Зайцева Н.А.
Для эффективного выполнения менеджерами всех уровней в гостинице своих функциональных обязанностей и достижения целей деятельности предприятия, необходимо, чтобы они соответствовали определенным требованиям. В практической деятельности при формировании требований к руководящим кадрам гостиничного предприятия обычно выделяют две группы требований – «иметь» (определяются требования в области образования, опыта работы, дополнительно может быть – возраста, пола, наличия водительских прав и т.п.), и также «уметь» (знания, умения и навыки как общепрофессиональные, так и специфические, например, навыки работы с определенной компьютерной системой бронирования и т.п.). Большая часть этих требований закрепляется в должностных инструкциях сотрудников.
В современном управлении персоналом перечень требований все чаще определяется в соответствии с компетентностным подходом. Рассмотрим кратко его сущность и особенности применения в гостиничном бизнесе.
Проведя анализ определений понятия «компетенция» можно выделить два основных подхода. Первый подход, чаще называемый европейским подходом, в котором компетенции понимаются как описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы. То есть компетенция рассматривается, как способность сотрудника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации (определение стандарта-минимума, который должен быть достигнут сотрудником). В американском подходе компетенции это скорее описание поведения сотрудника. Этот подход возник в деятельности исследователей и консультантов, специализирующихся в области эффективного управления. Компетенция понимается ими как основная характеристика сотрудника, обладая которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиваться высоких результатов в работе. Конкретная вариация обычно дополняется указанием на то, какие качества включает основная характеристика.
В российском варианте разными компаниями используется и тот, и другой подход. В новых стандартах высшего образования, например, по направлению подготовки «Менеджмент» в компетенциях выделают знания, умения и навыки, которыми выпускник вуза должен владеть. В этом стандарте выделяются общекультурные и профессиональные компетенции.
В рамках данной публикации автором под компетенцией понимается интегральная характеристика деятельности сотрудника, отражающая его навыки, умения и способности, позволяющие ему эффективно выполнять свои обязанности, и выражающаяся в его поведении на рабочем месте. Поэтому каждая компетенция может быть измерена через это наблюдаемое поведение (оцениваются характеристики поведения по заранее определенным критериям — что именно и как делает сотрудник).
Большинство специалистов сходится во мнении, что все компетенции руководителей предприятий можно разделить на три основные группы – корпоративные, профессиональные, управленческие. Часто в рамках этих групп компетенций выделяют две подгруппы: первая подгруппа — знания (теоретические аспекты), умения и навыки (практический опыт), вторая подгруппа — личностные характеристики сотрудников (психологические, поведенческие характеристики — свойства темперамента, особенности нервной системы, интеллектуальный уровень, черты характера, мотивация и т.п.).
Корпоративные компетенции определяются особенностями, стратегией и корпоративными ценностями конкретной гостиницы. Эти компетенции устанавливаются для всех категорий сотрудников. Профессиональные (иногда их называют технические) компетенции отражают знания сотрудников (например, иностранного языка (одного-двух) на определенном уровне), умения в использовании тех или иных технологий (технологии проведения ремонта оборудования в гостинице, приготовления блюд, проведения презентаций, продаж и т.п.), компьютерных программ (программы бронирования, бухгалтерские программы и т.п.), различные специальные навыки (навыки проведения жестких переговоров, навыки работы с возражениями и жалобами, и т.п.). Такие компетенции могут быть уникальными (определяются только для одного сотрудника), они отражают его узкую специализацию и про таких говорят, что это редкий специалист в определенной области. Это может быть, например, шеф-повар в ресторане гостиницы, хорошо знающий ту или иную редкую кухню, и т.д. Управленческие компетенции часто похожи, т.к. любой руководитель должен выполнять стандартные функции менеджмент – планирование, организация (организовывание), мотивирование (стимулирование персонала), координация и контроль.
В некоторых методиках, предлагается прописывать управленческие компетенции не только для менеджеров, но и для специалистов, т.е. тех, у которых нет подчиненных. Это могут быть компетенции в области самоменеджмента — управления собой и своими ресурсами, например, своим рабочим временем, навыки саморазвития и самоорганизации, целеполагания, планирования задач и т.п. Такой подход эффективен для определения перспектив развития сотрудника в рамках организации, планирования кадрового резерва.
Как разработать модель компетенций руководителей для конкретной гостиницы?
Существует несколько подходов. Первый самый простой, и мало затратный – скопировать систему у другой гостиницы. Но это не эффективно, т.к. скопировать можно в какой-то мере профессиональные и управленческие компетенции, а корпоративные все равно у каждой гостиницы будут свои, определяемые миссией, целями и корпоративными ценностями конкретной гостиницы.
Второй вариант – более усложненный и часто используемый – выбор компетенций из различных источников, справочников по компетенциям и доработка их под потребности конкретной гостиницы.
Самый дорогостоящий и длительный по продолжительности разработки модели — проведение исследования по созданию собственной модели компетенций в соответствии со спецификой конкретной гостиницы силами службы управления персоналом, внутренних специалистов, а также при необходимости, приглашенных консультантов.
Основные этапы разработки модели компетенций руководителей в гостинице:
- Определение руководителя и участников проектной группы по разработке модели компетенций.
- Формулировка целей и задач проектной группы, сроков выполнения отдельных этапов проекта и т.п.
- Определение перечня групп компетенций (корпоративные, профессиональные, управленческие) для сотрудников гостиницы, занимающих руководящие должности.
- Создание профиля каждой должности руководителя в конкретной гостинице. В общем виде под профилем должности понимается некий эталон знаний, навыков и умений, а также личностных качеств, необходимых для достижения успеха в данной должности и в данной гостинице. Т.е. профиль должности – это набор необходимых компетенций по данной должности. Этот этап очень важный поэтому рассмотрим его подробнее.
- Определяются критерии эффективности, т.е. методом «мозгового штурма» или другими аналогичными методами определяется, что и как должен уметь делать соответствующий руководитель для того, что бы эффективно выполнять возложенные на него обязательства. Т.е. строится некоторая идеальная модель, в которой и прописываются необходимые для этой должности знания, умения и навыки. Далее в этот перечень вносятся коррективы в зависимости от того, на сколько данный перечень соответствует положению не «сейчас», а «завтра», т.е. в соответствии со стратегией развития гостиницы.
- После того, как определен некий обширный перечень компетенций, они группируются по видам – корпоративные, профессиональные и управленческие. Рекомендуется включать в профиль от 3-5 до 7-10 компетенций по каждой группе компетенций.
Примеры компетенций менеджера в гостинице
Корпоративные компетенции | Профессиональные компетенции | Управленческие компетенции |
КлиентоориентированностьПрофессиональное развитиеЛичная эффективность
Ориентация на результат Ответственность Уважение к гостям и коллегам Позитивное мышление
|
ПрофессионализмВыполнение стандартов обслуживанияОрганизация коммуникаций
Стрессоустойчивость Умение отстаивать свою точку зрения Умение вести переговоры Навыки презентаций Знание иностранного языка Знание специальных компьютерных программ |
ЛидерствоОрганизация деятельностиПланирование
Распределение задач Организация системы контроля деятельности подчиненных Стимулирование подчиненных Координация деятельности подчиненных Обучение и развитие подчиненных Самоорганизация |
Очевидно, что для менеджеров разных уровней управленческие компетенции будут разными – для топ-менеджеров это обязательно будет стратегическое видение, а для линейных менеджеров (старшая горничная, старший администратор и т.п., у кого в подчинении находятся только исполнители) – организация текущей работы подчиненных.
- Далее очень важно определиться с тем, какой смысл вкладывается в название каждой компетенции, т.е. дать их определение и четко прописать индикаторы поведения. Например, часто используется компетенция «клиентоориентированность», но одни понимают под этим ситуационный подход в ориентации на потенциальные потребности клиента, другие — выполнение реального запроса клиента в соответствии с его пожеланиями, третьи – неукоснительное соблюдение стандартов обслуживания и т.д. Кроме описания определения самой компетенции следует прописать определение ключевых понятий, используемых при ее описании, т.е. составить некий глоссарий терминов и понятий, используемых в модели компетенций сотрудников гостиницы. Все это делается для того, чтобы дать такое определение компетенции, которое не будет допускать ее неоднозначного понимания. Если такое сомнение все-таки возникает, значит компетенция прописана не правильно (не дано четкой характеристики (не указаны индикаторы) требуемого (желательного) поведения сотрудника). Следует также учитывать, что описание компетенции должно охватывать все ключевые задачи («функционал») должности.
4.4. Следующий подъэтап — проведение шкалирования – выбор количественной шкалы оценки наличия компетенций у сотрудников. Самая простая система оценки компетенций – уровни – требуемый, ниже требуемого, выше требуемого. Могут использоваться системы в баллах – например, пятибальная система: 1 балл – компетенция не выражена полностью (плохо выражена), 2 балла — выражена редко (не достаточно выражена), 3 балла — чаще не выражена (достаточно выражена), 4 балла — чаще выражена, чем нет (хорошо выражена), 5 баллов — сильно выражена (превосходно выражена). Пятибалльная система не очень удачна, т.к. не позволяет выявлять незначительную разницу в компетенциях, поэтому можно использовать десятибалльную систему шкалирования. При получении значения менее 5 баллов – сотрудника либо надо увольнять, либо переводить на другую должность (если такое значение по профессиональным компетенциям), либо серьезно поработать над его обучением и развитием как руководителя (если, например, по корпоративным и профессиональным компетенциям получены высокие оценки).
4.5. После того, как определено содержание (определение) компетенции и выбрана система шкалирования, определяется, что является критерием обладания данной компетенцией – доказательством наличия данной компетенции у сотрудника. Поэтому далее формулируются требования к доказательствам демонстрации компетенции руководителя. Например, доказательством наличия компетенции «распределение задач» является отсутствие нераспределенных задач, распределение задач в соответствии с уровнем компетенций подчиненных и их специализацией и т.п. Обычно это 2-3 небольших предложения (требования), определяющий наиболее высокий уровень владения компетенцией (это будет максимальная оценка — 5 или 10 баллов, в зависимости от выбранной шкалы оценки). Далее определяются доказательства демонстрации компетенции по убывающей – например, два требования выполняется, а третье, выполняется менее, чем в 50% случаев и тогда это будет 9 баллов, далее – одно требование выполняется всегда, второе – частично, а третье чаще вообще не выполняется и т.п. по нисходящей.
- Определение значения весовых коэффициентов («весов») для каждой компетенции, входящей в профиль должности. Для каждой гостиницы разные компетенции имеют различную значимость для успеха сотрудника в конкретной должности, поэтому им присваиваются разные «веса». «Веса» компетенций выбираются таким образом, чтобы отражалась значимость данной компетенции для конкретной должности. Сумма значений всех весовых коэффициентов по всем компетенциям в профиле конкретной должности должна составлять единицу или 100% (в зависимости от того какая размерность у весового коэффициента – долевая (0,1; 0,15; 0, 2 и т.п.) или процентная (10%, 15%, 20% и т.п.).
Для разработки модели компетенций консультантам в области HR КРКРпеии часто используется метод прогностического интервью или интервью по поведенческим примерам, различные варианты метода «мозгового штурма», анкетирования и интервьюирования, метод «критических инцидентов», метод прямых атрибутов и другие аналогичные методы.
- Запуск модели в работу – ознакомление сотрудников с моделью компетенций, заполнение профиля компетенций для каждого сотрудника, занимающего руководящую должность в гостинице. Для этого могут быть использованы различные методы оценки, например, метод 360 градусов, когда руководитель сам оценивает себя, его оценивают подчиненные, вышестоящий руководитель (если есть), руководители других отделов, находящиеся на том же уровне иерархии в системе управления.
Пример оценки уровня владения компетенциями руководителя службы питания гостиницы
Название компетенций | Весовой коэффициент | Нормативное значение | Фактическое значение | Отклонение фактического значения от нормативного |
Корпоративные компетенции | ||||
Клиентоориентированность | 0,14 | 10 | 9 | 1 |
Уважение к гостям и коллегам | 0,15 | 10 | 10 | 0 |
Ориентация на результат | 0,10 | 9 | 8 | 1 |
Профессиональные компетенции | ||||
Выполнение стандартов обслуживания | 0,15 | 10 | 9 | 1 |
Знание иностранного языка | 0,10 | 9 | 9 | 0 |
Стрессоустойчивость | 0,09 | 9 | 6 | 3 |
Управленческие компетенции | ||||
Лидерство | 0,09 | 8 | 5 | 3 |
Организация системы контроля | 0,09 | 9 | 4 | 5 |
Распределение задач | 0,09 | 9 | 6 | 3 |
ИТОГО по всем группам компетенций | 1,00 |
Удобно для наглядности представлять результаты оценки по профилю должности графически – в виде таблицы, графика, рисунка, диаграммы (часто используется лепестковая диаграмма).
По данным вышеуказанной таблицы и представленного графика видно, что у данного руководителя есть незначительные отклонения (в основном не более одного балла) по корпоративным и профессиональным компетенциям (они имеют в данной модели наибольший «вес»), за исключением компетенции «стрессоустойчивость». Однако, по управленческим компетенциям отклонения существенные. При этом эти компетенции в данной модели имеют наименьшие значения весовых коэффициентов, что объясняется наличием в данной гостинице еще должности директора службы питания, который и осуществляет общее руководство всеми подразделениями службы питания (рестораны, бары, кафе, обслуживание в номерах, банкетное обслуживание и т.п.). Поэтому руководством гостиницы в отношении начальника службы питания (по сути заместителя директора службы питания) может быть принято решение о дополнительном обучении стрессоустойчивости и навыкам эффективного управления.
Совершенно очевидно, что идеальных сотрудников не бывает, ни у кого не будет 100% оценок 10 баллов, да это, по большому счету и не нужно (как правило, те, у кого преобладают высокие оценки — это очень сложные в управлении сотрудники, так называемые «звезды», не редко отличающиеся низкой лояльностью к организации). Важно, чтобы при оценке сотрудника по модели компетенций был достигнут некий баланс положительных и отрицательных моментов таким образом, чтобы положительных оценок было все-таки больше, особенно по тем компетенциям, которым присвоены наибольшие веса, как в вышеприведенном примере.
- Определение «разрывов» в профилях компетенций (отклонение полученных оценок от нормативного значения и принятие решений по этим «разрывам». Решения, прежде всего, зависят от величины «разрывов» и значимости компетенций, поэтому их, как уже указывалось, в общем–то может быть всего три вида: уволить сотрудника, не соответствующего профилю должности; перевести его на другую должность, которой он соответствует, или заниматься его обучением и развитием.
- Внесение корректив в модель компетенций гостиницы в связи с изменением каких-либо важных параметров в деятельности гостиницы – изменение системы корпоративных ценностей, целей развития, введения новых должностей и т.п.
- Оценка эффективности применения модели компетенций в гостинице. Из вышеописанного очевидно, что разработка собственной, уникальной модели компетенций достаточно дорога. Поэтому, как всякая дополнительная подсистема в сложившейся в гостинице системе управления, она должна быть эффективна, т.е. эффект от ее применения должен быть выше, чем затраты на ее разработку. Сложность оценки эффекта разработки и применения модели компетенций состоит в том, что он может проявляться в том, что не всегда возможно точно измерить, например, в повышении удовлетворенности сотрудников работой на предприятии со справедливой системой оценки, и, как следствие, в повышении лояльности персонала. Но все равно работу по оценке эффективности следует проводить, а в подобных ситуациях использовать экспертные методы оценки, опросы сотрудников, анкетирование и т.п.
Требования, предъявляемые к эффективной модели компетенций
- Модель должна быть уникальной, т.е. быть разработана для конкретной гостиницы и соответствовать ее целям и стратегии развития (именно поэтому третьим этапом работы над моделью компетенций части бывает не определение перечня групп компетенций, а уточнение целей, стратегии развития и корпоративных ценностей гостиницы, в соответствии с которыми затем и будут определяться компетенции и присваиваться им «веса»).
- Модель должна иметь стратегическую направленность, т.е. компетенции должны быть сформулированы с учетом перспектив развития гостиницы.
- Она должна быть достаточно простой. Чем больше компетенций содержит модель, тем труднее ее применить. Модель должна быть ясной и легкой для понимания.
- Содержание компетенций не должно пересекаться, поэтому схожие компетенции лучше или объединять или более четко их конкретизировать (например, ведение переговоров, коммуникации с поставщиками, проведение презентаций и т.п.).
- Модель должна быть справедливой по отношению ко всем, кто вовлечен в ее использование.
- Она не должна быть субъективной. Компетенции в модели должны быть прописаны в форме конкретных индикаторов поведения (примеров демонстрации эффективного поведения), которые можно легко оценить доступными методами. Если компетенции не прописаны с использованием терминов, характеризующих их рабочее поведение, то их не возможно пронаблюдать, а потому объективно оценить и следовательно не возможно выявить «разрывы» и построить систему обучения сотрудника.
Что дает гостинице использование модели компетенций?
- Формируется четкая система критериев для подбора и оценки, формирования программ обучения и развития персонала гостиницы с учетом ее специфических особенностей и стратегии развития.
- Создается объективная основа для планирования карьеры сотрудников, их ротации, выдвижения в кадровый резерв.
- Формируются стандарты качества эффективности выполнения работы сотрудниками соответствующих должностей.
- Повышается заинтересованность и мотивация сотрудников в повышении своих компетенций, а, следовательно, обеспечивается повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности гостиницы в целом.
- Формируется определенная корпоративная культура в организации, обеспечивается лояльность персонала гостинице.
Таким образом, разработка модели компетенций руководителей – это перспективный и полезный для гостиниц инструмент, причем не только в отношении руководства, но и всех сотрудников предприятия. Однако, это достаточно длительный, кропотливый процесс, требующий к тому же дополнительного финансирования для оплаты услуг привлеченных специалистов либо обучения своих сотрудников службы персонала.
Кроме того, внедрение модели компетенций – это существенное изменение в организации деятельности сотрудников, а потому оно неизбежно будет вызывать сопротивление коллектива (особенно в случае отсутствия мер по предупреждению сопротивлений за счет проведения разъяснительных мероприятий и поэтапного ввода изменений). Все это может свести «на нет» вышеперечисленные достоинства данной модели. Поэтому следует серьезно взвесить все «за» и «против» при принятии решения об использовании модели компетенций в деятельности конкретной гостиницы.