и развития научной среды на основе широкой популяризации науки как необыкновенно интересной сферы человеческой деятельности с целью вовлечения в ее орбиту способных и заинтересованных людей. Если такая творческая научная среда не будет сформирована, то мы рискуем превратить науку и образование в придаток к уже сформировавшейся научной бюрократии, которая по-своему полезна, но с научной точки зрения бесплодна.
Необходимость и особенности популяризации науки
Популяризация науки как «перевод» специальных знаний в форму понятную для обычного человека – важнейшая задача, которую необходимо решать по целому ряду причин:
Причина первая – низкий интерес к реальной науке и всплеск интереса к лженаучным теориям.
Причина вторая – недостаточно высокий статус людей, занятых в науке и образовании.
Причина третья – острая необходимость формирования стойкой мотивации детей и юношества к получению знаний и активному участию в научных олимпиадах и творческих конкурсах.
Причина четвертая — популяризация науки нужна для самих педагогов, чтобы вызвать дополнительное стремление к саморазвитию и желанию совершенствовать свои знания и навыки.
Причина пятая — популяризация науки необходима для взрослых людей, для того чтобы не отстать от молодого поколения, понимать, как меняется современный мир и легче адаптироваться к этим переменам.
Причина шестая — популяризация науки нужна самим ученым, чтобы не замыкаться в своей узкой предметной области и постоянно развиваться и т.д. [4]
В настоящее время накоплен значительный арсенал средств популяризации научного знания. Среди них: научно-популярная литература, журналы и иная популярная пресса, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы и Интернет, соединивший в себе все вышеперечисленные средства. Вместе с тем, несмотря на рост технических возможностей, обострилась проблема нехватки качественного научного контента способного вызвать живой интерес, без которого нет и не может быть настоящей науки.
Конечно, самую весомую роль в популяризации науки играет личность. Известный ученый или педагог, добившийся значительных результатов на своем собственном опыте может создать привлекательный образ науки как одной из самых интересных форм человеческой деятельности. Он способен наглядно применить научный подход к осмыслению явлений окружающей действительности и при этом представить широкому кругу людей научные знания в доступной и современной форме. Примеров успешной популяризации научных знаний достаточно много — работы Тимирязева, Вавилова, Ферсмана, Шкловского, Капицы и многих других. Однако, роль и значение этого направления научно-просветительской деятельности в настоящее время, к сожалению, не высока и это особенно заметно в ходе анализа современного состояния российского рынка научно-популярных изданий.
Роль научно-популярных изданий в развитии интереса к научным исследованиям
Научно-популярная литература – это издания о науке и различных явлениях из реальной жизни, предназначенные для широкого читателя. Наиболее важный жанр популярной публицистики представляют научно-популярные или научно-практические журналы. От любого научного периодического издания их, прежде всего, отличает структура. В нее входят не только статьи, но и новости, анонсы, различные обзоры, очерки о природных явлениях и фактах, фоторепортажи, интервью на актуальные темы, полезные ссылки, книжные новинки и многое другое, что делает журнал живым и интересным. Вместе с тем важной отличительной чертой научно-популярного журнала является то, что материалы его номеров создаются не только авторами-журналистами и репортерами, а по большей части учёными, имеющими не только научные степени и звания, но и реальный опыт исследовательской деятельности.
В данном случае важно не просто занимательно и доходчиво писать о науке, важно популяризировать истинно научное знание, а не околонаучные измышления и именно поэтому обеспечение научной верификации предлагаемого материала по силам только ученым. В противном случае мы рискуем столкнуться с современным персонажем героя рассказа А.П.Чехова «Письмо ученому соседу» — урядником из дворян Василием Семи-Булатовым из села «Блины съедены», для которого «наука – мать родная», а главный аргумент в научном споре: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда!».
Классификация научно-популярных изданий
Поле научно–популярных изданий условно можно рассматривать с учетом пяти основных позиций:
По времени функционирования изданий на отечественном рынке. В линейке «старые» и «новые» журнальные бренды примерное соотношение (1:3), что вполне соответствует продуктивной стратегии развития и обновления этой части журнального рынка.
По месту регистрации издания: отечественные и зарубежные (лицензионные). Значительную часть научно-популярных изданий (75-80%) представляют отечественные журналы, зарегистрированные в разное время. Из них 10% изданий имеют дореволюционный стаж, более половины были образованы в советское время и остальные в период с 1990-2012г.г.
Рассмотрим современные российские научно-популярные журналы с точки зрения соотношения «старых» и «новых» брендов.
Характеристика «старых» и «новых» журнальных брендов.
(***Составлено автором на основе источника: http://pressaudit.ru/rynok-nauchno-populyarnyx-zhurnalov-analiticheskij-obzor/)
По степени научности, предполагающей наличие четкого места в шкале «научность – популярность». Обычно для определения позиции издания в этой шкале важны следующие критерии:
- доля научной тематики среди материалов издания;
- популярный стиль изложения;
- состав редколлегии и в т.ч. наличие в ее составе ученых, занимающихся популяризацией науки.
Исходя из этого критерия, все научно-популярные издания распределяются на три группы, к которым можно отнести научно-популярную классику (до 30% от общего числа изданий), журналы сбалансированные (до 50%) и условно научно-популярные (до 20%).
По включенности в рекламный рынок, можно также выделить три группы изданий:
Успешные рекламные носители, среди которых журналы: «Вокруг света», «Psychologies», «National geographic», «GEO», «Наука в фокусе», «DISCOVERY».
Потенциальные рекламные носители: «Дилетант», «Наука и техника», «В мире науки», «Новости космонавтики», «Всемирный следопыт», «Наука и жизнь» «Химия и жизнь», «NewScientist.ru», «Наука из первых рук», «Потенциал».
Журналы без рекламы: «Знание-сила», «Природа и человек», «Экология и жизнь», «Природа», «Земля и Вселенная», «Изобретатель и рационализатор», «История в подробностях», «Московский журнал», «Наука в России», «Техника – молодежи», Экология и жизнь», «Юный техник», «Юный натуралист».
Здесь следует отметить, что классические научные журналы обычно тяготятся излишней коммерциализацией по разным соображениям. В одном случае – это собственные устойчивые источники финансирования, а в другом — не желание зависеть от прихотей и особенностей рекламодателей.
По тематике или степени универсальности контента в шкале «универсальные — специализированные» издания.
По этому признаку принято выделять следующие группы изданий: исторические, психологические, о животных, технические, универсальные.
В данном случае даже весьма поверхностный анализ изданий, который можно сделать по их названию (табл.1), показывает, что подавляющая часть журналов находится в поле естественно-научной тематики, а число классических гуманитарных журналов крайне мало (не более 10 изданий).
Вместе с тем эксперты отмечают, что научно-популярные издания в России переживают не лучшие времена и причин здесь несколько – это и отсутствие внятной государственной политики в области научной прессы; не равномерное насыщение всех издательских ниш и в частности недостаток исторических и прочих изданий гуманитарной направленности; отсутствие эффективных подходов к коммерциализации журнальной продукции и пр.
Говоря о таком важном средстве популяризации науки как научно-популярных или научно-практических журналах также можно сказать, что в настоящее время единого рынка изданий этого профиля фактически нет. Есть несколько сегментов изданий, объединенных некоторой схожестью контента. [3]
В первый сегмент входят наиболее успешные отечественные и лицензионные научно-популярные издания, так называемые журнальные бизнес-проекты, лидером среди которых можно назвать известный еще с советских времен журнал «Вокруг света». Успех этих изданий в их сбалансированности и хорошей адаптации к потребностям современного читателя. Редакционная формула: емкий контент, привлекательный визуальный ряд и максимальная встроенность в современный информационный мир – залог их успеха.
Второй сегмент включает в себя традиционные отечественные научно-популярные журналы известные еще с советских времен, но трудно выживающие в современных рыночных условиях. Такие как «Наука и жизнь», «Знание-сила», «Химия и жизнь» и др.
Третий сегмент – это прочие академические, вузовские и ведомственные издания, которые финансово полностью зависят от своих учредителей или от авторов, финансирующих издания через систему платных публикаций.
Особенности классификации научно-популярных изданий
Вместе с тем из всех представленных сегментов именно третий вызывает особую обеспокоенность, так как структура и качество представленного в этих журналах научного контента по большей части не вызывает интереса у читателей. Практически все из них включены в РИНЦ, а некоторые даже входят в список ВАК, но, тем не менее, никакой потребительской ценности для широкого круга читателей они не представляют, так как они по большей части нужны «писателям», а не «читателям». Такие журналы фактически продают свою редакционную площадку желающим опубликоваться. Но как показывает многолетняя научная практика, любое научно-практическое издание должно уметь интересно рассказывать о научных фактах и явлениях, вести открытые дискуссии и форумы, предлагать регулярные обзоры основных научных трендов, представлять книжные новинки, писать о людях внесших большой вклад в науку простым и доходчивым языком, чтобы читатель — обычный человек увлекся какой-то интересной идеей, которая смогла бы изменить его жизнь, сделав ее интересной и насыщенной.
В конце концов, наука и образование всегда начинается с человека!
Литература
- Кордонский С. «Кризисы науки и научная мифология». Журнал «Отечественные записки» №7, 2002. http://www.strana-oz.ru/2002/7/ot-redakcii
- Фортов В. «Отечественная наука в переходный период». «Отечественные записки» №7, 2002. http://www.strana-oz.ru/2002/7/ot-redakcii
- Яковенко И. «Рынок научно-популярных журналов». Аналитический обзор. Москва 2012. http://pressaudit.ru/rynok-nauchno-populyarnyx-zhurnalov-analiticheskij-obzor/
- http://nauchnik.ru/09/10/komu-i-zachem-nuzhna-populyarizatsiya-nauki