Чаус Н.В.
Героизм и самоотверженность солдат, полководцев и всего российского общества в Отечественной войне1812 года нашли отражение во многих произведениях литературы и изобразительного искусства. События 1812 года способствовали пробуждению национального самосознания, что закономерно воплотилось и в народном творчестве. Мастера народных промыслов не могли остаться равнодушными к борьбе за независимость Отчизны, и это подтверждают их уникальные творения, многие из которых сохранились в музеях России.
Так, в Бородинском музее-заповеднике хранятся изделия, изготовленные народными умельцами из разных уголков России. Основным материалом для их работ служили дерево и глина. Здесь можно увидеть богородскую и сергиево-посадскую, каргопольскую и абашевскую игрушки. Не оставят равнодушными и привлекут внимание экспонаты, изготовленные как профессионалами, так и мастерами-любителями, — композиции из металла (олово, чугун), картона, пенопласта, фарфора, гипса. Среди многообразных военных фигур наибольшее количество составляют воины Отечественной войны 1812 года. Художники-миниатюристы удивительно точно и ярко отражают состав русских войск — пехоты, кавалерии, артиллерии, ополчения и казаков, участвовавших в Бородинском сражении. Работы поражают своей реалистичностью, с исторической достоверностью воспроизводят элементы обмундирования, снаряжения и вооружения. В музее есть и макет, представляющий динамичное изображение одного из эпизодов Бородинской битвы [3].
26 августа 1812 года в Бородинском сражении погиб генерал-майор, шеф Ревельского пехотного полка Александр Алексеевич Тучков (1777-1812). Его вдова, Маргарита Михайловна Тучкова (1781-1852) решила построить на месте гибели мужа храм, который был освящен во имя Спаса Нерукотворного. В 1838 году здесь был образован монастырь. После революции монастырь был закрыт, а в его постройках сохранился музейный комплекс. С 1992 года монастырь вновь начал действовать, монашествующим передали церковь Спаса Нерукотворного, Владимирский собор и два келейных корпуса. В церкви Иоанна Предтечи в настоящее время располагаются две экспозиции: на первом этаже – «Военная художественная игрушка», на втором – «Военная галерея Бородинского поля». В бывшей хлебной палате – касса и сувениры. Уже в 1989 году к 150-летию Бородинского музея в здании церкви Иоанна Предтечи была открыта замечательная выставка «1812 год в декоративно-прикладном и медальерном искусстве». Ее экспонаты наглядно отражают народную память о событиях и героях 1812-1815 годов.
Важно подчеркнуть, что практически в первые послевоенные годы возникла общественная потребность запечатлеть грозные и героические события в керамике, дереве и стекле, в тканях и произведениях мелкой пластики, в медальерном искусстве. В частности, всегда большой интерес вызывает у посетителей полная коллекция медалей известного художника Ф.П. Толстого, выполнившего работы по отливке медальонов с композициями в рельефе, посвященные Отечественной войне 1812 г. В музее находятся также уникальные сувенирные платки Прохоровской мануфактуры, выпущенные к 100-летию Отечественной войны, изделия из фарфора фабрик Кузнецова и Гарднера с портретами русских военачальников и сценами войны. Среди экспонатов музея, отражающих героические времена военных действий с Наполеоном, можно найти и работы современных мастеров – это изделия из ростовской эмали, федоскинская лаковая миниатюра, резьба по перламутру, росписи по шелку [5].
Не остались равнодушными к войне 1812 года и богородские умельцы резьбы по дереву. Представители уникального русского промысла режут игрушки традиционной конструкции – разводы. Удивительные движущиеся игрушки выходили из рук богородских мастеров. Для этого они использовали вроде бы простые, но очень остроумные и забавные конструкции: планки, баланс, разводы, кнопки, спиральные проволочки и колеса. Стоит только развести планки с фигурками – и солдатики с ружьями тут же становятся в стройное двухрядье, сведешь вместе – и они быстро сомкнутся плотной боевой шеренгой в один ряд. Этот промысел прославился уже в XVII веке в Троице–Сергиевом монастыре, посаде и близлежащей деревне Богородское [1.С. 76,74]. В Сергиевом Посаде игрушку не только резали, но и окрашивали, богородские же мастера делали только белье – игрушку из неокрашенной липы. В XIX веке деревня Богородское была широко известна как крупный центр игрушечного дела. Богородская игрушка формировались под воздействием Москвы, и в ней явно просматриваются реалистические традиции. Богородские и Посадские мастера часто кооперировались и создавали совместные произведения, пользующиеся большим спросом на рынке. Среди резных крашеных игрушек выделяется сюжетные работы XIX века «Всадники», барышня и гусар, солдатики. Автор многих скульптурных композиций XX века Н.И. Максимов в 1962 году, к 150-летию войны 1812 года, создал замечательный развод гусаров. Эта уникальная работа сейчас находится в музее народного искусства [1.С.75, 79, 106].
События Отечественной войны 1812 года способствовали распространению образа воина и в мозаичных работах по дереву. Москва в 1812 году очень сильно пострадала от пожара — из 9 тыс. зданий сгорело более 6500. В связи с этим у населения Москвы возник огромный спрос не только на строительную древесину, но и на мебель, что привело к дальнейшему расширению кустарно-мебельного производства Подмосковья. Среди мастеров того времени известны имена братьев Зениных, Князева и Соболева [2.С. 24].
Мастера Гжельской фарфоровой пластики использовали образы воинов в своих работах уже много лет спустя. Ю.Н. Гаранин в 1982 году к 170-летию Отечественной войны 1812 года выпустил юбилейный набор шахмат «1812 год», фигуры набора представляют собой солдат и полководцев 1812 года [8]. Сейчас этот набор находится среди экспонатов музея производственного объединения «Гжель». Сам промысел возник в XVIII веке. Гжель – большой район бывших Бронецкого и Богородского уездов Московской губернии, расположенных в 60 км юго-восточнее нынешней столицы. Он охватывает 30 деревень с центром в деревне Гжель. Гжельские керамические изделия с их характерной росписью всегда можно отличить от других. Изготавливаются они из белых глин, которых в данных местах большое количество, что и способствовало возникновению промысла. Особенность промысла состоит в том, что художественная мазковая роспись изделий производится от руки быстрыми мазками: “мазок с тенями”, “быстрый мазок” и роспись “одной кистью”. В гжельской росписи, в отличие от других, применяются все оттенки синего.
На пике патриотического настроения россиян в связи победой в войне 1812 года завод Франца Гарднера выпустил чашки с портретами героев Отечественной войны Кутузова, Дениса Давыдова, Багратиона, Сеславина и других, которые пользовались в то время особенно большой популярностью. Чашки правильной цилиндрической формы, что наиболее удобно для портретной живописи, портреты расположены на противоположной от ручки стороне в овальных или прямоугольных медальонах. Изображения героев Отечественной войны выполнены серой или коричневой краской в технике «гризайль». Помимо чашек портреты героев войны помешены на сервизе с карикатурами И. И. Теребенева, высмеивающих Наполеона с его армией и прославляющих народных героев [4].
Завод Франца Гарднера был основан в 1766 году в селе Вербилки Московской губернии. Гарднер нашел особую глину на Черниговщине, открыл под Москвой будущий знаменитый на весь мир завод и довольно быстро наладил работу. Фарфоровая посуда очень высоко ценилась в России. Гарнеровские «орденские» сервизы для императорского двора очень понравились Екатерине II, а московский генерал-губернатор пожаловал Гарднеру право ставить на фарфоровых изделиях его завода изображение московского герба. В 1829 году его сыновья, владевшие заводом после смерти отца, получили золотую медаль на Первой промышленной выставке, а спустя четверть века были удостоены особой благодарности императора и получили почетное право ставить на своих изделиях изображение теперь уже государственного двуглавого орла – эквивалента российского знака качества. В начале XIX века на заводе Гарднера в широких масштабах был налажен выпуск фарфоровой скульптуры по образцам XVIII века. Через некоторое время фабрика в Вербилках добилась большого успеха при выпуске фигурной пластики с использованием сюжетов из жизни русских крестьян, городской жизни, детских игр и других сюжетов быта и повседневности. Фигурки Гарднера из русской жизни и теперь пользуются большим спросом на антикварном рынке и быстро уходят с аукционных торгов [6].
Мастера федоскинской лаковой миниатюры изображали события доблестной российской истории — эпизоды войны 1812 года — на крышках табакерок из папье-маше, на которые наклеивали бумажные картинки-гравюрки, покрытые сверху светлым лаком. Фабрика была основана московским купцом П.И. Коробовым в подмосковном селе Данилково (ныне Федоскино). Здесь первоначально занимались изготовлением лаковых козырьков для головных уборов обмундирования русской армии. Широкое производство лаковых изделий началось в 1798 г., наладилсявыпуск лаковых табакерок и прочих изделий из папье-маше. С 1818 года П.И. Коробов привлек к делу своего зятя П.В. Лукутина, а в 1825 году полностью передал ему фабрику. Лукутин расширил производство и открыл художественную школу для мастеров. В 1831 г. на художественно-промышленной выставке в Москве за представленные изделия П.В. Лукутин был награжден золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839 г. на выставке в Петербурге — золотой медалью на Владимирской ленте. На фабрике выпускались табакерки, чайницы, шкатулки и коробочки, карточницы, которые украшались живописной миниатюрой, орнаментальной графикой. За многие годы искусство русской лаковой миниатюрной живописи развивается и оттачивается, пользуется широким спросом в России и вывозится за ее пределы. Сегодня это славное ремесло продолжает ГУП «Федоскинская Ордена «Знака Почета» фабрика миниатюрной живописи». Изделия фабрики пользуются успехом за границей, участвуют в международных выставках, презентуются в качестве подарков на правительственном уровне. Мастера промысла «Федоскино» продолжают сохранять культурно — историческую славу Отчизны с ее неповторимым национальным колоритом [9].
Мастера холуйской миниатюры также используют жанровые сюжеты Отечественной войны в росписи изделий лаковой миниатюры. Уже с 1613 г. Слобода Холуй (Ивановская обл.) упоминается как знаменитый центр иконописи и лаковой миниатюры. Она была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов. Произведения пополнили фонды многих музеев: местного музея и ассортиментного кабинета Ивановского и Плесского художественных музеев в Ивановской области, Московского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея народного искусства, отдела Исторического музея на Куликовом поле. Изготовление Холуйской шкатулки — длительный и трудоемкий процесс, секреты которого сохраняются с момента возникновения художественного промысла и известны только холуйским мастерам [10].
Интересно отражение войны 1812 года и в литейном промысле. Так, каслинский мастер литейщик А. Посядко создал композицию «Полководцы М. Кутузов и П. Багратион» [8.С.19].
Каслинский литейный промысел возник в г. Касли Челябинской области во2-й половине XIX века. Основные особенности стиля: четкость силуэта, тщательная отделка деталей, передача фактуры различных материалов, высококачественная матовая окраска. Техническая безукоризненность отливки объясняется тремя факторами: высокими качествами чугуна, особым, неповторимым природным качеством формовочных песков и уникальным мастерство каслинских рабочих – подлинных художников.
Современные мастера резьбы по дереву и кости в своем творчестве тоже не обходят вниманием войну 1812 года. В Интернет-журнал «Резьба по дереву и кости» представлены нэцке — шахматы «Война 1812 года. Наполеон, Александр I и их армии», которые мастер Михаил Грушенков вырезал 7 лет и считает одной из лучших своих работ [7].
На том же сайте представлена и работа Иосифа Эпштея — шахматы «1812 год», причем фигуры выполнены из бивня мамонта, инкрустированы серебром золотом, янтарем, самоцветами и кожей [7].
Современные создатели керамических изделий в стиле «майолика» также отражают события 1812 года в своих произведениях. В «Мастерской майолики Павловой и Шепелёва» выпускают керамические фигуры солдат 1812 года. Это предприятие возникло в 1992 году в Ярославле, но уже обрело большую популярность не только в России, но в мире и позиционирует себя как бренд «Ярославская майолика». Мастерская специализируется на выпуске высокохудожественных изделий из керамики, сохраняя стиль и традиции старинного ремесла — «майолики». Майолика — это разновидность керамики, изготавливаемой из обожженной глины с использованием расписной глазури. Все изделия в «Мастерской майолики Павловой и Шепелёва» и сейчас изготавливаются вручную, что особенно подчеркивает их неповторимость и ценность.
Отечественная война 1812 года закономерно существенно обогатила видовое и тематическое содержание большинства наиболее развитых и популярных народных художественных промыслов. В изделиях мастеров прошлого и современности события 200-летней давности осмысливаются духовно и эстетически, образно реализуя базовые гражданские ценности нашего общества – патриотизм и верность долгу, коллективизм и культурная преемственность поколений.
Литература
1. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 192 с. ил.
2. Буланина В.Д. Мозаичные работы по дереву.- М.: Лесная промышленность, 1981. – 181 с., ил.
3. Бородино — Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник // http://www.borodino.ru (дата обращения: 15.10.2011).
4. О фарфоре. Завод Гарднера // http://epoque.chat.ru/Farfor/Gardner.html
5. Почему женский монастырь стал главным памятником Бородинскому сражению? // http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-18269/
6. Русский фигурный фарфор завода Гарднера // http://allday.ru/index.php?newsid=380094
7. Резьба по дереву и кости. Интернет-журнал http://rezbaderevo.ru/topic.php?topic_id=249
8. Шмигельская Е.В. Скульптура малых форм в Российской Федерации. – Л.: Художник РСФСР, 1982. – 182 с., илл.
9. http://www.fedoskino.org/about/hudojestvenno-istoritcheskaya-spravka
10. http://www.kholuy.ru/main.asp
11. Пересъемка: Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 192 с., илл.
12 Пересъемка: Шмигельская Е.В. Скульптура малых форм в Российской Федерации. – Л.: Художник РСФСР, 1982. – 182 с., илл.
13 http://www.kholuy.ru/catalogue_photos.asp?DID=6