Васильевна Е.Н.
Игрушка – одна из самых древних форм народного творчества. Не удивительно, что она впитала в себя национальный колорит и своеобразие. Если посмотреть на народную игрушку, представленную разными регионами на выставках ярмарках, то становится ясно, что именно через эту форму творчества народные мастера каждой местности стремятся реализовать самобытность своей культуры, своего района или даже села. Народные игрушки разных местностей, действительно, не похожи одна на другую. Поэтому они занимают достойное место в частных и государственных коллекциях. Некоторые народные игрушки сегодня отнюдь не пользуются широким спросом, и основной потребитель этой продукции – именно коллекционеры.
Такая ситуация, безусловно, наводит на печальные мысли. Народный игрушечный промысел явно угасает. Так, в Пензенской области фактически исчезли как промысел Абашевская и Сокольская глиняные игрушки-свистульки; ими занимаются отдельные мастера, зачастую исключительно на заказ. В Нижегородской области – крупнейшем центре народных художественных промыслов России – еле жива традиция изготовления Жбанниковской игрушки – еще одной яркой, самобытной глиняной свистульки. В основном сегодня эту игрушку делают индивидуальные мастера в д. Жбанниково, д. Ромпино и д. Рыжухино в Городецком районе: А.Ф. Терешина, Е.В. Иванов (НП «Феникс», г. Н. Новгород), Е.Ф. Тимофеев (г. Балахна) и др. В Нижегородской области пытаются возродить Новинскую деревянную игрушку, неокрашенную или окрашиваемую анилиновыми красителями и покрываемую лаком; это «каталки», «коньки на колесиках», «кузнецы», «меленки» и др. Но проблема заключается в том, что на сегодняшний день ни в местном краеведческом музее, ни у жителей не сохранилось образцов Новинской традиционной игрушки; мастера Новинского Центра ремесел во главе с А.А. Баукиным предпринимают попытки восстановить ее облик по сохранившимся фотографиям. В критическом состоянии находится и Федосеевская игрушка – ярко желтая расписная конструктивная и сюжетная деревянная игрушка, выделившаяся в самостоятельное направление в середине XIX века. Хотя традиция изготовления федосеевской игрушки и была продолжена на новой основе (современная игрушка производится с использованием токарной технологии), изготавливают игрушку энтузиасты – мастер Н.С. Муравьев и его ученики. Тавлинская деревянная игрушка — самобытный эрзянский промысел, зародившийся в с. Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия в 1979 г., фактически не представлен на всероссийских ярмарках народных художественных промыслов. И таких примеров по России еще очень много.
Чтобы спасти традицию, необходимы меры поддержки со стороны государственных органов. По моему мнению, наиболее действенной мерой в сложившейся обстановке сегодня может быть передача опыта детям через систему образования, будь то проектная деятельность в рамках общего образования или целенаправленное обучение через систему специального, профессионального, дополнительного образования). Во-первых, изначально основным потребителем народной игрушки были дети, и поэтому к детям и через детей она должна и вернуться. Многое, что усвоено нами в детстве, мы проносим через всю жизнь. И есть надежда, что, передав сегодня этот опыт через систему образования, мы обеспечим в последующих поколениях непосредственную передачу умений и навыков уже традиционными путями: от отцов – детям. Во-вторых, удачные детские работы нередко ничуть не уступают изделиям опытных мастеров.
Ну, и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов положительный опыт сохранения народной игрушечной традиции.
Широко, например, известна дымковская игрушка. Ее происхождение изначально связано с вятским изначально языческим весенним праздником свистопляски, посвященном солнцу [1], позднее его стали отмечать как праздник Свистуньи. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и катали под гору в овраг расписные глиняные шарики – «шарыши». В настоящее время, начиная с 2009 года, праздник свистуньи отмечается в июне на региональном уровне, будучи приуроченным ко Дню города. В рамках праздника проводятся мастер-классы по изготовлению вятской игрушки, ярмарка-продажа изделий народных художественных промыслов «Вятская свистунья» и мн.др.[2]. По мнению режиссера праздника 2010 года Игоря Дмитриевича Бреславского, «Вятская Свистунья» может стать «брендом» области и города Кирова, что в свою очередь привлечет … туристов и будет способствовать продвижению продукции местных товаропроизводителей» [3].
Удивительные погремушки и каталки производит ООО «Царицынская игрушка» Волгоградской области. Игрушки изготавливаются из березы и бука; погремушки не окрашены. При этом царицынская игрушка воспроизводит традиционные формы народной игрушки: это петушки, уточки, коники, медведи и т.п. На мой взгляд, это очень удачный опыт продолжения народной традиции на производственной основе.
Народная игрушка это наше достояние, ее совершенно необходимо сберечь!
Литература
- Амосова С.Н. Архаические черты культа св. Параскевы-Пятницы на Вятке http://www.ruthenia.ru/folklore/amosova1.htm(дата обращения: 1.03.2012).
- Ярмарка «Вятская свистунья» в Кирове http://www.roadplanet.ru/home/news/795/ (дата обращения: 30.09.2011); Праздник «Вятская свистунья» пройдет в Кирове http://ria.ru/culture/20090619/174853748.html(дата обращения: 25.09.2011).
- «Вятская Свистунья» развернется на всех площадках города http://www.ikirov.ru/news/entertainments-ptr-vyatskaya-svistun-ya-razvernetsya-na-vseh-ploschadkah-goroda.html (дата обращения: 25.09.2011).