Психомахова А.Р.
«Мы должны знать нашу землю
всю до последнего атома…
должны открыть все сокровища недр её,
изучить все силы её творчества,
её растений и микробов, так же математически точно,
как хотим знать жизнь людей»
М. Горький
Лето – пора отпусков. Благоприятное время для восстановления сил, здоровья и приобретения новых впечатлений. Башни издавна привлекали внимание как ученых так путешественников[13]. Посещение мною Карачаево-Черкесии в частности башни Адиюх послужило поводом для рассмотрения трудов археологов исследовавших Городище Адиюх. Отсутствие достаточных письменных свидетельства периода построения Городища послужило поводом анализа имеющихся трудов археологов освещающих данную постройку.
Впервые упоминания встречаются в трудах ленинградского археолога П.Н.Шишкина проводившего в 1938г. геологическую экспедицию. Он параллельно собирал материал для составления археологической карты области, отметил, что на левом берегу балки Большой Бабук, в 200-300 метрах к западу от башни Адиюх, находится стоянка (поселение)[2]. Позже с 1949г. по 1955г. раскапывалось Городище ставропольским археологом Т.М. Минаевой [9]. В этой экспедиции 1951 г. участвовала доктор исторических наук Е. Алексеева. Вещи найденные в экспедиции были переданы в Государственный Карачаево-Черкесский историко — культурный и природный музей — заповедник им.М.О.Байчоровой и Ставропольский государственный краеведческий музей имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве [11].
Городище расположено против аула Хабез, на берегу р. Малый Зеленчук, на мысу, образованном балкой Адиюх и излучиной р. Малый Зеленчук [10].
Культурный слой городища имеет два горизонта: нижний — IV-IX вв., и верхний — Х- XII вв. Башня «Адиюх» была отреставрирована в XVIII в. в стиле средневековья [7]. Городище состоит из трёх частей. Первая часть находится на мысу, где находится Башня, отделена от второй каменной стеной и рвом шириной 6 метров. Третья, самая большая часть городища защищена каменной стеной с наружными выступами.
В первой части обнаружен культурный слой свидетельствующий Состоит оно из трех частей, каждая из которых укреплена с напольной стороны рвами, валами и каменными стенами. В первой части городища над обрывом, к реке, обнаружена христианская церковь, так же найдет в крест энколпион XI- XIIвв. из низкопробного материала. Так же найден христианский могильник. Вторая часть городища служила местом культовых действий – здесь встречены захоронения головы и ног коня, очаг выложенный камнем. Тут же находятся жилища, хозяйские постройки, помещения для размола зерна и помещения для скота. Согласно утверждению Т.М. Минаевой есть помещение выполняющее функцию тюрьмы. В третья часть городища представлено открытым мавзолеем жилыми постройки, несколько хуже чем второй части городища. Раскопки представлены костями домашних и диких животных, обломками глиняных сосудов, различными жерновами и зернотерками, земледельческими орудиями железными предметами.
В первой и третей части Городища В.А. Кузнецов исследовал могильники. Погребения узкие вырубленные в скале ямы, стенки которого обложены каменными плитами. Сверху могилы также накрыты каменными плитами. Над некоторыми могилами находились плиты с прямоугольным отверстием для вставки креста, как это наблюдалось на Кубинском городище[5].
Башня была построена в 1760г. по велению черкесского князя Темрюк Аджи — Баматова. Башня представляет сооружение из оттесанных камней песчаника размеры которого достигают 35-55см на 20-30 см, на известковом растворе. Пропорции башни заметно отличаются от башен Кавказа. Ширина основания с севера на юг равна 13 м, а с востока на запад 8 м., при высоте 9-10м; внутренняя площадь ок.50 кв.м. Массивность стен достигает 2 метров. Предположительно состоял из пяти этажей. Первый этаж высотой 1,70м глухой без проемов имел вход через второй этаж. Третий этаж имеет оконный проем высотой 50см и шириной 25 см обращен к югу и бойницу размером 40см на 40 см. Четвертый этаж не имеет ни окон и бойниц. Пятый этаж самый низкий 1,5м так же имеет глухие стены [6]. Проникнуть внутрь башни можно только через второй этаж со стороны западного обрыва при помощи приставной лестницы. Первый глухой этаж служил местом хранения воды и пищи при осаде. Остатки двух очагов у северной стены подтверждает бытовое назначение. Третий этаж с бойницами служил боевым целям. Пятый этаж служил для дозорных целей и отражения врага путем сбрасывания камней и возможно обливания кипятком.
С башней связывают легенду о княгине Адиюх что в переводе означает «белолокотная», «светлорукая», излучающее солнечное сияние, является героиней нартского эпоса адыгов. Природа образа Адиюх перекликается с античными мифами о Геро и Леандре. [8,12].
Согласно легенде, в самом узком месте в долине был построен полотняный мост, который соединял противоположные берега реки, так как рука была бурной и прейти в брод, было не возможно. Остатки сохранившейся береговой опоры – полуистлевшие дубовые брёвна с кусками обмоток из толстого полотна, протянувшегося на два километра подтверждают легенду. Согласно легенде мудрая жена по имени Адиюх. Её супруг своенравный и надменный князь промышлял ежедневными набегами, пересекая берег, возвращался с табуном лошадей. К о времени возвращения мужа Адиюх светом исходившим от рук освещала путь. Но накануне своего очередного набега князь обидел супругу. Ко времени его приезда она, будучи обиженной, не осветила путь. Долина была покрыта мраком, перегон лошадей закончился трагически: князь утонул в реке. Когда спохватилась, Адиюх было уже поздно, долго казнила себя что погубила мужа. Проплывая по реке в поисках супруга в наказание отрывала она куски мяса от своего тела и бросала их на береговые скаля. Кровь растекалась по камням, и с тех пор они красные (есть утверждение, что это всё же не кровь красавицы, а горные породы такого цвета). Тело супруга Адиюх нашла недалеко от аула Кош- Хабль и предала земле в чистом полу, поместив на верху насыпь. В окрестностях аула множество курганов, но какой принадлежит князю неизвестно. Долго Адиюх ездила и оплакивала у кургана своего супруга, пока не заметила одну особенность, на могиле за столько лет не было ни травинки. «От того и не растет, что он был злым человеком»- ответили старейшины рода. Очень скоро после этого Адиюх вышла замуж за Нарта Сосруко, радоваться семейному счастью пришлось не долго. При переезде в дом Сосруко, произошёл несчастный случай — Адиюх упала с лошади и разбилась. Сосруко был очень подавлен произошедшим, излл всое горе в песне – плаче.
Ой, моя Адиюх, где же тебя я похороню?
Похороню тебя на земле – твои кости звери обглодают.
Похороню тебя на ветке высокого дерева-
черные вороны выклюют твои карие очи.
Где ж тебя похороню, милая Адиюх [3]?
Долгое время не было информации о захоронении, только в 1971 году учащиеся а.Али-Бердуковский обнаружили прах лежащей женщины. Младшие ребята рассказали об этом старшим ребятам. При прикосновении к останкам женщины истлевшие кости и одежда рассыпались. Очевидцы говорят что, женщина была высокая и богато одетая. Судя по всему, в легенде есть доля правды. Сосруко всё же нашел идеальное место, чтобы к ней не прикасались ни волки, ни вороны, ни муравьи, ни сырая земля.
Сейчас в предгорьях кавказского хребта, на месте некогда пионерского лагеря расположился новый гостинично-оздоровительный комплекс «Адиюх-Пэлас». Он идеально подходит для отдыха любителей здорового образа жизни и горнолыжников[1]. Туристов ждут удобные номера, полный набор оздоровительных процедур современный сервис и превосходная кухня, которые в сочетании с горным воздухом и нетронутой природой делают отдых в этих местах незабываемым [4].
Изучение памятников позволяет осветить проблемы этнической и социально-экономической истории населения Карачаево-Черкесии. Сохранение и передача нашим потомках памятников, на мой взгляд, является нашей самой основной задачей.
Литература
- «Адиюх-Пэлас»: по следам древней легенды// Отдых в России. — №36.- 2006.-С.61.
- Алексеева Е.П. Археологические памятники Карачаево-Черкесии.- М.: Наука. Восточная литература., 1992. — С.64.
- Ахметов М.Х. , Марчануков Т.А. Край, овеянный легендами.- Ставрополь; 1990.- С.179-180.
- Достопримечательности аула Хабез. [Электронный ресурс] http://www.kommersant.ru/doc/836851 (дата обращения: 6.08.2015г.).
- Кузнецов В.А. Новые данные о Зеленчукской надписи Хв.- ИСОНИИ (Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института) Т.ХХ VII, языкознание. Оржоникидзе, 1968, С.82. с. 193 – 199.
- Лавров Л.И. Башня Адиюх в Черкесии. – КСИИМК (Краткие сообщения института материальной культуры АН СССР), Вып.VII.- М., Л.: Академия наук СССР, 1940.- C.93-101.
- Лавров Л.И. О времени постройки кабардинской башни на р. Малый Зеленчуке.- УЗКНИИ (Учёные записки Кабардинского научно-исследовательского института) – Нальчик,1948.-Т. IV.-С.275-278.
- Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. — М., 2001.- В 3 т. Т.2. С.247.
- Минаева Т.М. Археологические памятники Черкесии.- Труды Черкесского научно-исследовательского института.- Черкесск, 1954, Вып.II, С.267
- Минаева Т.М. Очерки по археологии Ставрополья. Ставрополь, 1965.-С.60-61.
- Минаева Т. М. О раскопках на городище Адиюх в 1956 г. – Тезисы на сессии, посвященной итогам археологических исследовании 1956 г. Л., 1957.
- Мифы народов мира. — М., 1991-1992. В 2 т. Т.1. С.294.
- Гнедовский Б. Памятники Северного Кавказа. – М.: Советская Россия.- 1976.- С.3-5.
- http://www.museumkchr.ru/alan.html — фото.