Московские немцы: места памяти

Томан И.Б.

Москва испокон веков была многонациональным городом. Об этом свидетельствует ее топонимика (Армянский переулок, Большая и Малая Грузинские улицы, Большая Татарская улица, улица Маросейка, Шведский тупик, переименованная в Бауманскую Немецкая улица и др.) и многочисленные памятники архитектуры.  Они хранят память о своих создателях, о людях, живших и бывавших в них, о событиях, свидетелями которых они стали.  Немало старинных зданий в Москве связано с выходцами из Германии, являя собой зримые слова и фразы «немецкого текста» ее истории, своего рода места памяти, ставшие местом притяжения разных эпох и судеб.

Ольга Гамаюнова. Ростокинский акведук (2012, батик).

Первые сведения о живущих в Москве немцах относятся к XV веку. Однако в средневековой России так называли всех выходцев из Западной Европы, ибо они считались «немыми», не умеющими говорить по-русски. Среди «немцев» преобладали уроженцы германских земель, и немецкий подчас являлся для них языком межнационального общения. При Иване Грозном была создана Немецкая, или Иноземная, слобода, где жили пленные, захваченные во время Ливонской войны. В 1578 году она была сожжена; восстановили ее при Борисе Годунове. В 1610 году Немецкая слобода была снова сожжена войсками Лжедмитрия II, после чего ее жители поселились ближе к центру города. В первой половине XVII века выходцы из Западной Европы имели дома в районе Покровки, нынешней Мясницкой улицы и Чистого (в то время Поганого) пруда.

Охотно пользуясь услугами иностранных специалистов (военных, купцов, ремесленников, врачей, аптекарей), власть имущие стремились оградить простых людей от западного влияния. В результате в середине XVIIвека за пределами Москвы была основана Новая Немецкая слобода, куда выселяли практически всех выходцев из Западной Европы, не принявших православие. Находилась она в районе нынешней станции метро Бауманская, а ее главная улица называлась Немецкая (ныне Бауманская).

Во второй половине XVII века это был небольшой западноевропейский город среди России. Жители носили европейское платье; здания строились в соответствии с европейской архитектурой. Здесь находились две лютеранские, реформатская и католическая церкви. Обитатели Немецкой слободы жили, насколько это было возможно, в соответствии с принятыми на родине обычаями, и их свободные нравы, непринужденность в общении и активность привлекали юного Петра I. Он был частым гостем в Немецкой слободе, где получил первые представления о Европе и европейском образе жизни.

При Петре I закончилась искусственная изоляция Немецкой слободы. Иноземцы получили право жить в любом районе Москвы. Вместе с тем на территории Немецкой слободы стали селиться русские. В 1812 году Немецкая слобода почти полностью сгорела, что ускорило отток из нее немецкого населения. В XIX-начале ХХ века немцы предпочитали селиться в районе улицы Маросейка, Космодамианского (ныне Старосадского) и Колпачного переулков, между Чистопрудным бульваром и Земляным валом и в районе Мясницкой улицы.

На территории же бывшей Немецкой слободы их было ненамного больше, чем в других районах Москвы.

Особняки московских немецких предпринимателей.

До революции немцы являлись самой многочисленной национальной диаспорой Москвы, и их число постоянно увеличивалось.  В 1912 году для 21286 москвичей (из 1617700) немецкий был родным языком [12, c.126]. Впрочем, для значительной части московских немцев национальная и конфессиональная принадлежность не играли первостепенной роли ни в самосознании, ни в выборе круга общения, ни даже при создании семьи. Многие из них заключали браки с представителями других национальностей и прежде всего с русскими, и их дети, в соответствии с законами Российской империи, принадлежали к православной церкви и обычно считали себя русскими.

Немцы сыграли заметную роль в культурной и экономической жизни нашего города. Архитектурный облик старинной Москвы, особенно конца XIX-начала XXвека, во многом сформирован немецкими архитекторами.

Франц Альберт (Федор Осипович) Шехтель (1859-1926) – самый выдающийся московский архитектор эпохи модерна.

Значение деятельности немецких ученых не исчерпывается их конкретными заслугами.  Многие из них подавали пример честного и самоотверженного служения науке, воспитывая уважение к ней в российском обществе.

В начале Первой мировой войны закончилась история культуры московских немцев. В мае 1915 года в Москве произошел немецкий погром. Многие немцы уехали или были высланы из Москвы. После Октябрьской революции продолжалось сокращение численности немецкого населения; в августе 1941 года почти все немцы были высланы из Москвы в Сибирь или Казахстан; назад смогли вернуться единицы. В настоящее время в Москве можно встретить потомков московских немцев; обычно они считают себя русскими, но дорожат памятью о своих немецких предках.

1.Московские немцы: религиозная жизнь, образование, благотворительность

1.1. Евангелическо-лютеранская церковь святых апостолов Петра и Павла

Для людей, оторванных от земли предков, своя церковь на чужбине имеет особое значение. Она является для них не только местом общения с Богом, но и хранительницей родного языка и национальной культуры. На протяжении трех столетий для большинства московских немцев евангелическо-лютеранская церковь была главным просветительным и культурным центром. Здесь они приобщались к Высшему через родной язык, встречались и устанавливали дружеские и родственные связи, здесь их дети получали образование. По переписи Москвы 1902 года, около 85% московских немцев принадлежали к евангелическо-лютеранской церкви (14879ч. из 17676ч.) [12, c.126].

Первая лютеранская церковь была построена в Москве в 1576 году. Вскоре ее разрушили по приказу Ивана Грозного вместе с близлежащими домами иноземцев. В 1601 году, при Борисе Годунове, ее восстановили; тогда же впервые упоминается существовавшая при ней школа. Вторая церковь была построена в 1640-е годы.  В середине XVII века оба храма оказались в Немецкой слободе за Яузой. В 1686 году была освящена каменная церковь святого Михаила (находилась между нынешними улицами Бауманской, Радио и Новокирочным переулком), а в 1695-м – Петропавловская.  В 1812 году Петропавловская церковь (как почти вся  Немецкая слобода) сгорела, и  когда встал вопрос  о  восстановлении, община высказалась  за перенос ее  в центр города, где к тому времени жила  большая часть прихожан.  В 1817 году общиной был куплен участок земли между Колпачным и Космодамианским (ныне Старосадским) переулками, на котором в 1819 году была сооружена церковь. В 1862 году ее реконструировали, а 18 декабря 1905 года было торжественно освящено новое здание храма, построенное по проекту Виктора фон Коссова.

В центре Петропавловская евангелическо-лютеранская церковь (1905, арх. Виктор фонКоссов; Старосадский пер., 7); слева –часовня при Петропавловской евангелическо-лютеранской церкви (1898, арх. Ф.О.Шехтель). Справа находящийся поблизости особняк одного из членов общины, московского предпринимателя Андреаса фон Кноопа (1900, арх. К.Трейман; Колпачный пер, 5).

После Октябрьской революции многие прихожане евангелическо-лютеранских церквей уехали из России, однако, несмотря   на трудности, церковная жизнь в обеих общинах шла своим чередом. Это стало возможным благодаря энергии епископа Теофила Майера, однако главная заслуга в сохранении лютеранской церковной жизни в Москве  на протяжении 20 лет   советской власти  принадлежит  рядовым членам общины. Они работали в советских учреждениях, а их дети ходили в советские школы, однако в своих семьях они сохраняли традиционный бытовой и религиозно-нравственный уклад. Впрочем, дни обеих общин были сочтены.

В 1928 году снесли церковь св.Михаила, а в 1936-м арестовали   последнего пастора Петропавловского храма Александра Штрека, который был расстрелян вместе со многими своими прихожанами. На этом история евангелическо-лютеранской церкви в Москве прервалась на 55 лет. В разоренном здании храма находился кинотеатр, затем студия «Диафильм»; в 1957 году был разобран шпиль собора.

Возрождение храма началось в 1991 году. Петропавловская евангелическо-лютеранская община получила свидетельство о регистрации, а в 1992 году постановлением Правительства Москвы общине было передано здание собора. С 2005 года после многолетней реставрации в нем совершаются богослужения; регулярно проходят концерты классической музыки.

1.2. Московские немецкие школы при евангелическо-лютеранских церквях

История немецкой школы в России начинается одновременно с историей российских немцев. Большинство из них принадлежало к евангелическо-лютеранскому вероисповеданию, а для протестантов церковь и школа – понятия неразделимые.  Посещение школы является для них необходимым этапом человеческого бытия, промежуточной ступенью между крещением и конфирмацией. Главная и первоначальная задача школы заключалась в том, чтобы дать детям религиозно-нравственное воспитание и научить их чтению для самостоятельного изучения Библии.

Евангелическая церковь изначально была заинтересована в распространении образования среди всех слоев населения.  В 1524 году Мартин Лютер обратился к властям германских городов с призывом организовать общедоступные школы. В 1642 году правитель герцогства Саксен-Гота Эрнст Благочестивый ввел у себя всеобщее начальное образование. Впоследствии оно было введено и в других германских государствах.

Немецкие школы основывались не только в Германии.  Куда бы ни забрасывала немцев судьба, они всегда стремились объединиться и организовать обучение детей. С XVII до начало ХХ века немцы имели свои церкви и школы в России, и благодаря богослужению и обучению  на родном языке они в течение 300 лет сохраняли вдали от исторической родины  язык и  культуру.

Первое упоминание о немецкой школе в Москве относится к 1601 году. В ней учились дети разных национальностей и вероисповеданий, жившие в Немецкой слободе.  Со временем из скромной церковной школы выросла целая система учебных заведений, сосредоточенных, главным образом, вокруг Петропавловского храма. Во второй половине XIX-начале ХХ века при нем были мужская гимназия и реальное училище, женская гимназия, школы для мальчиков и девочек для подготовки в эти учебные заведения и начальные школы, дававшие законченное образование детям малоимущих членов Петропавловской общины. При Михайловской лютеранской церкви было реальное училище. Кроме того, обе лютеранские и реформатская общины содержали школу для бедных детей и сирот евангелических вероисповеданий и Александровское евангелическое училище. 

Школы при Петропавловской церкви пользовались большим авторитетом среди москвичей.  Многие русские родители стремились обучать там своих детей, ибо знали, что ее выпускники получат основательные знания по всем предметам и в совершенстве овладеют немецким языком, необходимом в то время и для  предпринимательской, и для научной  деятельности. Во второй половине XIX-начале ХХ века русские составляли около трети учащихся Петропавловских гимназий и реального училища.

В 1879 году Министерство народного просвещения издало «Положение о мужском училище, состоящем при евангелическо-лютеранской церкви в Москве».  В соответствии с ним, оно было разделено на гимназию и реальное училище, программы которых соответствовали программам государственных аналогичных учебных заведений.  В 1880 году женское Петропавловское училище получило статус женской правительственной гимназии. В результате их выпускники получили те же права, что и выпускники аналогичных русских учебных заведений: после окончания мужской гимназии – без экзаменов поступить в университет, а после окончания женской гимназии – стать домашней учительницей или преподавать в начальной школе.

Основным языком преподавания, вплоть до Первой мировой войны, был немецкий. По-русски преподавали Закон Божий для православных, русский язык и историю российской словесности, а также историю и географию России.

Большинство преподавателей учебных заведений при евангелическо-лютеранских церквях были немцами.  Преподавателями «русскоязычных» предметов были русские учителя; французский язык преподавали, как правило, французы; английский (в реальном училище) – англичане. Для «русскоязычных» предметов использовались   учебники, употребляемые в средних учебных заведениях России; для «немецкоязычных» – немецкие учебники.  Одни из них были изданы в Германии и предназначались для германских средних учебных заведений, другие были написаны учителями российских немецких школ и изданы в России.

Здание мужской гимназии и реального училища, построенное в 1913 году по проекту Отто фон Дессина, находится в Петроверигском переулке (дом №10); здание женской гимназии (1892, арх. А.Е.Вебер) – в Колпачной переулке (дом №10). В Новокирочном переулке, название которого напоминает об уничтоженной в конце 1920-х годов евангелическо-лютеранской церкви св.Михаила, можно увидеть здание Михайловского реального училища (дом №4), сооруженное по проекту Т.Я.Бардта в 1905 году.

1.3. Евангелические благотворительные учреждения

Главная особенность благотворительной деятельности евангелических общин (обеих лютеранских и реформатской) состояла в том, что она была направлена на создание условий, позволяющих неимущим и лицам с ограниченными возможностями встать на ноги, найти работу и достойное место в социуме.  В связи с этим значительная часть средств шла на образование и воспитание. Широкий размах благотворительной деятельности, распространявшейся также и на представителей других конфессий, объясняется не только тем, что среди членов евангелических общин было немало состоятельных людей, но и участием в ней подавляющего большинства прихожан. И это неудивительно. Все евангелические образовательные и благотворительные учреждения и общества издавали ежегодные отчеты о своей деятельности, включавшие подробные сведения о доходах и расходах. Таким образом, жертвуя на богоугодное дело заработанный тяжелым трудом рубль, человек знал точно, что он не будет украден или потрачен не по назначению.

Евангелическое попечительство о бедных (Евангелическое общество помощи) было основано московскими протестантами в 1847 году. В 1854 году на собранные ими средства была открыта богадельня. Евангелическое попечительство о бедных женщинах и детях (Женское евангелическое общество) начало работу в 1857 году. Первоначально оно взяло на себя заботу о сиротах, живших во флигеле евангелической богадельни. В 1887 году для приюта было построено здание в Гороховском переулке. При попечительстве имелось бюро для подыскания работы, швейная мастерская, лазарет, фонд дешевых квартир. Нуждающимся выплачивались пенсии и пособия.

Приют Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях (1887, арх. М.К.Геппенер; Гороховский пер., 17). Сейчас здание занимает школа акварели С.Андрияки

В 1883 году московские протестанты основали евангелическую больницу, а в1905 году для нее по проекту Отто фон Дессина было построено новое здание; сейчас в нем располагается Институт мозга (пер. Обуха (бывший Грузинский), 5). Стоимость пребывания в больнице зависела от условий содержания, но неимущих лечили бесплатно; они также бесплатно посещали амбулаторию при больнице и получали лекарства. Евангелическая больница принимала всех, без различия вероисповедания и национальности, но среди медицинского персонала преобладали немцы.

В конце XIX-начале ХХ в. в Москве действовали молодежные евангелические общества. Они предназначались для оказания материальной и духовной помощи молодым людям, приехавшим в Москву в поисках заработка. Евангелическое общество юношей было основано в 1879 году, Евангелическое общество попечения о девицах – в 1894-м. При них имелись общежития и бюро для подыскания работы. Для членов обществ устраивались общеобразовательные лекции, музыкальные вечера.

2. Культурные объединения московских немцев

2.1. Немецкий клуб

В XIX веке появляются светские объединения московских немцев. Первым был Немецкий клуб, открывшийся в 1819 году. С 1830 года в него стали принимать русских, и вскоре они уже составляли больше половины членов.  Однако в клубе сохранялся немецкий колорит: часто звучала немецкая музыка, из Германии приглашались актеры и музыканты. Проводились здесь и мероприятия, вошедшие в историю русской культуры. В 1883 году в нем была организована выставка В.В. Верещагина. В 1891 году в его помещении устраивались спектакли Общества искусства и литературы. Здесь К.С.Станиславский поставил пьесу Л.Н.Толстого «Плоды просвещения», имевшую колоссальный успех. Этот клуб, фактически превратившийся в русско-немецкий, долгое время был самым популярным в Москве. Значительная часть доходов от мероприятий Немецкого клуба шла на благотворительные цели. Кроме того, клуб выплачивал пенсии своим неимущим членам и, в случае их смерти, членам их семей.

Впрочем, во второй половине XIX века Немецкий клуб славился не только своими культурными мероприятиями и благотворительной деятельностью, но и шумными скандалами, и разорительной карточной игрой. Предписание Устава 1819 года о том, что «каждый сочлен может вводить в клуб гостей с ручательством за их поведение (…) и дам, но не женщин с дурной репутацией», не очень тщательно выполнялось. Героиня рассказа А.П.Чехова «Знакомый мужчина», вспоминала, например, о своем незадачливом кавалере, «которому она однажды за ужином в Немецком клубе вылила на голову стакан пива».  А вот свидетельство В.А.Гиляровского: «В Немецком клубе на маскарадах, в «убогой роскоши наряда», в трепаных домино «замарьяживали» с бульвара пьяных гостей, а шулера обыгрывали их в карточных залах».  Карточный зал в Немецком клубе выглядел так: «Десяток круглых столов; по 10-12 игроков сидят за каждым, окруженные кольцом стоящих (…). На дамах бриллианты, из золотых сумочек они выбрасывают пачки кредиток. (…) Тут же сидят их кавалеры, принимавшие со стороны участие в их игре или с нетерпением ожидающие, когда дама проиграется, чтобы увезти ее из клуба». [1, с.186-187]

В 1914 году Немецкий клуб был переименован в «Славянский», а в 1918-м – ликвидирован.

Собственного помещения клуб не имел. С 1865 по 1914 год он арендовал помещение по адресу: ул. Пушечная (бывшая Софийка), 9.

2.2. Московский «Лидертафель»

Исторические корни московского немецкого мужского хорового общества «Лидертафель» находятся в Берлине. Здесь в 1809 году композитор, дирижер и педагог Карл Фридрих Цельтер основал мужской любительский хор «Лидертафель», что в переводе означает «песенный стол».  Вскоре аналогичные сообщества появились в других городах Германии, а затем и в Российской империи. В 1833 году «Лидертафель» был основан в Риге, в 1840-м – в Петербурге, в 1861-м – в Москве.  Инициаторами и организаторами его были пианист из Вены Антон Доор, преподававший впоследствии в Московской консерватории, и трое московский предпринимателей: Иоганн Карл Книрим, Вильгельм Бахманн и Вильгельм Лютер. Уже в 1862 году в «Лидертафеле» насчитывалось 107 членов. В последующие годы их число неизменно росло, а в 1913 году в Москве было уже 494 лидертафельца.

Члены «Лидертафеля» делились на «активных» и «пассивных». Активными назывались те, кто посещал еженедельные репетиции и участвовал в концертах; пассивными – те, кто платил членские взносы и получал приглашения на все мероприятия. Большинство лидертафельцев были предпринимателями или служащими; профессиональными музыкантами являлись только дирижеры (да и то не всегда).

Еженедельно активные члены «Лидертафеля» собирались на репетиции. Три раза в год все лидертафельцы встречались на семейных вечерах, на которые приглашались дамы, и два раза в год – на «вечерах господ», где собиралось исключительно мужское общество.  Основным местом всех мероприятий был ресторан «Славянский базар». Сейчас в его восстановленном после пожара здании находится Камерный музыкальный театр им. Б.А.Покровского  

Главными событиями в жизни «Лидертафеля» были концерты, устраивавшиеся два раза в сезон. Обычно они проводились в Малом зале Благородного собрания, однако в 1912/13 и в 1913/14 гг. концерты «Лидертафеля» состоялись в Большом зале Московской консерватории. Концерты «Лидертафеля» включали не только произведения для мужского хора, но и вокальные номера, исполнявшиеся дамами (нередко родственницами лидертафельцев), а также произведения для фортепиано, скрипки или камерного оркестра.

В концертах «Лидертафеля» принимали участие Ф.К.Гедике и А.Ф.Гедике, К.Н.Игумнов, А.Б. Гольденвейзер. А.А.Крейн и другие известные музыканты. Постоянными гостями концертов «Лидертафеля» были один из основателей Московской консерватории К.К.Альбрехт, директор музыкально-драматического училища Московского филармонического общества А.М.Брандуков, директора Московской консерватории В.И.Сафонов (1889-1906) и М.М.Ипполитов-Иванов (1906-1922), основатель Российского музыкального издательства дирижер С.А.Кусевицкий. В 1896 году, во время коронационных торжеств, хор «Лидертафеля» дал концерт для царской семьи в Ильинском, имении великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны, во время которого была исполнена кантата одного из его участников – бухгалтера Теодора Эккерса.

Главное место в репертуаре «Лидертафеля» занимали песни немецких и австрийских композиторов-романтиков – К.Вебера, Ф.Шуберта, Ф.Мендельсона,  Р.Шумана и других. Практически на всех концертах «Лидертафеля» звучали произведения его членов.  Музыку сочиняли не только дирижеры (Й.Барц, Ф.-Г.Брушвайлер, Г.Мюллер, М.Петерс, Н.Эммануэль), но и рядовые лидертафельцы, например, потомственный московский врач Александр Адольфович Борхман (1872-1940).

В начале Первой мировой войны «Лидертафель» прекратил свою деятельность, однако в 1920-е годы его оставшиеся в Москве участники пытались возродить часть прежних традиций. Правда, собирались они уже не в «Славянском базаре», а в комнате коммунальной квартиры или на природе, однако эти редкие встречи, на которых звучали песни из старого репертуара «Лидертафеля» и разыгрывались небольшие спектакли на немецком языке, имели для их участников не меньшее значение, чем прежние блистательные вечера и концерты.  С начала 1930-х годов в связи с ужесточением политического режима встречи бывших лидертафельцев становились все реже, а во второй половине 1930-х, в результате массовых арестов и закрытия последней евангелическо-лютеранской церкви Москвы, прекратились.

Среди московских немцев было немало профессиональных музыкантов. Слева – дом Метнеров(Большой Саввинский пер., 8). Здесь жил известный композитор и пианист Николай Карлович  Метнер (1879-1951) и его братья —  Александр и Эмилий. А.К.Метнер (1877-1961) был тоже композитором и дирижером Московского камерного театра. Э.К.Метнер (1872-1936) был философом и художественным критиком; А.Белый назвал его «дирижером душ». По соседству находилась кружевная фабрика, одним из директоров которых был их отец – Карл Петрович Метнер.  Справа – особняк музыкального издателя Карла Гутхейля (1851-1921) (Пречистенский (бывший Мертвый) пер. 8 (1903, арх. В.Валькот). В центре – фрагмент декора фасада особняка Гутхейля

2.3. Московское гимнастическое общество

Московское гимнастическое общество, основанное в 1868 году, фактически было немецким, хотя это не отразилось в его названии. В него входили также австрийцы, швейцарцы, французы и англичане. Большинство его членов были служащими и предпринимателями. В здании, построенном специально для Общества в 1887 году по проекту Б.В.Фрейденберга (Цветной бульвар, 5), был спортивный зал и ресторан, поскольку совместная обильная трапеза была необходимым завершением тренировок. В теплое время года занятия гимнастикой проходили обычно на природе – в Сокольниках или Останкино.  При обществе были также отделения для занятий физкультурой женщин, мальчиков и девочек.

2.4. Московская немецкая газета

Первая попытка издания московской немецкоязычной газеты принадлежит уроженцу Брауншвейга, профессору и ректору (в 1808-1818 гг.) Московского университета Иоганну Христиану (Ивану Андреевичу) Гейму. В 1811-1812 гг. он издавал газету «Moscovitische Zeitung». В 1865 году вышло 33 номера газеты «Moskauer Zeitung» под редакцией А.Бурова и Д.Мюллера. Однако годом основания газеты следует считать 1870-й, когда начался регулярный ее выход. До 1882 года газета издавалась три раза в неделю; затем – ежедневно. Первым владельцем и ответственным редактором газеты был московский типограф, выходец из Ольденбурга Теодор Фридрих Генрих Рис.

Большинство публикаций в газете основывалось на материалах российской и германской печати. Оригинальные материалы   содержалось в отделе культуры, где сотрудничали поэт Георг Бахманн, писатель Самуэль Келлер, историк русской и немецкой литературы Артур Лютер и другие представители российской немецкой интеллигенции.23 декабря 1914 года вышел последний номер «Московской немецкой газеты».

2.5. Московские немецкие общества в начале ХХ века

Московское немецкое общество было основано в 1907 году. Его цель состояла в объединении московских немцев, сохранении их языка и культуры, укреплении семейных уз. В 1913 году в обществе состояло 1560 членов, большинство из них были предпринимателями и ремесленниками. При обществе были созданы кружки, в которых детей с 4-5 лет обучали немецкому языку; в 1913 году открылся немецкий детский сад. В 1908 году была организована школа с преподаванием на немецком языке. При обществе имелась также библиотека, юридическая консультация, бюро по подысканию работы. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, Общество было ликвидировано.

Его преемником стал Союз российских граждан немецкой национальности, зарегистрированный в августе 1917 года в Москве. Его официальное признание в разгар войны с Германией   свидетельствует о степени политической свободы, которой достигла Россия в результате Февральской революции.

И все же от инициаторов создания и членов Союза требовалось немало мужества, чтобы открыто признать себя немцами и начать бороться за свои политические права и сохранение национальной идентичности. В апреле 1917 года в нем насчитывалось 1570 членов.  Союз помогал своим членам найти работу и жилье; при необходимости оказывал материальную помощь.  Занимался он также организацией концертов, литературно-музыкальных вечеров, спектаклей, танцев. Планировалось открытие немецкой школы и детского сада. В первой половине 1918 года Союз издавал газету «Московские известия» (Moskauer Nachrichten»), но вскоре он прекратил свое существование.

Слева Рождественский бульвар, 14. В этом доме в конце 1830-х-начале 1850-х гг. находился литературный салон русской и немецкой поэтессы Каролины Павловой (урожд. Яниш); в 1908-1913 гг. здесь была школа Московского немецкого общества. Соседний особняк (Рождественский бульвар, 12) в 1870-е гг. принадлежал Надежде Филаретовне фон Мекк, известной своей многолетней перепиской с П.И.Чайковским. Н.Ф. фон Мекк была женой известного строителя российских железных дорог Карла Федоровича фон Мекка (1821-1876). Справа – особняк сына Н.Ф. и К.Ф. фон Мекков – Александра Карловича фон Мекка (1864-1911) (Чистый (бывший Обухов) переулок, 4). А.К. фон Мекк был одним из первых российских альпинистов и инициатором создания Русского горного общества.

3. Педагоги-новаторы

3.1. Первая российская гимназия

Немцы сыграли заметную роль в развитии российского образования. Они были преподавателями средних и высших учебных заведений, домашними наставниками, авторами учебников. Кроме того, немцы порой являлись основателями принципиально новых типов учебных заведений. Одним из них был Иоганн Эрнест Глюк (1652-1705) – организатор первой российской гимназии.

И. Э.Глюк родился в Веттине близ Магдебурга. Получив богословское образование в Виттенбергском и Лейпцигском университетах, он в течение 22 лет служил пастором в Мариенбурге – нынешнем городе Алуксне в Латвии. В отличие от большинства своих коллег, Глюк преподавал Слово Божие на латышском языке. Он перевел Библию на латышский язык и организовал несколько школ, в которых латышские дети могли получить образование на родном языке. По его инициативе в Мариенбурге была открыта русская школа для детей старообрядцев, бежавших от преследований из России.   Эта полная трудов, но спокойная и, казалось бы, стабильная жизнь была прервана 25 августа 1702 года, когда в начале Северной войны русские войска вошли в Мариенбург. То был самый страшный день в жизни Глюка, и мог ли он вообразить тогда, что эта трагедия сделает его основателем первой российской гимназии, а его служанку Марту – первой   российской императрицей? 

В феврале 1703 года пленному пастору поручили   обучать иностранным языкам нескольких русских детей, которым предстояла служба в Посольском приказе.  Глюк, не привыкший к праздности, с жаром взялся за новое дело и в начале 1705 года добился присвоения своей школе статуса гимназии.  По его замыслу, она должна была готовить не просто государственных служащих со знанием языков, а мыслящих, образованных людей, готовых продолжить обучение в европейских университетах.

Глюк хотел преподавать в ней немецкий, французский, латинский, древнегреческий и древнееврейский языки, географию, физику, политику, философию, а также танцы, верховую езду и этикет. Для своей школы Глюк составил учебники на русском языке, пригласил из-за границы учителей.  Но в мае 1705 года он умер, и вскоре выяснилось, что гимназия существовала только благодаря его энтузиазму. Нового ректора вскоре сместили за «неистовство и развращение», но и его преемник был не лучше. И все же начинание Глюка не оказалось бесплодным. Многие его питомцы были посланы учиться за границу и стали просвещенными государственными деятелями.

Первая российская гимназия пастора Глюка (ул.Маросейка, 11)

3.2. Первая московская частная гимназия

Франц Иванович Крейман (1828-1902) был основателем первой московской частной гимназии, ставшей одним из лучших учебных заведений нашего города.  Его успех отчасти связан с тем, что эпоха, в которую он начал свою деятельность, благоприятствовала творческим инициативам. Правда, вначале ничто не предвещало успеха тридцатилетнему педагогу, отказавшемуся от стабильной работы в Московском кадетском корпусе ради весьма рискованного, как казалось многим, предприятия. Что же побудило Франца Ивановича изменить привычный образ жизни?

В 1855 году, после смерти Николая I, наступила короткая либеральная весна Александра II, начавшаяся реформами в сфере образования. В прежнее царствование политика в области народного просвещения сводилась к жесткой унификации, бюрократизации и мелочному контролю, подавляющему всякую инициативу педагогов, что неизбежно привело к деградации образования на всех уровнях. Выход был один — ослабление государственного контроля над школой, и потому реформы в области образования начались с отмены запрета открытия частных учебных заведений.

Первым педагогом в Москве, кто решился воспользоваться новой возможностью, был Ф.И.Крейман, открывший двери своей гимназии 2 октября 1858 года. На первый урок к нему пришло только 7 человек. Через год у него уже было 20 гимназистов, а через 8 лет – более двухсот.

Его примеру последовали другие педагоги, и вскоре престиж частных учебных заведений стал намного выше, чем государственных.  Почему же состоятельные родители предпочитали частные учебные заведения?    Секрет их успеха заключался не в особенных предметах и программах, а в том, кто и как там учил.

Кто же работал в гимназии Креймана? Закон Божий в ней преподавал протопресвитер Успенского собора в Кремле, профессор богословия Московского университета и Духовной академии Н.А.Сергиевский. Латинский и древнегреческий языки преподавал Иван Христианович Виберг. Вместе с учениками он ставил на гимназической сцене трагедии античных авторов на языке оригинала, а вырученные от продажи билетов деньги шли на помощь малоимущим ученикам и бывшим преподавателям.  Математику, физику и географию преподавал Юрий Францевич Виппер, а историю – его сын, будущий член Академии Наук СССР Роберт Юрьевич. Музыке и пению гимназистов обучал один из основателей Московской консерватории композитор Карл Карлович Альбрехт. Учителем естествознания был Карл Эдуардович Линдеманн  –  профессор Петровской сельскохозяйственной академии и выдающийся ученый. Астрономию преподавал   Павел Карлович Штернберг – будущий директор Московской обсерватории.

Среди питомцев гимназии Креймана  назовем архитектора Р.И.Клейна, по проекту которого  было построено здания Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина), прославленного исследователя древнерусских летописей А.А.Шахматова и  В.Я.Брюсова.  Впрочем, будущего поэта родители были вынуждены из гимназии забрать.  Высокие требования и суровая дисциплина оказались для него неприемлемыми.  

Плата за обучение, как и в других частных гимназиях, была выше, чем в государственных. И это понятно: она не пользовалась никакими государственными дотациями; педагоги же приглашались самые лучшие. Однако бывало, что отличавшиеся способностями и прилежанием малоимущие ученики обучались бесплатно.

Большинство выпускников гимназии Креймана всю жизнь сохраняли о ней теплые воспоминания, и некоторые отдавали в нее своих детей. В 1881 году было организовано «Общество бывших учеников гимназии Креймана». Многие его члены были людьми состоятельными и оказывали родной гимназии материальную помощь. При необходимости она предоставлялась бывшим учителям и ученикам из малообеспеченных семей.

3.3. Первые московские учебные заведения для детей с ограниченными возможностями

3.3.1. Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых

Немцы стоят у истоков создания в Москве школ для детей с ограниченными возможностями.

Один из них – Иван Карлович Арнольд (1805-1891) – сын основателя Московской коммерческой академии К.И. Арнольда. В два года он оглох, и первоначальное образование получил в Петербургском училище для глухонемых.  В девятнадцать лет К.И.Арнольд окончил Дрезденскую академию художеств с серебряной медалью и после возвращения в Петербург, служил художником в Эрмитаже, а затем топографом и рисовальщиком в Министерстве государственных имуществ. И вот, когда ему было уже под пятьдесят, Иван Карлович решился коренным образом изменить свою жизнь: он стал гувернером глухонемого мальчика и затем, убедившись в своих педагогических способностях, в 1852 году устроил частный пансион для глухонемых, где учились пять мальчиков (четверо бесплатно).  В 1860 году И.К.Арнольд с воспитанниками переехал в Москву, где с помощью П.М. Третьякова основал училище для глухонемых, получившее название Арнольдо-Третьяковского.

В историю России вошли и братья И.К.Арнольда: Юрий Карлович Арнольд был композитором, педагогом, музыковедом, автором работ об истории русского церковного пения; Федора Карловича Арнольда, директора Петровской земледельческой и лесной академии в Москве, называют отцом русского лесоводства.

Слева – здание, где находилась Коммерческая академия, основанная Карлом Ивановичем Арнольдом. (Остоженка, 38; в настоящее время здесь находится Московский государственный лингвистический университет). Справа – училище для глухонемых, основанное его сыном Иваном Карловичем Арнольдом (Донская ул., 37)

3.3.2. Школа для слепых детей

Генрих Генрихович Дикгоф (1833-1911) – основатель первой в Москве школы для слепых детей – родился в Полтаве в семье лютеранского пастора. После окончания теологического факультета Дерптского университета приехал в Москву, где стал помощником своего отца, который служил тогда пастором в Петропавловской евангелическо-лютеранской церкви, а после его смерти был избран его преемником. Дел у пастора, община которого насчитывала 15 тысяч человек, было немало, однако Г.Дикгоф не привык делить людей на «своих» и «чужих». Судьба слепых, лишенных помощи и средств существования, не давал ему покоя, и он решил помочь им во что бы то ни стало.

В 1871 году Г.Дикгоф за свой счет поехал за границу, чтобы познакомиться с зарубежным опытом обучения незрячих, а в 1872 году основал Совет учредителей Московского учебно-воспитательного заведения для слепых детей. Однако благие намерения натолкнулись на обычную преграду – отсутствие средств. Государство не дало ни копейки на организацию школы, однако среди москвичей нашлись   люди, готовые помочь. Лишь благодаря частным пожертвованиям в 1882 году был собран капитал для открытия школы. Почти все ее питомцы были из бедных семей и учились бесплатно, и школа, лишенная государственного финансирования, существовала за счет частных пожертвований.

В школе незрячие дети получали начальное образование (включавшее Закон Божий, русский язык, арифметику, природоведение, географию и историю), но главное внимание уделялось профессиональной подготовке. Девочки шили, вышивали и вязали, а мальчики изготовляли корзины и мебель, переплетали книги и работали в типографии. Неизменным успехом у москвичей пользовались выступления хора и оркестра воспитанников школы.

За 30 лет – с 1882 по 1912 год – школу для слепых детей окончило 114 человек, из них трудоустроен был 101. Одни стали квалифицированными ремесленниками, другие – музыкантами и певчими, которые выступали в духовном хоре слепых под руководством Я.К.Сорокина (осн. в 1897) или оркестре, организованном в 1899 году капельмейстером Большого театра Г.Гейзлером.

Слева — Школа для слепых детей, основанная пастором Г.Дикгофом (1911, арх. Г.Гельрих; проспект Мира (бывшая Первая Мещанская),13). Справа – один из уголков находящегося по соседству ботанического сада Московского государственного университета «Аптекарский огород», где растет дуб, посаженный его первым директором – знаменитым немецким ученым Георгом Францем Гофманом(1761-1825). 

4. «Спешите делать добро»

4.1. Святой доктор Ф.П.Гааз

Фридрих Йозеф Гааз (1780-1853), прозванный в России «святым доктором», родился в городке Бад-Мюнстерайфель близ Кельна. Дед его был врачом, отец – аптекарем. После окончания гимназии Фридрих Йозеф изучал философию и математику в Йенском университете, но, почувствовав тягу к семейной профессии, уехал в Вену, где получил медицинское образование. В 1806 году, по приглашению одного из своих русских пациентов, молодой доктор приехал в Москву, где его стали называть Федором Петровичем.

Вскоре после приезда он был назначен главным врачом Павловской больницы. (Ныне это Четвертая городская клиническая больница; ее главное здание, находящееся по адресу – Павловская улица, 25, – было построено по проекту М.Ф.Казакова). В 1809-1810 гг. на Кавказе в горах Машук и Бештау Ф.П.Гааз открыл серно-щелочные источники минеральных вод и написал книгу об их целебных свойствах. Такими образом, он является одним из основоположников российской курортологии. Во время войны с Наполеоном Ф.П.Гааз был военным хирургом и дошел с русской армией до Парижа.

После войны   доктор Гааз возвратился в Москву. Он считался одним из лучших врачей в городе, и от пациентов не было отбоя. Кроме того, Федор Петрович   преподавал в Медико-хирургической академии и безвозмездно работал в Преображенской и Екатерининской богадельнях.

Однако главные свои усилия   Ф.П.Гааз направлял на заботу о заключенных, ибо именно они, по его мнению, более всех нуждались в помощи, участии и сострадании. Он был убежден, что каждый человек по натуре добр, ибо Бог сотворил его по образу и подобию своему. Тот же, кто свернул с предначертанного Всевышним   праведного пути, является прежде всего несчастным, больным человеком, излечить которого может лишь добро.  В 1829 году Ф.П.Гааза назначили главным врачом московских тюрем, и с этого времени вся его жизнь была посвящена помощи заключенным. В 1831 году он распродал всю свою недвижимость (дом на Кузнецком мосту, имение в Тишково, суконную фабрику) и вырученные деньги потратил на помощь нуждающимся. В 1832 году он организовал больницу при пересыльной тюрьме на Воробьевых горах, в 1836-м – школу для детей арестантов.

В 1833 году Ф.П.Гааз добился отмены прута – стержня, к которому приковывали несколько арестантов вовремя этапирования в Сибирь; в 1836 году тяжелые кандалы были заменены облегченными, обшитыми изнутри войлоком или сукном. Ф.П.Гааз неоднократно ходатайствовал об освобождении невинно осужденных и о сокращении срока наказания. На его средства было выкуплено множество крепостных, чтобы они могли сопровождать своих родственников в Сибирь. Ф.П. Гааз не только оказывал заключенным материальную помощь. Зачастую он был единственным человеком, который проявлял сочувствие и участие к самым, казалось бы, закоренелым преступникам. Нередко он несколько километров шел по этапу, беседуя с кем-либо из заключенных, и многие из них на всю жизнь сохранили благодарную память о «святом докторе».

В 1845 году на средства   доктора Гааза и собранные им частные пожертвования в Малом Казенном переулке была открыта больница для бесприютных. В одном из ее флигелей Ф.П.Гааз прожил свои последние годы, почти до последнего дня неутомимо трудясь и помогая всем, кто к нему обращался.  «У Гааза нет отказа», – говорили о нем москвичи. В 1909 году   во дворе этой больницы ему был поставлен памятник по проекту скульптора Н.А.Андреева. Копия этого памятника находится в родном городе доктора Гааза.

Слева – памятник доктору Ф.П.Гаазу (1909, скульптор Н.А.Андреев) во дворе основанной им Полицейской больницы для бесприютных (Малый Казенный переулок, 5). Справа –бывший католический храм Петра и Павла (Милютинский пер., 18а), прихожанином которого был Ф.П.Гааз.

4.2. Великая княгиня Елизавета Федоровна

Великая княгиня Елизавета Федоровна (до принятия православия Елизавета Александра Луиза Алиса, урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская) (1864-1918), старшая сестра императрицы Александры Федоровны, родилась в Дармштадте в семье великого герцога Людвига IV Гессенского и Рейнского. С 1878 года воспитывалась при дворе своей бабушки, английской королевы Виктории. В 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича. В 1891 году, после назначения Сергея Александровича московским генерал-губернатором, переехала в Москву.  После убийства мужа в феврале 1905 года оставила двор и посвятила себя благотворительной деятельности. В 1907 году Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия, настоятельницей которой стала в 1910 году. При обители существовали больница, амбулатория, женская бесплатная школа, дом дешевых квартир для студенток и работниц, приют для девочек, бесплатная столовая. В годы Первой мировой войны Елизавета Федоровна делала все возможное для организации медицинской помощи фронту. В мае 1918 года Елизавета Федоровна и ее келейница Варвара Яковлева были арестованы и вывезены на Урал в Алапаевск. 18 июля 1918 года погибла вместе с другими членами царской семьи. Канонизирована Русской Православной Церковью. В настоящее время Марфо-Мариинская обитель возрождена и продолжает традиции, заложенные ее основательницей.

Слева — Покровский собор Марфо-Мариинской обители (1910, арх. А.В.Щусев; Большая Ордынка, 34); справа – памятник великой княгине Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители (1990, В.М.Клыков)

Литература

  1. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. М.: Московский рабочий, 1956.
  2. Москва. Энциклопедия. М.: БСЭ, 1997. 976 с.
  3. Нащокина М.В. Московский модерн. М.: Коло, 2011. 824 с.
  4. Романюк С.К. Из истории московских переулков. М.: Сварог и К, 2003.
  5. Романюк С.К. Переулки старой Москвы: история, памятники архитектуры, маршруты. М.: Центрполиграф, 2014. 830 с.
  6. Сорокин В.В. По Москве исторической. М.: Тончу, 2006. 464 с.
  7. Сайт Кафедрального собора святых Петра и Павла (www.lutherancathedral.ru). Дата обращения: 02.12.2020.
  8. Томан И.Б. Немцы в Москве: опыт национального путеводителя // Московский журнал. 1991. №10. С.31-37; №12. С. 42-48.
  9. Томан И.Б. Московский «Лидертафель» // Немцы Москвы: исторический вклад в культуру столицы. Международная научная конференция, посвященная 850-летию Москвы. Сборник докладов. М.: Министерство РФ по делам национальностей и федеративным отношениям,1997. С.316-336.
  10. Томан И.Б. Из опыта проведения пешеходных экскурсий по немецким местам Москвы // Шестые всероссийские краеведческие чтения. Москва — Можайск, 1-2 июня 2012. М.: Краеведение, 2013.
  11. Томан И.Б. Памятники истории и культуры московских немцев. М.: Готика, 2013. 121 с.
  12. Томан И.Б. История культуры московских немцев в памятниках архитектуры // Москва гостеприимная. Люди, памятники и традиции многонациональной Москвы.  М.: Москвоведение, 2014. С.123-158.
  13. Томан И.Б. Традиционная культура московских немцев и Октябрьская революция // Мир Большого Алтая. Международный научный журнал. 2016. №2. С.272-278.

 

 Слева – особняк Отто Листа (1899, арх. Л.Н.Кекушев; Глазовский пер., 8). Справа – особняк Вильгельмины Рекк, супруги Якоба Рекка (1897, арх. С.Шервуд; Пятницкая улица, 64)

 

 В столице сохранилось более сорока зданий, построенных по его проекту. Среди них – Ярославский вокзал, торгово-промышленные учреждения и частные особняки. Слева – собственный особняк архитектора (Ермолаевский пер., 28); справа – особняк Зинаиды Морозовой (ул. Спиридоновка, 17); в центре – деталь декора фасада торгового дома Аршинова (Старопанский пер., 5).

Поделиться в соц. сетях: