Адашова Т.А.
Редкий путешественник возвращающийся домой не привозит с собой сувенир – памятную вещь о приятно проведенном времени. Сувенир это частица культуры народа, отражение его традиций, особенностей мировосприятия, своего рода визитная карточка территории, посещаемой туристами. Часто демонстрируя привезенные сувениры туристы становятся рекламными агентами, привлекающими новых туристов. Среди сувенирного многообразия встречаются незамысловатые, рассчитанные на неприхотливого покупателя, но есть и такие, которые можно приравнивать к произведениям искусства, а некоторые из них даже запрещены к вывозу из страны. Принято считать, что история сувенира уходит корнями в далёкое прошлое. С древних времён существовал обычай оставлять какую-нибудь вещь, способную пробуждать воспоминания. Например, на Руси бояре преподносили иноземным послам собольи меха и в свою очередь получали сабли дамасской стали. Позже, в XVIII в. такие подарки в России стали называть сувенирами (от фр. souvenir — воспоминание, память). С развитием массового туризма появилась потребность приобретения понравившейся вещицы не только в качестве подарка близким и друзьям, но и для себя в память о посещённых местах и интересных событиях, участником которых довелось стать.
Современная сувенирная продукция – это важная экономическая составляющая туристского продукта. Ее масштабная реализация позволяет окупать расходы финансовых проектов. К примеру, Зимние Олимпийские игры в Сочи с бюджетом в сотни млн. долларов оказались в тройке самых дорогих спортивных мероприятий и брендов, по версии Forbes. Стартовавшая в конце ноября 2013 года сувенирная продукция оказалась чрезвычайно востребованной у гостей игр, а продажа сувениров помогла компенсировать некоторые затраты. Кто-то таким образом прикоснулся к истории страны, кто-то посчитал их хорошим инвестиционным вложением, которое приобретет со временем раритетную ценность. Кстати, одним из самых эксклюзивных сувениров стали сочинские деньги – 25-рублевые монеты и спортивные «соточки». Даже не раскрывшееся одно из олимпийских колец во время церемонии открытия Олимпиады было удачно обыграно в сувенирной продукции. Сувенирная отрасль также не осталась в стороне от актуальных политических событий. Например, присоединенный в марте к России Крымский полуостров стал поводом для производства соответствующей тематической продукции.
Кроме экономического значения, сувенирная отрасль также имеет и социальное значение, поскольку производство и продажа сувениров обеспечивают занятость местного населения. Однако специалисты отмечают, что многие российские фирмы, специализирующиеся на сувенирной продукции, выступают только в роли посредников. У них нет собственной производственной базы, но имеются налаженные партнерские отношения с различными производителями. По данным Российской ассоциации поставщиков и производителей сувениров, около 80% предметов сувенирной продукции изготавливаются за пределами РФ, главным образом в азиатских странах. При этом качество товара, зачастую оставляет желать лучшего. Компаний, имеющих собственную производственную базу в России пока немного, но с ними, как отмечают туроператоры проще работать, поскольку потребитель практически застрахован от возможных форс-мажоров и срывов сроков поставок.
Огромное разнообразие сувенирной продукции позволяет выделить сувениры по тематике (связанные с определенным местом, датой, событиями, исторической личностью и т.п.), по способу использования (утилитарные и декоративные), по преобладающему материалу (бумага, дерево, металл, пластмасс и т.д.), по промышленной принадлежности (сувениры народных художественных промыслов, легкой, пищевой, полиграфической и другой промышленности). В настоящее время большая часть сувенирной продукции сконцентрирована в Москве — до 70%, отмечается заметный рост рынка сувенирной продукции в ряде региональных центров РФ.
Недостаточное пока развитие сувенирной отрасли в Российских туристских центрах, отмечаемое отечественными и иностранными туристами, является серьезным упущением. Стремясь разнообразить востребованную продукцию на смену примелькавшимся традиционным российским сувенирам – матрешкам, шапкам-ушанкам и прочим приходят новые. Над образами, способными отразить особенности Москвы, работали студенты Института туризма и гостеприимства (филиал РГУТиС) города Москвы. Участвуя в Фестивале исследовательских и творческих проектов учащейся молодёжи Москвы, проводимом Российским университетом дружбы народов, они предложили свое видение новой сувенирной продукции. Как научный руководитель студенческих работ предлагаю ознакомиться с новаторскими идеями всех, кому интересно данное направление в туризме.
Например, можно обыграть популярные сувениры для потенциальных или уже состоявшихся партнеров по бизнесу, приехавших с деловыми целями. Для них приятным напоминанием о плодотворном визите стали уже привычные кожаные аксессуары: портмоне, ключницы, визитницы, бизнес-папки, ежедневники, планнинги, органайзеры и прочие предметы, которыми принято обмениваться в деловом мире. Особое чувство будет возникать глядя в блокнот, который совмещает в себе изображение известных московских достопримечательностей подкрепленные краткой информацией путеводителя на нескольких языках (рис. 1).
Недорогой сувенир – календарь – карманный, настольный, перекидной, можно дополнить тематическими видами Москвы, например, репродукциями знаменитых московских мостов, фотографиями старой и новой Москвы (рис. 2, 3). Яркий и красочный он будет радовать туриста весь год.
На российском рынке постепенно завоевывают популярность текстильные изделия. Это всевозможные полотенца, пледы, бейсболки, и футболки. Креативная идея яркого шарфа, например, со словами «Оля любит Москву» привлечет внимание и поднимет настроение.. Тепло, красиво, уютно (рис. 4 ). Дизайнерские футболки помогут определить «признаки настоящего жителя столицы» (рис. 5, 6, 7, 8 )
Полезный в хозяйстве сувенир – кружка будет напоминать не только о самых популярных московских достопримечательностях: белокаменном Храме Христа Спасителя, ультро синих зданиях Москвы Сити и Красной площади, но и о цветах российского флага (рис.9). А кружка и столовые приборы, выполненные в «березовом стиле» при визуализации и тактильных ощущениях станут любимыми для всех ностальгирующих по подмосковным березовым рощам (рис.10 )
Во всем мире растет доля съедобных сувениров, составляющая на сегодняшний день около 10% от общего количества продаваемых сувенирных позиций. В Москве в последние годы заметно вырос интерес к производству вкусной сувенирной продукции: наборы всевозможных конфет, шоколад с фирменной символикой и многое другое. Как альтернатива для гостей столицы – вариант печенья, напоминающий о красивой подземной Москве — Московском метро, о главном магазине Москвы – ГУМе и о приятных тратах в своем путешествии (рис.11 ).
Очень востребованной может стать красочная сувенирная продукция – зонт. Творческий подход позволяет воспринимать его как неотъемлемую часть древней столицы (рис. 12). Обратите внимание на расцветку 8-панельного купола зонта-трости, напоминающее роспись глав знаменитого храма Василия Блаженного. Разнофигурная и многоцветная окраска наверняка не оставит вас незамеченным. Верхушку зонта венчает золотистая маковка. Модель удобна при ходьбе (можно опираться) и незаменима в ветреную погоду. Еще одна интересная деталь — по границе сувенирного зонта присутствует надпись «Москва» на разных языках — русском, английском, французском, японском и других.
Положительный образ и узнаваемость нашей столицы повысит дизайнерский чемодан (рис 13). Он, помимо важной функции хранения вещей в дороге является аксессуаром, подчеркивающим индивидуальность и стиль владельца. Учитывая предпочтения и род занятий получателя подарка к его выбору стоит подойти с особой тщательностью. При создании эскиза чемодана делался акцент на сопоставлении двух периодов нашей страны — древнерусского государства и современный век со стремительно отстраивающимся бизнес центром (Москва Сити). По бокам чемодана вверху присутствуют надписи «Москва» — с одной стороны, с другой – «Сити», и внизу «Русь», с другой – «Россия» на двух языках. Довольно оригинально выглядит ключ от чемодана. Он выполнен в виде буквы «Р», напоминающий недавно утвержденный символ рубля. Подобный стиль будет уместен на сумках, кейсах, чехлах для ПК и т.д.
Практичным сувениром станет чехол для чемоданов. Съемная вещь может меняться в зависимости от настроения владельца (рис. 14, 15)
О времени, проведенном в столице будут напоминать часы (рис. 16, 17). А по возвращении домой детей младшего возраста порадует калейдоскоп, который в отличие от традиционных сюжетов покажет красивейшие виды Москвы (рис.18). Детям старшего возраста придется о душе флешкарта в виде всевозможных московских символов (рис.19)
Остальные туристы, оценив шутку «Москва не резиновая!» подарят себе на память браслет «Москва резиновая!» (рис 20). Сделанный из резины в форме главного символа Москвы – Кремля, он безусловно привлечет как иностранных, так и русских туристов. Производство таких браслетов не потребует больших затрат, силиконовая основа и краска – вот и все, что нужно для создания этих сувениров.
Творческий подход к разработке новых сувенирных продуктов и относительная простота их изготовления, позволяют надеяться на то, что они станут востребованы туристами, посещающими Москву. Ведь для каждого из них важно видеть предметы, побуждающие к приятным воспоминаниям.
Литература
1.Официальный сайт отраслевого ресурса сувениров и подарков Сегмент: http://suvenir.segment.ru (дата обращения: 17.12.2014 г.)
2. Сауков Г.Н. Сувенирная продукция в туризме (региональный аспект) // Туризм в социокультурном пространстве Тюменского региона / Научн. ред. Л.Н. Захарова. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2006. – с. 105-120.