Пятнов П.В.
В Москве, в Архангельском переулке, неподалеку от Мясницкой улицы можно увидеть один из уникальных памятников русской культуры – церковь Архангела Гавриила, имеющую свою непростую историю. Первоначально церковь была возведена деревянной, вероятно, в начале ХVI в. при великом князе Василии Ивановиче, которому при крещении было дано «прямое» имя Гавриил1 и была небольшой о трех главах. В 1639 г. она значилась каменной «на Поганом пруде». В 1699 г. А.Д. Меншиков купил за 2000 руб. у Дмитриевых-Мамон
Кстати о названии пруда! «Поганым» он стал от близости боен, откуда в него стекали отходы. Существует предание, что царь Петр как-то гневно упомянул о том, что «вор Данилыч», владелец пруда, мог бы за свой счет его и очистить. Умный Меншиков разумеется не стал медлить» — пруд был мигом очищен и возникло новое название местности «Чистые пруды». На задней границе усадьбы по желанию «полудержавного властелина» строится новая грандиозная церковь, причем часть старой – Введенский придел — оказался пристроенным к южной стене новой. Меншикову хотелось, чтобы выстроенный по его заказу храм затмил своей красотой все московские строения, а высотой превзошел не только Сухареву башню, но и самого «Ивана Великого»!
Башенная форма храма была подсказана необычайной популярностью Сухаревой башни, всего лишь за три года до того завершенной к великой радости Петра I. Башня стояла на пересечении современного проспекта Мира с Садовым кольцом и была разобрана в 1934 году.
Меншиков умел предугадывать желания Петра, знал его любовь к великолепным архитектурным сооружениям, выполненным с учетом европейских культурных традиций. Храм строился с 1701 по 1707 гг.. «Сухарева башня – невеста Ивана Великого, а Меншикова – его сестра», — говорил народ, гордившийся тремя московскими башнями — великанами.
Постройку церкви Меншиков поручил И.П.Зарудному. Уже одно это показывает, что избранный им зодчий успел зарекомендовать себя какой-то очень ответственной и значительной строительной работой. Сохранилась летопись церковных дел – так называемый Синодик – церкви Архангела Гавриила, обнаруженный в первой половине ХIХ в. русским ученым А.Ф.Малиновским. Этот документ подтверждает авторство И.П.Зарудного как главного архитектора этого уникального здания. [2].
В проектировании здания, возможно, участвовала также артель архитектора Д.А.Трезини. [1].
Внутренний декор церкви был создан скульпторами из Швейцарии, и вероятно, что к строительству этого великолепного архитектурного памятника имел отношение Джованни Фонтана, также швейцарец, много строивший для Меншикова в Москве и в Петербурге. [5].
Так над древней столицей поднялась башня, превысившая на полторы сажени (на 3,2 м.) колокольню Ивана Великого, высота которой с крестом составляет 81 м. В те времена Меншикова башня была на целый ярус выше и имела длинный «шпиц» — шпиль, увенчанный фигурой парящего ангела. Смелое решение верхнего покрытия здания говорит о знакомстве зодчих с архитектурой стран Северной Европы. Именно это решение использовал Д.А. Трезини, создавая в Петербурге Петропавловскую колокольню, заложенную самим Петром I в день его рождения – 30 августа 1714 г. Ранее ярусы восьмериков были открыты, и в них висели 50 колоколов. Там же поставили и выписанные из Англии часы с курантами, которые били каждую четверть часа, а в полдень начиналась получасовая колокольная музыка, вскоре ставшая особенно популярной среди москвичей.
С перенесением столицы в Санкт-Петербург Меншиков перестал интересоваться своей московской башней. Тщетно отписывал ему Зарудный: «…кровля течет, шпиц, глава и все деревянные строения, где часы. От сырости и гнили грозят падением, иконостас не доделан, и народ ропщет, что церковь стоит аки в запустении». Светлейшему было не до того… Об этом подробно пишет А.Ф.Малиновский, используя запись Синодика церкви Архангела Гавриила: «…Меншиков, будучи в Полоцке достал за великолепную цену неоцененную икону Пресвятой Богородицы, написанную евангелистом Лукою, как значится из греческой на нем надписи, и поставил ее в придел отделываемой им тогда церкви.
В 1726 г. князь Меншиков заболев, к смерти прислал нарочного в Москву, за сею иконою. Киот с нее и поныне хранится в храме Гавриила Архангела, и когда она была привезена в Петербург, то поставил ее в домовой своей церкви. До падения своего он не успел возвратить ее по принадлежности к Архангелу Гавриилу. Как все пожитки его были описаны, то и сия икона поступила в казну. Лейб-гвардии Семеновского полку капитан Петр Михайлович Приклонский, бывший во дворце на карауле, усмотрел сию икону в образной комнате императрицы Елизаветы Петровны во время отсутствия ее в Петергоф…». [5]
В 1712 г., когда загорелась Сухарева башня, располагавшаяся в ней «навигационная» школа была временно переведена в Меншикову башню. В основном же здание никак не использовалось. В 1723 г. церковь загорелась от удара молнии. Во время похорон священника Василия Андреева, умершего скоропостижно на паперти, «как понесли его в церковь для погребения, оказалась небольшая туча с западной стороны и, нашед на церковь, троекратным великим громом возгремела и последним ударом зажгла сию церковь вверх под самым крестом, которую за великою вышиною залить и погасить было невозможно». Занялся деревянный шпиль, огонь перекинулся ниже и все 50 колоколов вместе с часовым механизмом упали вниз, проломив своды. На пожаре работали солдаты Семеновского и Преображенского полков, спасая иконы и церковную утварь, и многие из них погибли. [5]
Через два года Введенский придел был приведен в порядок и освящен, а сама церковь долго стояла полуразрушенной. Только в марте 1773 г. священник направляет в консисторию прошение о позволении начать ремонт. Сгоревший третий восьмерик, его длинный, уходящий в небо шпиль и стоявшая на нем медная статуя архангела Гавриила с крестом в руке – все это значительно отличало прежнюю Меншикову башню от нынешней. Новое покрытие, довольно удачно завершающее срезанную на целый ярус постройку, получило существующую теперь форму в 1773 г. Существует мнение, что окончательно ее восстановили в 1787 г. после пожара на пожертвования известного московского масона Гавриила Захарьевича Измайлова, жившего неподалеку на Мясницкой. Тогда и появился ее винтообразный купол, напоминающий горящую свечку. На некоторое время в церкви обосновались масоны: филиал «Урании» — московской ложи «братьев каменщиков» собиравшихся неподалеку в Кривоколенном переулке. После этого в церкви появились масонские эмблемы и латинские надписи, которые во второй половине Х1Х в., по настоянию, митрополита Филарета, были удалены. Также есть сведения о том, что в 1821 г. Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте, как летний (неотапливаемый) храм. Она также восстанавливалас
Скромная и маленькая, притаившаяся в старомосковском переулке Стратилатовская церковь (храм «иже под колоколы») была построена спустя столетие после возведения своей знаменитой соседки, — в 1806 году, как «зимний» или «теплый», небольшой отапливаемый храм при Московском Почтамте, и одно время так и называлась «почтамтской».
Когда в конце XVIII века армянин Лазарев продал бывший Меншиковский дворец в казну, то в 1792 году почт-директор масон Иван Пестель добился размещения в нем Московского Почтамта, теснившегося неподалеку на Мясницкой. К бывшему дому Меншикова пристроили другие сооружения, сад превратили в передний двор, поставили каменный забор со стороны улицы. В таком виде дом стоял более века, прежде чем на этом месте в 1912 году было воздвигнуто современное здание Главного московского почтамта.
Сам Иван Борисович Пестель поселился в бывшем владении Меншикова в казенной квартире — именно здесь родился его знаменитый сын масон Павел Пестель, ставший главой Южного общества декабристов. Дворец Меншикова приспособили для нужд Почтамта на Мясницкой 26. Кстати пришелся и обширный двор княжеского владения — для размещения почтовых карет и служб. И только следующий директор Почтамта — Федор Петрович Ключарев — основал при вверенном ведомстве маленькую домовую церковь, освященную во имя его небесного покровителя. Изданная в 1888 году книга «Москва съ ея святынями и священными достопримечатель
Известно, что И.Б.Пестель, Ф.П.Ключарев, Г.З.Измайлов были масонами и, возможно они лично активно участвовали в восстановлении Архангельской церкви, это и объясняет появление на стенах храма масонской символики. Однако в самом конце XIX века почтамтское начальство отказалось от содержания церкви, и она снова стала приходскою.
В последующие годы Меншикова башня не раз реставрировалась
Брат писателя Бориса Пастернака Александр, ставший архитектором, вспоминал, что окна их квартиры выходили на Мясницкую, и они могли видеть Меншикову башню: «…когда я называю эту Башню, я до сих пор испытываю порыв восторга и самых горячих чувств, как, когда я говорю о матери и отце, или о нашей милой старой няне, ставшей как бы членом нашей семьи…Но ни в каких описаниях и анализах не говорится, и не запечатлено то, как изменчиво, и каждый раз по-новому, но всегда одинаково потрясающе красиво выглядит эта своеобразная архитектура, то ранним утром, особливо зимой, в мороз, в молочно-розовом перламутровом переливе тумана, то в густых закатных багрово-темных лучах солнца, то, в особенности, в полнолуние, когда все позолоченные детали отливают зеленовато-синим
Ныне существующий в храме иконостас перенесен из московского храма Преображения Господня в селе Преображенском, который был разрушен в 1964 году. Иконостас самой же Меншиковой башни по благословению патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь города Махачкалы. Церковь Архангела Гавриила — одно из самых оригинальных произведений русского зодчества начала XVIII века. Как считают, все ее архитектурные мотивы навеяны красотой русского резного иконостаса. «Что такое ее архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь все — от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора», — писал И. Грабарь.
Меншикова башня, на первый взгляд, имеющая мало общего с предшествующим русским зодчеством, на самом деле плоть от плоти его. По существу, это традиционный башенный храм «иже под колоколы». Он, правда, в большей степени наделен чертами новой архитектуры. Это, прежде всего, относится к его светскому, гражданскому облику. В этом выдающемся произведении, одном из самых замечательных памятников Москвы, западные влияния органически сплетены с чертами русской архитектуры, старинные национальные традиции оживают в новых идеях.
В настоящее время церковь св. Архангела Гавриила действует.
Литература
1. Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В., Астафьева-Длугач М.И. Москва. Архитектурный путеводитель. М.,Стройиздат,19
2. Былинин В.Н., Былинин Н.И. «И.П. Зарудный»//Зодчи
3. Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы //Подготовлено к печати С.Р. Долговой. М., 1992.С. 169.
4. «Москва съ ея святынями и священными достопримечатель
5.Романюк С.К. Из истории московских переулков М., Сварог и К. 1998.С.265-266.