Аманжолова Д.А.
Человек всегда мечтал сохранить и воспроизвести звук: китайская легенда рассказывает о мандарине, который, чтобы передать своему владыке тайное сообщение, проговорил несколько слов в шкатулку, запечатал ее и отправил с гонцом. У барона Мюнхаузена звук на сильном морозе «замерзал» в рожке почтальона, а потом на постоялом дворе в тепле «оттаивал» и «выходил» из рожка.
Изобретатели и ученые начали с создания «говорящих» машин. Епископ Альберт Великий (1200-1280) сконструировал говорящую куклу, что вызвало страшный гнев его ученика Фомы Аквинского – он разбил ее вдребезги. В 1779 г. член Петербургской Академии наук Х.Кратценштейн по принципу органов речи человека создал резонатор, а через 20 лет австриец Кемпелен представил машину, издающую не только звуки, но и отдельные слова. Английскому ученому Т. Юнгу впервые удалось зафиксировать звук в 1807 г. Он записал звуковые колебания камертона на закопченной бумаге, расположенной на барабане, – это было первое в истории устройство записи звука.Часовщик Фабер в 1841 г. создал говорящую куклу с каучуковыми губами, языком и механической гортанью, куда нагнетался воздух. Аппарат управлялся клавишами подобно органу или пианино. В 1870-е годы французский физик, химик и поэт Ш.Кро предложил идею звукозаписывающе
Именно XIX век с его бурным развитием науки, подстегиваемым победой капитализма, обеспечил скачок в организации досуга буржуа, а затем и рядового обывателя. 24 декабря 1887 г. Т. Эдисон заявил патент на первый практически изготовленный фонограф. Так началась эра механической звукозаписи, причем изобретатель использовал тот же принцип движения иглы, прикрепленной к мембране. Когда во время демонстрации аппарата во Французской Академии наук аппарат повторил только что сказанную фразу: «Господин фонограф, говорите вы по-французски?», — академик Ж.Бульо был так разъярен на «плута» и «чревовещателя», что его едва оттащили от испуганного демонстратора.
При участии других изобретателей фонограф был усовершенствован
Перед 80-летием Толстого в Ясную Поляну пришла посылка с прибором, на котором была закреплена серебряная пластинка с выгравированной надписью: «Подарок графу Льву Толстому от Томаса Алва Эдисона…». Ответное письмо Льва Николаевича было написано им на английском языке (оригинал находится в Эдисоновском музее г.Орандж), в котором, в частности, говорится:«…Я пользуюсь Вашим фонографом для ответов на письма и, чем больше овладеваю им, тем больше убеждаюсь в его полезности». Летом того же 1908 г. Эдисон обратился к Толстому с просьбой«дать один или два сеанса для фонографа на французском или английском языке, лучше всего краткое обращение к народам всего мира, на обоих. Желательно, чтобы Вы прочли краткое обращение к народам всего мира, в котором была бы высказана какая-нибудь идея, двигающая человечество вперед в моральном и социальном отношении. Вы имеете мировую известность, и я уверен, что Ваши слова будут выслушаны с жадным вниманием миллионами людей…». Просьбу Эдисона Толстой выполнил. Он стал первым русским писателем, применявшим устройство в повседневной работе,диктуя на валики ответы своим многочисленным корреспондентам. Сохранился также голос Л.Н. Толстого, читающего отрывок из рассказа В. Гюго «Гражданская война»; всегоимеется около 20 фонографических записей его голоса, 12 из них перезаписаны на кинопленку и грампластинки[2]
26 сентября 1887 г. Эмиль Берлинер запатентовал граммофон – в отличие от фонографа, в нем для записи и воспроизведения вместо цилиндров использовались диски. Грампластинки первоначально изготовлялись из эбонита, затем из шеллака – смолы, вырабатываемой насекомыми. Первая в мире грампластинка была цинковой. Поперечная запись, в отличие от фонографа, обеспечила снижение искажений в десятки раз, а также более громкий звук (уже в первых моделях — в 16 раз). Записи легко тиражировались, и это сделало граммофон популярным и доступным.
Но для хроникально-доку
В XX веке были разработаны долгоиграющие, затем стереофонические пластинки, в 1904—1906 гг. усовершенствован
Патефон, названный в честь братьев Пате, стал особенно распространенным
Прототипом аппаратов, выпускавшихся в СССР, сталанглийский портативный граммофон HisMastersVoice. В начале прошлого века это была довольно дорогая забава.Не случайно великий русский писатель-деревен
Грампластинки с записями выступлений политических деятелей (наиболее известны речи В.И. Ленина, высоко ценившего возможности новой техники для укрепления власти и идей большевизма) и революционных песен были мощным средством пропаганды и агитации, в то же времяслужа делу культурной революции.Музыка
В годы индустриализации патефон служил и инструментом поощрения, что запечатлела народная частушка [6]:
Гармонисту этому
Будет премья дадена:
Два костюма шерстяных,
Патефон да радио.
Популярность устройства отразил и народныйюморс социальнымподтек
Во второй половине XX века на смену патефонам пришли всевозможные проигрыватели. Только в 1976 г. всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила около 200 миллионов грампластинок, больше трети из них стереофонические
Еще в конце XIX–начале XX вв. появились изобретения магнитной записи и первый аппарат датчанина В. Паульсена. В 1920-е годы в развитие идеи внесли свой вклад наши ученые и инженеры В.И. Коваленко и И.И. Крейчман, в 1920-1930-е гг. в этом же направлении работали американские, немецкие и японские специалисты. Массовый выпуск магнитной ленты на пластмассовой основе обеспечило сотрудничество промышленных гигантов Германии АЕГ и «ИГ Фарбениндустри» в 1930-е годы. В 1941 г. немецкие инженеры Браунмюлль и Вебер добились высокого качества магнитной записи. В СССР изобретатель К.Л. Исупов в 1932 г. предложил использовать магнитную ленту для записи изображения на магнитные головки (его идеи получили повсеместное применение в телевидении), в 1940-е гг. создается первый двухдорожечный магнитофон (И.С. Рабинович). С 1945 г. магнитная запись получило самое широкое распространение во всех крупнейших странах. Магнитофоны совершенствовали
Сейчас даже портативные магнитофоны никого не впечатлят, а в 1970-е годы человек, имевший в своем арсенале хотя бы домашнее устройство, становился одним из самых ценимых в кампании друзей. Например, записи песен и концертов В.Высоцкого, даже самого плохого качества, многократно переписывались и распространялись
Во второй половине 1950-х гг. начинается время видеомагнитофоно
В 1972 г. кампания «Филипс» начала выпуск кассетных видеомагнитофоно
Пиратские копии видеофильмов в подпольных салонах, в т.ч. эротических и даже порнографических
Бытовые видеомагнитофоны стали доступны в широкой продаже только с начала перестройки. Примерно с середины 2000-х годов бытовые видеомагнитофоны начали быстро вытесняться DVD и Blu-Ray проигрывателями, а с начала 2010-х гг. — проигрывателями на основе жестких дисков и твердотельной памяти. Последние повсеместно встраиваются в современные телевизоры, делая отдельные видеоустройства ненужными.
С середины 1990-х гг. пространство музыкального и видео воспроизведения занимают цифровые и компьютерные технологии, сделавшие возможным почти полностью исключить живой звук и живой голос. Более того, современные гаджеты, которые, казалось бы, так беспредельно расширяют мир общения, усилили одиночество современного человека.
Именно эти симулякры стали все ощутимее рождать ностальгию по старому доброму патефону и живой магии грампластинки, с которой ушедшая эпоха звучит чарующими голосами Федора Шаляпина, Сергея Лемешева, Леонида Утесова, Марка Бернеса, Лидии Руслановой, Клавдии Шульженко, Людмилы Зыкиной, Муслима Магомаева, Тамары Миансаровой, Юрия Гуляева, Карины и РузанныЛисициан, Дмитрия Журавлева, Бориса Бабочкина, Михаила Царева, Рины Зеленой, Фаины Раневской… Как много славных имен, как велико наше счастье слышать и помнить их!..
Литература
1 Кругозор. 1965. № 9. С. 16; Згут М.А. Мой друг магнитофон. М.: Радио и связь, 1981. С. 5-7.
2 URL: http://www.xn--8
3 URL: http://yandex.ru/images(дата обращения: 3.08.2014).
4 URL: http://yandex.ru/images(дата обращения: 3.08.2014).
5 Астафьев В. Вечерние раздумья // Новый мир. 1992. № 3. С. 6-31.
6 Заволокины А.Д. и Г.Д. Част. 14.URL:http://gallicismes.academic.ru/28816/патефон(дата обращения: 3.08.2014).
7 Семячко А. Большая охота // Звезда. 1997.№ 8. С.6-41.
8 Раззаков Ф. Гибель советского кино. Тайна закулисной войны 1973—1991. М.: Эксмо, 2008;Шульман М. Как дело было // MediaVision. 2011. № 4. С. 71—74.