Егоренко О.А.
«В справочнике Союза писателей кратко сказано, что Андроников Ираклий Луарсабович — прозаик, литературовед, и только. Если бы я составлял этот справочник, я раньше всего написал бы без всяких покушений на эксцентрику: Андроников Ираклий Луарсабович — колдун, чародей, чудотворец, кудесник. И здесь была бы самая трезвая, самая точная оценка этого феноменального таланта», — писал Корней Иванович Чуковский.
В самом деле, высокое мастерство подачи информации и искусство перевоплощения делают Андроникова одной из самых ярких фигур в современной культуре.
Ираклий Луарсабович Андроников (Андроникашвили), советский писатель и литературовед родился 15 сентября 1908 года в Санкт-Петербурге в семье известного адвоката. Древняя дворянская ветвь Андроникашвили подарила миру людей удивительного ума. Отец Ираклия Андроникова Луарсаб Николаевич был адвокатом, получившим блестящее юридическое образование, в том числе и за границей, присяжным поверенным. Брат Ираклия Элевтер Луарсабович Андроникашвили был известным физиком, профессором, действительным членом Грузинской академии наук. Сестра Елизавета впоследствии стала директором библиотеки Главной геофизической обсерватории имени А.И. Воейкова в Ленинграде. Мать Екатерина Яковлевна Гуревич была родом из известной петербургской семьи.
После революции 1917 года Луарсабу Николаевичу предложили читать курс истории философии в Тульском педагогическом институте, куда он переехал со всей своей семьей. Жизнь в деревне под Тулой в течение трех лет и познакомила Ираклия, как позже он напишет в своих «Записках литературоведа», с «народной образной речью» и привила «вкус к языку».
Осенью 1921 года семья переехала в Тифлис, где Ираклий учился в школе, где смог определить для себязначимость грузинской культуры, где читал классику, все больше проникаясь литературным жанром: «Дом наш был всегда полон — писатели, режиссеры, актеры, художники, музыканты, юристы, ученые; кто только не бывал здесь — Тициан Табидзе, Паоло Яшвили, Котэ Марджанишвили, СандроАхметели, приезжие из Москвы и из Ленинграда… Разумеется, в этой среде моя природная склонность к литературе, искусству, к наукам гуманитарным получала подтверждение и крепла».
В 1925 году Ираклий Андроников поступил на историко-филологический факультет Ленинградского университета и одновременно на словесное отделение Института истории искусств. Именно эти направления и определили будущее Мастера публицистики. В этих вузах Ираклий Луарсабович занимался историей языка и литературы у Б. М. Эйхенбаума, В. М. Жирмунского, Б. В. Томашевского, Г. А. Гуковского, В. В. Виноградова, Л. В. Щербы; слушал историю у А. Е. Преснякова, С. Ф. Платонова. Закончил учебу Андроников в 1930 году, получив диплом «литработника с журнально-газетным уклоном».
Первые годы после университета Ираклий Андроников работал секретарем в юмористических журналах «ЕЖ» и «ЧИЖ». Это был отличный опыт для начинающего драматурга, опыт общения в литературных кругах, возможность видеть, как рождаются емкие и интересные труды. Сам Андроников позже в своих передачах с восхищением рассказывал о людях, с которыми работал, которых слушал, у которых учился. Евгений Шварц, Николай Заболоцкий, Николай Олейников. Эти люди сыграли значительную роль в становлении молодого литератора Андроникова.
Еще в годы учебы Андроников всерьез увлекся творчеством М. Ю. Лермонтова, что предопределило направление его творчества на долгие годы. Сегодня у большинства читателей и зрителей Ираклий Андроников ассоциируется именно с изучением биографии и творчества великого русского поэта. Первая статья «К биографии М. Ю. Лермонтова» вышла в 1936 году в журнале «Труды Тифлисского университета». А уже в 1939-м был опубликован первый серьезный труд – книга «Жизнь Лермонтова». В том же году Ираклий Андроников был принят в Союз Писателей СССР.
Жизнь Лермонтова необычайно привлекала Ираклия Андроникова. «Охота» за биографическими описаниями и «географией» Лермонтова стала на долгий период основой его творчества. Ряд блестящих публикаций сделал Ираклия Андроникова по праву одним из самых известных научных исследователей жизни Михаила Юрьевича Лермонтова, его исканий и любви.
В 1947 году Андроников защищает кандидатскую диссертацию на тему «Разыскания о Лермонтове». В 1948 году выходит следующая книга о поэте «Лермонтов. Новые разыскания». Позже выходят: «Рассказы литературоведа» (1949), «Лермонтов» (1951), «Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы» (1952), «Лермонтов в Грузии в 1837 году» (1955). А монография «Лермонтов в Грузии в 1837 году» была засчитана как докторская диссертация в Московском университете в 1956 году. В этом исследовании были выяснены многие обстоятельства, сопровождавшие службу Лермонтова в Нижегородском полку, изучены его связи с грузинской культурой. В процессе Андроников доказывает, что «Демон», «Мцыри», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Спор», «Тамара» и «Свиданье» созданы под впечатлением живой действительности и вобрали в себя народные преданья, легенды и песни. Цикл телевизионных передач «Ираклий Андроников рассказывает. Загадка Н.Ф.И.» еще раз наглядно раскрывает зрителю истинную увлеченность и горячность Ираклия Андроникова во всем, что касается творчества Лермонтова.
Результатом дальнейших литературоведческих изысканий Андроникова стала книга «Лермонтов. Исследования и находки», вышедшая в 1964 году и получившая в 1967-м Государственную премию СССР. В ней много места уделено истории создания стихотворения «Смерть поэта», исследованы связи Лермонтова с кругом друзей и знакомых Пушкина, тщательно рассмотрены документы, связанные с дуэлью Лермонтова. Как модно говорить в настоящее время: «сенсация» литературы, «Лермонтов. Исследования и находки» стала главным трудом Ираклия Андроникова, еще раз доказав его талант публициста.
В 1981 году в свет вышла «Лермонтовская энциклопедия». Это была первая персональная энциклопедия (посвященная личности одного человека) на русском языке. Ираклий Андроников принимал самое непосредственное участие в ее создании, выступая членом редакционной коллегии.
Бесконечный интерес Ираклия Андроникова к слиянию двух культур: русской и грузинской породил исключительные результаты, используемые в качестве основы для дальнейших исследований биографии Лермонтова и в настоящее время.
Всерьез увлеченный Лермонтовым, Андроников параллельно изучал творчество Пушкина, Руставели, Александра Чавчавадзе, Бараташвили, Гоголя, Горького, Леонидзе, Чиковани, его привлекала музыка, режиссура, история и «теория» телевидения, музееведение, что, несомненно, представляет творчество Ираклия Андроникова весьма неординарным.
Андроников писал: «Он уже возник, жанр научного поиска. Все шире становится материал и исторический и современный, который воплощают «искатели». Поскольку мы заинтересованы не только в том, чтобы давать читателю знания, сообщая ему итоги исследования, но и в том, чтобы вводить его в процесс,- учить настойчивости, сообщать ему верный метод работы,- будущее за этим жанром. И основные удачи его еще впереди!»
Во время Великой Отечественной войны Ираклий Андроников работал литературным сотрудником газеты «Вперёд на врага» на Калининском фронте. Исполнение устных рассказов перед бойцами, буквально завтра отправляющимися на боевое задание, сделало его поистине народным. До самого конца войны Андроников неустанно писал. Впоследствии в своей книге он вспомнит, насколько сложно это ему давалось, ибо устная речь так отличается от письменной: «Вряд ли кто-нибудь из советских литераторов моего поколения скажет о себе, что он выучился писать в армейской газете. Я — говорю!»
Еще в юности увлечение литературой, наблюдательность и остроумие породили еще одно примечательное умение Андроникова – импровизационное создание многочисленных образов, сделавшее его столь популярным. Того, кого сегодня назвали бы пародистом, современники Андроникова именовали «имитатором». Однако это было не просто искусство пародий. Талант Андроникова, воплощаемый в лицедействе, позволял советским зрителям глубже прочувствовать жизнь тех людей, о которых шла речь в его работах. Приоритет устной речи над письменной в деятельности Андроникова был продиктован желанием передать голосом чувства и характер своих героев, придать научным исследованиям эмоциональную окраску. Сам Ираклий Андроников с большой благодарностью отзывался о тех, кто помог развить этот талант в нем: «В разные годы у меня были замечательные «тренеры» — Евгений Львович Шварц, Валентин Петрович Катаев, Юрий Карлович Олеша. Они «дразнили» меня, задавали вопросы, требуя мгновенных ответов в образах А. Н. Толстого, С. Я. Маршака, академика О. Ю. Шмидта или других моих персонажей».
Первое публичное выступление Андроникова как чтеца состоялось еще 7 февраля 1935 года, и со временем та оригинальная подача материала, которую использовал Андроников, сделала его узнаваемым и очень популярным. Начиная с 7 июня 1954 года, когда Ираклий Андроников впервые выступил на Центральном телевидении с циклом «Ираклий Андроников рассказывает», было снято несколько фильмов, в которых он читает свои устные рассказы: «Загадка Н.Ф.И.», «Страницы большого искусства», «Портреты неизвестных», «Слово Андроникова» и другие. Его авторские передачи с устными рассказами и выступления на эстраде смотрели в СССР запойно, с удовольствием и нескрываемым восхищением. Глубокий исследовательский ум здесь соседствует с явным актерским талантом. Сам Андроников считал, что именно такое, своеобразное и игровое преподнесение способствует лучшему пониманию зрителем тех тонких граней биографий разных людей, которые он так стремился донести. Это был именно талант, дарованный Андроникову, его «модель», согласно которой он показывает те черты персонажа, которые иной не уловил бы. С помощью интонации, жестикуляции, Андроников создавал свои выступления, наделяя их неповторимостью.
В 1959 году Ираклию Андроникову было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств.
Корней Иванович Чуковский, большой поклонник таланта Андроникова, его современник, автор вступления к книге И. Л. Андроникова «Рассказы Литературоведа», писал: «…едва только он войдет в вашу комнату, вместе с ним шумной и пестрой гурьбой войдут и Маршак, и Качалов, и Фадеев, и Симонов, и Отто Юльевич Шмидт, и Тынянов, и Пастернак, и Всеволод Иванов, и Тарле. Всех этих знаменитых людей во всем своеобразии их индивидуальных особенностей художественно воссоздает чудотворец Андроников».
Ираклий Андроников умер 11 июня 1990 года. Похоронен на Введенском кладбище Москвы. Яркая интерпретация и живой рассказ, необычайное чувство юмора делают Ираклия Андроникова одним из самых выдающихся авторов и рассказчиков и сегодня.Талант Андроникова остается непостижимым и неподражаемым, как неподражаема была его жизнь, полная окружающих его образов и голосов.
Литература
- Андроников И.Л. Рассказы литературоведа. М.: Детская литература, 1973.
- Андроников И.Л. Избранные произведения. Т. 2. Записки литературоведа// Электронная библиотека RoyalLib.ru. [Электронный ресурс].
- URL:http://royallib.ru/book/andronikov_irakliy/izbrannie_proizvedeniya_tom_2_zapiski_literaturoveda.html (дата обращения: 03.11.2014).
- Андроников Ираклий Луарсабович // Википедия. Свободная энциклопедия[Электронный ресурс].URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Андроников, Ираклий Луарсабович (дата обращения: 03.11.2014).
- Вступление К.И. Чуковского к книге И.Андроникова «Рассказы литературоведа» (М.: Детская литература, 1973).[Электронный ресурс] http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Andronikov.htm (дата обращения: 03.11.2014).
- Ираклий Андроников (Андроникашвили) // Клуб Пергам: Литература глазами читателей [Электронный ресурс]. URL: http://www.pergam-club.ru/book/3987 (дата обращения: 03.11.2014).
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984.